ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДОСТОИНСТВО СКРОМНОГО ТРУЖЕНИКАПророк учил, что в исламе нет места проявлению высокомерия и чванства. Нет никакого бесчестия и унижения в выполнении какой-либо скромной работы или работы, на которую «поглядывают свысока» благополучно устроившиеся в этой жизни люди. Напротив, постыдным считается зависеть от чужих подачек, будучи вполне способным самому зарабатывать себе на жизнь. Обществу требуются не только профессора, но и сборщики мусора. Никому не следует рассматривать какую-нибудь полезную деятельность как недостойную человека, и ислам придал достоинство многим профессиям, рассматривавшимся прежде как низкие и позорные. Скромный уборщик столь же ценен и любезен Аллаху, как и управляющий финансовой империей. В расчет берутся только честность и достоинство работника, проявляемые им в выполнении возложенных на него обязанностей. КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Мусульманская экономика рассматривает определенные виды деятельности и занятости как крайне необходимые для общества. Такие приоритетные формы экономической деятельности называются фард кифийа, или «коллективная ответственность». Мусульманское общество прилагает все усилия по обеспечению себя специалистами различных отраслей гуманитарных и естественных наук, управления и социального обеспечения, легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства и медицины. Все продуктивные ресурсы следует использовать с наиболее полной отдачей, и ничто не должно пребывать в запустении и небрежении, будь то невостребованная человеческая сила, пустующие земли или же водные и минеральные запасы. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОПОЛУЧАТЕЛЯ Работополучатели наделены особыми обязанностями по отношению к своим работодателям, как и к тем, кого они поддерживают и содержат, а посему им не следует приписывать себе лишние часы при повременной оплате труда, проявлять леность и поощрять любую деятельность на рабочем месте, в результате которой обманутым (тем или иным способом) оказывается работодатель. Им не следует безответственно транжирить деньги или тратить их на бесполезные и ненужные вещи. Экстравагантность и мотовство весьма порицаются исламом. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОИМ СЛУЖАЩИМ И РАБОЧИМ Работодатель должен честно и справедливо обращаться со своими рабочими и достойно, без малейших задержек оплачивать их труд. «Отдай работнику плату его до того, как высохнет на нем пот от трудов его» (Ибн Маджа). Рабочие места должны быть оборудованы с учетом техники безопасности, и рабочих нельзя заставлять работать неучтенное время или доводить их до изнеможения работой в ужасающих условиях, не предоставляя им никакого отдыха. «Хозяин не должен требовать от работника выполнения невыполнимого. Если требования хозяина являются все же необходимыми, то хозяин должен сам прежде всего протянуть руку помощи своему работнику» (Бухари). РИБА - РОСТОВЩИЧЕСТВО Заем денег в рост, известный как риба, считается гнусной оборотистостью с целью наживы на чужих нуждах и страданиях и абсолютно запрещен Кораном. Взимание процентов делает богатых людей еще богаче, а бедных — еще беднее и зависимее, окончательно запутывая их хитросплетениями долговых обязательств. Поэтому мусульманское общество создает свои исламские банки, которыми разработаны честные пути применения денежных вкладов, безо всякой выдачи или взимания процентов по ним, в полном согласии с подробнейшими законами шариата. «Но Бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил. Тот, к кому придет это наставление, и он будет воздержан, тому будет за то снисхождение: деятельность его пред Богом. А те, которые обратятся к прежнему, — те будут страдальцами в огне, в нем они останутся вечно» (Коран, сура 2:276). «Да будет проклят тот, кто попустительствует ростовщичеству, и тот, кто платит лихву, и тот, кто свидетельствует этому, и тот, кто записывает это» (Абу Дауд). Риба означает всякую неправедную' прибыль в торговых делах и, обладая большим спектром значений, не ограничивается простым банковским вкладом в расчете на дивиденды. В исламе для того, чтобы прослыть добропорядочным, к деньгам нужно относиться как к средству, а не как к товару, в противном случае собственники больших денежных сумм могут получить неправедное преимущество над промышленниками и торговцами. Они могут подождать до тех пор, пока товар упадет в цене (например, какой-нибудь сельскохозяйственный продукт или другой скоропортящийся товар), и вынудить торговцев к распродаже по бросовым ценам; с тем же успехом они могут скупать различный товар и хранить его до тех пор, пока он не повысится в цене. Подобные практики запрещены в исламе; капитал должен быть в обращении и не накапливаться тайно для личных нужд немногих избранных. Чтобы окончательно урегулировать эту проблему, исламские правительства взимают налог со всех денег, не введенных в обращение, а вкладчики могут рассчитывать на получение прибыли лишь в том случае, если они ясно осознают весьма нередкую вероятность полной потери всех их денег. сексуальная ЖИЗНЬ Сексуальная жизнь считается в исламе даром Аллаха, который предоставляет человеческому существу предварительную, хотя и малую возможность испытать вожделенную благодать Рая. Она является основной и фундаментальной потребностью человеческого бытия. В поисках сексуального удовлетворения люди могут одарить друг друга величайшей радостью и счастьем, однако оно же может обречь людей на величайшее отчаяние и боль. БЕЗБРАЧИЕ Памятуя о том, что сексуальная жизнь — творение и дар Аллаха, мусульмане не считают ее чем-то гадким и нечистым, требующим незамедлительного запрещения и подавления. Люди, принявшие на себя обет безбрачия в религиозных целях, не заслуживают одобрения в исламе; то, что может оказаться на первый взгляд всего лишь проявлением неблагодарности по отношению к Аллаху, в дальнейшем может привести к возникновению опасной для общества, обуянной страхами, извращенной личности. «Сайд ибн Абу Ваккас сообщил нам, что когда Осман ибн Мазун решил жить в безбрачии, то Посланник Аллаха (да пребудет с Ним мир) воспрепятствовал ему» (Муслим). С другой стороны, удовлетворение сексуальных желаний без нравственных соображений также рассматривается как злоупотребление замыслом Аллаха. Ислам не препятствует удовлетворению сексуальных желаний, требуя в то же время, чтобы человеческая личность и интересы семьи были защищены от опасных последствий. ОПАСНОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ Ислам не только запрещает добрачную сексуальную жизнь, но и не поощряет всякого рода совместные времяпрепровождения взрослых людей обоего пола, не состоящих в родстве друг с другом и не связанных брачными узами, надеясь таким способом предостеречь их от искушения. «Да непозволительно мужчине уединяться с женщиной, не принадлежащей ему по закону, ибо в противном случае третьим с ними будет сатана» (Тирмизи). Пророк знал, что для мужчин достаточно всего лишь увидеть женщину, чтобы испытать физическое возбуждение: поэтому Аллах потребовал, чтобы мужчины и женщины не искали уединения друг с другом, чтобы не искушали они друг друга соблазнительными одеждами, словами или взглядами; а если человеку вне дома доведется испытать сексуальное влечение к иной женщине помимо жены его, то он должен «...немедленно отправиться к жене своей и возлечь с нею, ибо только это способно угасить пыл чувства его» (Муслим, Абу Дауд). ГОМОСЕКСУАЛИЗМ «Смотрите, вы одни из миров ложитесь с мужчинами и оставляете ваших супруг, которых сотворил для вас Господь ваш» (Коран, сура 26:165). В дополнение к кораническому запрету гомосексуализма Пророк также предостерег верующих от скрытой опасности ношения мужчинами женских одежд, а женщинами — мужских и напомнил о том, что никому не следует подражать манерам речи, движения и поведения, присущим противоположному полу. БРАЧНОЕ ЛОЖЕ Пророк сказал: «Возлежание с собственной своей женой есть садака (искреннее деяние)» (Абу Дауд). Пророк также сказал: «Жена и муж, делящие брачное ложе, достойны восхваления и благословения Аллаха; однако погрязших в недозволенных удовольствиях ожидает хула и наказание» (Муслим). Люди, читающие хадисы, весьма часто удивляются, обнаружив, что Пророк отнюдь не стеснялся говорить об интимном. Он часто отвечал на вопросы самого интимного и тонкого свойства, давал людям советы по всему спектру в высочайшей степени личных проблем, начиная с менструации и заканчивая половым бессилием. Его совет всегда был доброжелательным и исчерпывающим, основываясь на желании всемерного угождения Аллаху во все мгновения жизни, включая и должное исполнение супружеских обязанностей. Мусульманам запрещена сексуальная жизнь вне брака, и поэтому оба супруга должны любить друг друга, уважать и удовлетворять желания своего брачного партнера. Если кто-то из супругов пренебрегает брачным долгом, то это может причинить страдания, вызвать подавленность и привести к разрыву брачных уз. Пророк был весьма осведомлен о мужском самолюбии, широко распространенном в те времена. Он всячески и неоднократно призывал своих последователей оказывать заботу, уважение и ласку своим женам. Им вменялось в обязанность не забывать о равноправии в интимных отношениях и не бросаться на своих жен, как на военную добычу, в удовлетворении лишь собственных желаний, обрекая жен на досаду и разочарование. «Мужу, прежде своих желаний, следует удовлетворить желания жены» (Алъ-Газали). От жены ожидается покорность воле мужа и совершенная готовность к удовлетворению всех его нужд. Если же один из супругов отказывает в чем-то другому, то, по словам Пророка, «не наступит и утро, как ангелы проклянут такого человека». «Клянусь Тем, в Чьих руках находится моя жизнь, что, если муж призывает на брачное ложе жену свою и она не отвечает ему согласием, тогда пусть Тот, Кто является Властелином Небес, проклянет ее и не простит до тех пор, пока не удовлетворит она желание мужа своего» (Муслим). В браке, заключенном по исламским законам, ни один из супругов не должен принуждаться к совершению неких действий, ему противных, нежелательных или болезненных. Злонамеренное насилие в браке совершенно исключено. СКРОМНОСТЬ Пророк настоятельно требовал тщательного соблюдения тайны супружеских отношений, особенно оговаривая, что интимные подробности, которые могут ранить или же оскорбить подразумеваемую особу, ни в коем случае не должны быть раскрываемы посторонним людям. «Самый злокозненный из людей тот, кто, возлежав с женой своей, открыто затем пренебрегает тайной брачного ложа» (Муслим и Абу Дауд). ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Мусульмане справедливо полагают, что сведения и наставления, получаемые от посторонних людей, нравственность которых им неведома, не всегда добротны и достоверны, и поэтому они весьма усердно сопротивляются введению в школах всяческих программ по половому воспитанию. Как бы то ни было, супруги обязаны сделать свой брак по возможности счастливым и потому, невзирая на то, что мусульманская молодежь не подвергается распространенным ныне на Западе сексуальным экспериментам, они все же должны знать способы сексуального удовлетворения своих брачных партнеров и стараться проделывать это с тем же исламским усердием, с которым они служат Аллаху и в других областях жизнедеятельности. ПРАВА ЖЕНЩИН Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям. «Истинно, покорный и покорная Богу, верующий и верующая, благочестивый и благочестивая, верный и верная, терпеливый и терпеливая, кроткий и кроткая, подающий милостыню и подающая милостыню, постник и постница, воздержанный и воздержанная в половых наклонностях, часто вспоминающий и вспоминающая Бога получат приготовленную им Богом милость и великую награду» (Коран, сура 33:35). Этот айат был послан Аллахом в ответ на вопрос жены Мухаммада Умм Саламы, которая спросила однажды у Пророка о том, почему в Коранических Откровениях никогда особо не упоминаются женщины. Мусульманская доктрина отнюдь не считает женщин существами низшего сорта и справедливо напоминает о том, что они изначально были сотворены из той же самой единой души (см. Коран, суру 4:1). Мусульманским женщинам не только гарантированы исламом равные права с мужчинами, но на них возложены еще и равные с мужчинами обязанности. Мусульманские женщины не рассматривают домашнюю работу как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными в ее жизненной необходимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учиться — святая обязанность каждого мусульманина. МУЖСКОЕ ПРЕВОСХОДСТВО Ислам предоставляет мужчинам право «превосходства» над женщинами только лишь в определенных, весьма ограниченных аспектах. Мужчины превосходят женщин «степенью своего достоинства» (Коран, сура 2:228), когда речь идет, например, о содержании семьи или расторжении брака. Таковое превосходство объясняется в первую очередь тем, что в основном на мужчин была возложена обязанность по содержанию семьи и ответственность за ее благосостояние. Бракоразводные соглашения и законы о наследовании имущества во многих исламских странах приняты с учетом финансовой, материальной ответственности мужчин. Тем не менее именно ислам впервые и весьма недвусмысленно объявил не только о правах женщин, но и о правах девочек-сирот, которых прежде считали чуть ли не собственностью и нещадно эксплуатировали в замужестве. ЖЕНЩИНЫ И ТРУД Ислам не возбраняет женщинам работать вне дома, учитывая, конечно, что эта работа вполне совместима с исламскими принципами и не угрожает целостности и благополучию семьи. Мусульманским женщинам, желающим посвятить себя другим занятиям, так же как и немусульманкам, позволено нанимать домашнюю прислугу, однако многие мусульманки этого не делают и не хотят доверять воспитание своих детей чужим людям. Мусульманки имеют право на обеспеченную жизнь, и никому из мужей не дозволено принуждать их к зарабатыванию денег. Однако вместе с тем никто не имеет права запретить женщине работать, если она того желает, при условии, конечно, что эта работа приемлемая и достойная. Первая жена Пророка Хадиджа была очень удачливой в торговых делах женщиной, и Мухаммад, прежде чем жениться на ней, выполнял ее поручения, связанные с торговой деятельностью. Даже если жена окажется богаче своего мужа, он тем не менее все равно обязан содержать ее и не рассчитывать на помощь с ее стороны.
ЗАТВОРНИЧЕСТВО ЖЕНЩИН Пурда, или затворничество женщин, широко практиковалась аристократией Индии, Персии, Византии и некоторых других стран, не желавших предоставлять женщинам равные права с мужчинами. Такая практика не имеет ничего общего с исламом, являясь по существу аспектом культуры, хотя в наши дни она сохранилась в основном именно в мусульманских обществах. Пурда означает «совершенное отделение мужчин от женщин», и во многих мусульманских обществах женщинам предоставляется определенная часть дома (или даже палатки) и они могут пользоваться также отдельным входом. Большинство мечетей имеют отдельные входы для мужчин и женщин, и хотя женщины молятся отдельно от мужчин, после совершения молитвы они обычно присоединяются к своим родственникам-мужчинам. Мусульманок не принуждают скрываться все время от посторонних взглядов, хотя во многих странах исламские женщины чуждаются незнакомых людей. Во времена Пророка женщины регулярно посещали мечети и молились вместе с мужчинами, несмотря на многочисленные попытки мужчин воспрепятствовать этому. Жена Пророка Айша говорила: «Я усердно посещала мечеть и совершала молитву вместе с Посланником Аллаха (да пребудет с Ним мир); и находилась я в ряду женщин неподалеку от того места, где молились мужчины» (Муслим). В современном мире мусульманских женщин можно увидеть повсюду, в любой стране, с любой культурой, но одеты они всегда будут весьма и весьма скромно. Ношение в обществе покрывала, полностью скрывающего всю фигуру, является в некотором смысле полу затворничеством. Когда мусульманка не желает общаться с посторонними, она облачается в чадру, которая сообщает ей полнейшую анонимность и неприкосновенное уединение. Люди не должны беспокоить женщин в состоянии пурда, пытаясь заговорить или пофлиртовать. Как только женщины чувствуют себя в безопасности, оказавшись дома, черные покрывала снимаются. В некоторых уголках мира многие женщины, даже не будучи мусульманками, скрывают свои лица от посторонних, однако благочестивая мусульманка, не укрывшаяся чадрой, выглядит очень странно, подозрительно и вызывающе. Легкое мусульманское покрывало, называемое хиджаб, ни в чем не стесняет женщину и в то же время предохраняет нарочитой своей скромностью от мирского искуса и соблазнов. Экстремистская точка зрения на затворничество женщин отнюдь не соответствует Сунне Пророка и, вероятнее всего, возникла из узкой и надуманной интерпретации следующих айатов, особо обращенных к женам Пророка: «Жены Пророка! Вы — не то, что все другие жены; если вы богобоязливы, то не будьте слишком ласковы в словах ваших, чтобы в том, у кого в сердце есть болезнь, не было желания на вас; говорите разговором хорошим. Постоянно будьте в своих домах; не хвастайтесь пред другими своими нарядами, как хвастались в прежние времена неведения; совершайте молитву, давайте очистительную с имущества милостыню; повинуйтесь Богу и посланнику Его» (Коран, сура 33:32, 33). ИСТИННЫЕ МОТИВЫ Женские стандарты поведения и одеяния никогда не определяются давлением со стороны, ибо прежде всего сама женщина желает угодить Аллаху и подчиниться Ему даже в том, что касается одежды. И неудивительно, что в некоторых исламских странах мусульманские женщины настойчиво облачаются в хиджаб, невзирая на возражения своих мужей и снисходительность светского правительства. ПУРДА Многие мужчины-мусульмане Азии и Аравии не могут позволить своим женщинам выходить за пределы дома; правда, подобная практика мало-помалу исчезает, так как практически повсюду мусульманские женщины получают образование и устраиваются на работу. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕНЩИН Пророк всегда был внимателен к несчастным женщинам, изнемогавшим от непосильных трудов, и следующим образом прокомментировал учиняемую над ними несправедливость: «Аллах, без сомнения, не оставит безнаказанным ни малейшего греха, и в Судный день даже обида, причиненная мужчиной женщине, подлежит ответу!» (Муслим). Любая женщина, работающая ради увеличения семейного дохода, должна обладать теми же правами, что и мужчина, и должна быть полностью избавлена от разного рода унижений и домогательств (особенно сексуальных). Ношение хиджаба в обществе, включая и рабочее место, способно охладить любовный пыл невоздержанных мужчин. Женщина также обладает правом на достойную оплату и условия труда. Если так называемый работодатель-мусульманин использует женщин в качестве рабской силы, это наглое нарушение всех исламских принципов, и безусловно, такой человек рано или поздно будет призван к ответу за свои неправедные действия. ПРАВО НА ЗАЩИТУ И ПОКРОВИТЕЛЬСТВО Ислам отлично осведомлен о физическом различив между полами; он не допускает и мысли о том, что мужчины и женщины — «одно и то же». Мужчинам следует быть снисходительными и всячески утешать и защищать женщин, ведь им приходится переносить менструацию, беременность, роды и последующее кормление младенцев. Мужчины от всего этого освобождены и обычно не столь привлекательны, чтобы подвергаться сексуальным домогательствам и всякого рода соблазнительным предложениям, отказавшись от которых можно потерять работу. Мусульманка обладает правом на заботу и опеку во время физических недомоганий и слабости. «Мужья стоят выше жен, потому что Бог дал первым преимущество над вторыми... Добрые из прежде всего сама женщина желает угодить Аллаху и подчиниться Ему даже в том, что касается одежды. И неудивительно, что в некоторых исламских странах мусульманские женщины настойчиво облачаются в хиджаб, невзирая на возражения своих мужей и снисходительность светского правительства. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ Во многих странах с разным культурным наследием женщины подвергались и до сих пор подвергаются всякого рода надругательствам со стороны шовинистически настроенных мужчин; в некоторых таких странах в качестве основной религии возобладал ислам, однако принципы ислама не смогли еще полностью заменить врожденный мужской шовинизм. И вряд ли благоразумно при таких обстоятельствах возводить хулу на ислам за угнетение женщин, когда сам Аллах (через Коран) и Пророк столь усердно пытались убедить мужчин, что надругательства и насилие над женщинами — неправедное, весьма опасное заблуждение. НАРКОТИКИ, АЛКОГОЛЬ И ТАБАК Всякое одурманивающее средство называется по-арабски хамр и полностью запрещено мусульманам. «Аллах проклял хамр и тех, кто производит его. и тех, для кого он производится, и тех, кто упот ребляет его, и тех, кто подает его, и тех, кто но сит его, и тех, кому его приносят, и тех, кто продает его, и тех, кто покупает его» (Тирмизи). Мусульмане не могут войти в состояние вуду, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии и рассеянии ума; слово «хамара» означает «скрытый», «покрытый» или «укрытый». «Всякое одурманивающее средство — хамр, и всякое одурманивающее средство запретно» (Муслим). АЛКОГОЛЬ Во времена Пророка алкоголь потреблялся в огромных количествах и антисоциальные последствия пьянства были весьма хорошо известны. Довольно забавно, что запрет на употребление алкоголя накладывался Аллахом, сведущим в человеческой слабости, постепенно, на протяжении очень долгого периода времени. Сначала было объявлено, что от хамра исходит и добро, и зло; и снадобье, и яд можно в действительности приготовить из одних и тех же плодов, например из фиников: «Из плодов пальм и виноградных лоз вы. достаете себе упоительную влагу и прекрасную пищу: в этом знамение для людей рассудительных» (Коран, сура 16:69). Вторым откровением было объявлено, что вред, наносимый хамром, перевешивает получаемое от него добро, однако полностью он еще не запрещается. Людям предоставляется право выбора по своему личному разумению: «Спрашивают тебя о вине и об игре в жеребьи. Скажи: от обоих их людям есть великий вред, хотя есть и польза; но вред от них больше пользы» (Коран, сура 2:216). Затем было объявлено, что мусульманам не следует одурманиваться хамром перед совершением молитвы: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, что говорите» (Коран, сура 4:46). И наконец, было объявлено о полном запрете на хамр: «Верующие! Вино, игра в жеребьи, кумиры, стрелованье, гнусны — дело сатаны; поэтому устраняйтесь от этого: может быть, будете счастливы. Сатана хочет только того, чтобы вином и игрою в жеребьи поднять между вами вражду и ненависть, отклонить от воспоминания о Боге и от молитвы» (Коран, сура 5:92, 93). (Если вы обратите внимание на ссылки, то увидите, что айаты. расположены в Коране не в хронологическом порядке, а в таком, в котором их получал Пророк на протяжении всей жизни, вплоть до того, как Ему был открыт весь Коран.) ПОСЛЕДСТВИЯ СУХОГО ЗАКОНА Как только вести об этом откровении начали стремительно распространяться, мусульмане стали избавляться от запасов алкоголя. С тех пор все мусульмане строго воздерживаются от употребления вина. Само собой разумеется, что в мире существует большое количество слабовольных мусульман, которые не отказываются от винопития, утверждая, что умеренное потребление алкоголя — безвредно. Однако на самом деле такая снисходительность абсолютно недопустима и является прямым нарушением заповеди Аллаха. «Если нечто одурманивает в большом количестве, то и малая доля этого запретна (харам)» (Ахмад, Абу Дауд, Тирмизи). Кораном не предусмотрены какие-либо наказания за винопитие, но за оскорбления и ругань полагается телесное наказание, а так как потребление алкоголя часто делает людей задиристыми и бранчливыми, то к таковым людям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, иногда применяют наказание в виде порки за явно антисоциальное и оскорбительное поведение. По шариатскому закону считается непозволительным следить за людьми, заглядывать в их жилища и ловить на чем-то постыдном, однако всякое явное и засвидетельствованное антиобщественное, несущее в себе угрозу и представляющее собой опасность поведение, вызванное излишним употреблением алкоголя, будет, безусловно, наказано. Перестает ли быть верующим мусульманин, предающийся винопитию? Тот, кто придерживается исламских принципов, вероятно, скажет, что человек, совершающий воровство и другие преступления, не может считаться истинным верующим, и, следуя методу аналогии, то же самое можно сказать о человеке, пристрастившемся к винопитию. АЛКОГОЛЬ В МЕДИЦИНЕ Пророк не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, сколь бы ни были они насущны и необходимы: «Алкоголь — не лекарство, но болезнь» (Муслим, Тирмизи). «Аллах ниспослал болезнь и исцеление, и от каждой болезни есть исцеление. А посему — принимайте лекарство, но воздержитесь от использования в качестве снадобья того, что является запретным (харам)» (Абу Дауд). Перед принятием любого лекарства мусульманам следует посоветоваться с фармацевтом, и если в состав какого-либо снадобья входит алкоголь — требовать другое, равное по воздействию снадобье, если таковое, конечно же, имеется. Ежели замены не существует, то допускается использование лекарства, содержащего алкоголь, ибо в определенных тяжелых случаях то, что было прежде харам — запретным, может стать халал — разрешенным. НАРКОТИКИ Растительный мир изобилует веществами, сильно воздействующими на тело и разум человека. А в наши дни и медицинская промышленность приступила к искусственному созданию и массовому производству таких веществ с подобным же воздействием. Использование этих веществ с целью предупреждения или излечения болезни исламом не воспрещается. Однако многие наркотики, например марихуана, кокаин, опиум, никотин и т. д., являясь мощными интоксикантами с пагубным воздействием на человеческий мозг, классифицируются исламом как хамр. Ими часто злоупотребляют, нанося непоправимый вред организму, что совершенно не соответствует духу ислама. «Грешные люди курят гашиш, ибо он, подобно вину, приводит их в состояние безудержного веселья и доставляет им наслаждение... однако вслед за этим они впадают в тупость и оцепенение... действие гашиша пагубно отражается на здоровье и нравственности, возбуждает похоть и ведет в дальнейшем к постыдному разврату» (шейх ибн Таймийа). Наркотики используют для того, чтобы избежать боли и жизненных неприятностей, или для того, чтобы погрузиться в мир причудливых сказочных переживаний и искусственно вызванной эйфории. Тот, кто начал употреблять наркотики из простого любопытства, очень скоро может оказаться на самом дне общества, во власти преступлений, физических недомоганий и нравственной распущенности. Общемусульманский довод, выдвигаемый против злоупотребления наркотиками и алкоголем, основывается на том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а поэтому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются запретными, харам. КУРЕНИЕ Курение не объявлено запретным (харам) в исламе, и количество пристрастившихся к табаку мусульман исчисляется миллионами. Однако совершенно очевидно, что если неукоснительно следовать принципу непричинения вреда самому себе или остальным людям, то курение невозможно одобрить и признать как занятие, достойное му сульманина. Некурильщики имеют право дышать чистым, свежим, ничем не загрязняемым воздухом. Мусульманам-курильщикам следует быть весьма осторожными и умеренными, стараясь не причинить вреда чужому имуществу; им необходимо также воздерживаться от подачи дурного примера молодежи и насмешек над теми, кто уже расстался с этой пагубной привычкой. ЕДИНСТВО И ДРУЖБА Всемирная община мусульман известна как умма. Она охватывает собой практически все страны и этнические группы нашей планеты. Верующие, проживающие в той или иной стране и принадлежащие к той или иной этнической группе, объединены в местные мусульманские общины — умму, которые совокупно образуют всемирную Мусульманскую общину, единую в исповедании веры, в разделении основных ценностей, в клятвенной приверженности воле Аллаха и в послушании Пророку. Мусульмане, путешествующие по всему миру, довольно легко вступают в общение с другими мусульманами, даже не понимая их языка. Молитвы на арабском языке, обращенность (киб-ла) в сторону Мекки также способны возжечь дух единства среди мусульман всего мира. Мусульмане всегда помнят о том, что исламская вера — вера всемирная и ниспослана во благо всем людям. Никто из людей не должен почитать себя лучше или выше остальных, все люди равны, независимо от веры, языка, цвета кожи и т. д. Пророк, повинуясь воле Аллаха, сказал в ниспосланном Ему откровении: «...люди! Я ко всем вам посланник Бога» (Коран, сура 7:157). МУСУЛЬМАНСКОЕ ЕДИНСТВО Наивысшим помыслом Пророка было создание общины истинно верующих; в единой семье ислама все люди стали друг другу братьями. Каждый стал частью целого, ценящего и уважающего свободу личности. Верующим, объединенным в общину, предстоит любить друг друга, поддерживать друг друга и заботиться друг о друге во время тяжких испытаний. «Если заболевает какая-либо часть тела, то все тело испытывает на себе эту боль и всеми силами старается облегчить ее» (Муслим). «Верующие подобны, частям здания. Одна часть поддерживает другую» (Муслим). Немусульмане часто не могут понять, почему мусульмане, живущие в одной стране, столь страстно и близко принимают к сердцу ту несправедливость, которой, по их личному мнению, подвергаются мусульмане, живущие в других странах; им неподвластно понимание всей сути глубоких чувств, которые испытывают друг к другу мусульмане, объединенные в умму, как неведомы им и причины, побуждающие мусульман к оказанию друг другу всесторонней помощи. МУСУЛЬМАНСКАЯ РОЗНЬ К великому сожалению, и всеобщая семья ислама вынуждена страдать от различного рода внутренних разногласий, соперничества, ревности и национализма. Слишком много противоречий разделяет ныне мусульман разных стран и культур, однако в этом повинен не ислам. Причина существующей розни, вероятнее всего, как раз в несовершенном или же неаккуратном понимании ислама. Еще при жизни Пророк сожалел об инстинкте размежевания, нарушавшем покой и согласие в Его собственной общине верующих. Аллах заповедал: «Истинно, верующие — братья друг другу: потому примиряйте между собою братьев ваших. Бойтесь Бога, может быть. Он умилосердится к вам» (Коран, сура 49:10). Пророк пояснил: «Дьявол — враг человечеству, он хватает всякого, кто пребывает в одиночестве; всякого, кто отбивается от общины; всякого, кто блуждает. А посему — избегайте окольных путей и придерживайтесь прямого пути — пути общины!» (Ахмад). Пророку ненавистны были раскольничество и дух избранничества; Он не одобрял обуянных жаждой соперничества экстремистов, сеющих повсюду семена раздора, вражды и неприятия. Совершенно очевидно, что многие мусульмане довольно далеки от идеала, однако исламская умма и есть тот идеал, к которому все они стремятся. ДРУЖБА Мусульманам не нужно отрешаться от мира в поисках «религиозной чистоты». Они — часть мира и должны жить в согласии со своей верой в окружении себе подобных, близких по духу людей. Начало этому положил Пророк, живя в окружении Своих последователей и личным Своим примером показывая им возможность достойной и праведной жизни. Ислам не одобряет монашества и призывает людей к общению между собой и сотрудничеству. Дружба — весьма ценное качество в жизни каждого человека, в высшей степени способное благодат но повлиять на формирование индивидуального характера и ума. И поэтому мусульмане очень серьезно относятся к выбору друзей, полагая, что проделывать это следует взвешенно и мудро. «Человек всегда склонен следовать вере друга своего, а потому проявляйте осмотрительность в выборе друзей» (Ахмад и Абу Дауд). КОГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ? Дружба, основанная на любви к Аллаху и приверженности к вере, мусульманами считается благословенной. С другой стороны, мусульман предостерегают от вступления в излишне дружеские отношения с людьми, которые могут так или иначе совратить Их с пути ислама. «В этот день злочестивый будет кусать себе руки; он скажет: О, если бы я держался пути вместе с сим посланником! Горе мне! О, если бы я не держал того-то другом себе! Он уклонил меня от этого учения после того, как оно пришло ко мне» (Коран, сура 25:29—31). Мусульмане очень серьезно относятся к своей религии и по возможности стараются избегать людей, которые позволяют себе насмехаться над верой, принижать ее значение либо же откровенно отрицать ценность ее существования. «Оставь тех, которые вероустав свой принимают за игру, за потеху: их обольстила настоящая жизнь. Им* (* Кораном) вразуми их, что душа погибнет от того, что усвоила она себе» (Коран, сура 6:69). НАДЕЖНАЯ ДРУЖБА Надежный друг — чудесный дар Бога, сокровище, достойное всяческого охранения. Мусульмане прилагают всевозможные усилия, стараясь стать надежными и преданными друзьями тем, кто этого достоин. Хорошая дружба всегда бескорыстна и уважительна. Мусульман побуждают проявлять искреннюю заботу о своих друзьях, не покидать их на долгое время и оказывать им помощь в бедствиях и нужде. Мусульманам следует также воздерживаться от сплетен, клеветы, обидных шуток, нелицеприятных замечаний, чванства и порицаний. «Остерегайтесь подозрений, ибо подозрение — великая ложь. Не ищите прегрешений друг в друге, не следите друг за другом, не желайте себе чужого добра, не завидуйте, не поощряйте злорадство, не потакайте равнодушию; не отворачивайтесь друг от друга, будьте служителями Аллаха и братьями друг другу, как и заповедано вам» (Муслим, Малик). Люди, последовательно исповедующие и проявляющие дружественность, терпимость, бескорыстие и радушие по отношению друг к другу, безусловно преисполнены решимости претворить в действие волю Аллаха. «Не разрывайте родственных уз, не носите в себе вражды друг против друга, не питайте отвращения друг к другу и не завидуйте один другому. Живите как братья, как Аллах заповедал вам» (Муслим). «ЗЕЛЕНЫЙ» ИСЛАМ «Весь Мир сотворен местом богопочитания — чистым и светлым» (Муслим). Быть «зеленым» — значит проявлять заботу об окружающей среде, о мире, в котором мы живем, — как внутреннем, так и внешнем — и, конечно же, о благосостоянии всей планеты. Эти цели особенно выделяются в исламе, ибо Бог назначил сотворенных Им людей Своими наместниками (халифами) на Земле, вменив им в обязанность заботиться о ней и разумно использовать ее богатства. «Он поставил вас обитателями этой Земли...» (Коран, сура 6:165). После многих столетий пренебрежения и эксплуатации природы людьми, которые нещадно расхищали богатства Земли, видя в ней всего лишь дармовой источник для быстрой наживы, ныне становится модным быть «зеленым» и беспокоиться обо всем, что происходит вокруг нас. Мусульмане должны всесторонне заботиться о планете, не наносить ей ущерба, не загрязнять ее, не разрушать и не расточать понапрасну ее богатства. В Судный день всем придется держать ответ за свои действия по отношению к Земле и ее творениям. ЗАЩИТНИКИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Мусульмане должны старательно придерживаться экологических принципов, руководствуясь главным образом разумным упорядочиванием всей своей хозяйственной деятельности, стремясь к рачительному использованию природных ресурсов и ратуя за сохранение чистоты окружающей среды. Пищевые продукты потреблять должно расчетливо и экономно, а промышленные и бытовые отходы следует по возможности быстро и полностью подвергать вторичной переработке. Необходимо следить за соответствующим расходом энергоресурсов и не допускать небрежного их использования. Не следует потворствовать незаконному истреблению редких и исчезающих видов животных, покупая такие предметы роскоши, как, например, меха или слоновая кость; не следует также покупать какие-либо продукты, испытанные на специально отловленных или выращенных для этой цели животных. Мусульмане по возможности должны использовать органически расщепляемые продукты, предпочитая, например, очищенный бензин неочищенному и моющие средства, которые не содержат добавок, вредных для всего окружающего. «Согласно заповеди Аллаха, тот милосерден, кто, пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево» (Ахмад). ЖИВОТНЫЕ Аллахом возлюблено всякое Им созданное творение, поэтому мусульманам следует проявлять милосердие и сострадание к любому живому существу. «Все творения являются детьми Аллаха, и наиболее любезен Аллаху тот, кто относится к Его детям бережно и ласково» (Байхаки). Мусульманам запрещено проявлять жестокость или даже пренебрежение к животным, обитающим рядом с ними. Всем домашним животным (будь то комнатные любимцы или же фермерская живность) должны быть предоставлены соответствующее питание, убежище и уход. Тягловых и вьючных животных не следует заставлять тянуть или переносить груз, слишком для них непосильный, а также подвергать их изнурительному труду вплоть до появления свежих ссадин и кровоточащих ран — весьма распространенная практика во многих так называемых исламских странах, где истинный ислам, вероятно, еще не усвоен. ОХОТА Ислам отвергает охоту и убийство животных ради забавы и развлечений; только в целях пропитания или же другой насущной необходимости разрешается забрать жизнь животного. «Если кому-то случится ради забавы убить даже воробья, этот воробей подаст свой голос в Судный день: "О Господи! Этот человек убил меня ни за что! Он убил меня без всякой пользы!"» (ан-Нисай, ибн Хиббан). Животные, обладающие прирожденным охотничьим инстинктом (такие, например, как сокол или собака), не могут быть порицаемы за то, что положено им по естеству, однако умышленная жестокость не должна поощряться. Охотничьи животные должны быть хорошо натренированы, послушны и миролюбивы. Охотничьему оружию надлежит быть исправным и эффективным, чтобы не причинять животному дополнительных страданий, а методы охоты должны быть по возможности гуманными, исключая такие ее виды, как облава с последующим избиением животных дубинками, установка капканов, силков и т. д. КРОВАВЫЕ ЗАБАВЫ Всякая забава, связанная с травлей животных, абсолютно запрещена в исламе. Это относится и к собачьим, и к петушиным боям. Всяческая охота на животных ради развлечений также запрещена. В число запретных попадают и такие любимые на Западе развлечения, как охота на лис, травля собаками медведей и барсуков и, конечно же, бои быков. НЕЗАКОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ Всяческое истребление животных ради простого удовлетворения тщеславия богатых дам абсолютно неприемлемо в исламе. Мусульманин не может примириться с варварским убийством, например, детеныша тюленя или же поголовным истреблением редчайших и красивейших животных ради их меха, рога или клыков. Как бы то ни было. Пророк не терпел расточительности и весьма поощрял мусульман к наиболее полному использованию кожи, рогов, костей, волос и шкуры убитого или умершего животного. КОНВЕЙЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Исламом запрещаются неестественные или жестокие методы ведения сельского хозяйства, лишающие животных всех отпущенных им радостей жизни. Совершенно неприемлемо, например, содержание животных в темных и тесных помещениях и усиленное откармливание живности гормональными препаратами, понуждая ее, вопреки всем природным законам, к быстрому росту и набиранию веса. БОЙНЯ Забой животных всегда должен осуществляться дозволенным способом — халал, который все мусульмане считают самым гуманным. Для этого требуется очень острый нож и спокойная обстановка, благотворно влияющая на животных. Забой следует производить так, чтобы животные, ждущие своего часа, не видели самого процесса. «Ибн Аббас сообщил нам, как Пророк, заприметив однажды человека, увлеченно оттачивавшего свой нож перед подготовленной к убою овцой, упрекнул его и сказал: "Ужели собираешься ты. подвергнуть ее двум смертям? Почему не наточил ты. свой нож прежде, чем подготовить животное к убою?"» (аль-Хаким). Непозволительно также отказывать животному, предназначенному на убой, в еде и питье, отговариваясь лишь тем, что ему вскоре все равно предстоит умереть. ВИВИСЕКЦИЯ И ОПЫТЫ НА ЖИВОТНЫХ В исламе запрещены любые опыты на животных, связанные с производством предметов роскоши и ублажением непомерного человеческого тщеславия. Мусульманам следует весьма тщательно осведомляться о том, дозволенным ли способом (халал) — безусловно, самым гуманным и милосердным — произведены те или иные покупаемые ими продукты. исламская этика. «Бог не смотрит на ваши тела и внешность; Он взирает на ваши сердца и поступки» (Байхаки). Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА, ВОСХВАЛЯЕМЫЕ ИСЛАМОМ Вера «Поклоняйтесь Богу, как бы видя Его, ибо Он вас видит, даже если вы не видите Его» (Муслим). Справедливость «Верующие! Будьте стойки в правде, когда бываете свидетелями перед Богом, хотя бы и против себя самих или родителей, или близких родственников, богат ли, или беден кто будет» (Коран, сура 4:134). Прощение «Отпускайте грехи ближнему своему и будьте стойки перед недоброжелателем своим; поступайте справедливо с теми, кто был нечестен и неправеден с вами; помогайте даже тому, кто не помог вам, когда пребывали вы в крайней нужде, и поддерживайте дружеские отношения с тем, кто не ответил на вашу дружбу» (Бухари). Сострадание «Кто не испытывает сострадания к людям... тот не из людей» (Муслим), Благодеяние «Крепко держитесь все за вервь Божию и не разделяйтесь; помните благодеяние Бога к вам: когда вы. были врагами между собой. Он сдружил сердца ваши, и вы, по благости Его, сделались братьями» (Коран, сура 3:98). Искренность «Бог не приемлет веры, доколе не отразится она в соответствующих ей деяниях; также не приемлет Он и деяний ваших, доколе не подчинятся они вере вашей» (Муслим). Правдивость «Всегда говорите правду, как бы. горька она ни была» (Байхаки). Великодушие «Благочестивые же... те, которые... по любви к Нему, питают пищею бедного, сироту, пленника, [говоря]: "Мы питаем вас ради Бога; не требуем от вас ни платы, ни благодарности"» (Коран, сура 76:5, 7—9). «Неверующий, но великодушный человек любезнее Богу, нежели верующий скряга» (Тирмизи). Смирение «Тот, кто смиряется ради Аллаха, будет возвышен Аллахом, ибо, почитая себя низким, такой человек все же велик во мнении людей, но тот, кто обуян гордыней, пристыжен будет Аллахом, ибо, почитая себя великим, такой человек все же низок во мнении людей до такой степени, что даже собака или свинья милее и любезнее, нежели он» (Байхаки). Терпимость «В религии нет принуждения» (Коран, сура 2:257). Скромность «Скромность и вера неразрывно связаны между собой; без одной нет и другой» (Муслим, Байхаки). Целомудрие «Блудник, предающийся блуду, исключается из числа верующих до тех пор, пока не раскается он в постыдных своих прегрешениях» (Ахмад). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|