Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
МАРК ШРЕФФЛЕР - ШКАЛА ТОНОВ 2 страница
Человек в тоне 1.1 говорит вам “как друг”, что вам стоит похудеть на несколько килограммов. Истинным его намерением при этом, конечно, не является желание помочь вам. Он стремиться к тому, чтобы вы сосредоточились на самом себе, чтобы ваше внимание обратилось на себя, а это именно тот случай, когда человек не способен заметить “змею, притаившуюся в камнях”. В отличие от тона выраженной злости, тон 1.1 способен убить вас. Ведь вы живете, совершенно ничего не подозревая, в то время как за кулисами не покладая рук трудится человек, желающий вашей гибели! Он опасен. Он постоянно меняет свое мнение по поводу проектов и решений. Такой человек передает только плохие новости и выставляет других на посмешище, преследуя свои неблаговидные цели. В отличие от людей, находящихся в тоне “отсутствия сочувствия” (1.2), которые испытывают удовлетворение, видя, что вы страдаете, люди, находящиеся в тоне скрытой враждебности, заставляют вас страдать! Они контролируют других без их ведома, причем делают это, сводя на нет их достоинства и уничтожая их как личностей. Для людей в тоне 1.1 главное — придерживаться условностей, принятых в обществе. Обычно они хорошо выглядят, подтянуты, одеты таким образом, чтобы подчеркнуть, что у них более тонкий вкус, чем у других людей, а также для того, чтобы скрыто контролировать внимание людей, их окружающих. Несколько лет назад я присутствовал на одном семинаре. Во время перерыва я обратил внимание на молодую особу, которая разговаривала со своим боссом. На ней была плотно облегающая фигуру кожаная блузка, молния на которой была наполовину расстегнута. Всякий раз, когда она поворачивалась, чтобы бросить взгляд на присутствующих (что она делала довольно часто), она наклонялась так, чтобы была видна ее грудь. И каждый раз при этом глаза ее босса на мгновение оказывались прикованными к ее груди. Он не хотел, чтобы она видела его взгляд. Он не понимал, что она знала, что он смотрит на нее. Она играла с ним, как с марионеткой! Они продолжали разговаривать, и их разговор казался непринужденной дружеской болтовней, но оба они находились в состоянии скрытой враждебности, и каждый из них хотел осуществлять контроль над другим без его ведома. Это было интересное соревнование! Я подошел к ним и спросил ее, знает ли она о том, что ее грудь видна всякий раз, когда она поворачивается. Он покраснел, она заморгала, а я сказал: “Пожалуйста, застегните блузку. Эти неприятно и неприлично”. Они не знали, что делать — то ли смотреть на часы, то ли в пол, и я отошел от них. На следующий день она подошла ко мне и стала говорить, как ей понравился семинар, и на этот раз на ней была очень милая блузка с высоким воротником! Она случайно потерпела банкротство и из-за этого поднялась вверх по шкале тонов, добившись больших успехов на семинаре! Пожалуйста, запомните: эти тона не являются постоянными. Тон человека можно очень легко поднять, если знать, как это сделать. Об этом мы поговорим в следующих главах, а пока просто не впадайте в панику, если вы обнаружите себя или кого-то из ваших близких в одном из рассмотренных нами тонов. Важно то, что этому можно помочь, и вам станет легче, когда вы узнаете, что это совсем не сложно! A вот еще один пример тона скрытой враждебности в действии. Когда я был в Сиэтле, я дал задание группе людей познакомиться с тремя незнакомыми людьми, которые находились в той же комнате. Они приступили к выполнению задания, а я наблюдал за тем, как изменяется их тон. Мое внимание привлек человек, классический пример тона 1.1. Он был безупречно одет, на нем была яркая спортивная куртка и бабочка, волосы великолепно уложены, и у него были точеные черты лица, словно он сошел с плаката, рекламирующего смокинги. Боже мой, как же он был хорош! На его лице словно было написано: “Я такой замечательный и заботливый”. И с этим выражением лица он пожимал кому-то руку и затем тряс ее двумя руками. И продолжал, продолжал, продолжал трясти! Тем временем жертва нашего денди с бабочкой, стараясь не показаться обиженным или невежливым, пытался закончить это бесконечное рукопожатие. На лице его было написано: “Отдайте мне, пожалуйста, назад мою руку”. Он все более и более сосредоточивался на самом себе и чувствовал себя очень неловко. А человек с бабочкой все продолжал трясти его руку, глядя ему в глаза. Тот, кто стал жертвой грубой выходки, окончательно ушел в себя и решил, что это он делает что-то не то. На самом деле он все делал правильно. Он просто ощущал себя как человек, испытавший на себе воздействие тона скрытой враждебности. Другой пример, тетя Хелен спрашивает вас, и ее голос полон тревоги: “Как у тебя дела, дорогой?” Вы отвечаете: “Все прекрасно, тетушка”. Ее брови ползут вверх, и она говорит: “Ты в этом уверен?” - подразумевая, что совсем не все прекрасно. Она очень спокойно усомнилась в том, что вы ей сказали, и вы чувствуете, что уже менее уверены в том, что было сказано минуту назад и теперь вам надо защищаться. Случалось ли вам вступать в разговор с кем-либо, чувствуя себя при этом “открытым миру”, а заканчивать его с чувством, что вы ровным счетом ничего из себя не представляете? Начинать разговор в приподнятом настроении, а заканчивать, думая: “А ведь я и не думал, что стал почти лысым”. На самом деле, лысина здесь ни при чем. Просто когда ваш собеседник, не отрываясь, смотрел на линию ваших волос, вы чувствовали, что вас негативно оценивают, но не понимали, в чем дело. В этом состоит скрытая враждебность. Мы с Бредом дружили уже много лет. Несколько лет назад у нас с ним родился проект, и мы создали свою компанию. Наш бизнес процветал, мы трудились, не покладая рук, и жена Бреда была недовольна тем, что Бред полностью был поглощен своей работой. Она никогда не высказывала вслух своего беспокойства, и я вообще не знал, что это ее волнует. Бред тоже не обращал на это никакого внимания! В начале каждой новой недели Бред еле-еле, будто сонный, тащился в контору. Время от времени он говорил, что ему необходимо быть более заботливым супругом. И довольно часто он был погружен в себя. Интересно то, что когда дела в конторе шли плохо, она готовила ему прекрасный обед и старалась во всем угодить, чего никогда не было, когда дела в конторе шли хорошо! Все это всплыло после того, как мы пережили кризис в делах. На самом деле она проводила закулисную работу, чтобы развалить наш бизнес и нашу дружбу! У нас с Бредом никогда в жизни не было разногласий, а тут мы ни с того ни с сего стали жить, как кошка с собакой. Как выяснилось потом, она за моей спиной рассказывала Бреду обо мне пикантные подробности (которые были ложью), а мне рассказывала то же самое о нем! А мы были так поглощены тем, что удача неожиданно отвернулась от нас, что нам просто некогда было оглянуться и посмотреть на то, что на самом деле происходит вокруг! Скрытая враждебность. Очень опасное, смертельно опасное эмоциональное состояние для неинформированных и неподготовленных! А вот еще один случай. Несколько лет назад, когда я пришел на консультацию к хироманту, в приемной я увидел секретаршу, которая под самым носом у своего шефа намеренно разваливала дела его офиса! Потребовалось немного времени, чтобы убедиться в этом, и после того, как она получила расчет (уже не было времени поднимать ее тон, поскольку по ее вине в офисе создалась чрезвычайная ситуация), мы подошли к столу, за который она работала, и нашли там три неоплаченных счета за аренду помещения, а также уведомление о лишении права аренды, присланное неделю назад разгневанным хозяином-арендодателем. Все служащие взбунтовались. Помимо всего прочего выяснилось, что по офису циркулировали сенсационные (и ложные) слухи, которые исходили - от кого бы вы думали? Ну, конечно же, от нашей секретарши в тоне скрытой враждебности. Сразу же было доказано, что эти слухи не соответствуют действительности, и тем самым всем служащим стали ясны истинные цели человека, от которого исходили эти слухи. Когда это все открылось, тут же было прекращено дело, возбужденное против одного из пациентов. Она подала против него иск в суд только на основании того, что он отказывался отвечать на ее телефонные звонки. Она чувствовала себя абсолютно никому не нужной, и ей стало казаться, что именно он в этом виноват. А он и понятия не имел о том, что она ему звонила, потому что кто кроме нее мог ему об этом сказать, если именно она сидела в приемной на телефоне! Трамплин для болезней, передающихся через секс. Для людей, находящихся в тоне скрытой враждебности, характерны случайные нерегулярные, беспорядочные сексуальные отношения. Здесь же мы встречаем использование секса как наказания. К этой категории относятся также люди, жестоко обращающиеся с детьми. Эмоциональный тон 1.1 — это почва для передачи болезней через секс, поскольку люди в тоне скрытой враждебности никому не говорят о том, что больны сами и с удовольствием передают инфекцию своим партнерам. Это безответственные люди. Они клянутся вам в любви и верности, а затем с легкостью предают вас и уходят. Учитывая, что во всем мире сейчас существует проблема СПИДа, эта информация имеет важное практическое значение. Совсем, недавно по телевизору показывали сюжет о мужчине, имевшем интимные отношения с двенадцатью женщинами уже после того, как он узнал о том, что у него положительная ВИЧ-реакция. Это — худшее из преступлений, и хотя нас постоянно предупреждают о необходимости принимать меры предосторожности против СПИДа, ни одно из этих предупреждений не готовит нас к тому, что нас могут намеренно заразить. Только хорошее понимание и практическое применение знаний об эмоциональной шкале тонов является эффективным средством защиты от духовного и физического насилия со стороны этих мерзавцев. Люди в тоне 1.1 могут быть найдены во всех слоях общества. Тон — это эмоция, а не образ жизни. Сейчас, наконец, вооруженные знанием шкалы тонов, мы можем узнать предателя по характерным признакам. Хелен Берстен в роли Нес Речет в фильме “Полет над гнездом кукушки”; Ребекка де Мирней в фильме “Рука, качающая колыбель”; Лэрри Хэгман в фильме “Даллас”; Гарри Басси в фильме “В осаде”; Джон Форсайт в роли судьи в фильме “Презумпция невиновности” и “Основной инстинкт”. 1.2 ОТСУТСТВИЕ СИМПАТИИ (СОЧУВСТВИЯ) Человек в тоне 1.2 не интересуется состоянием других людей, он целиком и полностью погружен в проблемы собственного выживания. У него нет времени на то, чтобы заниматься вашими проблемами, а тем более думать о них. Его отношение к вам таково: “Занимайтесь своими делами сами. А у меня есть мои собственные проблемы”. У него нет к вам симпатии и сочувствия. Приведем несколько примеров этого тона. Медсестра скорой помощи, которая заполняет карточки в то время как вы, истекая кровью, лежите на полу в ее кабинете. Служащий налоговой инспекции, который с каменным лицом одним росчерком пера способен разрушить вашу жизнь в то время, как вы беспомощно смотрите на него. Служащий банка, требующий у семьи фермера возвратить ссуду и не обращающий при этом никакого внимания на плачущих детей и регулярные выплаты по процентам. Рет Батлер в заключительных сценах “Унесенных ветром”, когда он говорит Скарлетт: “Откровенно говоря, моя дорогая, меня это совершенно не интересует!” Если с вами работает человек, находящийся в этом тоне, и вы попросите его одолжить вам скрепку, вы увидите, что он сделает круглые глаза и у него будет такое выражение лица, как будто он хочет вас спросить: “Вы в своем уме?” Намерения этого человека направлены в сторону разрушения, но он держит их в тайне, в то время как в его голове рождаются планы мести, плетутся интриги. Он думает о том, что ему надо сказать боссу и что он должен был сказать жене, когда узнал, что она разбила машину. Женщина, стоящая со скрещенными на груди руками, в то время как человек, которому она назначила встречу, пытается объяснить причину, по которой опоздал на два часа. Бесполезно. Дав ему несколько минут на то, чтобы поплакаться, она небрежно, но многозначительно захлопывает дверь у него перед носом. Управляющий, который не обучает служащих тому, что входит в их обязанности и вместо этого заваливает их грудой нереальных приказов или накладывает дисциплинарные взыскания. “Выполняйте мои распоряжения или — скатертью дорожка”. Отсутствие симпатии. Богги в фильме “Мы не ангелы” (до тех пор, пока, в конце концов, он не понял свою цель); Панина в фильме “Крестный отец”, когда он хлопает дверью кухни перед носом убитой горем женщины. 1.5 ЗЛОСТЬ Проявление каждой эмоции влияет на состояние здоровья человека. Например, злость — это эмоция, которой сопутствует такое заболевание, как артрит. И такие болезненные состояния ухудшаются по мере того, как человек опускается ниже по шкале тонов. И наоборот, состояние здоровья улучшается, когда человек поднимается вверх по шкале! Злость — легко распознаваемая эмоция. Она может выражаться громко или тихо, но цель человека, находящегося в этом тоне — разрушить противоположную точку зрения или действие. В этом тоне люди говорят о смерти или разрушении, и у них грубое чувство юмора. Они используют угрозы, чтобы подчинить себе окружающих. Однажды я обедал с супружеской парой, у которой были семейные проблемы. Он сделал заказ, а на вопрос официанта, какую приправу она хочет получить, ответил за нее: “Из зеленого сыра”. Я обратил внимание на ее реакцию, и когда официант отошел от нее, я спросил, что она думает об этой приправе. Мое присутствие придало ей смелости, и она сказала: “Она мне особенно не нравится!” Ее муж вышел из себя и прорычал: “Что значит, она тебе особенно не нравится? Я заказываю ее тебе уже многие годы!“ Он повернулся ко мне и сказал: “Теперь ты видишь, Марк, что мне приходится терпеть?” Этот человек находился в тоне злости. Он стремился властвовать в своем окружении и подавлять любой импульс людей, движение которых было быстрее того, которое он мог переносить. Это превратило его жену в нервную развалину! Самые нетерпимые люди, которых я когда-либо встречал, находились в тоне 1.5. Их не устраивало абсолютно все! Управляющему, который пребывает в тоне злости, трудно добиться согласованных действий от своих служащих. Рэнди Ньюмен — музыкант — пишет песни, которые могут позабавить таких людей. Тексты его песен (“…давайте разбомбим Китай, будет больше места для тебя, больше места для меня!”) имеют графическое сходство с этим эмоциональным тоном. “Давайте уволим этого верзилу и сотрем его в порошок” — так рождаются люди в тоне злости. Мел Гибсон в фильме “Смертельное оружие-2”, после того, как узнает, кто убил его жену (“Я убью его, Роджер!”); Джуди Фостер в фильме “Обвиняемый”; Томми Ли Джонс в фильме “В осаде”; Роберт де Ниро в фильме “Разъяренный бык”; злая колдунья в сказке “Волшебник страны Оз”. 1.8 БОЛЬ Боль — это чувство надвигающейся потери. Это чувство вы испытываете тогда, когда вы беззаботно едете в машине и вдруг на перекрестке слышите визг тормозов и “A-a-a-a-ax.” Такое чувство испытывает потерявший голову от любви молодой человек, когда начинает понимать, что никогда больше не увидит свою любимую. Такое же чувство испытывает женщина в тот момент, когда видит следы губной помады на воротнике рубашки своего любимого и понимает, что это тон не ее помады. Чувство боли вы испытываете тогда, когда понимаете, что как бы вы ни старались, вы никак не сможете успеть подготовить проект к крайнему сроку. Это тот момент, когда вы говорите: “О нет, только не это”, — и далее стремительно скользите вниз по шкале. Люди в тоне 1.8 больше не стремятся достичь цели и обеспокоены тем, чтобы избежать неизбежных потерь. Особенности этого тона похожи на тон антагонизма, но люди в тоне 1.8 более погружены в себя, более беспомощны и замкнуты. Однажды ко мне обратилась за советом женщина-врач. Ее приятельница, тоже врач, которую она взяла к себе в штат 2 года назад, прекратила работать с ней и открыла свою практику совсем рядом, нарушив тем самым условия контракта. Она пыталась помешать своей коллеге открыть свой офис так близко от себя, но ей это не удалось. Она пришла ко мне в офис очень обеспокоенная тем, чем это может для нее обернуться, и рассказывала об этом, переходя попеременно от тона злости к тону антагонизма и наоборот. Ее эмоциональным тоном была боль и она настолько была обеспокоена возможной потерей своей практики, что даже не думала о том, что можно сделать в этой ситуации, чтобы укрепить спои позиции! А ее навязчивая идея могла на самом деле привести к тому, чего она хотела избежать! Я попросил ее определить эмоциональный тон ее бывшей приятельницы. Она сказала, что это — скрытая враждебность. Я дал ей послушать несколько подходящих к ситуации отрывков с кассет Л. Рона Хаббарда “Как предсказывать и оценивать поведение человека”. Она поняла, что находясь в тоне 1.1, ее бывшая коллега не сможет долго продолжать работу. Я посоветовал ей вернуться к своей работе, трудиться изо всех сил и перестать тратить силы впустую, пытаясь помешать работать своей бывшей коллеге. Она последовала моему совету, и у нее дела пошли прекрасно! Самое лучшее, что можно сделать в подобном случае, — это заниматься своим делом и процветать, а не опускаться до ненависти и мести, даже если у вас есть все основания желать этого! Джеймс Кан в “Нищете”; Барбара Стрейзан с фильме “Принц из Тайды”. 2.0 АНТАГОНИЗМ Антагонизм — это поворотный момент в переходе от безумия к здоровой психике. Это момент, когда человек начинает проявлять способность останавливать движение и быть активным при этом. Этот тон является пограничным на шкале тонов по двум причинам. Во-первых, потому что человек понял, что он более не способен выигрывать в жизни. Он пришел к этому выводу после того, как не смог достичь желаемого результата. Во-вторых, человек, который находится ниже этого тона, более чем на 50% контролируется окружающей средой. Люди и движения вокруг него контролируют его до такой степени, что его поведение становится реактивным (раздражительно-ответным), Если кто-то из людей, окружающих его, действует рационально, он тоже будет действовать рационально. Если же эти люди будут действовать нерационально, точно так же будет действовать и он. Его действия и его жизнь определяются теперь его окружением. Ниже этого тона он становится все более и более зависимым от окружения. Л. Рон Хаббард определяет это так: “Аберрация — это неспособность контролировать движение” (Из курса “Оценка человеческого поведения”). Когда человек очень хорошо контролирует движение, он вполне нормален. По мере того, как снижается его способность контролировать движение, его действия становятся все более и более нерациональными или ненормальными. Именно это и происходит с человеком, когда он опускается по шкале тонов вниз, он становится все менее и менее способным контролировать движение. В тоне 2.0 человек не столько контролирует движение, сколько движение контролирует его —поэтому этот тон является пограничным между рациональностью и нерациональностью. Человек вынужден, из-за своей неспособности переносить и контролировать движение, выступать против кого-то. Люди в тоне антагонизма не боятся выражать свое недовольство, они антагонистичны не только к людям, окружающим их, но и к самим себе. Вы когда-нибудь слышали, как человек, пытаясь починить детскую игрушку, говорил: “Я такой идиот!” Или когда вам резко говорили: “Прекратите сейчас же”, когда вы сидели и мирно жевали воздушную кукурузу. Кроме того, люди в тоне 2.0, защищая свою точку зрения, игнорируют точки зрения других. Но, по крайней мере, они не скрывают этого. Они настойчивы, но только в плане уничтожения своих врагов. В прошлом году я играл в гольф с человеком, который бормотал проклятия после каждого удара и который пришел на площадку для гольфа для того, чтобы превзойти меня в каждом ударе. Когда у меня не получался удар, он тут же говорил об этом и, даже ведя в счете, он не получал от этого удовольствия. Он просто не мог быть счастлив, пока все вокруг, что казалось ему плохим, не было “исправлено”. И даже тогда он искал что-нибудь еще, что следовало бы привести в порядок и поэтому не получал никакого удовольствия от самой игры. Управляющий в тоне 2.0 резок до грубости. Он гноит служащих за каждую ошибку, но не хвалит их с такой же готовностью, когда они работают хорошо. Он может своей грубостью заставить человека уйти в себя или “задвинуть” дельное предложение таким образом, что у человека создастся впечатление, что ему лучше вовсе не высовываться со своими предложениями. И действительно, работая с управляющим в тоне 2.0, лучше этого не делать! Брус Виллис в фильме “Трудная смерть”; Брайан Денехи в фильме “Бестселлер”; Шварцнеггер в “Терминаторе”; Линда Гамильтон в фильме “Терминатор-2”; Стивен Сигал в фильмах “Над законом” и “В осаде”; Деми Мур в фильме “Несколько хороших мужчин”; Стив Мак Квин в фильме “Невада Смит”. 2.5 СКУКА Скука — это эмоциональное состояние, при котором человек решил ждать, пока какой-то стимул из внешней среды вынудит его действовать. Он ждет, что произойдет что-нибудь интересное, а сам больше не создает свою игру. И поскольку он по своей инициативе больше в ней не участвует, он становится следствием воздействия на него окружающего мира. Движение в его непосредственном окружении едва заметно, и он нс способен его ускорить, а наоборот, ждет, чтобы оно стало еще медленнее. Кетти — секретарша. От нее требуется делать то, что не составляет для нее никакого труда. Поскольку в ее обязанности входит сидеть на коммутаторе, ее движение ограничено, а на все просьбы расширить круг ее обязанностей управляющий (сам не особенно организованный человек) отвечает отказом, поскольку не понимает, что она способна на большее. И Кетти, закончив делать все, что от нее требуется, ничем не занята. Она ждет, надеется, хочет, чтобы телефон чаще звонил, чтобы она могла что-то делать! Но телефон молчит, и тогда она создает для себя видимость деятельности: она просто дежурит возле телефона и смотрит по сторонам. Это скука. Теплый воскресный полдень. Хэмиш качается в гамаке. Ему скучно. Вот по радио передают его любимую песню, и он поднимается вверх по шкале до тона интереса. Но как только песня заканчивается, он опять скользит по шкале вниз до тона скуки. Его сосед включает свой разбрызгиватель, несколько капель перелетает через забор и капает на теплую кожу Хэмиша. Он вскакивает с гамака и кричит: “Эй! Выключите, ваш разбрызгиватель, я здесь отдыхаю!” Сосед выполняет его просьбу и Хэмиш опять ныряет в скуку. Вы понимаете? Его поведение является следствием того, что происходит в его окружении. Когда я учился в колледже, я работал ночным сторожем и думал, что эта работа сведет меня с ума. Временами я мечтал о том, чтобы на здание офиса был совершен налет и мне, наконец, нашлась бы работа! Харисон Форд с фильме “Бег по острию бритвы” до того, как получил задание (затем - антагонизм); Брюс Виллис в фильме “Твердый орешек” — до встречи с террористами (затем, как вы сами догадываетесь, — антагонизм). 3.0 КОНСЕРВАТИЗМ Человек, находящийся в тоне консерватизма, соглашается сохранять существующий статус-кво. Люди в этом тоне не стремятся к переменам. Они предпочитают, чтобы все шло своим чередом. Они осторожны и тщательно подбирают слова, когда говорят. Но они не преминут солгать в обществе. Они могут проявить мужество в ситуациях, где риск невелик, но их кредо — умеренность. Пожалуйста, обойдемся без риска! Они хорошо чувствуют себя в социуме и, если они пообещали, что что-то сделают, им в большинстве случаев можно доверять. Они очень демократичны. Пол — компаньон в большом инвестиционном банке. В его обязанности входит работа с персоналом, а его рекомендации о продвижении сотрудников по службе очень ценят его коллеги. Когда его спросили, почему он не предлагал выдвинуть ни одну сотрудницу на должность компань-она (несмотря на то, что было несколько высококвалифицированных кандидаток), его ответ был прост и хорошо обдуман. “В этой фирме с момента ее основания ни одна жен-щина не была компаньоном, и я думаю, что следует придерживаться той же политики”. Традиция. Статус-кво. Не раскачивайте лодку, в которой плывете. Вот консерватизм. “Истэблишмент” изображают на картине в виде группы старомодных людей в тройках, сидящих в столовой, цитирующих своих отцов и вспоминающих “старые добрые времена”, которые они так стараются сохранить. Или в виде приема гостей в саду где-нибудь в колониальной Африке, когда дамы, облаченные в платья и шляпки, потягивают чай на веранде и обсуждают самое последнее веяние — использование деревянных молотков для игры в крокет. Все это — на фоне того, как аборигены совершают набег на соседнюю деревню. Довольно интересно то, что консерватизм — это эмоциональное состояние человека, который начинает умирать. Жизнь находится в состоянии непрекращающегося изменения. Она становится лучше или хуже, что-то поднимается вверх, что-то опускается вниз, становится то теплее, то холоднее. Ничего не остается таким, как было, но консервативные люди считают, что необходимо поддерживать неизменность и постоянство, и, пытаясь сохранить статус-кво, они, на самом деле, начинают цикл действий, ведущих к разрушению и смерти. Для отдельных людей, супружеских пар или общественных групп характерно, что когда они перестают творить и расти, они немедленно начинают приходить в упадок. Поэтому консерватизм — опознавательньй знак самодовольства и благодушия, благоприятствующих разрушению. Майкл Кейн в фильме “Зулу”; Джон Гейгад в роли директора школы в фильме “Власть одного”; старейшины профессорского состава Оксфордского университета в фильме “Огненные колесницы”. 3.5 БОДРОСТЬ Бодрость - это эмоциональное состояние, находясь в котором человек настолько абсорбирован, что ему хочется говорить об этом. Его внимание направлено на внешний мир, он любознателен, как правило здоров и готов проявить мужество в ситуациях, требующих разумного риска. У него хорошее чувство юмора, он способен изменить свою точку зрения и легко приходит к соглашению с другими людьми. Джиму 12 лет и он делает модель самолета. Его всегда завораживало это занятие, и он готов часами сидеть с клеем, бальзой и бритвенными лезвиями. Он сейчас не думает ни о том, каким будет следующий самолет, который он сделает, ни о том, какой самолет он сделал перед этим. Он полностью сосредоточен на том, что делает и он бы даже не пошел ужинать, если бы мама так не настаивала! За ужином отец спрашивает, как он провел этот день, и Джим рассказывает ему об этой модели, и почему именно этот самолет занимает такое важное место в истории авиации, также называет целый ряд причин, почему в нем совсем не жарко! Элисон — управляющая, которой необходимо выяснить, что определило такой большой успех последней торговой компании. Она просматривает записи, поднимает из архивов старые статистические данные и заявки клиентов, и только поздней ночью, наконец, заканчивает работу. Она так поглощена тем, что делает, что не думает о том, что совсем скоро наступит рассвет и остальные служащие придут на работу. Она взволнована и хочет рассказать им о том, что обнаружила. Люди в тоне 3.5 сами мотивируют действия, и хотя они не так ориентированы в будущее как люди в тоне энтузиазма, они, тем не менее, находят удовольствие от того, что делают или собираются сделать. Катрин Хелберн в фильме “Американская королева”; Джонни Карсон в фильме “Вечернее шоу”; Николь Кидмен в фильме “Далеко и навсегда”; Линда Хант в фильме “Год, прожитый в опасности”; Барбара Стрейзанд в фильме “Йента”; сцена в комнате с орхидеями из романа Рекса Стаута “Нерон”. 4.0 ЭНТУЗИАЗМ Люди, находящиеся в тоне энтузиазма — экстраверты. Их внимание обращено вовне, на мир вокруг них. Они крепкие и здоровые, у них хорошая сопротивляемость болезням и бактериям. У них не бывает психосоматических заболеваний. Они легко идут к осуществлению цели, проявляя при этом настойчивость и терпение. Они легко высказывают свою точку зрения и хорошо воспринимают точки зрения других. Они энергичны, но не любят контролировать людей. Вместо этого они предпочитают осуществлять руководство, показывая хороший пример и творчески используя таланты своих подчиненных. У меня есть знакомая, которая возглавляет каждый комитет, который только находит. Она занимается спортом, редко проигрывает в теннис и ходит в бассейн три раза в неделю. Она вся светится, когда говорит о своих планах на будущее и всегда готова помочь друзьям. Она показывает им, как она хотела бы, чтобы они к ней относились на примере того, как сама к ним относится! Другим людям тоже находящимся высоко на шкале тонов, доставляет удовольствие общаться с ними! Они удивительным образом влияют на мир вокруг себя и искренне интересуются проектами, которые способствуют улучшению условий жизни людей. Управляющие в тоне 4.0 терпеливо преодолевают препятствия и контролируют служащих. Они не просят, чтобы их шефы отдавали приказы, а сами проявляют инициативу. Они высоко этичны. В их обучение и повышение их квалификации имеет смысл вкладывать средства, поскольку они используют полученные знания во благо компании и это отвечает их собственным интересам. Они способны хорошо распознавать людей и им незнакомо чувство зависти. Какое счастье, когда члены коллектива находятся в этом тоне! Индиана Джонс; Джордж в финальной сцене фильма “Эта прекрасная жизнь”; Керри Грант в фильме “Жена епископа”; Шон Коннери в фильме “Человек, который должен стать королем”; Робин Вильямс в фильме “Доброе утро, Вьетнам”; Кевин Костнер в фильме “Танцы с волками”; Долли Партон в фильме “Девять к пяти”; Стив Мартин в фильме “Роксанна”; Микки Руни в роли Эльфа в фильме “Сон в летнюю ночь”; добрая волшебница в фильме “Волшебник страны Оз”. Часть четвертая Распознавание эмоций Все самые интересные в мире теории не имеют никакой ценности, если их нельзя применить на практике и, применив, принести пользу людям. Сейчас мы поговорим о тех практических “инструментах”, которые были открыты Л. Роном Хаббардом для того, чтобы мы более эффективно и результативно могли общаться с людьми. Для начала необходимо научиться распознавать различные эмоции, а распознав их, уже можно использовать соответствующие инструменты. Вот несколько сценок из повседневной жизни. Проанализируйте каждую из них и определите ее эмоциональный тон. Правильность ваших ответов вы можете проверить в конце этой книги. Ситуация 1. Молодой человек подходит к незнакомой девушке в баре. Он хочет мило поболтать с ней, добиться, чтобы она пошла вместе с ним к нему домой, чтобы он мог “приятно провести с ней время”, а затем показать ей на дверь. Он говорит ей, что никогда не встречал девушки прекрасней, чем она, и что она особенная и не похожа на других. Он соблазняет ее и затем говорит, что “позвонит завтра”. Он никогда не позвонит ей. Ситуация 2. Молодой и энергичный вице-президент фирмы работает над проектом, который, он уверен, принесет пользу как самой фирме, так и клиентам. Он восторженно рассказывает о своем проекте другу, который хлопает его по плечу и говорит, что это гениальная идея. Его жена прекрасно его понимает, потому что знает, что его проект принесет пользу многим людям. Ситуация 3. Нищий на улице держит табличку: “Нет крыши над головой, куска хлеба и работы. Помогите!!!” Ситуация 4. Гарри качается в гамаке в жаркий летний полдень. Ему не хочется ничего делать, хотя есть и способности, и время. По радио передают его любимую песню, и его тон моментально меняется, но, когда песня заканчивается, он снова опускается до тона ленивого времяпрепровождения. Ситуация 5. Синтия работает над проектом. Она смотрит на часы и беспокоится по поводу того, что может не успеть сдать его в установленные сроки. При мысли об этом она с удвоенной энергией берется за работу. Ее раздражает, когда люди отвлекают ее, но она не выказывает им своего раздражения, чтобы не терять на это время, потому что гораздо больше обеспокоена тем, как бы завершить работу к назначенному сроку. Ситуация 6. Салли идет по темной улице, расположенной в незнакомой части города и пользующейся дурной славой. Ее глаза мечутся по сторонам, ей мерещатся тени и она знает, что где-то рядом притаилась опасность. Она чувствует, что у нее потеют ладони, она ускоряет шаг и затем со всех ног бежит прочь. Ситуация 7. Алан, придя домой, видит, что жена, забрав детей, ушла от него. Он швыряет на пол лампу в гостиной и с клюшкой для гольфа в руках врывается в кабинет. Он хватает портрет жены, стоящий на пианино, и вдребезги разбивает его, выкрикивая ругательства и проклиная ее. Ситуация 8. Пол занимается тем, что вторгается в корпоративный бизнес. Он выкупает компании у держателей акций, разбивает их на более мелкие, затем продает их и получает от этого огромные доходы. Его абсолютно не волнует то обстоятельство, что тем самым он оставляет без работы тысячи людей. Ситуация 9. Психиатр рекомендует использовать шоковую терапию для того, чтобы помочь ребенку избавиться от ночных кошмаров. Он запирает ребенка в туалете и время от времени заставляет раздеваться и стоять голым в пустой, холодной комнате. Он не рассказывает его матери, в чем состоит “лечение”, но заручается ее согласием продолжать делать то, что “будет способствовать его выздоровлению”. (В настоящее время этот психиатр отбывает наказание за многочисленные случаи истязания детей). Ситуация 10. Мэри и Джон только что поженились. Они едут в машине, с удовольствием предвкушая отдых в горах. Мэри смеется, потому что Джон с юмором рассказывает ей о том, как прошла его последняя рабочая неделя. Они оба счастливы от того, что прекрасно проведут время и до позднего вечера мечтают о детях, которые у них родятся, строят планы о будущей совместной жизни. Ситуация 11. Дэвид обожает собирать модели самолетов. Он часами может сосредоточенно и кропотливо работать над ними. Если отец спрашивает его, чем он занимался весь день, он подробно рассказывает историю истребителя, модель которого он сейчас делает. Они не думает ни о том, чем он будет заниматься после того, как закончит делать эту модель, ни о том, какая будет следующая по счету модель. Все его внимание сосредоточено именно на той модели, над которой он сейчас работает. Ситуация 12. Джошуа — моряк. Ему нравится сознание того, что он защищает себя и свою страну. У него нет планов на будущее, но он всегда в курсе текущих событий, поскольку в любой момент он может получить приказ “защищать демократию”. Он хочет сказать всему миру, что не стоит скаредничать, финансируя ВMC, и чтобы доказать это, он готов отправиться в любую точку земного шара и испытать все трудности, которые выпадут на его долю. Ситуация 13. Роберт — евангелист. Миллионы людей каждую неделю слушают его вдохновляющие и придающие силы проповеди. В отрывках из Библии, которые он выбирает для проповедей, говорится о том, что жизнь человека находится в его собственных руках и что щедрость и честность -священные качества. Он вдохновляет прихожан своим личным примером. Он не называет себя посланником Бога, поскольку это означало бы поминание имени Господа всуе и служило бы удовлетворению его собственного тщеславия, а это противоречит тому, что он считает истиной. Это человек, который знает, что искренне ощущает духовное начало, духовный смысл, и его охватывает радостное волнение при мысли о том, что его паства может довести мир до совершенства. Ситуация l4. Джимбо — евангелист, чей доход составляет 6 миллионов долларов в год. Его абсолютно не волнует состояние людей, которых он устрашает рассказами об аде и о проклятиях, которые падут на их головы. Он использует Библию как главное оружие. Они верят в его искренность, в то, что он послан Богом. Во время проповедей он осуждает порнографию, а в свободное время читает порнографические журналы, запершись в своей ванной. Ситуация 15. Дипломированный бухгалтер просматривает финансовые отчеты и думает о том, что сейчас слишком много денег уходит на то, что он считает модными веяниями. Гораздо более важно, по его мнению, предоставить всему идти своим чередом. Он удовлетворен положением дел на данный момент и советует коллегам добиваться выравнивания положения дел и учиться тому, как сохранять существующий статус-кво. Каждый раз, когда к нему подходят с новой идеей, он вспоминает совет, который давал ему отец — уравновешивать положение дел, и всегда советует коллегам проявлять сдержанность. Ситуация 16. Этот человек — ведущий радиопрограммы “Новости этого часа”. Ему нужен самый высокий рейтинг. Чтобы добиться этого, он принимает решение, что в свою передачу он будет включать сообщения такого характера, которые будут заставлять зрителей волноваться по поводу окружающей их жизни. Тогда они будут настраиваться на волну его передачи с целью «получить новую информацию». Он заинтересован в том, чтобы контролировать внимание своих слушателей, хотя они и не догадываются о его намерениях. Он дружески болтает со своими коллегами, когда включены микрофоны студии, но в действительности его не интересует ни один из них, его интересует лишь то, что они могут сделать для его карьеры. Он неразборчив в своих знакомствах. Он производит впечатление журналиста, обеспокоенного тем, чтобы всем людям жилось хорошо. Он использует свое Конституционное право “свободы прессы” для того, чтобы прикрыть им свои истинные намерения. И его сюжеты содержат, как правило, неприятную информацию. День, который приносит хорошие новости, он определяет как день, «способный напугать людей до смерти». Ситуация 17. Вы только что успешно прошли испытание. Вы чувствуете облегчение от того, что решили проблемы прошлого, и с оптимизмом смотрите в будущее, зная, что оно таит множество подарков судьбы. Вы уверены в себе, ничего не боитесь и сгораете от желания начать применять на практике полученные-знания. Итак, каков ваш тон? А вот несколько групповых зарисовок. Определите эмоциональный тон персонажей. Проверьте, как вы справились с этим заданием. Картина первая. Эти люди женаты. Жена очень активно занимается бизнесом и очень ответственна в решении семейных дел. Она зарабатывает деньги и совмещает работу с заботой о муже и троих детях. У ее мужа тоже хорошая работа и он много зарабатывает. У него больше свободного времени, чем у нее, и он проводит его со своими друзьями. Его немного раздражает то, что она уделяет ему не так много времени, как ему хотелось бы, но до какого-то времени он не высказывает своего недовольства. Он немного ворчит на нее, когда она поздно возвращается домой, и всегда указывает ей на то, что она недостаточно времени проводит с детьми. Ему кажется, что она слишком много работает, но он утешает себя тем, что придет время, и все «утрясется». У кого из них более высокий эмоциональный тон? Картина вторая. Компания А производит автомобили, которые не вполне отвечают требованиям покупателя. С момента разработки моделей и до их выпуска проходит 6 лет, и за это время дизайн устаревает. Возникают трудности с реализацией. Рабочие бастуют, требуя повышения заработной платы и выплаты премиальных, но они и так получают больше, чем их коллеги в смежных отраслях. Они жалуются на то, что в компании Б рабочие пользуются незаслуженными привилегиями, и они обращаются к правительству с требованием оказания им финансовой помощи. Компания Б производит машины, которые удовлетворяют требованием покупателей. Это -высококачественные автомобили, и их продают по цене, доступной потребителю. С момента разработки до выпуска проходит 6 месяцев. Они имеют современный дизайн и быстро реализуются. У какой компании более высокий эмоциональный тон? Теперь давайте рассмотрим несколько профессий и увидим, сможете ли вы определить их тон. Профессия первая. Это профессия человека, занимающего работой с входящей информацией. Она не требует особого воображения, но является важной в силу того, что записи, которые ведутся, необходимы для управления организацией. Она поддерживает жизнь фирмы, без нее все замрет. Каков приблизительно тон? Профессия вторая. Это профессия, связанная с продажей товаров по телефону. Людям предлагают товары, зател посылают талоны на их покупку, люди расплачиваются по кредитным карточкам и никогда эти товары не получают. Когда они обращаются в “фирму” с жалобами, выясняется, что ее больше не существует. Какой тон у этой фирмы? Профессия третья. Преуспевающий взломщик-профессионал. Азартный игрок, который не может остановиться, пока не проиграет все состояние. Где находятся эти люди на шкале тонов? Профессия четвертая. Это казино с фантастическими игральными автоматами и звуками колокольчиков. Оно так сильно освещено, что кажется, будто это полдень, а между тем на часах - 3 часа ночи. Зазывалы на улице приглашают вас на бесплатный завтрак, а если у вас много денег, они даже, от душевной щедрости, предоставляют вам “комнату для отдыха”, пока вы не спустите в казино все свои деньги. В радиусе десяти миль вы не увидите ни одного нищего. В казино всегда полно людей, которые не уйдут оттуда, пока не проиграются в пух и прах. Когда же вы проиграетесь, вас проводят до выхода, посочувствуют вам по поводу того, что удача от вас сегодня отвернулась и скажут, что вам обязательно должно повезти завтра, так что приходите, как только у вас появятся деньги. Если же вы остались им должны, они опозорят вас. Какой тон у служащих этого казино? Профессия пятая. Это компания, занимающаяся сплавом леса по реке. Ее служащие не зарабатывают много денег, но работают в свое удовольствие ровно столько, сколько хотят. Они считают, что это именно та работа, которая даст им возможность на несколько дней расслабиться и передохнуть, испытать чувство восторга, огибая речные пороги и выходя победителем в этой схватке со стихией. Что может быть лучше? Какой тон у работников этой компании? Профессия шестая. Люди этой профессии помогают людям избавиться от умственного стресса и делятся с ними своими знаниями. Они занимаются деятельностью, имеющей важнейшее значение в обществе, помогая людям преодолеть зависимость от наркотиков. Их социальные программы способствуют реформам школ, исправительных и гуманитарных учреждений, развитию городского хозяйства. Они разоблачают коррупцию правительственных служащих и преступных групп во благо всем. Их организации — одни из самых быстрорастущих в мире, несмотря на то, что крупные корпорации ежегодно тратят миллионы долларов для того, чтобы не дать им нормально работать. Люди, работающие в этих организациях, искренне хотят помочь другим. Они высокоэтичны и их единственными врагами являются те, кто мешает жить другим. Какой тон у людей, работающих в этих организациях? Поздравляю вас! На все вопросы вы ответили правильно! Молодцы! Ответы на предложенные вопросы (если вы заглядывали сюда время от времени, ничего страшного) Ситуация I. Скрытая враждебность (1.1) Ситуация 2. Энтузиазм (4.0) Ситуация 3. Сочувствие (0.9). Ситуация 4. Скука (2.5) Ситуация 5. Боль (1.8) Ситуация 6. Страх (1.0) Ситуация 7. Злость (1.5) Ситуация 8. Отсутствие симпатии (1.2) Ситуация 9. Психиатр находится в тоне скрытой враждебности (1.1) Ситуация 10. Энтузиазм (4.0) Ситуация 11. Бодрость (3.5) Ситуация 12. Антагонизм (2.0) Ситуация 13. Энтузиазм Ситуация 14. Скрытая враждебность Ситуация 15. Консерватизм (3.0) Ситуация 16. Скрытая враждебность (1.1) Ситуация 17. Энтузиазм (4.0) Картина первая. Тон жены выше. Картина вторая. Тон компании Б выше. Профессии. I консерватизм; 2 апатия (Эти люди не только равнодушны, как это было бы в тоне отсутствия симпатии (сочувствия), но они даже не представляют себе, какой вред наносят своим воровством. По сути дела, они ушли от объективных реалий окружающего мира. Они воруют - их мотивацией являются только деньги. Если вы неправильно ответили на этот вопрос, не переживайте, это был сложный вопрос. Л. Рон Хаббард обнаружил, что люди, занимающиеся воровством, не отождествляют себя со своей личностью. Они стремятся отождествиться с той, которая будет служить основанием необходимости воровать! Неотождествление себя со своей личностью равняется апатии. 3 апатия; 4 скрытая враждебность; 5 энтузиазм; 6 энтузиазм. Часть пятая Предсказание и оценка поведения людей Вы можете страдать из-за того, что неправильно выбрали партнера по браку. Бытует мнение, что мужчины имеют тенденцию жениться на своих “матерях” (на женщинах, имеющих сходство с их матерями), а женщины — выходить замуж за своих “отцов”. Очень часто так и случается с теми, кто находится низко на шкале тонов. Они, помимо всего прочего, живут в прошлом. Очень часто людей берут на работу, руководствуясь тем, какое впечатление они произвели на нанимателя. В некоторых европейских странах существует закон, по которому, если человек проработал в компании больше двух месяцев, его не имеют права уволить! Неправильный подбор кадров стоит компаниям огромных денег. Каждый человек хочет видеть рядом с собой достойных людей, будь то коллега по работе или партнер по браку! Из-за отсутствия надежных критериев правильного подбора, обучения и общения с людьми создается тревожное положение, о котором свидетельствуют статистические данные, — люди терпят крах в личной жизни и бизнесе. Таблица оценки поведения людей Л. Рона Хаббарда Открытия, сделанные Л. Роном Хаббардом, вооружили нас эффективной технологией, позволяющей правильно оценивать, выбирать, обучать и общаться с людьми. В книге Л. Рона Хаббарда, которая называется “Самоанализ”, приведена таблица оценки поведения людей. (Л. Рон Хаббард “Самоанализ”. Авторское право Л. Рона Хаббарда. Все права сохранены.) В этой таблице 24 раздела, посвященные таким разделам поведения, как “сексуальное поведение и отношение к детям”, “истинная ценность, которую человек представляет для общества по сравнению с кажущейся ценностью”, “медицинский аспект” (состояние здоровья), “как человек обращается с другими людьми”, “его ценность, как друга” и т.д. Все, что должен сделать читатель, это понаблюдать какое-то время за поведением интересующего его человека, затем посмотреть в таблице его характерные особенности — и все! Вы определили его положение на шкале тонов! В качестве примера я приведу здесь два раздела из этой таблицы, которыми я часто пользуюсь. О чем человек говорит, как он слушает и к чему прислушивается 4.0 Энтузиазм Энергичный, быстрый, полный обмен информацией, касающейся его убеждений и идей. Говорит о том, в чем глубоко убежден. 3.5 Бодрость Воспринимает информацию, касающуюся глубоких убеждений других людей, считается с их мнением. 3.0 Консерватизм Осторожное высказывание некоторых своих взглядов. Воспринимает убеждения других в том случае, если они сдержанно высказываются. 2.5 Скука Небрежный беспредметный разговор. Воспринимает информацию, касающуюся только обыденных вещей. 2.0 Антагонизм Использует угрозы. Отвергает точки зрения других людей. Прислушивается к угрозам. Открыто высмеивает оптимистичные прогнозы и беседы. 1.5 Злость Говорит только о смерти, разрушении, о том, что ненавидит. Воспринимает только то, что имеет отношение к смерти и разрушению. Обрывает конструктивные источники, поддерживающие и предлагающие помощь. 1.1 Скрытая враждебность Говорит, производя хорошее впечатление, враждебность но с дурными намерениями. Мало слушает. Прислушивается в основном к сплетням и лжи. 0.5 Горе Говорит очень мало и только безразличным, равнодушным тоном. Мало слушает, прислушивается в основном к апатии и горю. 0.1 Апатия Не разговаривает. Не слушает. И еще один раздел, который называется ”Шкала реальности”. РЕАЛЬНОСТЬ (СОГЛАСИЕ) [СПОСОБНОСТЬ ПРИЙТИ К СОГЛАСИЮ] 4.0 Энтузиазм Обменивается точками зрения с другими для того, чтобы расширить свои представления. Способен изменить свою точку зрения. 3.5 Бодрость Способен понять и оценить точку зрения других людей и изменить свою точку зрения. Способен прийти к согласию с другими. 3.0 Консерватизм Сознает, что существует возможность другой точки зрения. Консервативное осторожное согласие. 2.5 Скука Отказывается соединить свою реальность с любой другой. Равнодушен к конфликтам окружающего мира. Слишком безразличен для того, чтобы соглашаться или не соглашаться. 2.0 Антагонизм Подвергает сомнению слова других. Защищает свою реальность. Пытается разрушить точку зрения других. Не приходит к согласию. 1.5 Злость Разрушение противоположной реальности. “Ты не прав”. Не приходит к согласию с другими. 1.1 Скрытая враждебность Сомневается в своей собственной реальности. Не чувствует себя в безопасности. Сомневается в реальности других. 0.5 Горе Застенчивость, беспокойство, сильное сомнение в собственной точке зрения. Другие легко могут навязать ему свою точку зрения. 0.1 Апатия Полный уход от противоположной реальности. Отсутствие своей реальности. Задержка общения. Для того, чтобы правильно выбрать партнера по браку или по работе, Л. Рон Хаббард дает еще один способ, позволяющий определить положение человека на шкале тонов. Он называется ”задержка общения”. Задержкой общения называется пауза, возникающая между вопросом, который задают человеку и его ответом на этот вопрос. На точный вопрос должен быть дан точный ответ. При этом не имеет значения, по какой причине возникает пауза. Человек, которому задали вопрос, может либо дать точный ответ, либо невнятно что-то пробормотать, либо вступить в дискуссию, либо говорить что-то не на эту тему, либо прийти в состояние сильного нервного возбуждения или замолчать от сильного смущения — не имеет значения, что и как он говорит. Главное другое: если между вопросом и ответом проходит какое-то время — это задержка общения. Человек, который быстро и разумно отвечает на вопросы, находится в гораздо лучшем состоянии, чем человек, который отвечает на вопросы после длительного размышления. Полученные знания очень легко применить на практике. Для этого надо лишь задать человеку вопрос и посмотреть, что будет дальше. Например, у нас был коллега по работе, которого звали Боб. Всегда казалось, что он находился у кого-то под каблуком. Они причинял много беспокойства, но не потому, что намеренно делал что-то плохое, а потому, что ему требовалось огромное количество времени, чтобы что-то сделать! За что бы он ни взялся и о чем бы ни начал говорить, это, казалось, будет продолжаться целую вечность. “Боб, у тебя есть скрепки?” Вы знаете, сэр, с этими скрепками происходят удивительные вещи. Вы знаете склад, откуда мы их получаем? Я пошел туда и разговаривал с Сэмом — вы знаете Сэма, парня с большой родинкой на щеке? Вот это да! Никогда раньше не видел такой большой родин-ки!” Итак мы перешли с вопроса о скрепках к вопросу о недостатках внешности! Боб не ответил на мой вопрос и он поймает в эту же ловушку задержки общения кого угодно, если его собеседник не будет начеку! Кажется, что это бодрый человек, но это обманчивое впечатление. Он дает неразумные и не относящиеся к делу ответы. Его настоящий тон определяется по продолжительности задержки общения. Его болтовня — это дымовая завеса, за которой прячется страх. В вашем окружении есть люди, которые ни разу не ответили ни на один вопрос. Они просто идут по жизни, таща за собой кучу незавершенных разговоров! Под их тяжестью они сползают все ниже и ниже по шкале тонов, Все сильнее маскируя свой истинный тон. Письмо Гарсии Один из лучших и наиболее популярных очерков о том, какими качествами должен обладать деловой партнер, был написан в 1899 году. Это был очерк Альберта Хаббарда (родственника Л. Рона Хаббарда), который называется “Письмо Гарсии”. Этот очерк (его приводит Л. Рон Хаббард в одной из своих ранних лекций) являет собой великолепный пример того, что задержка общения является важнейшим показателем того, каким должен быть идеальный служащий. “Во всей этой кубинской истории я вспоминаю одного человека. Когда началась воина между Испанией и Соединенными Штатами, нужно было срочно передать информацию Гарсии, лидеру повстанцев, который скрывался где-то в горах, но никто не знал, где именно. Естественно, для связи с ним нельзя было воспользоваться ни почтой, ни телеграфом. А президенту необходимо было как можно быстрее связаться с ним, чтобы попытаться договориться. Как быть? Кто-то сказал президенту: “Есть только один человек, который может разыскать Гарсию, это Рован. Ровану дали письмо, чтобы он доставил его Гарсии и он отправился в путь. Я не буду подробно рассказывать о том, как Рован положил это письмо в непромокаемый пакет, привязал его под одеждой у самого сердца, через четыре дня под покровом ночи высадился у берегов Кубы и растворился в джунглях, а через три недели был уже в другой части острова, пешком преодолев огромное расстояние враждебной страны и доставил письмо по назначению. Я хочу подчеркнуть следующее: Мак Кинли дал Ровану письмо, которое он должен был доставить Гарсии. Рован взял письмо, не спрашивая: ”А где он находится?”. Видит Бог, этому человеку надо отлить памятники из бронзы и поставить их в каждом колледже. Он научился этому не по книгам. Твердость характера позволила ему оправдать доверие, быстро выполнить поручение, сконцентрировать силы и сделать дело - передать письмо Гарсии. Генерал Гарсия мертв, - но есть другие генералы. Сколько раз бывало так: человек прилагает большие усилия к тому, чтобы осуществить смелый проект, который предполагает участие в нем многих людей, и временами его просто пугает их неспособность и нежелание сконцентрироваться на выполнении конкретного задания. Небрежность, невнимательность, безразличие и нерешительность, похоже, становятся правилом. Человек не может добиться успеха, если ему не удастся привлечь других людей к сотрудничеству или если не случится чуда, и Господь Бог не пошлет ему ангелов в помощники. Вы сами, читатель, можете сделать такой эксперимент: Вы сидите в своем офисе. У вас на подхвате шесть служащих. Выберете любого и дайте ему задание найти в энциклопедии и сделать краткий обзор жизни Корреджио - итальянского художника 16 века. Вы думаете, что ваш служащий скажет вам: “Да, сэр” и пойдет выполнять ваше задание? Как бы не так. Он будет смотреть на вас тусклым взглядом и задавать вопросы: А кто такой Корреджио? В какой энциклопедии? А где ее взять? Это что, входит в мои обязанности? А может, вы имеете в виду Бисмарка? А что если этим займется Чарли? Он что, умер? А это что, так срочно? А может, я принесу вам книгу и вы сами это сделаете? А зачем мне это знать? И держу пари, что после того, как вы ответите на все его вопросы и объясните ему, где найти информацию и зачем она вам нужна, этот человек пойдет и будет просить других служащих помочь ему “найти Гарсию”, а затем вернется и скажет вам, что он никого не нашел себе в помощники. Конечно, я могу оказаться не прав, но согласно закону о средней величине, вряд ли. И если вы мудрый человек, вы не будете тратить время на то, чтобы объяснять вашему служащему, что Корреджио надо смотреть на букву “К”, а улыбнувшись и сказав “не берите в голову”, пойдете и сами найдете то, что вам нужно. Неспособность к самостоятельному действию, нерешительность, бестолковость, нежелание энергично взяться за дело и с воодушевлением работать, — все это проявляется при социализме. Если люди не будут работать сами для себя, то что говорить о том, как они будут работать для других? “Требуется охранник”. Страх получить внезапный удар по голове отпугнет людей. А дайте объявление о том, что вам требуется стенографистка, и — держу пари — ни одна из тех, кто обратится к вам, не умеет ни писать, ни ставить знаки препинания и не считает, что это необходимо. Может ли такой человек передать письмо Гарсии? — Вы видите этого бухгалтера? - говорит мне прораб большой фабрики. — Да, а что? — Понимаете, он прекрасный специалист. Но если я пошлю его в город с каким-нибудь поручением, он, может, и выполнит это поручение, но, с другой стороны, по пути он может зайти в четыре магазина и когда, наконец, дойдет до нужной ему улицы, он забудет о том, зачем его послали. Можно ли доверить такому человеку передать письмо Гарсии? Не так давно мы все были свидетелями того, какое слезливое сочувствие выражалось в адрес попранных прав служащих предприятий и бездомных бродяг, которые мечтают устроиться на работу, и какие гневные слова говорились в адрес людей, облаченных властью. Но никто не говорил о том, что эти люди раньше времени стареют, тщетно пытаясь заставить быстро и эффективно работать своих заторможенных служащих, которые не способны сделать то, что от них требуется, и которые начинают бездельничать всякий раз, когда руководители выпускают их из поля зрения, несмотря на все попытки помочь и образумить их. В любом магазине, на любой фабрике идет постоянный процесс замены кадров. Наниматели избавляются от служащих, которые проявляют свою неспособность служить интересам фирмы и нанимают других людей. При этом не имеет значения, что дела фирмы идут хорошо - процесс замены людей продолжается постоянно. Но когда наступают “трудные времена” и приходится сокращать людей из-за отсутствия работы, этот процесс идет быстрее. Но как бы там ни было, всегда избавляются от некомпетентных и недостойных. Это закон выживания — выживают лучшие. Забота о собственной выгоде заставляет нанимателей оставлять самых лучших — тех, которые могут передать письмо Гарсии”. Эта информация может пригодиться вам, когда вы будете беседовать с людьми, которые хотят работать у вас. Сколько времени им требуется для того, чтобы ответить на простые вопросы? Они начинают рассказывать вам о том, где работали раньше. Если у них есть задержки общения, посмотрите, каких сфер их деятельности касается самая длинная из них. Могут ли они передать письмо Гарсии? В качестве простого примера, спросите человека: “Который час?” Один ответит вам сразу же: “Три часа дня.” Небольшая задержка общения — четкий ответ. Это - показатель высокого тона. Другой человек скажет: “У вас что-то с часами?” или “Вы что собираетесь куда-то идти?” или “А почему в об этом спрашиваете?” Он даже может показать вам свои новые часы, но так и не ответит на ваш вопрос! Чем длиннее задержка общения, тем ниже тон. Это очень важная вещь, надо обращать на это внимание! Представьте себе человека, работающего у вас на условиях почасовой оплаты. Сколько времени у него будет уходить впустую! Все ваши поручения он будет выполнять все с тем же запаздыванием. За что бы он ни взялся, он все будет делать малоэффективно. Теперь просуммируйте общее число задержек общения в вашем офисе и вы увидите, в чем причина ваших финансовых проблем! Старая поговорка, что время — деньги, абсолютно справедлива тогда, когда время используется столь неэффективно! Очень важно, чтобы вы помнили о том, что необходимо сокращать коммуникативные запаздывания, когда вы с ними сталкиваетесь, и пользовались полученной информацией, чтобы сделать ваше общение с людьми более продуктивным и совершенным. Часть шестая Использование шкалы тонов Теперь давайте поговорим о нашем повседневном общении с людьми и посмотрим, как мы можем более эффективно общаться с ними. Установление взаимопонимания Это очень интересная вещь. Л. Рон Хаббард обнаружил, что люди с низким эмоциональным тоном не любят людей, находящихся в их тоне. Они могут уживаться с ними, могут позволить им находиться рядом, могут даже пойти и поиграть с ними в бейсбол, но они их НЕ ЛЮБЯТ. Между тем очень важно уметь установить взаимопонимание с другим человеком. Сделав это, можно прийти к взаимному согласию. Два молодых человека сидят в баре и раздраженно обсуждают возникшую проблему. — Этот дождь разрушит все наши планы, — говорит один. — Да, и прогноз не обещает ничего хорошего, — отвечает другой. — Гарри, еще пива! Они не любят друг друга, но пьют вместе пиво и жалуются друг другу на дождь. Они понимают друг друга, потому что оба находятся в одном эмоциональном тоне злости. Теперь попробуйте к ним подойти и в тоне энтузиазма сказать: “Привет, ребята! Как дела?” Ваш эмоциональный тон намного выше, чем их, и вы становитесь их мишенью. Ваш тон слишком высок для них, и вы слишком быстры, и вам, конечно, их не понять, потому что вы не злитесь. И они хотят заставить вас спуститься вниз по шкале тонов. Хорошо. А теперь представьте себе, что вы заметили, что они находятся в тоне злости и повели себя по-другому. Вы подошли к ним и стукнули кулаком по стойке бара. “Какого черта идет этот дождь?!” Они бросают на вас всего один взгляд и говорят: “Подсаживайся. Мы закажем тебе пива и поговорим об этом.” Вы общаетесь с ними с позиций их реальности. И вы приходите к взаимопониманию Если вы будете разговаривать с людьми в том же эмоциональном тоне, в каком находятся они, вы добьетесь успеха просто в силу того, что теперь они могут поговорить с человеком, который реален для них. Это — эмоциональное взаимопонимание. Марк и Джейн, обычно полные энтузиазма, возвращаются домой после двухдневной поездки. До отъезда они положили еду в клетку попугая, но их попугай, которого зовут Батлер, очень рассердился на них за то, что они оставили его одного и когда они вернулись домой, он подпрыгнул на жердочке и повернулся к ним спиной. Они подходят к клетке и открывают дверцу. Батлер поворачивается и встает, что делает каждый раз, когда хочет, чтобы его вынули из клетки и Джейн протягивает к нему руки. Батлер быстро наклоняет голову и кусает ее за палец. Это происходит так неожиданно, что Джейн пугается. Ей больно, она разозлилась на попугая. “Черт бы тебя побрал, урод!” - кричит она. Марк, который стоял рядом и наблюдал за происходящим, понимает, что сейчас чувствует Джейн и подыгрывает ей: “Сейчас мы изжарим этого паразита на сковородке”. Джейн бросает сердитый взгляд на Марка, потом на Батлера, и начинает смеяться. Ее злость прошла, и она быстро поднялась по шкале тонов вверх. Это произошло потому, что Марк рассердился не на Джейн, а на то, что вызвало у нее такую реакцию, — на попугая. Обратите внимание на то, что “злость” Марка была проявлена им для того, чтобы урегулировать ситуацию. Это была настоящая злость, но он намеренно ее проявил, чтобы заговорить с Джейн в том эмоциональном тоне, который соответствовал моменту. Его замечание было вызвано не тем, что он проявил нетолерантность, а тем, что он знал, в каком тоне ему следует говорить. И поскольку это ему удалось, они оба вернулись к тону энтузиазма. А вот если бы он разозлился на Джейн и сказал что-нибудь вроде: “Нечего было совать руки в клетку, надо было соображать, что делаешь”,- то злость Джейн перенеслась бы на Марка и, возможно, до самого вечера они провели бы время в напряженном молчании. А вот другой пример. Скажем, Гарри работает разносчиком товаров. Ему необходимо быстро установить взаимопонимание с клиентом, пока тот не успел захлопнуть дверь перед его носом. Он стучит в дверь, и ее открывает огромный детина, который рычит на него. “Что вам нужно?” Гарри быстро говорит (тоже в тоне злости): “Слушайте, надо что-то сделать с этим шумом на улице. Меня с ума сведут эти дети, которые постоянно бегают по моему газону! Как вам это нравится?” Клиент говорит: “Входите, я как раз сварил кофе!” Он все еще злится, но уже меньше, потому что Гарри показал, что понимает его чувства. Грейс — энергичная женщина, отвечающая за качество продукции. Ей нужно, чтобы про-верку качества провело контрольное подразделение. Она знает, что возглавляющая это подразделение Донна находится в тоне “отсутствие симпатии”. Зная это, Грейс входит к ней в тоне “отсутствие симпатии”. Если бы она энергично вошла о кабинет, она бы ничего не добилась, а ее заявка оказалась бы последней в списке. “Меня всегда бесит, когда начальство требует проводить эти поверки, — говорит она. “А тебя?” Донна отвечает в том смысле, что вот, приходится возиться и выполнять их распоряжения, черт бы их побрал. Грейс говорит: “Да, приятного мало. А мне вот пришлось тащиться сюда, иначе они бы от меня не отстали. Как ты думаешь, я надолго здесь застряну?” “Нет, не думаю“, — отвечает Донна. “Я сама этим займусь“. Взаимопонимание установлено, вспыхнула искорка душевного родства. Пока Донна занималась проверкой, Грейс сделала несколько осторожных замечаний по поводу того, как хорошо поработало руководство компания в последнее время, и когда она, сделав все, что ей было нужно, вышла из кабинета, Донна обнаружила, что теперь ее мнение о начальстве изменилось в лучшую сторону! Для того, чтобы прийти к взаимопониманию с другим человеком, нужно, чтобы ваш тон соответствовал его тону, и это справедливо для всех тонов, от энтузиазма до сочувствия. Сочувствие, как вы помните из главы 3, — это эмоция, которая позволяет установить согласие с людьми, находящимися в более низких тонах. Сочувствие — это то, что необходимо людям в тонах умилостивления, горя или апатии для того, чтобы они почувствовали, что их понимают. Поэтому, если вам нужно установить взаимопонимание с людьми ниже тона сочувствия, вам нужно просто остаться в тоне сочувствия, и взаимопонимание наступит! Джоанна — агент по рекламе товаров. Перед ней сидит клиентка, находящаяся в тоне горя. Если Джоанна будет радостно ще
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|