Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Справочник практического психолога.




И. Г. Малкина‑Пых

Возрастные кризисы

Справочник практического психолога.

 

Издательство: Эксмо

Год издания: 2005

Кол-во страниц: 896

ISBN: 5-699-06448-6


Книга является справочным пособием по психологическому консультированию, психокоррекции, психотерапии в ситуации возрастных, или нормативных, кризисов в жизни человека. Структура кни ги отражает общие теоретические представления о возрастных кризисах и отличается выраженной практической направленностью, каждая глава содержит описание эффективных техник психотерапии и психокоррекции в эти периоды. Подробно рассмотрены как вопросы индивидуального психологического консультирования и психотерапии, так и групповые формы работы, представленные в виде программ тренингов для детей и подростков, взрослых и пожилых людей.

 

 


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ.. 7

1.1. ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 7

1.2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА 21

1.3. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.. 25

1.4. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО‑ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.. 33

ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.. 33

1.4.1. Психотелесные соответствия: темперамент, характер и анатомическая конституция. 36

1.4.2. Акцентуации характера. 43

1.4.3. Типология индивидуально‑личностных свойств. 46

1.4.4. Типология стилей жизни. 47

1.4.5. Типы организации характеров. 49

1.5. ПСИХОДИАГНОСТИКА И ТЕСТИРОВАНИЕ. 68

1.6. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРИ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСАХ 72

ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ДЕТСТВА.. 85

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ.. 85

2.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.. 87

2.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ.. 89

2.4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.. 94

2.5. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 98

2.6. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ДЕТСТВА.. 100

2.7. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 108

2.8. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ.. 116

2.9. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.. 130

2.10. ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 141

2.11. АРТ‑ТЕРАПИЯ.. 153

2.12. ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.. 176

2.13. ТРЕНИНГ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС». 199

ГЛАВА 3. КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.. 219

3.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ.. 219

3.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.. 222

3.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ.. 225

3.4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.. 230

3.5. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 234

3.6. КРИЗИСЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.. 236

3.7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ 242

3.8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.. 245

3.9. ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ С ПОДРОСТКАМИ.. 250

ГЛАВА 4. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ.. 343

4.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ.. 343

4.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.. 346

4.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ.. 349

4.4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.. 353

4.5. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 355

4.6. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ВЗРОСЛОСТИ.. 362

4.7. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА 371

4.7.1. Особенности консультирования при различных типах характера 372

4.8. ТРЕНИНГИ ПО ПСИХОСИНТЕЗУ.. 379

4.9. ТРЕНИНГИ ПО ТРАНЗАКТНОМУ АНАЛИЗУ.. 408

4.10. ТРЕНИНГ ПО РИТМО‑ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.. 435

ГЛАВА 5. КРИЗИС ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ (ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА) 469

5.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ.. 469

5.2. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.. 473

5.3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ.. 477

5.4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ.. 480

5.5. ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 481

5.6. КРИЗИС «ВСТРЕЧИ СО СТАРОСТЬЮ». 483

5.7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.. 486

5.8. ТЕХНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ.. 493

ТЕХНИКИ.. 513

5.9. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.. 530

5.10. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. 578

ТЕХНИКИ.. 581

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 590

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая вашему вниманию книга является справочным пособием по психологическому консультированию, психокоррекции, психотерапии в ситуации возрастных, или нормативных, кризисов в жизни человека.

Кризис, от греческого krineo, бувально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого‑то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.

Ситуационные кризисы – кризисы, возникшие в результате каких‑либо внезапных или неожиданных событий.

Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально‑типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эрик‑сон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново‑рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс‑минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Практическая психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. Причина, видимо, заключается в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологических основаниях. Кроме того, в возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально‑биографические осложнения без учета возрастной специфики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достигает своей цели.

Именно поэтому в настоящем справочнике очень существенное место занимает вопрос психотерапии (индивидуальной и групповой) кризисов взрослости.

Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой‑то степени управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невро‑тизация, психопатизация, суицидальное поведение.

Нам хотелось предложить практикующему психологу, консультанту, психотерапевту такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе с проблемами возрастных кризисов. Что нужно знать психологу (консультанту, психотерапевту), чтобы опробовать одну из техник при работе с определенным возрастным кризисом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать?

Этот справочник – в первую очередь сборник техник, точнее сказать, сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Структура книги отличается выраженной практической направленностью, она написана как справочное пособие по эффективным техникам психотерапии и психокоррекции в периоды возрастных кризисов, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических школах. Эта книга – руководство для практикующих психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья).

Об авторе:

Ирина Германовна Малкина‑Пых – психолог, доктор физико‑математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды Российской академии наук (ИНЭНКО РАН), автор книг «Справочник практического психолога», СПб. – Москва, «Эксмо», 2002, и «Психосоматика. Новейший справочник», СПб. – Москва, «Эксмо», 2003.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных