Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: БУДДИЗМ: СУЩНОСТЬ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

План:

1. Личность Будды. Вероучение и культ буддизма.

2. Основные направления буддизма.

3. Буддизм в современном мире.

1

Буддизм – самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI веке до н. э. и за два с половиной тысячелетия прошла долгий путь своего развития, став мировой религией.

Её основатель Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, ставший Буддой, что означает «ПРОСВЕТВЛЕННЫЙ ВЫСШИМ ЗНАНИЕМ», «ОСЕНЕННЫЙ ИСТИНОЙ» родился и жил в Древней Индии в VI веке до н. э. Отец Будды, повелитель племени шакьев, а мать – жена правителя этого племени. Появившись на свет необычным путем – через подмышки матери – младенец издал клич, который был услышан всеми богами Вселенной. Боги возрадовались долгожданному приходу того, кто сможет пресечь страдания этого мира. Мудрец Асита предрёк новорожденному свершение религиозного великого подвига, и его назвали СИДДХАРТХОЙ, что значит «выполнивший свое назначение».

Отец Будды с самого детства окружил сына роскошью, дал ему прекрасное светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила Сиддхартхе сына. Вопреки желанию отца, принц в возрасте 33-х лет тайно покидает дворец. Причиной этому были знаменитые «четыре встречи Будды»: с покрытым язвами больным, с согбенным дряхлым стариком, с погребальной процессией и погруженным в медитацию (размышление) аскетом. Первые три встречи потрясли его, вызвав глубочайшие переживания по поводу неотвратимости человеческих страданий и смерти; четвертая же вселила надежду и как бы указала направление, на котором следует искать путь к избавлению от страданий.

Семь лет провел он в отшельничестве и аскетизме и путем внезапного озарения, наконец, открыл путь к спасению, т. е. Сиддхартха Гаутама становится Буддой.

Преодолев попытки демонических сил помешать ему возвестить людям путь к спасению, Будда произнес первую проповедь, ставшую основой вероучения.

После этой проповеди, т. е. провозглашения «четырех благородных истин», Будда в окружении своих учеников сорок лет ходил по городам и деревням Северо-Восточной Индии, творя чудеса и проповедуя свое учение. По преданию, умер он в возрасте восьмидесяти лет в местечке Каспе, расположенном в восточной части штата Уттар Прадеш.

В чем же состоит учение Будды? Его суть в т. н. Четырех Благородных Истинах, которые и составляют основу озарения Будды.

Рассмотрим каждую из них.

1. В Первой Благородной Истине Будда утверждает, что всё существующее (человек в том числе) подвержено страданию;

2. Вторая Благородная Истина объясняет происхождение зла и страданий. Будда учит, что основной причиной страдания являются наши желания, жажда бытия и приверженность к жизни;

3. Третья Благородная Истина говорит о прекращении страданий через устранение условий, их порождающих. Если выполнить определенные требования, то освобождение от страданий можно достигнуть уже при этой жизни. Состояние освобождения называется НИРВАНОЙ.

4. Четвертая Благородная Истина – это путь, по которому следовал Будда и по которому может пойти любой. Путь, указанный Буддой, состоит из восьми правил – они составляют основу буддийской морали. Этот путь открыт для всех – как монахов, так и непосвященных, живущих светской жизнью. Рассмотрим их:

Правильное понимание означает принятие четырех благородных истин: о наличии страданий, о возможности их прекратить и пути их прекращения.

Правильная решимость требует исполнения трех правил: отказ от привязанности к материальным ценностям, отказ от дурных намерений и отказ от вражды к людям и ко всему живому, непричинение им вреда.

Правильная речь означает контроль за речью, воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, оскорблений, сплетен, пустой болтовни, т. к. речь влияет на карму, а в данных случаях отрицательно.

Правильное поведение означает отказ от всякого насилия, от воровства, пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести.

Правильный образ жизни требует зарабатывать на жизнь честным путем, т. е. не причинять страдания другим. Запрещаются: торговля оружием и людьми, спиртными напитками и ядом, а также такие профессии как охотник, рыбак, птицелов, грабитель, тюремщик и палач.

Правильное усилие означает способность контролировать свои физиологические потребности и эмоциональную деятельность.

Правильное сосредоточение означает осознание временности, тленности всех вещей и, как следствие этого, освобождение от привязанности к телу, уму и чувствам и сосредоточение мысли о том, что есть истина.

Правильное созерцание, медитация является возможным при условии выполнения всех предшествующих правил. На этой ступени человек погружается в глубокое созерцание, которое проходит через четыре стадии: от отрешенности и чистого мышления до состояния совершенной невозмутимости, самообладания без страдания и радости. Здесь достигается цель – НИРВАНА, наступает совершенная мудрость и совершенная праведность, раскрывается Тайна Существования.

Центральное место в буддизме занимают нравственные проблемы. Для всех желающих достичь лучшего перерождения, были сформулированы «пять моральных требований» - «панча шила». Сюда вошли отказ от любого убийства и воровства, отказ от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя.

Одной из существенных черт буддизма является его политеизм. Дело в том, что Будда Гаутама не является единственным. В буддизме поклоняются многим другим Буддам: Аддибуде, представляющем Вселенную, Амитабе – владыке рая и другим.

Важной особенностью буддизма как религии является специфическое учение о спасении. Если для христианина само земное существование является благом, то для буддиста существование оказывается злом, ибо оно преисполнено страданием. Единственный способ избавления от него заключается в подавлении желаний, порождающих страдания, для чего необходимо следовать учению Будды.

Ранний буддизм отличался простотой обрядности. Его главными элементами были: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с его жизнью и смертью. Позже к культу Будды добавилось почитание бодисаттв – божеств, не погрузившихся в нирвану из-за желания указать путь к спасению другим людям. Позднее добавились молитвы, магические заклинания, жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В качестве источника вероучения в буддизме сложат канонические тексты, среди которых особым авторитетом пользуется корпус книг под названием «Типитака» («три корзины учений»).

2

Буддизм неоднороден. Уже после смерти Будды через 100 лет насчитывалось 17 толков буддизма и 6 конкурирующих сект. В I веке н. э. произошел раскол. На IV буддийском соборе сформировался буддизм МАХАЯНЫ («Широкого пути спасения»), которому противостоял традиционный буддизм ХИНАЯНЫ («Узкого пути спасения»).

В отличие от Хинаяны, по преимуществу религии ученых монахов, Махаяна – это религия мирян. В Хинаяне дело спасения находилось целиком в руках самого спасающегося. В Махаяне появляются бодисаттвы – святые подвижники, получившие право погрузиться в Нирвану, но добровольно отказавшиеся от этого шага ради облегчения страданий и для спасения людей.

Особой формой буддизма является так называемый буддийский тантризм (от санскритского «тантра» - «сплетение»), разработавший свой путь к спасению, основанный на сакральном истолковании представлений и рекомендаций из области эротики. В VI – VII вв. н. э. он был включен в состав Махаяны как особая ветвь, в которой три тела (ипостаси) Будды дополняются четвертым – «плотью блаженства», которая и есть подлинная природа Будды. Таким образом, в буддийском тантризме соединялось несоединимое – аскетизм и эротика.

Китаизированным буддизмом является чань-буддизм. Его основатель – индиец Бодхидхарма определил основные принципы чань-буддизма в двух своих изречениях: «Особая передача вне учения» и «Не опираться на слова и писания», т.е. передача информации непосредственно от учителя к ученику, без произнесения слов. Коротко говоря, сущность чань-буддизма заключается в отождествлении субъекта и объекта, в растворении «Я» в «не – Я» и наоборот, как бы в погружении в непрерывный поток чистого и свободного сознания. Одним из основных способов чаньской психической регуляции является медитациястремление сосредоточить сознание в одной точке, освобождение его от каких либо мыслей и образов.

Дальнейшее развитие чань-буддизм получил в средневековой Японии. Возникло множество школ дзен-буддизма, главной особенностью которого является, во-первых, полная «реабилитация мирской жизни», а, во-вторых, стремление разграничить внешний и внутренний аспекты жизни. Т.е. дзен-буддисты живут как все: страдают, теряют, надеются. Но их внутреннюю жизнь не нарушают треволнения этого мира.

В 14 веке сформировалась тибетская разновидность буддизма, соединившая в себе многие идеи позднего индийского буддизма, буддийского тантризма и элементы местных культов. Это направление в буддизме называют ламаизм. Основатель ламаизма Цзонкава,

· во-первых, изменил устав монастырской жизни в сторону ужесточения дисциплины. Тантрийским обрядам был предан умеренный характер.

· во-вторых, он существенно повысил авторитет буддийского монаха (ламы), для чего изменил классическую буддийскую формулу спасения: Будда, учение, монашеская община, дополнив ее четвертым требованием, указывая на необходимость для каждого буддиста личного духовного наставника.

Исходя из этого изменилась миссия духовенства: вместо отшельничества, уходя из мира ради собственного спасения, ламам вменялось в обязанность активно действовать в миру в качестве постоянного духовного наставника верующего. Теория ламаизма мало чем отличается от теории Махаяны. Зато в практике ламаизма можно выделить существенные особенности. Это, прежде всего, магия и мистика, в т.ч. магия цифр, квадратов, кругов, числовых формул.

Ритуал ламаизма прост, богослужение в храмах совершается ежедневно (малый хурал), торжественные богослужения при большом собрании верующих (большой хурал) проводится 15-го и 30-го числа каждого месяца. Миряне, как правило, внутрь храма не допускаются и слушают снаружи пение, звуки молитв и храмовую музыку, произнося священную молитву «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!», совершают поклонения и дают обеты.

3

За время существования буддизм пустил глубокие корни во многих азиатских странах, где оказывает сильное влияние на общественную и государственную жизнь. Во многих из них буддизм является государственной религией. В странах, где сильно влияние буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. В Бирме, Камбодже, Лаосе, Таиланде монастыри есть почти в каждой деревне. Монастыри строятся не только на пожертвования, но и на средства, отпущенные государством.

Ряд буддийских авторитетов ратуют за распространение буддизма во всем мире. Составляются целевые программы пропаганды буддизма вне пределов Азии. И это дает свои результаты.

Определенный успех в европейских государствах и США имеет дзен-буддизм. Его учение о том, что путем созерцания и самосовершенствования можно достичь просветления, постижения подлинной сущности мира созвучно настроениям некоторой части молодежи и интеллигенции. Он привлекателен для них тем, что обещает людям достижения полной внутренней независимости от общества без ухода в отшельничество.

Интерес к буддизму со стороны мировой общественности остро поставил вопрос о синтезе западной (рационалистической, предметной) культуры и восточной (созерцательной). Именно решению этого вопроса была посвящена подвижническая деятельность Рерихов.

В настоящее время последователей буддизма в мире по разным источникам насчитывается от 400 до 700 млн. число последователей буддизма в странах СНГ приближается к 1 млн. человек.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что рассматривать буддизм следует как религиозно-философский и историко-культурный комплекс, дающий возможность подходить к нему и как к религии (определенной концессии), и как к философии, и как к психологии (т.к. он ориентирован, прежде всего, на изменение сознания), и как к инологии, и как к явлению культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Буддизм в сучасній Україні. | Буддизм – как самая древняя мировая религия.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных