Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи курсовой работы. для студентов специальности 080109




АУДИТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ»

для студентов специальности 080109

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Дневной и заочной формы обучения

 

 

ИРКУТСК 2014

Содержание

 

1. Цели и задачи курсовой работы.. 2

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины, содержание и вопросы для самопроверки по темам. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ.. 16

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ.. 17

Список рекомендуемой литературы.. 28

 


Цели и задачи курсовой работы

Дисциплина «Аудит» является специальной, определяющей базовые знания для получения профессиональных навыков.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- законодательство об аудиторской деятельности в РФ, порядок ее организации;

- стандарты аудита и этику аудитора;

- права, обязанности и ответственность аудитора, формы и методы аудиторской проверки, правила составления и содержание аудиторского заключения.

Уметь:

- пользоваться источниками экономической информации, методами и приемами экономического анализа;

- пользоваться нормативными документами и инструкциями Министерства финансов РФ, Государственной налоговой инспекции РФ;

- осуществлять тематическую аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

- составлять аудиторское заключение о результатах проверки.

Дисциплина «Аудит» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности», «Налоги и налогообложение», «Экономика предприятия», «Финансы и кредит» и др.

Для усвоения учебного материала студенты-заочники должны ознакомиться с программой курса, изучить литературу, отработать практические занятия, ответить на вопросы для самопроверки.

В процессе изучения дисциплины «Аудит» студенты должны выполнить курсовую работу, которая состоит из теоретической и практической части.

Обязательным условием ответа на теоретический вопрос является использование примеров из практики работы местных предприятий. Ответ должен быть полным, содержать элементы анализа состояния бухгалтерского учета на предприятиях.

При решении ситуаций студент должен формулировать выполняемые действия, делать расчеты, обязательные ссылки на инструктивные материалы.

Курсовая работа выполняется строго по определенному варианту, который определяется по номеру студента в журнале учёта посещения занятий. Для выбора варианта рекомендуется перечень тем и ситуационных заданий. Необходимо составить план курсовой работы, выделив при этом 3-4 пункта для раскрытия темы.

По согласованию с преподавателем студент может изменить тему, если, учитывая его профессиональную деятельность или научные интересы, он гораздо более компетентен в какой-либо другой области, входящей в рамки изучаемой дисциплины.

Методические рекомендации по изучению дисциплины, содержание и вопросы для самопроверки по темам

Тема 1. Организация контроля и техника проведения аудиторских проверок

Федеральная система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов (организаций и предприятий). Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности».

Понятие аудиторской деятельности и ее виды. Цели и задачи аудита. Внешний и внутренний аудит. Обязательный и инициативный аудит. Законодательные и нормативные акты, регулирующие правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Основные задачи и функции аудитора. Права, обязанности и ответственность аудитора. Взаимоотношения аудитора и клиента. Этика аудитора.

Субъекты аудиторской проверки. Система критериев обязательности и периодичности аудиторских проверок в соответствии с законодательством. Порядок заключения договора на аудиторство. Порядок проведения аудиторской проверки. Формы и методы аудиторских проверок.

Государственное регулирование аудиторской деятельности в России: основные положения Закона «Об аудиторской деятельности»

Методические рекомендации

При изучении сущности, видов контроля и методики их проведения следует использовать следующую схему организации органов финансового контроля.

1. Счётная палата.

2. Федеральная налоговая служба РФ.

3. Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и ведомствах.

4. Независимый аудиторский финансовый контроль, проверяющий на договорных началах достоверность данных финансовой (бухгалтерской) отчётности, законность совершаемых операций и оказывающий консультационные услуги в области учета и финансов предприятиям и организациям.

Российская практика подтверждает статус аудита как неотъемлемого элемента инфраструктуры рыночной экономики.

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности; расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов Российской Федерации.

Следует обратить внимание на то, что аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские организации, прошедшие аттестацию и являющиеся членами саморегулируемой организаци аудиторов, независимо от вида собственности, в т.ч. иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

Аудит может быть внутренним и внешним и осуществляется по направлениям:

· банковского аудита;

· аудита страховых организаций;

· аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

· общего аудита.

Для того чтобы изучить порядок организации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудитора, необходимо внимательно изучить Федеральный Закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ от 30 декабря 2008 г.

В соответствии с ним установлены основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Разработаны и введены в действие правила (стандарты) аудиторской деятельности – базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Как организована государственная система контроля хозяйственно-финансовой деятельности предприятий?

2. Каковы права, обязанности и ответственность работников налоговых служб?

3. Что такое аудит?

4. Каков порядок организации аудиторской деятельности?

5. Какие виды аудита существуют, их характеристика?

6. Что является субъектом аудиторской проверки?

7. Каков порядок заключения договора на аудиторство?

8. Каковы права, ответственность и обязанности аудиторов?

9. Виды услуг, сопутствующих аудиту.

Тема 2. Аудит сохранности и учета товарно-материальных ценностей (материально-производственных запасов).

Цели проверки, источники информации, последовательность аудита. Проверка правильности формирования покупных и продажных цен.

Методика проверки соблюдения правил оформления первичной документации по операциям с ТМЦ. Проверка правильности приемки ТМЦ по количеству и качеству, своевременности их оприходования.

Аудит оценки материально-производственных запасов (формирования их фактической себестоимости) и способов их списания в соответствии с учётной политикой предприятия.

Аудит реализации товаров, товарообменных операций, осуществляемых на бартерной основе. Аудит товарных потерь.

Проверка состояния организации синтетического и аналитического учета товарных операций.

Контроль подбора и назначения работников на должности с материальной ответственностью. Проверка правильности и своевременности заключения договоров о материальной ответственности.

Оценка внутрихозяйственного контроля за работой материально ответственных лиц.

Проверка обеспечения сохранности материальных ценностей, проверка мероприятий по предупреждению и ликвидации недостач, растрат, хищений ценностей.

Оценка организационного уровня инвентаризационной работы и контроля ее качества.

Методические рекомендации

Изучая вопросы аудита данной темы, необходимо ознакомиться с основными аспектами учетной политики по учету товарно-материальных ценностей согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов».

Следует обратить внимание на соблюдение принципов организации бухгалтерского учета (единство оценки, порядок определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; организация материальной ответственности и т.д.) на конкретном предприятии. Обязательным моментом учетной политики является инвентаризация, сроки которой и частота проведения на каждом предприятии исходят из конкретных условий.

Проверку операций с ТМЦ на предприятиях торговли следует начинать с проверки правильности ценообразования.

Очень важно на предприятии определить, что является моментом реализации:

- поступление платежа на расчетный счет или в кассу;

- отгрузка товаров и передача покупателю платежных требований.

Аудитор обязан проверить, соблюдаются ли вышерассмотренные моменты учетной политики на предприятии.

Осуществляя аудиторскую проверку конкретной организации, необходимо также обратить внимание на:

· оформление договоров поставок и реализации товарно-материальных ценностей, их учет и контроль за выполнением;

· правильное использование выданных доверенностей;

· своевременность оприходования товарно-материальных ценностей;

· правильность и законность списания товарных потерь (естественная убыль, бой, лом, порча, завес тары);

· порядок проведения инвентаризаций, оформление соответствующей документации и отражение в учете результатов проверки;

· правильность и своевременность составления отчетности материально ответственными лицами,

· выделяется ли в платёжных документах и в первичных учётных документах НДС и как он учитывается.

Аудитор при проверке должен осуществлять встречную сверку материальных и товарных отчетов с журналами-ордерами и ведомостями по соответствующим счетам (10, 20, 40, 41, 43, 45, 60 и др.), Главной книгой, балансом и т.д.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные задачи, источники и последовательность проведения аудита операций с ТМЦ?

2. Каков порядок контроля выданных доверенностей?

3. Каков порядок аудита оприходования и списания материально-производственных запасов?

4. Как проверить правильность выявления и отражения в учете результатов инвентаризации ТМЦ?

5. Каков порядок проверки ценообразования?

Тема 3. Аудит учета и сохранности денежных средств, денежных документов, ценных бумаг и финансовых вложений

Цели проверки, источники информации и последовательность аудита.

Аудит кассовых операций. Проверка законности налично-денежных операций, сохранности наличных денег в кассе и их целевого использования.

Методы проверки операций, совершенных по расчетным, валютным и другим счетам в банках.

Аудит денежных средств в пути и денежных документов.

Юридическая экспертиза проспектов эмиссии, договоров на совершение сделок с ценными бумагами.

Проверка законности и правильности отражения операций с ценными бумагами.

Методы проверки эффективности и целесообразности финансовых вложений: виды финансовых вложений, особенности их проверки.

Проверка операций по выплате или получению дивидендов по ценным бумагам, определение финансовых результатов от операций с ценными бумагами. Использование компьютерных программ при аудите.

Тема 4. Аудит учета расчетных и кредитных операций

Цели проверки, источники информации, последовательность аудита расчетных и кредитных операций.

Методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта, эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью.

Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, бюджетом (по всем видам налогов), учредителями по вкладам в уставный капитал и дивидендам; по претензиям; имущественному и личному страхованию; внебюджетным платежам и др.

Аудит соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и влияние ее на платежеспособность организации (предприятия), взаимоотношения с дебиторами, кредиторами. Проверка списания дебиторской и кредиторской задолженности на финансовый результат по истечении срока исковой давности.

Установление подтвержденной, неподтвержденной и просроченной задолженности.

Аудит ведения бухгалтерского учета операций по совместной деятельности, правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности.

Аудит расчетов с подотчетными лицами. Проверка соблюдения нормативных документов, регламентирующих операции расходования средств на хозяйственные нужды, служебные командировки и др.

Аудит долгосрочных и краткосрочных займов. Методы проверки целевого использования кредитов, полноты и своевременности их погашения, правильности уплаты процентов за кредит и отражение их на балансовых счетах.

Анализ потребности в кредитах, условий получения, источников покрытия, эффективности использования.

Методические рекомендации

При изучении данной темы, прежде всего, следует уяснить, что предприятия в процессе хозяйственной деятельности вступают в расчётные и денежные отношения друг с другом, членами трудового коллектива, налоговыми органами, банками, пенсионным фондом, фондом социального страхования, разными юридическими и физическими лицами.

С развитием рыночных отношений существенно расширяется сфера контроля операций, связанных с движением денежных средств, состоянием расчетных и кредитных операций.

Предприятия должны производить расчеты по своим обязательствам перед другими предприятиями, организациями и учреждениями в безналичном порядке через учреждения банков, либо векселями в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РФ, утвержденным Центральным банком.

Основными задачами проверки кассовых операций являются обеспечение сохранности денежных средств, законности и целесообразности их расходования, соблюдения кассовой дисциплины в соответствии с установленным порядком ведения кассовых операций в РФ. Особое внимание при проверке обращается на целевое использование средств, а также на соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе, установленного учреждением банка.

Кроме того, на предприятии торговли необходимо проверить выполнение Положения «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

Требуется усиление контроля правильности учета полученных кредитов, их погашения и уплаты процентов за пользование кредитом, а также за поступления авансов и заемных средств, облагаемых налогом.

Руководствуясь постановлением Правительства РФ «О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах», и проверяя записи по счетам учета, аудитору необходимо осуществлять проверку вложения денежных средств предприятия в ценные бумаги, отражение доходов и потерь по операциям с ценными бумагами. Аудитору необходимо знать, что все операции по расчетным, валютным и специальным счетам регулируются правилами и инструктивными письмами банков.

При проведении проверки расчетов с дебиторами и кредиторами проверяется реальность сумм, числящихся на соответствующих синтетических счетах, детально проверяются данные аналитического учета, изучается характер задолженности, причины и время ее возникновения, проверяется правильность списания дебиторской и кредиторской задолженности по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты.

Особое внимание следует обратить на проверку расчетов с бюджетом по всем видам налогов:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на имущество;

- налог на прибыль;

- местные налоги.

Взимание всех видов налогов предусмотрено Налоговым Кодексом РФ (ч. 1 и 2) и соответствующими инструкциями, но необходимо следить за дополнениями и изменениями, которые вносятся в законодательство.

Аудитор проверяет правильность отражения в учете начисления налогов за счет соответствующих источников:

· налог на добавленную стоимость - за счет выручки;

· местные налоги - за счет финансовых результатов;

· налог на прибыль - за счет прибыли, полученной от хозяйственной деятельности.

При наличии задолженности и недоимки по налогам налоговая служба РФ установила порядок бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

При изучении вопроса аудита расчетов с подотчетными лицами следует учитывать нормы возмещения расходов, связанных с командировками, утвержденные Правительством России, действующие на дату проведения проверки.

Вопросы для самопроверки

1. Как проверить, по целевому ли назначению используются денежные средства?

2. Каким способом проводят документальную проверку операций по расчетному, валютному, специальному счетам в банках?

3. Как проверить состояние расчетов с дебиторами и кредиторами?

4. Каков порядок проверки расчетов с бюджетом?

5. В чем заключается проверка расчетов с покупателями за товары, проданные в кредит?

6. Чем регулируется порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения?

Тема 5. Аудит учета основных средств и нематериальных активов. Аудит капитальных вложений

Цель проверки, источники информации и последовательность аудита имущества организаций (предприятий).

Аудит правильности отнесения предметов к основным средствам, их классификации по принадлежности и характеру участия в производственном процессе; определения стоимостной оценки и переоценки.

Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств. Проверка правильности актирования и отражения операций ликвидации основных средств и их переоценки.

Аудит начисления амортизации основных средств. Проверка правильности применения ускоренной амортизации.

Проверка правильности отнесения на счета расходов затрат по текущему и капитальному ремонтам и созданию ремонтного фонда (согласно учетной политике).

Аудит арендованных основных средств.

Анализ эффективности использования основных средств.

Аудит вложений во внеоборотные активы.

Проверка операций по приобретению и движению нематериальных активов. Особенности определения балансовой стоимости нематериальных активов. Экспертный метод оценки. Правильность определения срока полезного использования нематериальных активов и их амортизация.

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо подчеркнуть, что многообразие форм собственности, расширение прав предприятия в управлении экономикой требует альтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения учета основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений.

Основой контроля за движением и сохранностью внеоборотных средств служит первичная документация или заменяющие ее технические носители информации (имеющие юридическую силу документы на магнитной ленте или диске, перфокартах, перфолентах и др.). Нормативная база – ПБУ 6/2001, ПБУ 14/2007.

Особое внимание при аудите основных средств следует обратить на формирование их первоначальной стоимости, которая включает в себя затраты на приобретение, доставку, монтаж, транспортные расходы, и т.д.

В случаях завышения первоначальной стоимости увеличиваются расходы в виде амортизации, отнесенные на издержки, что приводит к занижению прибыли.

Необходимо проверить правильность расчетов с бюджетом по НДС по приобретенным основным средствам, нематериальным активам.

В основном НДС не включается в первоначальную стоимость вышеперечисленного имущества, а приходуется на счет 19 по соответствующим субсчетам и возмещается из бюджета.

Важным объектом финансового контроля и аудиторского изучения является правильность отражения в учете и отчетности операций, связанных с приобретением и безвозмездным получением основных средств и нематериальных активов. Методы их оценки в немалой степени обусловлены источниками их поступления на предприятие. Так, стоимость основных средств и нематериальных активов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал предприятия, определяют по договоренности сторон; полученные предприятием безвозмездно от физических и юридических лиц – экспертным путем. Проверяя законность и организацию учета выбытия основных средств (ликвидация вследствие износа, продажи, безвозмездная передача и др.) аудитор с целью выявления сокрытых доходов должен проверять реальность и правильность отражения операций по счетам учёта, его закрытие и отнесение результатов на счет прибылей и убытков.

Очень важно проверить фактическое наличие основных средств, сравнив его с учётными данными.

Неотъемлемый элемент бухгалтерского контроля – строгое соблюдение утвержденных правительством норм амортизации (износа) основных средств в разрезе амортизационных групп.

Проверяя вопросы, связанные с начислением амортизации, отнесением затрат на капитальный и текущий ремонт основных средств, аудитор должен в первую очередь руководствоваться учётной политикой на предприятии и действующими нормативными документами по данным вопросам проверки. Очень важно провести тщательную проверку всех этапов ремонтных работ и установить, нет ли таких работ, которые должны быть отнесены не к капитальному ремонту, а к капитальным вложениям (реконструкция, ремонт в арендованных зданиях и т. п.).

Существуют следующие варианты отражения в учете данных затрат:

- затраты на ремонт включаются в себестоимость того отчетного периода, когда они имели место;

- предприятие может создать ремонтный фонд (резерв) для финансирования этих работ за счет издержек;

- возможен учет фактически произведенных ремонтных работ в составе расходов будущих периодов с последующими равномерными списанием на издержки.

Проверка учета капитальных вложений должна проводится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.

Вопросы для самопроверки

1. Как проверить правильность оприходования средств?

2. Каков порядок проверки описания выбывших средств?

3. В чем заключается проверка правильности начисления амортизации?

4. Как проверить операции по ремонту основных средств?

Тема 6. Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда

Цель проверки, источники информации и последовательность аудита.

Проверка документального оформления трудовых отношений. Проверка расчетов по оплате труда за отработанное время, ежегодные отпуска; пособий по временной нетрудоспособности, компенсаций, предусмотренных законодательством, и других выплат. Аудит налоговых и других удержаний из заработной платы.

Проверка расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе расчетам по возмещению материального ущерба, операциям займа и с держателями акций. Проверка полноты отчислений по страховым взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд, фонд Медицинского страхования, правильности их отнесения на издержки. Соблюдение законности выплат за счет средств социального страхования, Пенсионного фонда.

Оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда. Использование компьютерных программ при аудите.

Методические рекомендации

При изучении данной темы аудитору необходимо знать, что формы, системы и размеры оплаты труда устанавливаются предприятием самостоятельно, независимо от организационно-правовых форм.

Однако минимальный размер оплаты труда, применение районных коэффициентов и минимальных доплат при выполнении работ в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни регулируются законодательными актами РФ.

Аудитору следует разграничивать затраты на оплату труда, учитываемые в составе издержек, и начисления, сделанные за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия или других источников, создаваемых на предприятии и не противоречащих российскому законодательству.

Аудитор проверяет правильность удержаний из заработной платы; особое внимание уделяет удержаниям, предусмотренным законодательством.

При аудировании деятельности предприятий важная роль отводится финансовому контролю за правильностью определения и отражения в бухгалтерском учете и отчетности предоставляемых предприятием трудовых и социальных льгот своим работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

С учетом экономических возможностей предприятие вправе вводить льготные выплаты в виде: дополнительных отпусков сверх предусмотренных законодательством; надбавок к пенсиям; компенсационных выплат в связи с повышением цен сверх размеров индексации доходов по решению Правительства РФ; оплаты путевок работникам и их детям и отдых за счет средств предприятия; оказания работникам материальной помощи и др.

При аудите расчетов по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию проверяется правильность отчислений, их целевое использование и своевременность перечислений.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите задачи, последовательность и источники проведения проверки расходования средств на оплату труда.

2. Как проверяется правильность удержаний из заработной платы?

3. Как проверяется правильность отчислений на социальное страхование и расчетов по этим операциям?

Тема 7. Аудит учета фондов, резервов и целевого финансирования

Цель проверки, источники информации и последовательность аудита.

Аудит операций, связанных с изменением средств уставного капитала. Соответствие уставного капитала учредительным документам.

Проверка правильности образования и использования средств фондов, образуемых в соответствии с учредительными документами

Проверка средств фондов специального назначения.

Проверка поступления и использования средств целевого назначения.

Проверка начисления и использования резервов, создаваемых на предприятии в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Аудит распределения прибыли (непокрытого убытка).

Тема 8. Аудит себестоимости, издержек производства и обращения, финансовых результатов

Цель проверки, источники информации и последовательности аудита доходов, издержек производства и обращения, финансовых результатов и налогообложения прибыли.

Проверка достоверности полноты и правильности отражения в учете издержек производства и обращения, соблюдения порядка учета затрат в соответствии с методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки производства и обращения и финансовых результатов. Проверка отражения в учете расходов на подготовку кадров, представительских расходов, соблюдения норм на выплату за использование личного транспорта.

Проверка правильности и своевременности разграничения издержек производства и обращения между отчетными периодами и между реализованными и оставшимися товарами на конец месяца. Проверка правильности определения доходов от всех видов деятельности, своевременности и полноты отражения их в учете. Проверка правильности определения предполагаемой прибыли (для исчисления сумм авансовых платежей в бюджет), балансовой, налогооблагаемой и оставшейся в распоряжении предприятия.

Тема 9. Аудит налогообложения

Цель проверки, источники информации и последовательность проведения аудита налога на прибыль. Проверка правильности определения налогооблагаемой прибыли, применение льгот при налогообложении.

Аудит расчетов с бюджетом по НДС.

Аудит расчета прочих налогов и сборов.

Ответственность налогоплательщиков за соблюдение сроков представления отчетности по налогам в контролирующие органы и своевременностью расчетов по ним. Использование компьютерных программ при аудите.

Методические рекомендации

При изучении данных тем, прежде всего, следует проверить порядок формирования финансовых результатов (прибыли и убытка) хозяйственной деятельности.

Поэтому проверку следует начинать с достоверности отражения в учете и отчетности фактической выручки. Предприятия применяют для целей налогообложения методику отражения выручки от реализации продукции по мере отгрузки товаров и предъявления покупателям расчетных документов.

Следовательно, важная задача аудиторского контроля – наблюдение за стабильностью применения в течение отчетного года всех элементов принятой предприятием учетной политики. Обоснованность отражения в бухгалтерском учете выручки и финансовых результатов от реализации можно контролировать на основе записей в журнале-ордере (ведомости) по счетам 90, 91, 99.

Особое внимание при проверке должно быть обращено на достоверность учетных записей по товарообменным (бартерным) операциям.

Одним из основных направлений аудиторского контроля является проверка достоверности данных учета о фактических затратах, полноты и правильности отражения их в учете. Все расходы, отнесенные в дебет счетов затрат (с кредитованием соответствующих счетов: 50, 51, 60, 76, 69, 68 и т.д.), должны быть документально подтверждены. Следует проверить, соблюдаются ли предельные нормы по некоторым видам расходов, предусмотренные Правительством, а именно: командировочные, рекламные, представительские, нормы амортизации, затраты на обучение по договорам с учебными заведениями, компенсации за использование личных автомобилей, отчисления во внебюджетные фонды и др.

Проверяется правильность выявления результата от прочей реализации.

Пристального внимания заслуживает аудит прочих доходов и расходов, которые влияют на формирование финансовых результатов. Следует иметь в виду, что в составе таких расходов отражают налог на рекламу.

Одна из важных задач аудиторского контроля – проследить за обоснованностью определения источников возмещения затрат на уплату местных налогов и сборов, вводимых на своих территориях местными органами власти, таких как: лицензионные сборы на право торговли; сбор за право использования местной символики, лицензионный сбор за право проведения местных аукционов, лотерей и т.д. Начисленные суммы этих налогов и сборов во всех случаях покрываются за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

В составе доходов от прочих операций в связи с развитием рыночных отношений первоочередная роль отводится дивидендам и процентам, полученным по ценным бумагам. Особое значение аудиторского контроля достоверности учетных и отчетных данных о вышеперечисленных доходах обусловлено тем, что эти доходы исключаются из балансовой прибыли, применяемой для налогообложения по налогу на прибыль, так как с них взимается отдельный налог.

Исчерпывающий перечень прочих доходов и потерь приведен в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации»

При аудиторской проверке использования прибыли особое место занимает налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет.

Аудитор, прежде всего, должен проверить:

· правильность определения налогооблагаемой базы в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (часть 2, глава 25);

· ставку налога в зависимости от вида деятельности предприятия и вида дохода.

Вопросы для самопроверки

1. Каков порядок проверки операций по уставному капиталу?

2. Как проверить правильность образования и использования фондов и резервов?

3. Как установить, своевременно ли отражены расходы в учете?

4. В чем заключается проверка расчета издержек обращения на остаток товара? (для торговых предприятий).

5. Каков порядок проверки финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия?

6. Как проверить правильность расчета балансовой, налогооблагаемой прибыли и прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия?

Тема 10. Аудит и оценка состояния учета, отчетности, внутрисистемного планирования и экономического анализа

Цель проверки, источники информации и последовательность проведения аудита.

Анализ соблюдения Учетной политики и правильности применения нормативных документов, определяющих методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях. Проверка соблюдения основных принципов ведения учета. Анализ состояния первичной документации, организационного и технического учета, степени внедрения средств компьютеризации.

Аудит состояния квартальной и годовой отчетности. Проверка соблюдения требований к отчетности. Отражение в учете выявленных налоговыми службами искажений отчетных данных как текущего, так и прошлых лет.

Оценка состояния учета и отчетности по недостачам, контроля движения дел о растратах и хищениях в судебно-следственных органах, эффективности мер по возмещению причиненного ущерба.

Оценка организации внутрисистемного планирования и контроля, финансово-экономического анализа основных показателей хозяйственной деятельности. Аудит эффективности и целесообразности использования программ для компьютеризации учета.

Тема 11. Аудит операций производства и реализации продукции

Аудит затрат. Методы учета затрат (работ, услуг) на производство, распределение внепроизводственных расходов, учета расходов по обслуживанию производства и управления, косвенных затрат по счетам 20, 23, 25, 26 и пр.

Аудит применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Проверка правильности учета готовой продукции и ее реализации по счетам 43, 45 и пр.

Методические рекомендации

Главными задачами аудита затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются:

- проверка правильности определения объемов производства и достоверности отчетных данных;

- исчисление фактической себестоимости всей готовой продукции и отдельных ее видов;

- контроль за правильным и рациональным использованием в процессе производства материальных, трудовых и денежных ресурсов.

- контроль за правильностью списания затрат на реализованную продукцию, услуги.

Источниками проверки правильности учета затрат на производство являются первичные документы калькуляции себестоимости продукции и записи в учетные регистры по счетам 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве». В процессе проверки изучается состояние учета и расчетов, правильность учетных данных об остатках нереализованной продукции. Выявляются факты необоснованного включения в объем реализации данного периода продукции, которая произведена и реализована в предыдущие и последующие отчетные периоды, проверяется правильность отражения в объеме реализации тех партий продукции, которые оплачены частично, выясняются причины отказа покупателей от оплаты продукции.

Вопросы для самопроверки

1. Каким нормативным документом пользуются при проверке затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции?

2. Как проверить правильность отражения в себестоимости отдельных видов изделий прямых и косвенных затрат?

3. Как выявить причины отклонений фактических результатов по выпуску и реализации от плановых заданий?

Тема 12. Обобщение материалов аудиторского контроля

Порядок обобщения и оформления материалов аудиторских проверок. Порядок составления аудиторского заключения: принципы составления, состав и содержание. Представление аудиторского заключения. Выводы, предложения и порядок рассмотрения и утверждения заключения. Выявление резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оценка имущественного положения, оценка ликвидности, анализ финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности.

Методические рекомендации

Аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности экономического субъекта. Принципы составления, состав, содержание и примерные формы аудиторского заключения изложены в Правилах (стандартах) «Порядок составления аудиторского заключения» ФСАД 1,2,3/2010г.

При изучении этой темы следует четко уяснить содержание основных разделов аудиторского заключения в соответствии с требованиями стандартов.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью.

При проведении проверки фирмой аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской фирмы, либо уполномоченным им иным должностным лицом аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Вопросы для самопроверки

1. Виды аудиторских заключений, их особенности и характеристика.

2. Какие основные разделы аудиторского заключения, их характеристика?

3. Какие основные требования к оформлению аудиторского заключения?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных