ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗБОР СЦЕНЫ В ДОМЕ СТАЛКЕРАПервая сцена фильма – в доме Сталкера снята практически без монтажных склеек – внутрикадровый монтаж. Движение камеры, панорамы, длинные планы. Всё это создаёт атмосферу напряжения при визуальном спокойствии. На первый взгляд изображены спящие герои, но приёмы, использованные при съёмке и монтаже, задают какой - то особый ритм. Сцена пронизана тайной, даже каким-то трагизмом. 1 кадр: движение камеры на полуоткрытую дверь. Создаётся ощущение подглядывания. Тут использован приём субъективной камеры. Пространство расширяется, и зритель как бы входит в пустынную комнату. Облезлые стены, окна без штор, большая кровать посередине комнаты. Длинный кадр, сопровождаемый звуками гудка паровоза. Зритель видит спящих людей, сначала возникает ощущение, что люди мертвы. 2 кадр: крупный план - тарелка с медикаментами и стаканом. Звук паровоза приближается, слышен стук колёс. Столик, на котором стоит тарелка, начинает вибрировать и видно колебание воды в стакане. Стакан начинает двигаться. Тем самым, напряжение растёт, ритм усиливается. С тарелки начинается панорама. Лицо женщины (жены Сталкера), девочки (дочери Сталкера) – они спят. Лицо главного героя – его глаза открыты. Тут становиться слышен марш, по всей видимости, доносящийся из радиоприёмника. Сделав остановку на крупном плане лица Сталкера, камера продолжает двигаться обратном порядке. Спящая дочь героя, жена – уже с открытыми глазами. Тут создаётся ощущение, что не всё просто в жизни героев. Существует, какая- то трагическая данность в их судьбе. Далее камера вновь переходит на тарелку с медикаментами. Стакан уже неподвижен и вода в нём едва колышется. Слышен звук удаляющегося поезда. 3 кадр: общий план – комната, которую зритель уже видел. Сталкер медленно поднимается, берёт что-то со спинки кровати, одевается, постоянно оглядываясь на дочь и жену. Зритель понимает, что он не просто боится их разбудить. В его пластике есть что-то скрытное. Осторожное. Движения напряжённы. Камера, следуя за героем, сдвигается немного вправо, Сталкер аккуратно выходит из кадра. Вновь длинный общий план кровати с неподвижно лежащими женщиной и девочкой. В анфас из-за кадра вновь появляется Сталкер, разворачиваясь к камере затылком аккуратно закрывает дверь в комнату. В этом жесте есть что-то нежное. Как будто он боится разрушить что-то стоящее для него. Почти закрыв дверь, герой выходит из кадра. В щели двери видна жена. Она достаточно резко поднимается с кровати. Смотрит в спину уходящего мужа. И вновь ощущается напряжение, заданное в начале сцены. И вновь зритель понимает, что дальнейшее развитие событий приведёт к трагедии. Казалось бы всего три кадра на протяжении почти пяти минут. Известно, что зрительское внимание рассеивается через три минуты, если в кадре ничего не происходит. Но это не про исследуемую нами сцену. Тут существует внутреннее движение, ритм, динамика, напряжение. И зрителю не просто интересно наблюдать за происходящим, он постоянно находиться в напряжении и желании узнать, что же будет дальше. Этим и отличаются фильмы А. Тарковского. В них создан особый «поток времени», его собственный. Наполненный трагизмом, философией и жизненной правдивостью. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|