Выражение инстинктов и Эго.
Обсуждение относящихся сюда вопросов см. в книгах:
S. I. Hayakawa. Language in Thought and Action. Alien & Unwin, 1952.
Alfred Korzybski. Science and Sanity. Lakevill, Conn.: Institute of General Semantics, 1958.
Интимная анатомия половой деятельности описана в книге
W. H. Masters and V. I. Johnson. The Human Sexual Response. London: J.& A. Churchill, 1966.
Психический рост.
Сравните:
Sigmund Freud. Three Contributions to the Theory of Sex. New York: Dutton Paperbacks, 1962.
Суперэго.
Сравните:
Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, Chapter XXXI (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989).
Physis.
«Тележка, запряженная ослом», о которой говорила наша пациентка, напоминает «лошадь и всадника» в изложении Фрейда. Концепция состояний Эго, развиваемая дальше в главе об анализе взаимодействий, устраняет путаницу, связанную с явлением самонаблюдения. Используемое здесь представление о фюзисе или физисе заимствовано у Джилберта Мерри, см.:
Gilbert Murray. Five Stages of Greek Religion. Garden City, N.Y.: Doubleday Anchor Books, 1955.
Наиболее известный из авторов, писавших о творческом росте, — Бергсон:
Henry Bergson. Creative Evolution. MacMillan, 1965.
Среди других авторов, хорошо объясняющих эту проблему, упомянем Шопенгауэра. Фрейд в работе «По ту сторону принципа удовольствия» выразил свое неверие в существование универсальной творческой силы такого рода, назвав ее «приятной иллюзией». Но и он одно время не был уверен, что нечто вроде физиса не содействует Ананке* в качестве движущей силы эволюции. «Эта оценка неизбежных потребностей жизни, — говорил он, — не обязательно служит косвенным аргументом против важности «внутренних тенденций к развитию», если будет установлено их существование» (The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis, p. 355). По-видимому, вначале он был гораздо более уверен в отношении инстинкта смерти, впоследствии же приписывал Эросу и Танатосу равное значение. Проницательный взгляд некоторых шизофреников способен ясно видеть процессы распада в жизни окружающих людей, и эти их наблюдения поддерживают предположение об инстинкте смерти.
Глава III.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|