ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Криминалистические информационные массивы международных организаций1 Понятие, содержание, правовые основы и система криминалистической регистрации. Криминалистическая регистрация - это подраздел криминалистики, представляющий собой систему научных положений и методик по регистрации, сосредоточению и использованию информации об объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной и уголовно-правовой деятельности правоохранительных органов, в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. К объектам, подлежащим учету относятся: а) люди (известные - объявленные в розыск, арестованные, лица, представляющие оперативный интерес, без вести пропавшие и т.д.; неизвестные - преступники, скрывшиеся с мест совершения преступления, дети, личность, которых не установлена, и т.п.); б) трупы (погибшие, умершие граждане, личность которых не установлена); в) предметы (принадлежность которых известна - утраченное огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи и т.д., принадлежность которых неизвестна - выявленное огнестрельное оружие; орудия взлома и т.п.); г) следы (следы пальцев рук с мест нераскрытых преступлений); д) документы (поддельные документы, поддельные денежные знаки и ценные бумаги и др.); е) животные (похищенные); ж) нераскрытые преступления. Различают следующие способы фиксации информации в учетах: описание (письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего регистрации); получение оттисков (в т.ч. дактилоскопирование); фотографирование; фоно- и видеозапись; зарисовка, изображение в виде схем; коллекционирование (собирание и хранение объектов в натуре); смешанный (когда применяются несколько способов фиксации объектов). При регистрации объектов их признаки (сведения о них) фиксируются по определенной системе. Соответственно различают формы ведения учета: картотеки, журналы, фотоальбомы, фототеки (видеотеки), коллекции, базы данных и др. Юридическими основаниями для регистрации отдельных лиц являются: постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, а также постановление о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для регистрации иных объектов юридическим основанием служат протоколы следственных действий. Система криминалистической регистрации, функционирующая в ОВД достаточно сложна. Она может быть представлена в виде классификации по двум различным основаниям: первое основание – по территориальности и подразделениям, в которых ведутся учеты; второе - по характеру самих учетов и службам, в которых они ведутся. 2 Учеты информационно-справочной службы. Учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: по фамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой системе регистрации. Дактилоскопическая картотека менее обширна, чем алфавитная, поскольку на этот учет берутся не все перечисленные категории граждан. В алфавитной картотеке приведены наряду с демографическими данные о судимостях лица, арестах, задержаниях и т.п., указана дактилоскопическая формула, имеется оттиск указательного пальца правой руки. В МВД подлежат постановке на учет: 1) лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления; 2) тяжкие и особо тяжкие нераскрытые и раскрытые преступления с характерным способом совершения, а также имеющие серийную направленность; 3) похищенные и изъятые документы и номерные вещи; 4) факты хищения ценностей из металлических и других хранилищ; 5) пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, лица, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; 6) лица, объявленные в розыск; 7) утраченное и выявленное огнестрельное оружие и другое вооружение; 8) разыскиваемый автотранспорт; 9) похищенные и изъятые предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями ОВД и другими правоохранительными органами. Он представляет собой информационные карты на лиц с установочными данными, приметами, указанием места работы и жительства, с описанием особенностей преступных действий («почерк» преступника, его приметы, способы и обстоятельства совершения преступления). Учет похищенных и изъятых документов и номерных вещей. На учет ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности холодное оружие (включая метательное и пневматическое), номерные документы. Форма ведения учетов - картотечная. В карточке отражаются наименование предмета (вещи), обстоятельства, послужившие основанием для постановки на учет, а также дается описание предмета, в том числе и его особенностей. Карточка заполняется в день получения сведений о вещи, предмете антиквариата. Карточка на похищенную (изъятую) вещь содержит название предмета, его описание, обстоятельства, послужившие основанием постановки на учет. Порядок постановки и проверки объектов по данному учету аналогичен учету номерных вещей. Учет хищений ценностей из металлических хранилищ используется для закрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками-рецидивистами и «гастролерами». Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, лиц, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Учет ведется в виде самостоятельных параллельных картотек, в которых концентрируются опознавательные карты единого образца. Опознавательная карта на лицо, пропавшее без вести, содержит его демографические данные, описание внешности, одежды, характерных примет, состояния зубного аппарата, сведения о профессии, роде занятий и обстоятельствах исчезновения. Опознавательные карты сопровождаются дактилокартой, если лицо ранее подвергалось дактилоскопированию. Опознавательная карта на неопознанные трупы содержит следующие данные: длина трупа и возраст на вид; дата и место обнаружения; причина смерти и время ее наступления; дата вскрытия, состояние трупа, место его захоронения; описание признаков внешности, одежды, состояния зубного аппарата, характерных примет, состояния здоровья при жизни. Учет лиц, объявленных в розыск, предназначен для обеспечения розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. На учет берутся лица: обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда; совершившие побег из изоляторов временного содержания, исправительных, воспитательных колоний, тюрем и т. п.; уклоняющиеся от выплат денежных сумм по искам предприятий и организаций или лиц; пропавшие без вести, в т.ч. утратившие связь с близкими родственниками, и др. Учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения. Учет ведется в целях обеспечения розыска утраченного оружия и раскрытия преступлений, совершенных с его применением. Учет ведется в картотечной форме. В случае обнаружения следов, свидетельствующих о попытке уничтожить серию, номер, дату выпуска на изъятом оружии, его направляют в экспертно-криминалистическое подразделение для восстановления этих обозначений. На каждый ствол оружия составляется идентификационная карта. Учет разыскиваемого автотранспорта предназначен для сбора, систематизации, хранения, обработки и выдачи в установленном порядке информации о разыскиваемых транспортных средствах, принадлежность которых не установлена. Учету подлежит разыскиваемый легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы и полуприцепы к грузовым автомашинам, тракторы и самоходные дорожно-строительные. Для регистрации разыскиваемого средства заполняется идентификационная карта. Учет похищенных и изъятых предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность организован для обеспечения розыска похищенных и изъятых предметов антиквариата и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. 3 Справочно-вспомогательные учеты. Справочно-вспомогательные учеты (коллекции, каталоги, картотеки, фототеки) формируются из объектов или сведений о них, имеющих криминалистическое значение. Они выполняют роль вспомогательных банков данных. С их помощью можно, например, получить информацию о возможном происхождении частиц веществ или микрообъектов, высказать суждение о признаках объектов, имеющих групповое значение, и т.п. К числу обязательных относятся учеты: огнестрельного оружия и боеприпасов; инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; изображений подошвы и верха обуви; отпечатков протекторов шин автотранспорта; фарных рассеивателей. К числу инициативных относятся учеты: горюче-смазочных материалов; лакокрасочных покрытий; волокнистых материалов; волос животных; холодного оружия; взрывчатых веществ; материалов, используемых для изготовления документов; пломб; замков и т. п. 4 Криминалистические информационные массивы международных организаций. Необходимость обмена криминальной информацией между государствами СНГ привела к подписанию в 1992г. Соглашения о взаимодействии МВД СНГ в сфере борьбы с преступностью, На основании Соглашения создан Межгосударственный информационный банк (МИБ). Учету в МИБ подлежат три группы объектов: 1.Лица следующих категорий: осужденные, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат учету в МИБ; задержанные за бродяжничество; скрывшиеся от следствия и суда, уклоняющиеся от отбытия наказания; пропавшие без вести; неизвестные больные и дети; особо опасные рецидивисты; за изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие преступления; неопознанные трупы и т.п. 2.Предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные вещи: нарезное огнестрельное оружие; автомобили и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и компьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номерные ценные бумаги и документы, имеющие государственное обращение. 3.Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом; половые преступления; разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков; кражи автотранспорта и бронетехники; связанные с похищением людей; вымогательства, связанные с насилием и т.п. Учеты Интерпола, касаются конвенционных преступлений, т.е. преступлений, общественная опасность которых констатируется соответствующими международными конвенциями, - терроризма, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, которая затрагивает интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о преступлениях, связанных с международными преступными организациями; о лицах, совершивших преступление и скрывшихся за границей, и т.д. Все обращения в Интерпол осуществляются через Национальное центральное бюро (НЦБ) государств, являющихся его членами. Применительно к учетам Интерпола и НЦБ государств - членов этой международной организации возможно пользование: алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость, подозреваемых в совершении преступлений; картотекой данных о внешности преступников; картотекой преступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду преступления либо его видовой группе; дактилоскопической картотекой; фототекой наиболее опасных преступников; картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; справочной картотекой ручного нарезного огнестрельного оружия и др. В 1974г. в Висбадене на международном полицейском симпозиуме было принято решение о создании «особой формы полицейского сотрудничества» - региональной полицейской организации, получившей назван «Европол». Эта организация создана в 1992г. на встрече в Брюсселе 12 министров внутренних дел и юстиции государств- членов ЕЭС. Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Для этой цели создан центральный банк электронной информации, в котором хранятся сведения о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и др Тема № 10 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ Понятие организации и планирования расследования Принципы планирования расследования Этапы процесса планирования и элементы плана расследования Техника планирования расследования
Понятие организации и планирования расследования. Первоочередными являются решения, направленные на создание организационно-управленческой структуры процесса расследования, обеспечивающей эффективное достижение конечных и промежуточных целей по уголовному делу. К числу важнейших организационных мероприятий относится использование помощи специалистов в различных сферах научной и практической деятельности. Так, при расследовании уголовных дел о хищениях, взяточничестве, первостепенное значение приобретают инвентаризации, ревизии и различные контрольные проверки, подготовка и проведение судебно-бухгалтерских, экономических экспертиз. В раскрытии убийств, изнасилований, разбойных нападений, грабежей и краж большую роль играют трасcологические, дактилоскопические, судебно-медицинские, биологические, баллистические исследования, экспертиза микрочастиц и т. п. Организационные решения, в т.ч. и по структуре расследования, должны быть не только правильными по содержанию, но и своевременными в плане их принятия и реализации. Возникновению сложных следственных ситуаций нередко способствуют многочисленные организационно-управленческие трудности. Понятия организации и планирования расследования хотя и тесно связаны друг с другом, но нуждаются в разграничении. Планирование расследования – это сложный процесс определения путей, способов, средств, сил и сроков успешного достижения заранее поставленной цели. Результат (итог) этого многоэтапного процесса — план расследования — представляет собой перспективную модель будущих действий и мероприятий субъектов расследования, программу решения тактических задач расследования. 2 Принципы планирования расследования. К числу принципов планирования расследования относятся: Индивидуальность планирования означает обязательность учета неповторимых особенностей и специфических ситуаций, характерных для данного уголовного дела. Принцип индивидуальности планирования органически связан с обязательностью творческого подхода к проведению этого сложного процесса с тем, чтобы успешно преодолевать вредное упрощенчество, опасные стереотипы и штампы. Динамичность планирования отражает необходимость обязательного учета постоянного развития следственных ситуаций, их непрерывных изменений от исходных к промежуточным, а затем к конечным. Конкретность планирования обеспечивает составление детальных и четких планов, эффективность их инструментальной (практической) функции. План — это рабочий документ следователя. В плане не должно быть абстрактных положений и декларативных пунктов. Реальность плана означает тесную связь процесса построения версий и планирования, обоснованность проверяемых по делу версий, полную возможность их эффективной проверки путем выведения разнообразных логических следствий и их сопоставления с доказательствами. Оптимальность плана обусловливает разработку и выбор наиболее эффективных способов действий, вариантов, наилучшего тактического поведения, а также разработку в случае необходимости резервных вариантов. Принцип оптимальности предполагает также согласованность всех его разделов и пунктов, полное соответствие и рациональное сочетание всех плановых параметров. 3 Этапы процесса планирования и элементы плана расследования. Единый по своим принципам, общим целям и логическим методам процесс планирования расследования в зависимости от характера непосредственных организационных и тактических задач может иметь четыре основных уровня: a. составление планов отдельного следственного действия (допроса, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и т. д.); b. формирование плана тактической операции (задержание расхитителей с поличным, установление личности убитого, выявление связей подозреваемого и т. д.), состоящей из комплекса различных действий; c. планирование расследования на отдельном этапе (первоначальный, последующий и конечный этапы расследования); d. планирование всего процесса расследования по уголовному делу. Каждый из перечисленных уровней планирования имеет как общие, так и специфические черты сложного, многоэтапного процесса формирования плана расследования. Первый этап планирования заключается в определении непосредственных целей расследования путем уточнения целей более общего уровня, сформулированных в процессе построения версий и выведения из них логических следствий, выделении перечня подцелей, подлежащих дальнейшей конкретизации и максимальному уточнению. Второй этап состоит, во-первых, в выделении общеверсионных вопросов и обстоятельств, т.е. тех логических следствий, которые повторяются при их выведении из различных версий. Они имеют отношение к проверке нескольких версий, а потому, чтобы избежать дублирования, их необходимо выделить в самостоятельный раздел формируемого плана. Третий этап состоит в установлении и конкретном учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. Четвертый этап заключается в разработке вариантов (в том числе и резервных) проведения процессуальных, оперативно-розыскных и других действий и анализе возможных результатов. На этом этапе планирования следователь осуществляет окончательный выбор и принимает тактические решения. Разрабатывая эти решения, следователь должен использовать всю имеющуюся у него информацию с тем, чтобы планируемые им действия и мероприятия были наиболее эффективными. Пятый этап планирования заключается в определении, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерной продолжительности намеченных действий. Шестой этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждой версии (эпизоду), а также планов проведения общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый план расследования по делу. Основными элементами сформированного плана расследования являются: 1) непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий, конкретизированные в виде детальных вопросов, а также вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению; 2) ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя, в т.ч. привлеченные на различные периоды времени для выполнения запланированных действий и мероприятий. Сюда же следует отнести материальные средства - транспорт, связь, криминалистическую и иную технику; 3) следственные, оперативно-розыскные, организационно-подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитывают возможность наиболее оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное выполнение; 4) тактические приемы, составляющие содержание указанных выше процессуальных и непроцессуальных действий; 5) сроки производства намеченных действий. Хотя при традиционной форме плана обычно не отражается их продолжительность, однако следователь должен учитывать это обстоятельство для того, чтобы избегать совпадения во времени нескольких мероприятий, которые должен выполнять один и тот же исполнитель, а также вредной спешки, ведущей к снижению качества работы, непроизводительных простоев, (непредусмотренных пауз в деятельности) и других нежелательных последствий; результаты выполнения плана и его корректировка. Корректировка плана отделена от процесса планирования стадий практической реализации предусмотренных действий и мероприятий. Техника планирования расследования. После выполнения самых неотложных в тактико-криминалистическом отношении мероприятий и получения исходной информации следователь составляет письменный план расследования. В дополнение к основному плану, а нередко и до его окончательного составления, особенно по сложным, многоэпизодным делам, следователи широко используют различные вспомогательные формы систематизации собранных материалов: 1 «лицевые счета» и их совокупность — «картотека» на обвиняемых, куда вносятся все установленные эпизоды преступной деятельности и собранные доказательства; 2 шахматные ведомости («шахматки»): сочетание графика с описанием — развернутая на едином листе и упорядоченная во времени совокупность «лицевых счетов», где каждая горизонтальная графа представляет собой один из них: 3 различные схемы и графики, отражающие разнообразные связи обвиняемых и потерпевших, движение материальных ценностей и денежных средств, документооборот (нормативный и фактический), внутреннюю структуру и внешние связи предприятий, учреждений и организаций, систему охраны отдельных объектов и т. д. «Лицевые счета», «картотеки» и «шахматки» могут составляться следователем в процессе изучения материалов дела как средство накопления и анализа информации. Тема № 11 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТАКТИКИ» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|