ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Иск-во русского балета нач. 20 векаК началу 20 в. постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру. В середине века примечательной особенностью его развития стало необычайное разнообразие стилей: каждый хореограф или художественный руководитель труппы предлагал свой собственный подход. Реформатором балетного театра начала ХХ века по праву считается Михаил Фокин. Выпустившись в 1898 году из Императорского училища, Фокин быстро занял положение одного из ведущих солистов петербургской труппы. Молодой танцовщик по своим внешним и профессиональным данным идеально соответствовал образу премьера (принца, аристократа, античного героя, волшебного духа) в балетах Петипа. Статная внешность, пропорциональная фигура, утонченные черты сочетались с великолепной техникой, чувством формы, легкими от природы прыжком и вращением. Фокин был разностороннее одаренным человеком, недостатки образования восполнял самостоятельно, много читал, изучал живопись, скульптуру, древние памятники в музейных собраниях Петербурга и во время заграничных поездок, занимался музыкой, внимательно следил за всем новым, что проникало на петербургскую сцену в драме и опере. Постепенно Фокин пришел к убеждению, что его собственное искусство – балет – нуждается в решительных переменах. Действительно, в условных спектаклях Петипа было мало жизнеподобия, а техника классического танца в посредственном исполнении походила на бессмысленную гимнастику. Всё это стало предметом критики. «Старому» балету Фокин противопоставил «новую» эстетику, которая сформировалась не сразу и самые ценные плоды принесла в условиях сотворчества с лучшими умами и «ногами» эпохи. Несколько первых постановок Фокина были лишь пробами пера, подступами к реформам. Суть «новой» эстетики впервые выразилась в трех одноактных балетах 1908-09 годов: «Павильоне Армиды» на музыку Николая Черепнина, «Египетских ночах» на музыку Антона Аренского и «Шопениане» на оркестрованные фортепианные пьесы Шопена. Соавтором первого был Александр Бенуа, он создал либретто и оформление спектакля, что предопределило поэтику утонченной стилизации (французский XVIII век причудливо соединялся здесь с нотками зловещего «гофманианского» романтизма: чаровница Армида с ожившего гобелена была орудием недобрых сил). Хореография Фокина, хотя и основывалась на вполне традиционном классическом танце, была стилистически выверена и полностью соответствовала визуальному образу, заданному художником. «Шопениана» поставлена также в традициях классического танца, но здесь Фокин самостоятельно проводил идеи балетного пассеизма: в облике танцовщиц, в легкости и воздушности танца хореограф воспроизводил романтический балет XIX века (не знавший «стального носка» и вихревых вращений), балерину тальониевского типа; на сцене словно оживала старинная гравюра, подернутая, впрочем, импрессионистическим флером. К тому же, балет был бессюжетным, строился по принципу сюиты, что вносило новую струю в понимание симфонизации танца (почему, вероятно, «Шопениана» и стала самым «живучим» созданием реформатора). Наиболее радикальным был балет «Египетские ночи». Фокин старался соединить пантомиму и танец, все жесты и движения должны были выглядеть действенными и весомыми. Но главное – Фокин отказался от выворотности, пальцевой техники, использовал пластику, заимствованную с древнеегипетских рельефов. Новшество эпатировало, резко разделило публику на приверженцев и яростных критиков, но и обозначило возможности иных, нежели прежде, художественных приемов в пластике и танце. Все три балета стали основой репертуара первого русского балетного сезона, организованного Сергеем Дягилевым в Париже в 1909 году. «Египетские ночи», правда, подверглись значительной трансформации: было изменено название (балет «на экспорт» именовался «Клеопатрой»), переделан сценарий, добавлено много музыки, спектакль заново оформил Бакст. «Шопениану» переименовали в «Сильфиды» («Les Sylphides» – так этот балет поныне традиционно называется на Западе). Также Фокин поставил «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», считающиеся одним из символов творчества хореографа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|