![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть 2. Историческое введение в психологиюМосква - 2015 ПРОГРАММА КУРСА (УСТАНОВОЧНЫЕ ЛЕКЦИИ – 10 ЧАСОВ) Часть 1. Общее представление о психологии как науке Тема 1. Психология в системе наук. Трудности определения предмета психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки.
Часть 2. Историческое введение в психологию Тема 2. Из истории развития представлений о предмете психологии. Психология как наука о душе. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания. Понятие рефлексии (внутреннего опыта) в эмпирической психологии Дж.Локка. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования (В.Вундт, Э.Б.Титченер, Г.Эббингауз, О.Кюльпе и др.). Метод интроспекции, его сущность и варианты. Понятие ассоциации в психологии. Кризис «классической» эмпирической психологии сознания. Тема 3. Современные проблемы, понятия и направления психологии. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Основные положения и понятия классического психоанализа. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Учение З.Фрейда о влечениях в ранний и поздний периоды его творчества. Общее представление о структуре личности, по З.Фрейду. Дальнейшее развитие психоанализа. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе; примеры экспериментальных исследований фиксированных установок. Проблема классификации неосознаваемых процессов в деятельности человека (по Ю.Б.Гиппенрейтер). Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция». Проблема обусловливания. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме. Развитие идей объективного подхода к изучению поведения в необихевиоризме (Э.Толмен и др.). Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Целостный подход в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения. Примеры экспериментальных исследований в гештальтпсихологии. Принцип изоморфизма. Другие школы целостной психологии (Лейпцигская школа, школа К.Левина), примеры экспериментальных исследований. Гуманистическая психология, основные представители и идеи. Гуманистическая и экзистенциальная психология. Основные положения логотерапии В.Франкла. Когнитивная психология: примеры экспериментальных исследований.
Часть 3. Культурно-деятельностная психология школы Л.С.Выготского – А.Н.Леонтьева – А.Р.Лурии Тема 4. Основные положения культурно-деятельностной психологии. Определение понятия «культурно-деятельностная психология», краткая история ее возникновения. Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе и в работах П.Жане. Возникновение и развитие культурно-исторического подхода в психологии (Л.С.Выготский). Две линии развития психических процессов человека, соотношение между ними. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации в школе Л.С.Выготского. Примеры экспериментальных исследований ВПФ. Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Деятельность как единица жизни (А.Н.Леонтьев). Общее представление о структуре деятельности, по А.Н.Леонтьеву. Понятия потребности и мотива. Опредмечивание потребностей. Социокультурная обусловленность мотивов человека (в том числе органических). Мотив и мотивировка. Понятия действия и операций. Цель и задача. Взаимопереходы составляющих деятельности. Сдвиг мотива на цель. Превращение мотива в мотив-цель. Эмоции и их роль в регуляции деятельности. Эмоции и смысл. Психофизиологические функции в структуре деятельности. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Критика Бернштейном классической физиологии. Понятия «рефлекторного кольца», сенсорных коррекций, «модели потребного будущего». Уровни построения движений, по Н.А.Бернштейну. Проблема соотношения психики и деятельности. Психика как «функциональный орган» деятельности, теоретическое и практическое значение данного положения (конкретные примеры). Психика как процесс и как образ. Психика как конструктивное отражение мира субъектом. Тема 5. Проблема возникновения и развития психики с точки зрения культурно-деятельностной психологии. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Понятия абиотических и биотических раздражителей (стимулов), раздражимости и чувствительности, биологического смысла. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук). Тема 6. Возникновение, развитие и структура сознания. Необходимость возникновения человеческой психики и сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Структура сознания, по А.Н.Леонтьеву: чувственная ткань, значения и личностные смыслы. Соотношение между образующими сознания. Соотношение образующих сознания и подструктур деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|