Классификация методов воспитания
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанник направленной на решение задач воспитания. И.Ф. Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание. Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательный работы. Однако можно заметить, что они наказаны среди методов I средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее, методы - одна из основных категорий воспитания - знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
Познанию методов способствует их классификация. В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности, методы стимулирования деятельности и поведения и методы организации деятельности и опыта поведения. Выделение первой группы основано на принципах единства сознания и поведения. Сознание совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса формировании личности и деятельности. Третья группа отражает потребно-мотивационный компонент деятельности, одобрение или порицание поступка, формирует поведение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|