ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельностиМетодическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста (по книге Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000, с.190-193). Предлагаемое диагностическое обеспечение представляет собой достаточно небольшой и наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которого можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. В данном Приложении приводится лишь перечисление диагностикумов с возрастным соотнесением каждого метода исследования... Детальное описание предлагаемых методов исследования имеется в соответствующей литературе, руководствах по использованию конкретных методик и тестов. Разделение методического обеспечения на методики для исследования когнитивной сферы и эмоционально-личностной достаточно условно, поскольку в рамках интегративного подхода большинство психологических методик может быть использовано как для тех, так и для других целей. Каждая методика или тест, входящие в предлагаемый набор, характеризуются следующими показателями: 1. имеются длительный срок апробации на достаточной по численности популяции детей в нашей стране, включая детей с различными типами отклоняющегося развития; 2. представляют неизменяемые в течение длительного периода (некоторые клинические методики - начиная с 30-40-х годов) тестовые изображения, технологии предъявления и обработку, что может говорить о данных методах как о стандартизированных; 3. практически каждая методика или тест охватывает возрастной диапазон от 3,5-4-х лет до 13-15-летнего возраста, тем самым реализуя единый методический подход к исследованию какой-либо характеристики психического развития ребенка; 4. для каждой используемой методики или теста получены качественные (в некоторых случаях и количественные) условно-нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей; 5. авторские методы исследования создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием и также апробированы на достаточном количестве детей 9от 500 до 1,5 тысяч); 6. практически все предлагаемые методики и тесты обладают полифункциональностью, то есть способностью оценивать самые различные показатели состояния и характеристик деятельности ребенка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенную характеристику той или иной сферы психического развития. Несомненно, что для адекватного и эффективного владения предлагаемым инструментарием необходимы специальная подготовка и опыт работы, отметим также, что рекомендуемый набор диагностикумов нисколько не отрицает возможности использования психологом какого-либо иного инструментария. Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности Вкладные разноцветные стаканчики (коробочки, пирамидки) Комплекты от 3-х до 10-ти разноцветных вкладных элементов используются для детей начиная с 1,5-2-летнего возраста. Методика «Доски Сегена» (в нашей стране используются доски №1, №3, №4, №5) для детей от 3-х до 6-7-ми лет. «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена»: -цветной вариант (серии: А, Ав, В), -черно-белый вариант (серии: А, В, С, D, Е). (методика используется для детей и подростков, начиная с 5-летнего возраста). Методика «Классификация предметов»: -серия 1 (для детей 3,5-5 лет); -серия 2 (для детей 5-8 лет); -серия 3 (для детей от 8 лет). Методика Выготского-Сахарова для исследования уровня сформированности понятийного мышления: -модифицированный вариант для детей 3-7 лет, -стандартный вариант (для детей старше 8-ми лет). Методика «Классификация объектов по двум признакам» (методика В.М.Когана): -вариант (5x5) - для детей 4-7 лет, -вариант (7x7) - для детей 7-10 лет. Методики для исследования мпестическои деятельности: -методика «10 слов» (по ПР.Лурия) (для детей от 7-ми лет); -методика «Запоминание двух групп слов» (для детей от 4,5 лет), -методика опосредованного запоминания (методика А.Н.Леонтьева) (для детей 4;5-8 лет); -методика «Пиктограмма» (для детей от 9-ти лет); -методики для исследования зрительной (тактильной) памяти. Методики для исследования характера работоспособности и особенностей внимания: -методика Пьерона-Рузера (для детей 5,5-9 лет); -стандартная корректурная проба (буквенная) (для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет); -Счет по Крепелину (модификация Р.Шульте); -таблицы Шульте (черно-белые, красно-черные) (для детей с 7-8-ми лет). Исследование особенностей зрительного гнозиса: Исследование специфики зрительного восприятия традиционно проводится в нейропсихологии детского возраста, тестовые изображения ведут свое начало от классических исследований А.Р. Лурия представлены в соответствующих методических пособиях. Тестовые материалы, ориентированные на детей, начиная с 3,5-4-летнего возраста. Буквенный гнозис предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения. Методика «Разрезные фигуры» Комплект разрезных картинок (6 серий), с различными усложняющимися составляющими частями (от 2-х до 8-ми частей различной конфигурации) (для детей от 3-х до 7-8-ми лет). Методика «Кубики Кооса»: Используется, начиная с 3-летнего возраста, верхний диапазон не ограничен, зависит от сложности предъявляемого узора. Методики для исследования невербального и вербалъно-логического мышления: Методический инструментарий должен быть представлен для исследования каждой характеристики речемыслительной деятельности как в вербальном, так и невербальном (в виде изображений) плане. Желательно, чтобы тестовые материалы были доступны для детей от 3,5-4-летнего возраста (в основном невербальные материалы), от 6-7-летнего - материалы, представленные в вербальном плане. -установление логических связей и отношений между понятиями (подбор парных аналогий, простые и сложные аналогии); -исследование сформированности обобщающих операций (выделение существенных признаков, исключение понятий, исключение предметов - «4-й лишний»); -понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом, понимание прочитанных текстов, сюжетных картин, составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (серии из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок). Методики для исследования сформированности пространственных и квазипространственных представлений: Традиционно рассматриваемое в контексте нейропсихологического и логопедического исследования нами выделяется в самостоятельное исследование, необходимое для оценки сформированности пространственных представлений как одной из базовых составляющих психического развития. Комплект тестовых материалов этого раздела представлен в Диагностическом комплекте Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование пространственных и квазипространственных (лингвистических) представлений проводится в логике их формирования в онтогенезе и ориентировано на детей от 2,5 до 7-8-ми лет. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|