Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные психологические новообразования. Личностное развитие




На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит память (Л.С. Выготский). Появляется возмож­ность мышления в представлениях, освобожденного от связанно­сти наглядной ситуацией. Возникает абрис мировоззре­ния — схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в вообра­жении.

Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности ребенка. Дошкольное детство — прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.

На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окра­шенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста вы­ступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.

К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнооб­разные виды мотивов:

· игровые мотивы;

· мотивы, связанные с инте­ресом детей к миру взрослых;

· мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми;

· познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы;

· мотивы самолюбия и самоутверждения.

Мотивы приобре­тают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.

Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направля­ется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Столкновение тенденции к непосредственному дейст­вию и действия по образцу или по требованию взрослого приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность все­му поведению.

Возникают первичные этические инстанции — происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. По­требность быть признанным способствует позитивному личностно­му развитию. Однако реализация этой же потребности может при­вести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной само­оценке ребенка.

К концу дошкольного возраста впервые наблюдается фено­мен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслу­шивал похвалу или получал угощение, то теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает, конфета становится «горькой».

Произвольность поведения также связана с подчинением поступков ориентирующему образцу. Умение осмысленно ориен­тироваться на позицию другого человека, опирающееся на вооб­ражение, становится основой многих конкретных умений и навы­ков, в частности школьно-учебных. Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внут­ренними нормами и правилами.

К концу дошкольного возраста у детей формируется самосозна­ние и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

Складывается тенденция к осуществлению деятельности не- игрового характера.

Эта тенденция в современных исторических условиях выражает­ся в желании стать школьником, учиться, т.е. выполнять дея­тельность общественно значимую и оцениваемую.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных