Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПРОФЕССИОГРАММ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ 2 страница




4. Лозовой В.П. О научной классификации видов труда. Ж. «Вопросы философии», 1965, № 3.

5. Лерер Р. Производительность труда белых воротничков. Пер. с англ. Общ. ред. В.В. Зотова, М., 1984.

6. Психологический анализ трудовой деятельности. Под ред. В.Д. Шадрикова, Ярославль, 1980.

7. Раевский А.Н., Антонов А.В. Производство и психология Под ред. Г.В. Суходольского, Л., 1969.

8. Струмилин С.Г. К вопросу о классификации тр>да. В кн. «История советской психологии труда». Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипоьа, С.Г. Носковой, М.. 1983.

9. Тютюнник В.И. Основы психолого-педагогического исеп^дования творческого труда дошкольников. М., 1992.

Вопросы к 1.3: По каким основаниям проводятся классификации профессий? Как влияют на развитие личности работника разные профессии7 В чем своеобразие перечисленных ниже профессий, какой стиль жизни связан с данной профессией? Приведите примеры этих профессий: массовая профессия; рабочая профессия; дефицитная профессия; престижная профессия; свободная профессия; редкая, уникальная профессия; новая профессия; мирная профессия; женская или мужская профессия; профессия широкого профиля; рискованная профессия; семейная профессия; экзотическая профессия; вымирающая профессия; Штучная профессия; элитарная профессия, теневая профессия, резервная и основная профессия; вечная профессия.

Литература к 1.3:

1. Вопросы профессиоведения. Под ред. В.Е. Гаврилова, В.Г. Каневец, М., 1982.

2. Вопросы профессиоведения. Под ред. С.Н. Левиевой, Л., 1979.

3. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации. Ж. «Вопросы психологии», 1987, № 1.

4. Гаврилов В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий. В сб. «Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии», Л., 1986.

5. Гаврилов В.Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий. Ж. «Вопросы психологии», 1975, № 3.

6. Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. Л., 1988.

7. Згурский B.C. Человек и профессия. М., 1972.

8. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации. Ж. «Вопросы психологии», 1978, № 4.

9. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974.

10. Климов Е.А. Развивающихся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

11. Лоос В.Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников. Ж. «Вопросы психологии», 1974, № 5.

12 Мир профессий. Сост. С.Н. Левиева, М., 1985 и 1988; сост. В.Е. Гаврилов, М., 1987; сост. Р.Д. Каверина 1986 и 1988; сост. А.И. Смирнов, М., 1987.

13. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

14. Моросанова В.И. Регуляторные предпосылки выбора новой профессии. В сб. «Психологические аспекты социальной нестабильности». Под ред. Б.А. Сосновского, М., 1995.

15. Носкова О.Г Вопросы психологии и психофизиологии труда в системе профессиональной классификации СМ. Богословского. Ж. «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», I987, № 1.

16. ПодмарксЕ З.Г. Человек в мире профессий. Ж. «Вопросы философии», 1973, № 8.

17. Рынок и нооые профессии. Ярославль, центр. М.. 1993.

18. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. Составитель В.Е. Гаврилов, Л., 1988.

19. Титова И.П. Из опыта изучения классификации профессий за рубежом. «Информационно-поисковая система. Профессиография». Л., 1972.

20. Титова И.П. К вопросу о классификации профессий. В кн. «Вопросы теории и практики профориентации в средней школе», М., 1972.

21. Укке Ю.В. Проблемы психологии профессий в США. Ж. «Вопросы психологии», 1972, № 1.

22. Человек и профессия. Вып. 1 Л., 1975; вып. 2 Л., 1977; вып 3 Л., 1978; вып. 4 Л., 1979; вып. 5, Л, 1980.

Вопросы к 1.4; Каково соотношение модели специалиста и профессиограм-мы? Как могут отличаться модели сложившегося и начинающего специалиста? Может ли знание профессиограммы сковывать индивидуальное профессиональное развитие конкретного человека? В чем заключается гуманистический, че-ловекоцентристский подход при построении профессиограммы? Попробуйте осознать (построить) профессиограмму Вашей специальности, начните с определения подлинного результата Вашего труда (каким должен быть результат труда и каким не должен быть результат); продумайте, какими способами, средствами, психическими процессами и состояниями может быть достигнут этот результат (и каких способов нельзя употреблять и т.д.)

Литература к 1 4

1. Александрии Г.Н., Шарипов Ф.В. Проблемы формирования модели личности специалиста. В кн. Хозяинов Г.И. Формирование дидактической теории и др., М., 1984.

2. Анисимов В Е, Пантина Н С. Методологические вопросы разработки модели специалиста (в вузе) Ж. «Советская педагогика», 1977, № 3.

3. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров. Ж. «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», 1989, № 3.

4. Колинько В.В. Психограмма как фактор совершенствования профориентации молодежи на рабочие профессии. Автореф. канд. дисс. Киев, 1988.

5. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. Обзорная информация. НИИВ, вып. 1, М., 1980.

6. Котельников Н.Н Модель специалиста. Назначение. Содержание. Принципы и методы построения. В сб. «Формирование личности специалиста в вузе» Грозный, 1980.

7. Методологические и методические аспекты исследования подготовки специалистов с высшим образованием, Минск, 1981.

8. Методические рекомендации по разработке модели специалиста, М., 1981.

9. Минаева Н.В. Приближение к профессиограмме специалиста. ЭКО, 1980, № 7.

10. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. Под ред. Е.Э. Смирновой, Л., 1984

11. Научно-методические проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля Л, 1974.

12. Научные основы разработки модели деятельности мастера производственного обучения среднего профтехучилища, Л., 1981.

13. Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели архитектора. В кн. «Психология и архитектура». М, 1993.

14. О методологических и методических принципах построения модели специалиста высшей квалификации. Таллин, 1979.

15. Основные методические положения по разработке моделей специалистов будущего с высшим и средним специальным образованием. Белорусск. инст. народного хозяйства, Минск, 1973.

16. Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля. Л., Ленинградский инженерно-экономический институт. Труды, вып. 113, 1976.

17. Смирнова Е.Э, Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образование. Л., 1977,

18. Сьедин В.В. Некоторые принципы построения модели специалиста (обзорная информация). НИИ проблем высшей школы. М., 1977.

19. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.

20. Типовые должностные профессионально-квалификационные модели руководящих работников предприятий отрасли. М., 1977; то же –для НИИ отрасли М., 1980; то же – для КБ отрасли М., 1980; то же – для предприятий торговли и общественного питания. М., 1981.

21. Фукин А.И. Как составлять лрофессиограммы. Елабуга, М., 1990.

Вопросы к 1.5: Какие виды компетентности необходимы в любой (в Вашей) профессии7 Каково соотношение компетентности и компетенции? При каких обстоятельствах может столкнуться с трудностями работник, обнаруживающий некомпетентность или сверхкомпетентность?

Литература к 1.5;

1. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. Ж. «Советская педагогика», 1990, № 8.

2. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера. Ж. «Вопросы психологии», 1975, N? 8.

3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

4. Питер Дж.Л. Принципы Питера. М., 1990.

5. Психологическая компетентность как фактор повышения эффективности деятельности руководителя. Подг. Я.И. Украинским, Киев, 1989.

6. Раченко И.П. Диагностика педагогической компетентности. Пятигорск, 1990.

Вопросы к 1.6: Какого работника можно считать профессионалом? Какова роль мотизационной сферы в общей характеристике профессионализма? Что характеризует мотивационную сферу высокого уровня профессионализма? Что характерно для операциональной сферы высокого уровня профессионализма? Может ли человек быть профессионалом не в одной области? О ком можно сказать –.состоявшийся (не состоявшийся) профессионал?

Литература к 1.6:

1. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма, М., 1993.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

4. Кузьмина Н.В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

5. Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Ж. «Педагогика», 1995, № 6.

6. Шамардин В.Н., Тамбовкина Т.М., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску М., 1991.

Вопросы к 2.1: Каждый ли работник проходит в своем развитии этапы от адаптации к гармонизации с профессий, позднее к творческому обогащению своей профессии? Какова, судя по Вашему опыту, может быть длительность и развернутость этих этапов? Чем отличаются близкие ступени профессионализма: мастер и новатор, экспериментатор и исследователь, творчески развивающийся и самосохраняющийся специалист?

Литература к 2.1:

1. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. Под ред. М.Г. Ярошевского, М., 1987.

2. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития. Ж. «Вопросы психологии», 1989, № 5.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

4. Пономаренко В.А., Ворона А.А. Формирование личности профессионала. Первые международные чтения. Тезисы докладов. М., 1991.

5. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. В.А. Бодрова, М., 1991.

6. Психофизиологические вопросы становления профессионала. Под ред. К.М. Гуревича, М., 1974.

7. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., Сов. Россия, 1976, вып. 2.

Вопросы к 2.2: Заканчивается ли профессиональное самоопределение к моменту выбора профессии? В чем могут состоять преимущества и недостатки раннего и позднего профессионального самоопределения? При каких условиях может происходить профессиональное пересамоопределение и в чем оно состоит?

Литература к 2.2.

1. Байметов В.А. Диалог в профессиональном самоопределении (в контексте психологического консультирования по выбору профессии). Автореф. канд. дисс, м., 1990.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Ж. «Вопросы психологии», 1988, № 2.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Ж. «Вопросы психологии», 1994, № 3.

5. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

6. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения. Ж. «Вопросы психологии», 1985, № 1.

7. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. Ж. «Вопросы психологии», 1983. № 2.

8. Кухарчук A.M., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976.

• 9. Лысков Б.Д., Горбатов СВ. О взаимоотношении внешних и внутренних детерминант в профессиональном самоопределении «трудных» подростков. В кн. «Психологическое обеспечение социального развития». Под ред. А.А. Крылова, Л., 1989.

10. Научные основы профессионального самоопределения учащихся. Под ред. В.Г. Каневец и др. Л., 1982.

11. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности. «Психологический журнал», 1984, № 4.

12. Столин З.В. Самосознание личности. М., 1983.

13. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1981.

Вопросы к 2.3: По каким направлениям (векторам) происходит процесс профессионализации? Возможны ли несовпадения или противоречия между процессами профессионализации и социализации (например, профессионализм высок, а личность не отличается зрелостью и совершенством)? Могут ли профессионализация и социализация стимулировать (тормозить) друг друга? Как происходят профессионализация и социализация в разные периоды жизни человека (дотрудовом, трудовом, послетрудовом)? В ходе мысленного самоанализа попытайтесь сравнить у себя интенсивность процессов профессионал лизации и социализации.

Литература к 2.3:

1. Бадоев Т.Л. Профессионализация как фактор, определяющий динамику системы мотивов трудовой деятельности. Проблемы инженерной психологии, вып. 3 ч. 1, Л., 1984.

2. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. В.А. Бодрова, М., 1991.

3. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности. В кн. «Психология формирования и развития личности» Под ред. Л.И. Анцыферовой, М., 1981.

4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.

5. Каптерев А.И. Модель управления профессионализацией. Ж. «Советская педагогика», 1990, № 3.

6. Меныцикова Л.В. Об ориентациях психологической службы в условиях перестройки вуза. В сб. «Психологическая наука и практика». Новосибирск, 1987.

7. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.

8. Овсянникова В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней. Ж. «Вопросы психологии», 1981, № 5.

9. Поваренков Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей. В книге «Развитие и диагностика спо собностей». Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, М., 1991.

10. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации. В кн. «Проблемы профконсультирования молодежи». Таллин, 1989.

11. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации. Понятие «цель профессионализации». В кн. «Способенности и деятельность». Ярославль, 1989.

12. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации. В кн. «Психологические закономерности профессионализации». Под ред. Н.Л. Ансимовой, Ярославль, 1991.

13. Психологические закономерности профессионализации. Под ред. Н.П. Ансимовой, Ярославль, 1991.

14. Психологические проблемы профессиональной деятельности. Под ред. А.Г. Дикой, А.Н Занковского, М., 1991.

15. Психологические проблемы профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, С-Пб. 1991.

16. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.М., 1982.

17. Шадриков В.Д. Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. В кн. «Проблемы индустриальной психологии». Ярославль, 1979.

Вопросы к 2.4: Какова сравнительная роль отдельных побуждений (ценностных ориентации, мотивов и др.) в мотивационной сфере профессиональной деятельности? В чем состоит динамика мотивации на разных этапах профессионализации? Каковы признаки недостаточности мотивационной сферы профессиональной деятельности? Каково влияние отклонений в мотивационной сфере на эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность человека трудовом? В чем психологические причины трудностей профессиональной адаптации?

Литература к 2.4:

1. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К. Профессиональная составляющая образа мира. В кн. «Мышление и обучение: активное взаимодействие с миром», Ярославль, 1988.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

3. Бадоев Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности. В кн. «Проблемы индустриальной психологии», Ярославль, 1979.

4. Барам Д.П. Учебные и профессиональные интересы восьмиклассников с различными особенностями познавательных процессов. Ж. «Вопросы психологии», 1984, Nb 2.

5. Белкин П.П. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе. Автореф. канд. дисс, М., 1985.

6. Березин М.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

7. Будякин М.П., Русалинова А.А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве. «Человек и общество» вып. 4, ЛГУ, Л., 1971.

8. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М., 1985.

9. Данч И. Изменение профессиональной установки молодых рабочих. Ж. «Вопросы психологии», 1985, № 4.

10. Дьяченко М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1988.

11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

12. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. Ж. «Вестник МГУ. Психология.*, 1987, № 4.

13. Катвель Т.О. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллин, 1974.

14. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

15. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее' динамика в процессе профессиональной подготовки. «Психологический журнал», 1982, № 6.

16. Ковалев В.И., Сырникова Н.А. Мотивы труда и адаптации рабочих. «Психологический журнал», 1985, № 6.

17. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.

18. Крау Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения. Ж. «Вопросы психологии», 1972, № 1.

19. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Мотивационная недостаточность как критерий деформации картины жизненного пути. В кн. «Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности». Под ред. Л.И. Анцыферовой, М., 1988.

20. Крягжде СИ. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.

21. Крягжде СИ. Управление формированием профессиональных интересов. Ж. «Вопросы психологии», 1985, № 3.

22. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.

23. Лобанова Т.Н., Кокурина И.Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей. Ж. «Вестник МГУ. Психология.», 1992, № 4.

24. Магун B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей и их удовлетворенностью. Ж. «Вопросы психологии», 1978, № 6.

25. Мейерович М.М. Исследование мотивации трудовой деятельности. В кн. «Психологическое обеспечение трудовой деятельности». Под ред. А.А. Крылова, Л.. 1987.

26. Мильман В.Э. Производительная и потребительская мотивация. «Психологический журнал», 1988, № 1.

27. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом. «Психологический журнал», 1985, № 5.

28. Наумова Н.Ф., Попова И.М. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. М., 1970.

29. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

30. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М., 1981.

31. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.

32. Прохватилов А.А., Шалыто Ю.Я. Управление процессом адаптации рабочих в трудовом коллективе. В кн. «Психологическое обеспечение развития человека». Под ред. А.А. Крылова, Л., 1989.

33. Русалинова А.А., Судит Я.И. Некоторые социально-психологические аспекты текучести кадров. В кн. «Социальная психология и социальное планирование». Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева, Л., 1973.

34. Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека. Ж. «Педагогика», 1993, Nb 2.

35. Санталайнен Т., Воугилайнен Э., Поренне П., Ниссанен Й. Управление по результатам. М., 1988.

36. Свенцицкий А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности. В кн. «Социальная психология личности», Л., 1974.,

37. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

38. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М., 1988.

39. Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта. Ж. «Вестник МГУ. Психология», 1990, № 3.

40. Фарапонова Э.А., Гульбе О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением. «Психологический журнал», 1993, Ns 6.

41. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

42. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

43. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира. Ж. «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», 1990, Ns 3.

44. Хекхаузен х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.

45. Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров. Ж. «Вопросы психологии», 1986, № 7.

46. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности. «Психологический журнал», 1985, № 4.

Вопросы к 2.5: Каково соотношение общечеловеческих, специальных, профессиональных, специальных профессиональных способностей? Чем отличается развитие профессиональных способностей от накопления профессиональных знаний и умений? Каковы возможные направления расширения профессионального сознания? Правомерно ли говорить о специфически профессиональном мышлении (техническом, педагогическом, художественном и т.д.)? Связаны ли прямо профессиональное мастерство и творчество с опытом, стажем работника? Измеряемо ли профессиональное мастерство, творчество и по каким показателям? Какие черты личности работника способствуют профессиональному творчеству? Как вы оцените высказывание (из научной публикации): там, где профессионализм, творчеству нечего делать.

Литература к 2 5:

1. Андронов З.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача. Ж. «Вопросы психологии», 1991, Ne 4.

2 Артемьева Т.И Методологические проблемы способностей. М., 1977.

3. Артемьева Т.И. Проблема способностей' личностный аспект. «Психологический журнал», 1984, Ns 3

4. Баталов А.А. Профессиональное мышление. Философские проблемы. Автореф. докт. дисс. Свердловск, 1986.

5 Билибин А.Ф., Царегородцев Г.И. О клиническом мышлении. М., 1973.

6. Бобров В А, Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития летных способностей. «Психологический журнал», 1994, № 3.

7 Брагина В.Д Представления о профессии и самооценка профессионально-значимых качеств у учащейся молодежи. Ж. «Вопросы психологии», 1976, № 2.

8. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. Ж. «Вопросы психологии», 1994, № 4.

9. Геллерштейн С,Г. К вопросу о профессиональной типологии. В кн. «История советской психологии труда», Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой, М., 1983.

10. Гиндилис Н.Л., Кедров Б.М. Типология творческой деятельности в зависимости от ступеней познания (сравнительный анализ классификации творческих личностей). «Психологический журнал», 1981, № 1.

11. Готсдинер А.А. К проблеме многосторонних способностей. Ж. «Вопросы психологии». 1991, № 4.

12. ЗавалишИна Д.Н. Мышление в материально-производственном труде. «Психологический журнал», 1984, № 5.

13. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. В кн. «Развитие и динамика способностей», Под ред. В.Д. Шадрикова, М., 1991.

14. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985.

15. Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления. «Психологический журнал», 1991, № 2.

16. Зеличенко А.И., Степанова Т.И. Психосематика и изучение профессионального сознания психологов. Ж. «Вестник МГУ. Психология», 1989, Ns 3.

17. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению. «Психологический журнал», 1993, № 3.

19. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль, 1991.

20. Климина Т.Б. Психологический анализ мыслительной деятельности рабочего в условиях стандартизации. В кн. «Проблемы мышления в производственной деятельности». Ярославль, 1986.

21. Климина Т.Б. Мыслительная активность в стереотипной трудовой деятельности. Автореф. канд. дисс, М., 1989.

22. Кедров Б.М. Психологический «механизм» научного открытия. Ж. «Вопросы психологии», 1969, № 3.

23. Кожокин В.Ф. Формирование «тактического» мышления у спортсменов. Ж. «Вопросы психоло[ии», 1970, № 4.

24. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. канд. дисс, Л., 1980.

25. Конева Е.В. Психологический анализ репродуктивных компонентов мышления профессионала в реальной деятельности. Автореф. канд. дисс. Ярославль, 1986.

26. Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. Ярославль, 1984.

27. Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, 1982.

28. Корнилов Ю.К., Конева Е.В. Некоторые особенности решения мыслительных задач рабочим-профессионалом. В кн. «Мышление. Общение. Опыт.» Ярославль, 1983.

29. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.

30. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.

31. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление з профессиональной деятельности учителя. Ж. «Вопросы психологии», 19866 № 2.

32. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1975.

33. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 1985.

34. Краткий психологический словарь – хрестоматия. Под ред. К.К. Платонова, М., 1974.

35. Лычагина Т.Б. Оценивание ь мыслительной деятельности руководителя. «Проблемы мышления в производственной деятельности», Ярославль, 1980.

36. Лук А.Н. Творческое мышление б науке. «Психологический журнал», 1980, Nb 4.

37. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. М., 1983.

38. Мышление в производственной деятельности. Под ред. Ю.К. Корнилова. Ярославль, 1987.

39. Мышление. Общение. Опыт. Сборник научных статей. Под ред. Ю.К. Корнилова и др. Ярославль, 1983.

40. Мышление. Общение, Практика Сборник научных статей. Под ред. Ю.К. Корнилова и др Ярославль, 1986.

41. Мышление учителя. Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, М., 1990.

42. Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная категория психологии высшего образования. Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народной хозяйстве. Тезисы докладов Всесоюзной конференции, ч. 11, М., 1987.

43. Психологические проблемы рациональной деятельности. Под ред. С.Н. Батракова и др., 1981.

44. Психологические основы формирования профессионального мышления. Под ред. В.П. Андронова, Саранск, 1984.

45. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.

46. Психология технического творчества. Под ред. Т.В. Кудрявцева, М., 1973.

47. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М., 1965.

48. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967.

49. Решетова З.А., Мищик С.А. Формирование политехнического мышления в условиях подготовки школьников к широкопрофильному труду. «Вестник МГУ. Психология.», 1984, № 1.

50. Ронзин Д.В. Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992.

51. РуС^инштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

52. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей. Ж. «Вопросы психологии», 1986, № 3.

53. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей. «Психологический журнал», 1982, № 5.

54. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. «Психологический журнал», 1982, № 3.

55. Шкаликов В.А., Шадриков В.Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессии. «Психологический журнал», 1984, № 5.

Вопросы к 2.6: По каким признакам можно судить о наличии профессиональной группы, профессионального сообщества, содружества? Какова сравнительная роль в становлении профессионала личной активности самого человека и профессиональной среды? В чем (на примере Вашего личного опыта) значимость для профессиональной общности ее различных качеств – сплоченности, совместимости, срабатываемости и до. Можно ли говорить о профессионализме коллектива (общности работников), в чем он состоит?

Литература к 2.6:

1. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

2. Аккоф Р, Эмери Н. О целеустремленных системах. М., 1974.

3. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты. Мм 1993.

4. Андреева Г.Н. Социальная психология. М., 1988.

5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

6. Арская Л.П. Японские секреты управления. М., 1991.

7. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных