ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ. Возрастные задачи можно классифицировать по‑разномуВозрастные задачи можно классифицировать по‑разному. Чем конкретнее названы задачи, стоящие перед ребенком, тем легче социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формулировать навыки и умения, которыми дети (и их родители!) уже владеют, и выделять те, которым еще надо научиться. Каждой стадии развития соответствуют конкретные возрастные задачи. Их реализация является необходимым условием правильного, положительного развития. Ниже перечислены основные навыки, развивающиеся в этих этапах возрастного развития. Младенчество: развиваются основные двигательные способности и зачатки речи; появляется понимание того, что люди и предметы существуют, даже если их не видно; возникает чувство привязанности к одному или нескольким людям. Раннее детство: происходит дальнейшее развитие речи и двигательных способностей; возникает и совершенствуется разговорный язык; развивается способ изучения мира и обучения посредством игры; возникают зачатки самоконтроля. Дошкольный возраст: происходит развитие понятий женского‑мужского, правильного‑неправильного и т. д.; ребенок учится совместным играм.
Младший школьный возраст: происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива; рост самосознания; развитие широкого спектра способностей – к обучению, спортивных, артистических. Приведенные ниже возрастные задачи для детей дошкольного и младшего школьного возраста (4–12 лет) сформулированы на основе работ Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995) (цит. по: Шульга и др., 2001–2002). Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других: • задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4–6 лет); • планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6–8 лет); • иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8–10 лет); • считаться с другими, адекватно реагировать на других (10–12 лет). Независимость – рост независимости по отношению к родителям (воспитателям): • умение занять себя, развитие самостоятельности (4–6 лет); • иметь собственное мнение, отстаивать свои интересы; • самостоятельно справляться со своими делами, обращаясь за помощью к взрослым в случае затруднения (8–10 лет); • самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг (10–12 лет). Учеба – учеба в начальной школе для приобретения умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе: • работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4–6 лет); • приобретать знания, умения и навыки учебы в начальной школе (6–8 лет); • старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться (10–12 лет). Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками: • находить друга (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4–6 лет); • поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6–8 лет); • самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного «лучшего» друга (8–10 лет); • поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10–12 лет). Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах: • убирать свои вещи и игрушки (4–6 лет); • участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6–8 лет); • выполнять постоянные обязанности по дому и отдельные поручения – ходить в магазин, мыть посуду и т. д. (8–10 лет); • выполнять более сложные и трудные работы – уборка, стирка и т. д. (10–12 лет). Пользование элементарными инфраструктурами (общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени): • включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель (4–6 лет); • пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6–8 лет); • самостоятельно пользоваться основными элементами инфраструктуры (8–10 лет); • обладать необходимыми навыками пользования инфраструктурой (10–12 лет). Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья: • быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4–8 лет); • уметь делать выбор оптимального способа поведения (8– 10 лет); • предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10–12) лет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|