Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка




Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Вы­готского главным средством овладения своим поведением яв­ляется речь. Овладение речью и повышение ее роли в регуля­ции поведения составляет существо развития произвольности в раннем и дошкольном возрасте. Как отмечал Выготский, благодаря речи ребенок вступает в отношения с си­туацией не прямо, а через посредство речевых знаков. Это позво­ляет обрести относительную свободу от ситуации и преобразо­вать импульсивные движения в планируемое, организованное поведение.

Но овладение речью происходит не сразу и не дается ребен­ку в готовой форме. Оно вырастает из последовательных изме­нений психологических структур и проходит ряд этапов. Речь развивается одновремен­но по нескольким линиям.

1. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Первые слова ребенка, ад­ресованные взрослому, выражают элементарные просьбы или требования.

2. Параллельно с развитием коммуникативной, актив­ной речи происходит процесс становления ее регулятивной фун­кции. Л. С. Выготский представлял этот процесс следующим образом. Источником речи для себя (т. е. регулирующей речи) является социальная речь ребенка, адресованная взрослому.

На первых этапах ребенок воспринимает адресованные ему указа­ния взрослого и подчиняет им свое поведение.

Затем, обраща­ясь к взрослым за помощью, он управляет их поведением.

На третьем этапе ребенок организует собственное поведение по социальному типу, применяя к самому себе тот способ (т. е. речевые высказывания) поведения, который раньше он при­менял к другому.

Таким образом, речь из категории интерпсихи­ческой становится интрапсихической функцией.

А. Р. Лурия предположил, что анализ развития произвольного действия у ребенка следует начинать с исследования способно­сти ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. Действие по инструкции является опосредованным речевым знаком как средством овладения своим поведением, что открыва­ет возможность дальнейшего развития саморегуляции.

В 50-е годы под руководством А. Р. Лурии был развернут цикл исследований, направленных на изучение способности детей раннего возраста выполнять действия по инструкции.

На первом году жизни сло­во существует для младенца как сигнал присутствия взрослого, его неизменный атрибут. В конце года отдельные слова начина­ют связываться с конкретными предметами. Слово является лишь сигналом, который вызывает то или иное действие. Неотделимость слова от пред­мета не позволяет ребенку связать между собой отдельные сло­ва и понять даже самую простую фразу.

Ребенок в 1—1,5 года не может выполнить даже самую простую речевую инструкцию, несмотря на то, что он понимает ее отдельные слова. Слово на этом этапе еще неотделимо от взрослого, хотя функциональные органы восприятия слова (прежде всего фонематический слух и артикуляционный аппа­рат) формируются именно на этом этапе.

У детей 1,5—2 лет речь не может остановить на­чавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое.

2-3-летние дети испытывали трудности при выполнении дифференцированного дей­ствия по речевой инструкции. Влияние речи ограничива­лось лишь побуждением к действию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных