Специфика общения детей раннего возраста
Наблюдение за взаимодействием детей в разных ситуациях позволило Л. Н. Галигузовой выделить четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам.
В первую из них входят действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту. Эти действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рассматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему внимание взрослого.
Подобные действия можно наблюдать и в контактах со взрослым, и при знакомстве в новым предметом.
Во вторую категорию входят действия со сверстником как с игрушкой. Эти действия характеризует особая бесцеремонность инечувствительность к реакции сверстника. Дети дергают ровесника за волосы, уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или ногу, т. е. играют с ним, как с куклой. Ничего подобного по отношению к взрослому они никогда себе не позволяют.
В третью категорию входят действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого:
· наблюдение за его действиями,
· подражания,
· взгляды вглаза,
· адресованные улыбки,
· демонстрация своих возможностей,
· речевые обращения и пр.
Четвертая категория объединяет действия, специфичные только для контактов со сверстником. Их отличают чрезвычайно яркая эмоциональная окрашенность и раскованность детей, как позитивная, так и негативная.
В описанных четырех категориях можно выделить два аспекта отношения к другим людям — объектный и субъектный.
Субъектные действия обращены другому и направлены на ответную реакцию, объектные, направлены на себя.
Внешним признаком различения этих аспектов могут служить взгляды в глаза сверстнику и эмоциональные проявления, адресованные ему.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|