Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сопуствующие аудиту услуги




Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудита.

 

Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также наличия профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа.

 

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить на два вида: услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, и услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

 

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области постановки бухгалтерского учета; контроля ведения учета и составления отчетности; контроля начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализа хозяйственной и финансовой деятельности; оценки экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представления интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами; проведения семинаров, повышения квалификации и обучения персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций; научной разработки, издания методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.; консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий; информационного обслуживания; экспертного обслуживания; подбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и др.

 

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказываются в области ведения бухгалтерского учета; восстановления бухгалтерского учета; составления налоговых деклараций; составления бухгалтерской отчетности.

 

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия; услуги контроля; информационные услуги.

 

К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных.

 

К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта.

 

К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций.

 

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

 

Аудиторские организации, оказывающие услуги, должны:

 

действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик и которое сформулировано в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);

 

планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

 

документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

 

при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко разграничивать ответственность и функции исполнителей;

 

подготовить типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг (эти формы рекомендуется применять на постоянной основе);

 

иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту (это относится к крупным аудиторским организациям);

 

подготовить документ по итогам выполнения работ (оказания услуг), отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

 

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь соответствующие лицензии и материально-технические возможности, а специалисты, оказывающие услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.

 

 

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с действующим законодательством и с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

 

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический объект несет ответственность за соблюдение действующего законодательства, полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и достоверность представляемой информации, своевременность представления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств.

 

На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных сопутствующих аудиту услуг. Приводим их примерный перечень.

 

Аудиторские услуги и консультации в области бизнеса:

 

приведение финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами;

 

диагностический анализ хозяйственной деятельности;

 

оценка возможностей привлечения инвестиций;

 

оценка систем ведения бухгалтерского учета и систем внутреннего контроля;

 

проведение диагностических обзоров;

 

консультирование по составлению бухгалтерской отчетности по международным стандартам;

 

анализ отчетности;

 

обзоры благонадежности для потенциальных инвесторов;

 

содействие образованию отдела внутреннего аудита и обучение сотрудников бухгалтерии;

 

консультации по налогам;

 

обучение управлению кредитными рисками;

 

обучение стратегическому планированию и составлению обзоров и бизнес-планов;

 

оценка управленческих информационных систем и определение потребностей в их усовершенствовании;

 

разработка инструкций и процедур по управлению рисками;

 

специальные бухгалтерские расследования по убыточным филиалам;

 

бухгалтерские расследования по проблемным заемщикам;

 

консультации по управлению финансами;

 

консультации по вопросам таможенного и валютного законодательства и иным аспектам экспортно-импортных операций;

 

правовая экспертиза актов проверок и решений налоговых органов о взыскании недоимок и наложении взысканий, подготовка соответствующих заключений;

 

представление и защита интересов предприятий и граждан в органах государственной власти, арбитражных судах и судах общей юрисдикции, в том числе по искам к налоговым инспекциям, органам налоговой полиции и валютного контроля;

 

защита прав и законных интересов предприятий и граждан в арбитражных судах и судах общей юрисдикции при предъявлении к ним исковых требований, в том числе со стороны налоговых органов и иных органов государственного управления;

 

абонентское консультационное и информационное обслуживание клиентов;

 

учетно-финансовое обеспечение процесса приватизации, в том числе оценка имущества;

 

внедрение автоматизированных систем бухгалтерского контроля;

 

содействие в заключении контрактов, связанных с программным обеспечением и поставками вычислительной техники, подбор программного обеспечения по управлению финансами, разработка и установка локальных сетей.

 

Аудиторские услуги в области профессионального обучения:

 

определение и оценка потребностей в профессиональном обучении;

 

организация по желанию заказчика курсов обучения на местах;

 

организация программ для начинающих и специальных курсов для профессионалов.

 

Специальные услуги:

 

структурные и функциональные изменения - совместное с клиентом решение организационных и технических вопросов, начиная с внедрения новых систем и ознакомления с сущностью проблемы до ее окончательного решения;

 

информационное и системное планирование - определение стратегических целей и установка базы данных, необходимой для достижения целей и намеченных планов;

 

управление затратами - использование наиболее передовых методов и технологий, помогающих клиенту лучше понять соотношение затрат и прибыли;

 

подбор и установка программного обеспечения - выбор систем, наиболее полно отвечающих потребностям клиента, и установка локальных сетей, работа со специалистами клиента в период установки и отладки информационных систем, подготовка персонала для управления ими.

Планирование в аудите.Основная цель.

Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

 

· постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

 

· составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

 

· анализ финансово-хозяйственной деятельности;

 

· оценка активов и пассивов экономического субъекта;

 

· консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

 

· обучение;

 

Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

 

Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

 

ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

 

Порядок планирования аудита определяется правилами (стандартами) регламентирующими аудиторскую деятельность и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22 декабря 1993 г. Целью планирования является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

Задачами правила (стандарта) аудиторской деятельности являются:

 

а) описание предварительного этапа планирования аудита;

 

б) формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;

 

в) описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.

 

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением

 

тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

 

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

 

Назначение и принципы планирования аудита

 

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

 

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

 

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответ­ствии со следующими частными принципами:

 

а) комплексности планирования;

 

б) непрерывности планирования;

 

в) оптимальности планирования.

 

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

 

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

 

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

 

При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

 

а) предварительное планирование аудита;

 

б) подготовка и составление общего плана. аудита;

 

в) подготовка и составление программы аудита.

 

Содержание предварительного планирования аудита

 

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская ор­ганизация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

 

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

 

а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (реги­оне) в целом и ее отраслевые особенности;

 

б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

 

Аудитору также следует ознакомиться с:

 

а) организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

 

б) видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

 

в) структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

 

г) технологическими особенностями производства продукции;

 

д) уровнем рентабельности;

 

е) основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

 

ж) порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

 

з) существованием дочерних и зависимых организаций;

 

и) организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

 

к) принципами формирования оплаты труда персонала.

 

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

 

а) устав экономического субъекта;

 

б) документы о регистрации экономического субъекта;

 

в) протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

 

г) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

 

д) бухгалтерская отчетность;

 

е) статистическая отчетность;

 

ж) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

 

з) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

 

и) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

 

к) внутрифирменные инструкции;

 

л) материалы налоговых проверок;

 

м) материалы судебных и арбитражных исков;

 

н) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

 

о) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

 

п) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

 

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

 

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

 

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;

 

б) предполагаемые сроки работы группы;

 

в) количественный состав группы;

 

г) должностной уровень членов группы;

 

д) преемственность персонала группы;

 

е) квалификационный уровень членов группы.

 

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

 

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономи­ческом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

 

С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бух­галтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

 

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъ­екта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

 

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

 

Аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

 

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

 

 

Подготовка и составление общего плана аудита

 

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

 

В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

 

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

 

а) реальные трудозатраты;

 

б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

 

в) уровень существенности;

 

г) проведенные оценки рисков аудита.

 

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

 

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

 

а) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

 

б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

 

в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

 

г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

 

д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

 

е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

 

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе про­ведения аудита.

 

Подготовка и составление программы аудита

 

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

 

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

 

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

 

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

 

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

 

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. При­чины и результаты изменений следует документировать.

 

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим ма­териалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в уста­новленном порядке.

 

Общий план и программа аудита.основные элементы.

 

Начальным этапом проведения аудиторской проверки является планирование аудита.

 

Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.

 

При осуществлении этого этапа для обеспечения надлежащего уровня гарантии проводимого аудита и для обеспечения соответствия проводимой аудиторской проверки нормативным требованиям к качеству и надежности аудита мы будем руководствоваться с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

 

Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы. Планирование включает также разработку графиков, определение сроков и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита способствует:

уделению необходимого внимания важным областям аудита;

выявлению потенциальных проблем;

выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;

координации работы аудиторов и других специалистов.

 

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

 

При планировании аудита выделяют следующие этапы:

предварительное планирование аудита;

подготовка и составление общего плана аудита;

разработка программы аудита.

Общий план аудита

Яндекс.Директ

Зарабатывать в интернете легко. Простая, а главное рабочая методика заработка. Читайте, зарабатывайте!

biznes-on.biz

 

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Получение информации о деятельности аудируемого лица

 

Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

 

Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.

 

В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется. Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Программа аудита

 

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

 

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

 

В соответствии с аудиторскими стандартами различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Изменения в общем плане и программе аудита

 

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

 

Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

Этапы и принципы планирования аудита

 

Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.

 

Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.

 

Можно выделить следующие принципы планирования аудита:

Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.

Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.

 

Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.

 

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

 

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

 

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;

проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;

тестирования системы внутреннего контроля.

 

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

 

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

 

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

 

Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:

организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;

виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:

организацию и технологию производства;

требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;

соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;

формы ведения учета, степень его автоматизации;

структуру и организацию работы бухгалтерской службы;

состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);

состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);

организацию работы с нормативно-справочной литературой;

участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.

 

Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.

Источники информации о деятельности аудируемого лица

 

К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:

результаты предыдущих проверок;

информация, полученная от внутренних аудиторов;

учредительные и регистрационные документы;

приказы об учетной политике организации;

бухгалтерская отчетность, регистры учета;

контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;

результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;

результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;

результаты наблюдения за производственным процессом;

информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).

 

Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.

Общий план и программа аудита

 

На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.

 

Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:

объем аудита;

затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);

сроки выполнения работы каждым аудитором:

размер уровня существенности;

величину аудиторского риска.

 

Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.

 

Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.

 

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

размер аудиторского риска и значение уровня существенности;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;

существование подразделения внутреннего аудита;

возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

существование аффилированных лиц;

сроки подготовки и представления аудиторских заключений.

 

Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.

 

Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.

 

При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.

 

Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных