Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ




Расследование налоговых преступлений должно начинаться с изу­чения налогового законодательства и инструкций по его применению.

В подавляющем большинстве случаев поводами для возбуждения уголовных дел служат сообщения контролирующих органов государст­венной налоговой инспекции. В соответствии с ведомственными указа­ниями налоговые инспекции должны направить материалы о наруше­ниях налогового законодательства в налоговую полицию или в проку­ратуру в трехдневный срок со дня принятия решения по акту проверки налогоплательщика.

Такими материалами являются:

1) письменные сообщения о фактах сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками, подпи­санные начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем;

2) акт документальной проверки соблюдения налогового законода­тельства и решение по нему начальника налогового органа или его заместителя с приложением подлинных бухгалтерских документов, подтверждающих факт сокрытия доходов, постановление должностно­го лица налоговой инспекции об их изъятии и соответствующий прото­кол об изъятии;

3) документы о разъяснении налогоплательщику его права пред­ставлять письменные возражения по акту документальной проверки и о результатах их рассмотрения;

42 1652


4) возможные письменные возражения по акту проверки, а в случае их отсутствия объяснения должностных лиц налогоплательщика по фактам выявленных нарушений;

5) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков в проверяемый период, и материалов о привлечении их к администра­тивной ответственности (если они к ней привлекались).

Как правило, в этих документах содержатся данные, указывающие на признаки преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без проведения проверок и получения объяснений, однако все представ­ленные документы должны быть тщательно проверены, и недостающие документы истребованы.

Наряду с документами, связанными с исчислением и уплатой нало­гов, при необходимости могут быть запрошены устав предприятия, учредительный договор, свидетельство о регистрации, а также первич­ные документы бухгалтерского учета.

Если поводами для возбуждения уголовного дела являются сообще­ния должностных лиц (например, должностных лиц банка), письма и заявления граждан, публикация в печати о фактах сокрытия объектов налогообложения, то круг проверочных действий расширяется. В таком случае у заявителя целесообразно взять письменное объяснение, в котором должны быть отражены конкретные факты с указанием на­именования и адреса организации, где обнаружено сокрытие объектов налогообложения, физических лиц, с ведома или по указанию которых осуществлено сокрытие, какими документами можно подтвердить факт сокрытия. Если в этих объяснениях есть указания на конкретных осведомленных о преступлении лиц, то целесообразно получить и их объяснения, а также истребовать необходимые документы.

В заключение проверки осуществляется анализ и оценка акта доку­ментальной проверки и истребованных документов. Необходимо уста­новить соответствие содержания документов данным, изложенным в акте проверки, а также выявить возможный подлог — интеллектуаль­ный (например, внесение заведомо ложных данных или невыяснение фактических сведений) или материальный (исправления, подчистки и т.п.). Основной прием выявления изменений в содержании докумен­тов — сопоставление одних и тех же показателей или сравнение дан­ных, отражающих одну и ту же операцию в различных документах.

При возбуждении уголовного дела должны быть учтены два крите­рия достаточности оснований для принятия решения:

1) наличие в представленных материалах данных об одном или нескольких признаках сокрытия объектов налогообложения (полная совокупность признаков устанавливается только в результате рассле­дования);


2) размер сокрытия — крупный или особо крупный. С учетом изложенного можно определить две типичные ситуации расследования.

Первая ситуация — получение исходной информации о налоговом преступлении оперативно-розыскным путем — в результате оператив­но-розыскных мероприятий гласного и негласного характера. Способа­ми получения такой информации при условии абсолютной конфиден­циальности могут являться:

1) сообщения негласных сотрудников органов милиции, ФСБ и налоговой полиции;

2) негласное наблюдение за процессом производства, передвижения и сбыта сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, за системой до­кументооборота;

3) негласный осмотр помещений, транспорта и документов;

4) беседы с осведомленными лицами (вероятными в будущем сви­детелями);

5) консультации со специалистами, их возможное участие в опера­тивно-розыскных мероприятиях;

6) использование криминалистических и оперативно-розыскных учетов и соответствующих банков данных;

7) получение образцов для сравнительного исследования;

8) предварительное исследование возможных в будущем вещест­венных доказательств.

Вторая ситуация — получение исходной информации о налоговом преступлении из открытых и официальных источников (например, средств массовой информации, актов КРУ МФ РФ, справок и заклю­чений аудиторских служб, документов налоговых инспекций и др.). В этом случае наиболее распространенными проверочными действиями являются:

1) ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта нало­гообложения — сплошные и выборочные;

2) аудиторские проверки по заданиям налоговых инспекций и поли­ции, службы БЭПа;

3) запросы и материалы проверок налоговых инспекций;

4) осмотры помещений и документов службами налоговой полиции и службы БЭПа;

5) контрольные закупки с целью получения образцов сырья, полу­фабрикатов и готовой продукции;

6) получение объяснений от должностных, материально-ответст­венных и иных осведомленных о преступлении лиц.

В процессе предварительной проверки до возбуждения уголовного дела надлежит устанавливать не только признаки налоговых преступ­лений, но других сопутствующих преступлений (растрат и др.).

42*


С момента получения исходной информации выдвигаются такие общие версии: 1) налоговое преступление совершено при обстоятельст­вах, известных из исходных данных; 2) налогового преступления нет, однако есть признаки, свидетельствующие о других преступлениях; 3) налоговое преступление совершено группой.

Типичными частными следственными версиями являются: 1) вер­сии об участниках преступления, характере их взаимоотношений; 2) версии о способах сокрытия налогооблагаемой базы, источниках полу­чения сырья и полуфабрикатов; путях реализации изготовленной про­дукции; преступных связях заподозренных лиц и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных