Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности




Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста (по книге Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000, с.190-193).

Предлагаемое диагностическое обеспечение представляет собой достаточно небольшой и наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которого можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. В данном Приложении приводится лишь перечисление диагностикумов с возрастным соотнесением каждого метода исследования... Детальное описание предлагаемых методов исследования имеется в соответствующей литературе, руководствах по использованию конкретных методик и тестов.

Разделение методического обеспечения на методики для исследования когнитивной сферы и эмоционально-личностной достаточно условно, поскольку в рамках интегративного подхода большинство психологических методик может быть использовано как для тех, так и для других целей.

Каждая методика или тест, входящие в предлагаемый набор, характеризуются следующими показателями:

1. имеются длительный срок апробации на достаточной по численности популяции детей в нашей стране, включая детей с различными типами отклоняющегося развития;

2. представляют неизменяемые в течение длительного периода (некоторые клинические методики - начиная с 30-40-х годов) тестовые изображения, технологии предъявления и обработку, что может говорить о данных методах как о стандартизированных;

3. практически каждая методика или тест охватывает возрастной диапазон от 3,5-4-х лет до 13-15-летнего возраста, тем самым реализуя единый методический подход к исследованию какой-либо характеристики психического развития ребенка;

4. для каждой используемой методики или теста получены качественные (в некоторых случаях и количественные) условно-нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей;

5. авторские методы исследования создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием и также апробированы на достаточном количестве детей 9от 500 до 1,5 тысяч);

6. практически все предлагаемые методики и тесты обладают полифункциональностью, то есть способностью оценивать самые различные показатели состояния и характеристик деятельности ребенка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенную характеристику той или иной сферы психического развития.

Несомненно, что для адекватного и эффективного владения предлагаемым инструментарием необходимы специальная подготовка и опыт работы, отметим также, что рекомендуемый набор диагностикумов нисколько не отрицает возможности использования психологом какого-либо иного инструментария.


Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Вкладные разноцветные стаканчики (коробочки, пирамидки) Комплекты от 3-х до 10-ти разноцветных вкладных элементов используются для детей начиная с 1,5-2-летнего возраста.

Методика «Доски Сегена» (в нашей стране используются доски №1, №3, №4, №5) для детей от 3-х до 6-7-ми лет.

«Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена»:

-цветной вариант (серии: А, Ав, В),

-черно-белый вариант (серии: А, В, С, D, Е). (методика используется для детей и подростков, начиная с 5-летнего возраста).

Методика «Классификация предметов»:

-серия 1 (для детей 3,5-5 лет);

-серия 2 (для детей 5-8 лет);

-серия 3 (для детей от 8 лет).

Методика Выготского-Сахарова для исследования уровня сформированности понятийного мышления:

-модифицированный вариант для детей 3-7 лет, -стандартный вариант (для детей старше 8-ми лет).

Методика «Классификация объектов по двум признакам» (методика В.М.Когана): -вариант (5x5) - для детей 4-7 лет, -вариант (7x7) - для детей 7-10 лет.

Методики для исследования мпестическои деятельности:

-методика «10 слов» (по ПР.Лурия) (для детей от 7-ми лет);

-методика «Запоминание двух групп слов» (для детей от 4,5 лет),

-методика опосредованного запоминания (методика А.Н.Леонтьева) (для детей 4;5-8 лет);

-методика «Пиктограмма» (для детей от 9-ти лет);

-методики для исследования зрительной (тактильной) памяти.

Методики для исследования характера работоспособности и особенностей внимания:

-методика Пьерона-Рузера (для детей 5,5-9 лет);

-стандартная корректурная проба (буквенная) (для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет);

-Счет по Крепелину (модификация Р.Шульте);

-таблицы Шульте (черно-белые, красно-черные) (для детей с 7-8-ми лет).

Исследование особенностей зрительного гнозиса:

Исследование специфики зрительного восприятия традиционно проводится в нейропсихологии детского возраста, тестовые изображения ведут свое начало от классических исследований А.Р. Лурия представлены в соответствующих методических пособиях.

Тестовые материалы, ориентированные на детей, начиная с 3,5-4-летнего возраста. Буквенный гнозис предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения.

Методика «Разрезные фигуры»

Комплект разрезных картинок (6 серий), с различными усложняющимися составляющими частями (от 2-х до 8-ми частей различной конфигурации) (для детей от 3-х до 7-8-ми лет).

Методика «Кубики Кооса»:

Используется, начиная с 3-летнего возраста, верхний диапазон не ограничен, зависит от сложности предъявляемого узора.

Методики для исследования невербального и вербалъно-логического мышления:

Методический инструментарий должен быть представлен для исследования каждой характеристики речемыслительной деятельности как в вербальном, так и невербальном (в виде изображений) плане.

Желательно, чтобы тестовые материалы были доступны для детей от 3,5-4-летнего возраста (в основном

невербальные материалы), от 6-7-летнего - материалы, представленные в вербальном плане.

-установление логических связей и отношений между понятиями (подбор парных аналогий, простые и сложные аналогии);

-исследование сформированности обобщающих операций (выделение существенных признаков, исключение понятий, исключение предметов - «4-й лишний»);

-понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом, понимание прочитанных текстов, сюжетных картин, составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (серии из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок).

Методики для исследования сформированности пространственных и квазипространственных представлений:

Традиционно рассматриваемое в контексте нейропсихологического и логопедического исследования нами выделяется в самостоятельное исследование, необходимое для оценки сформированности пространственных представлений как одной из базовых составляющих психического развития. Комплект тестовых материалов этого раздела представлен в Диагностическом комплекте Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование пространственных и квазипространственных (лингвистических) представлений проводится в логике их формирования в онтогенезе и ориентировано на детей от 2,5 до 7-8-ми лет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных