Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правила (стандарты) аудиторской деятельности.




Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

ПСАД подразделяются:

• на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

• внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (Федеральный закон № 164-ФЗ).

Подготовка российских стандартов аудита была предусмотрена техническим заданием проекта Тасис Реформа российского аудита». При этом предполагалось, что окончательное число подготовленных проектов документов и их конкретная тематика будет уточнена с бенефициаром (Минфином России) в рабочем порядке. Иностранные специалисты, работавшие по проекту (некоторые из них, например, участвуют в разработке национальных стандартов аудита Великобритании), потребовали максимального соответствия российских стандартов МСА с возможностью четкого объяснения всех расхождений конкретными особенностями национального законодательства.

Все стандарты в России могут быть разбиты на три группы:

• российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;

• российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;

• российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в МСА.

Следует отметить, что в ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель — подготовить пакет документов, основанный на системе документов МСА, поэтому стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее в силу различных причин некоторые российские документы, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.

Значительное число российских правил (стандартов) не имеет прямых аналогов в системе МСА.

Следует отметить, что правила (стандарты) разрабатываются небольшими партиями (по 4-5 не более). Это связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В настоящее время работа над стандартизацией аудита в России продолжается.

ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

К настоящему времени разработано и принято 16 ФПСАД (№ 1—6 утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, № 7—11 — постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, № 12—16 — постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532).

№1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

№ 2 «Документирование аудита»;

№ 3 «Планирование аудита»;

№ 4 «Существенность в аудите»;

№ 5 «Аудиторские доказательства»;

№ 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»;

№ 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;

№ 9 «Аффилированные лица»;

№ 10 «События после отчетной даты»;

№ 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;

№ 12 «Согласование условий проведения аудита»;

№ 13 «Обязанность аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;

№ 14 «Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита»;

№ 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;

№ 16 «Аудиторская выборка».

 

21. федеральные и внутренние аудиторские стандарты: содержание и область регулирования.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, не содержащие прямых указаний на необходимость дальнейшей детализации содержащихся в них положений, могут использоваться аудиторской фирмой непосредственно в качестве внутренних. К ним относятся следующие федеральные стандарты:

- N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности";

- N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности";

- N 9 "Связанные стороны";

- N 10 "События после отчетной даты";

- N 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица";

- N 12 "Согласование условий проведения аудита";

- N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита";

- N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита";

- N 21 "Особенности аудита оценочных значений";

- N 23 "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица";

- N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами";

- N 26 "Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности";

- N 27 "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность";

- N 28 "Использование результатов работы другого аудитора";

- N 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита";

- N 31 "Компиляция финансовой информации".

Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские организации разрабатывают внутренние стандарты, учитывающие специфику их работы. При проведении проверок эти стандарты должны облегчить сбор необходимых доказательств, сократить время проверки, уменьшить риск ошибок при формулировании заключения.

 

В то же время данные стандарты не должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. Содержание внутренних стандартов является коммерческой тайной.

 

Внутрифирменные аудиторские стандарты могут быть объединены в три блока:

 

Методики по внутренней структуре аудиторской организации и технологии организации ее деятельности.

 

Методики по реализации требований правил (стандартов) аудита.

 

Методики проведения проверки по разделам аудита.

 

Методики первого блока раскрывают специфику работы аудиторской организации, ее организационное устройство, принципы взаимоотношений с клиентами, структуру внутреннего контроля и внутренней отчетности, полномочия и должностные обязанности сотрудников, требования к уровню их образования и квалификации, вопросы профессиональной этики и др.

 

Основу методик второго блока составляют перечень нормативных документов, регулирующих проверяемый участок учета; бухгалтерская отчетность, в которой отражается данный участок учета; состав первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета по счету; классификатор возможных нарушений по данному участку учета (счету); вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирования аудита; перечень аудиторских процедур при проверке данного участка (счета); последовательность выполнения аудиторских процедур.

 

Методики, относящиеся к третьему блоку, разрабатываются по следующим направлениям:

 

- бухгалтерское – методики проверки по разделам бухгалтерского учета (аудит кассовых операций, аудит операций по счетам в банках, аудит основных средств, аудит затрат на производство и др.);

 

- юридическое – методики проверки правового обеспечения деятельности аудируемого лица (аудит учредительных документов и уставного капитала, экспертиза хозяйственных договоров, анализ соблюдения налогового законодательства и др.);

 

- специальное – методики проверки групп предприятий, обладающих общими специальными признаками (аудит субъектов малого предпринимательства, предприятий с иностранными инвестициями и др.).

 

Наличие внутренних аудиторских стандартов позволяет также осуществлять эффективный внутренний контроль деятельности аудиторской организации и ее сотрудников

 

22. Особенности аудита субъектов малого предпринимательства
Для субъектов малого предпринимательства характерным является то, что бухгалтерский учет в них ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудиторская организация в ходе аудиторской проверки таких предприятий не должна требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников.
В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эффективности системы, внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. Аудиторская организация самостоятельно принимает решение о том, применять или не применять при аудите данного экономического субъекта методики аудита, характерные для субъектов малого предпринимательства, но обязана отразить свой выбор и соответствующую аргументацию в своей рабочей документации.
Документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта и для субъектов малого предпринимательства может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием крупных и средних экономических субъектов.
В ходе аудита малых экономических субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов. Данные особенности бывают, как правило, вызваны следующими факторами:
· ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;
· преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.
Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:
· учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
· руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в. ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
· вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
· в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
· если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы — завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
· при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.
В малых экономических, субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных