ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Использование автоматизированных рабочих мест в следственной и экспертной практике.Эффективность следственной деятельности по конкретному уголовному делу существенно зависит от того массива криминалистически значимой информации, которым располагает следователь и лица, привлекаемые им к взаимодействию. Информационно-аналитическая работа лиц, расследующих преступления, состоит в собирании, хранении, систематизации и анализе доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия оптимальных тактических решений. Источниками такой информации являются: а) заявления и сообщения о преступлениях; б) результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; в) выводы экспертов и заключения специалистов; г) данные криминалистических и иных учетов; д) сведения, предоставляемые различными участниками уголовного судопроизводства; е) сообщения средств массовой информации; ж) материалы уголовных дел и отказные материалы; з) сводки оперативных данных, ориентировки; и) информация, поступающая от различных организаций, учреждений, предприятий и др. Актуальность использования информационно-аналитических методов возрастает и в связи с интенсивным внедрением в деятельность правоохранительных органов средств компьютерной техники. Этот процесс затрагивает организацию расследования преступлений, методическое обеспечение следственной, оперативно-розыскной, экспертной, судебной деятельности, способствует научной организации труда, оптимизирует собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной и ориентирующей информации. Можно констатировать появление своеобразных человеко-машинных систем, удачно сочетающих жесткость формальной логики компьютера с гибкостью и эвристичностью человеческого мышления. С помощью компьютерной техники не только рационализируются информационные процессы, но и внедряются компьютеризированные системы поддержки принятия следователями, экспертами, оперативными сотрудниками, судьями соответствующих решений. За последние годы в России разработано несколько десятков систем, по существу моделирующих деятельность следователей-методистов, которые помогают расследовать наиболее сложные преступления, формулируя по результатам изучения уголовных дел конкретные рекомендации. При расследовании конкретного дела в компьютер в диалоговом режиме вводятся сведения о составе и способе преступления, предмете преступного посягательства, потерпевшем и др. После обработки на экран выдаются рекомендации, которые могут быть использованы в планировании расследования, позволяют сгруппировать данные по эпизодам и по участникам, подсказывают, как осуществить конкретное следственное действие, произвести поиск и сопоставление эпизодов, фамилий, кличек, дат и пр. Применение средств компьютерной техники даже в наиболее сложных формах, основанных на использовании методов "искусственного интеллекта", отнюдь не означает, что следователь или эксперт становятся бездумными исполнителями решений, принимаемых компьютером. Во-первых, компьютерный "интеллект" является в данном случае обобщенным передовым опытом следственной (экспертной) деятельности, а во-вторых, речь идет исключительно о рекомендациях, не имеющих обязательного характера. Как свидетельствует практика, чтобы компьютеризированная информационная система была работоспособной, необходимо соблюдать следующие правила: 1) вся вводимая информация должна записываться с использованием специальной терминологии на языке, исключающем различное толкование; 2) переработка информации должна производиться в соответствии с алгоритмом точно определенной последовательностью операций, позволяющей решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач, причем исходные данные могут в определенных пределах изменяться. Все вышесказанное с необходимостью подчеркивает, что современные компьютерные системы должны широко использоваться и в процессе преподавания криминалистики в высших учебных заведениях, а также повышения квалификации судей, следователей и оперативных работников. С этой целью уже создан ряд имитационных обучающих систем, в которых моделируются как отдельные следственные действия (например, осмотр места происшествия), так и ход расследования в целом: программы-тренажеры "Убийство", "Следователь", "Рэкет", "Мираж". Эффективное использование компьютеров в учебном процессе связано с тем, что их способность воспринимать, обрабатывать и передавать студенту учебную или управляющую информацию обеспечивает усвоение студентами соответствующего материала и управление их деятельностью в этом процессе по заранее разработанной программе. Определяя перспективы применения компьютеров при изучении криминалистики, можно выделить следующие: 1) использование средств вычислительной техники и автоматизированных информационно-справочных систем; 2) освоение разработанных на компьютерной базе систем поддержки принятия решений, автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников различных служб и подразделений правоохранительных органов; 3) применение компьютеров в ходе практических занятий по криминалистической технике, тактике и методике; 4) использование компьютеров для приобретения практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (на базе имитационных обучающих систем); 5) применение компьютерного контроля знаний по различным разделам и отраслям криминалистики. Примером третьего направления могут служить автоматизированные информационные системы "Оружие" и "Холодное оружие". При обращении к системе "Холодное оружие" можно получить информацию о назначении, устройстве, способах удержания и действия различных видов холодного оружия, способе изготовления и методике его испытания на соответствие криминалистическим требованиям. Система "Оружие" содержит необходимые учебные сведения о современном огнестрельном оружии и боеприпасах к нему. Использование ЭВМ для приобретения практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений эффективно при проведении занятий по криминалистической методике расследования. Имитационные обучающие системы ("Следователь", "Убийство", "Убийство без трупа", "Рэкет", "Расследование изнасилований") созданы на основе успешно расследованных реальных уголовных дел, поэтому формируют у студентов навыки принятия решений при раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений, обучают выдвижению следственных версий, планированию расследования. Использование средств компьютерной техники позволяет существенно повысить качество и результативность информационно-аналитической работы следователей и оперативных сотрудников при раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами. Они могут быть полезными при решении самых различных аналитических задач, в первую очередь связанных с составлением наиболее сложных процессуальных документов постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительных заключений, постановлений о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей. В ходе расследования могут использоваться подсистемы информационного обеспечения работы следователей и сотрудников органов дознания с доказательственной и ориентирующей информацией для: 1) анализа информации по одному сложному, многоэпизодному уголовному делу, по которому к ответственности привлечено несколько человек. Здесь компьютер группирует информацию по преступным эпизодам, объектам, лицам, времени и месту совершения посягательств, типу собранных доказательств, что позволяет систематизировать все имеющиеся данные и в необходимых случаях структурировать их, например, по схеме: лицо эпизод доказательства виновности и ориентирующая информация. Это очень важно, в частности, при подготовке к проведению сложных допросов, очных ставок, других следственных действий; 2) анализа информации по группе уголовных дел: приостановленных за отсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; возбужденных по многочисленным фактам совершения преступлений, например, в условиях чрезвычайных ситуаций; 3) анализа информации о движении товарно-материальных ценностей, документов и др. Такой анализ совершенно необходим при проведении документальных ревизий, при расследовании многочисленных эпизодов получения наркотических препаратов по поддельным медицинским рецептам, при расследовании преступлений в сфере банковской деятельности и т.д. Расследуя посягательства, совершенные членами организованных преступных групп и сообществ, необходимо решать поисково-аналитические задачи, например путем составления схемы преступных связей в конкретной криминальной группировке. При использовании обычных графических схем это сделать зачастую не удается ввиду особой сложности и разветвленности преступных связей, имеющих межрегиональный, а то и международный характер. Современные компьютерные системы позволяют решить и эту проблемную задачу. Так, информационно-поисковая система "Спрут" специально ориентирована на выявление и моделирование связей в организованных преступных группировках. Она позволяет фиксировать также данные, отражающие качественные особенности таких связей (родственники, друзья, коррупционные отношения и др.). Можно назвать и другие задачи, которые целесообразно решать с использованием компьютерной техники: 1) автоматизация деятельности следователей на стадии возбуждения и расследования уголовных дел (АРМ следователя); 2) автоматизация учета и контроля за расследованием уголовных дел в следственном подразделении (АРМ руководителя); 3) создание автоматизированных информационно-рекомендующих систем, содержащих типовые методики расследования отдельных видов преступлений; 4) фиксация обстановки места происшествия для его компьютерной визуальной реконструкции с построением схем этого места; 5) автоматизация криминалистических учетов, в особенности дактилоскопических, и др. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|