Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ЖИВОПИСЬ

Введение

Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, Ж. выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Развитие изобразительного искусства в Украина ведет отсчет с древнейших времен. Находки археологов, в частности, периода трипольской и скифскойкультур, отличаются искусной техникой исполнения и удостоверяют высокий художественный уровень произведений предков современных украинский.

 

Федор Кричевский (1879-1947), автопортрет

Казимир Малевич (1878-1935), автопортрет, 1908 или 1910-11

Зинаида Серебрякова (1884-1967), автопортрет "За туалетом", 1909

Чуть позже, чем в Западной Европе в Украине на рубеже веков появляются художники- импрессионисты, которые стремятся передать в произведениях изящное воспроизведения личностных впечатлений и наблюдений. Ярким представителем этой генерации живописцев был Николай Бурачек, известный картинами Днепра и Киев.

Долгие годы жила под Харьковом в поселке Нескучное женщина-маляр Зинаида Серебрякова (1884-1967), многие произведения которой посвящен украинскому селу и темам Востока. Она также относится к отечественным импрессионистов. После эмиграции Серебрякова долгие годы жила во Франции и Бельгии. Часть работ зарубежного периода мастерицы переданы в Киев.

Развитие живописи в Украине в послереволюционные годы в начале 20 века проходило в борьбе художественных течений и направлений. Наряду с теми, кто стоял на позициях традиционного реализма, творили сторонники футуризма, формализма (например, росписи Василия Ермилова Харьковского партийного клуба). Кроме массовых агитационных форм изобразительного искусства, заметного прогресса достигла станковая графика и живопись. В области станковой графики работали Михаил Жук, Иван Падалка, Владимир Заузе. В живописи самыми известными были полотна Кириака Костанди, Федора Кричевского,Александра Мурашко. Георгий Нарбут оформил первые украинские советские книги и журналы "Искусство", "Зари", "Солнце труда". В Западной Украине в первые послереволюционные годы работали Иван Труш, Антон Монастырский, Осип Курилас.

Хорошо известные произведения Николая Самокиша на украинскую историческую тематику: "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев 1648" (1929), "Битва под Желтыми Водами", "Абордаж турецкой галеры запорожцами? (1930), "Битва Ивана Богуна во Монастирищем 1653" (1931), "Бой под Царичанка 1709", "Поход запорожцев на Крым" (1934), "Разрушение Батурина Меньшиковым", "Кость Гордиенко уничтожает драгун Кемпеля", "Битва Максима Кривоноса с Яремой Вишневецким" (1934), "Царские жандармы везут Шевченко в ссылку "(1938) и др..

Киевский художественный институт (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) стал настоящим центром авангардногоизобразительного искусства. Сюда в это время возвращается всемирно Казимир Малевич - основатель абстрактного супрематизма, в котором изображение состояло из сочетаний простейших геометрических фигур. Значительное влияние на творчество Малевича, по его собственным словам, оказали культура и быт украинского села, но он пошел дальше искусства села.

Яркой страницей стал украинский авангард начала 20 века, представленный именами художников Александра Богомазова, Михаила Бойчука, Анатолия Петрицкого и др.. Михаил Бойчук начал новое направление монументального искусства 20 века - неовизантизм, положив в его основу органическое сочетание традиций древнерусской иконописи с конструктивными особенностями византийской живописи. К сожалению, много выдающихся художников (Михаил Бойчук, Василий Седляр, Иван Падалка и др.). были уничтожены коммунистическим режимом во времена репрессий.

Украинская живопись 60-80 годов 20 века, характеризовался негативными тенденциями партийного диктата социалистического реализма, что насаждал народнический академический стиль 19 века, пропагандизм и догматичность. Кроме того, согласно с лозунгом о том, что искусство должно быть понятным "широким массам", на творческий эксперимент, поиск новых форм был фактически наложен запрет. Одновременно и дальше творили такие выдающиеся художники как Алексей Шовкуненко, Татьяна Яблонская, Садовского Виталия, Михаил Дерегус, Василий Касьян.

Сегодня произведения Татьяны Яблонской, Ивана Марчука, Феодосия Гуменюка, Садовского Виталия, Андрея Чебыкина, Александра Бородая и других известны далеко за пределами Украины.

Козак Мамай

Народный живопись

Поряд із канонічним та академічним малярством ще з княжих часів в Україні розвивається унікальний жанр "народної картини". Образи " Козака Мамая" та "Козака з бандурою" стали знаковими для українського мистецтва. Як елемент народного побуту, ці картини стали відображенням характеру та світогляду простого українського народу.

20 століття подарувало ціле гроно талановитих майстрів народного живопису, які у своїй творчості розвивають барвисті й фантастичні образи, породжені уявою та реалізовані за законами стилістики народного малярства 18-19 століть і українського декоративного розпису. Это Ганна Собачко-Шостак, Параска Власенко, Наталя Вовк, Параска Хома, Марія Приймаченко, Никифор Дровняк, Катерина Білокур, Іван Сколоздря та ін.

Иконопись

Богоматерь Оранта (мозаичный образ из собора Киевской Софии)

Позже дошли до нас образцы искусства Киевской Руси, которое развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было связано с церковью ихристианской верой. Ведущие жанры изобразительного искусства Киево-Русского государства - мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе, который сохранил единственные во всей Европе образцы светского монументальной живописи 11 века. Украшением собора является сохранившиеся мозаики, украшающие центральную баню и главный алтарь.

Шедевром искусства мозаики считается изображение Оранты (или Богоматерь Нерушимая Стена) в центральной апсиде. Мозаика имеет 6 метров высотой. Уникальность изображения заключается в том, что оно выполнено на внутренней поверхности апсиды собора, и с разных точек Оранта выглядит изображенной в разных позах - стоя, склонившись в молитве или на коленях.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ЖИВОПИСЬ

В начале XX века в живописи продолжают развиваться тенденции, намеченные во второй половине XIX века. Плодотворно воплощается реалистическое направление в различных жанрах: пейзажном, бытовом, историческом, портретном. Продолжают плодотворно работать С. И. Васильковский, С. И. Светославский, П. А. Левченко, С. Я. Кишиневский, Н. К. Пимоненко и другие.

Многогранный облик украинской природы воплотил С. И. Васильковский - один из самых видных пейзажистов того времени. Лирическую линию его творчества характеризуют такие небольшие полотна, как "Степная речка", "Воронец в цвету", "Село зимой", "Отара в горах" (начало 1900-х годов), в которых Васильковский разрабатывает унаследованную им от Похитонова технику, близкую к миниатюрной живописи. И в крупных полотнах этого времени - "Казачья левада", "Чумацкий Ромодановский шлях", "Сторожа запорожских вольностей" - при всей широте и эпичности звучания характерным остается строгая проработанность планов, ритмическая согласованность общего и деталей, мягкая передача световоздушной среды. В жанровых полотнах: "Ярмарка в Полтаве", "На дворе" и других - природа сохраняет свое главенствующее место.

Обратился С. И. Васильковский и к исторической тематике: "Смотр Петром Первым Харьковской крепости в 1709 году", "Три брата" и другие.

В 1902-1908 годах Васильковский совместно с художником-баталистом Н. С. Самокишем написал для здания Полтавского губернского земства три большие композиции: "Чумацкий Ромодановский шлях", "Выборы полковником Мартына Пушкаря", "Казак Голота", которые явились значительным вкладом в отечественную монументальную живопись,

Продолжают свою творческую деятельность С. И. Светославский, Г. П. Светлицкий.

Значительный вклад в украинскую живопись вносит в начале XX века выдающийся художник-реалист Н. К. Пимоненко. В первом десятилетии XX века он создал более ста полотен, отражающих жизнь, быт, природу Украины: "Украинская ночь", "Перед грозой", "Последние лучи", "Сенокос", "Гопак", "Прачка" и другие.

В начале XX века создали значительные пейзажи П. А. Левченко ("Летний день", "Украина"), Т. Я. Дворников ("Порт в снегу", "Зимний пейзаж"), И. Я. Крыжицкий ("Повеяло весной"), М. С. Ткаченко ("Весна") и другие.

В этот период приходит в искусство художник выдающегося таланта, стремившийся к обогащению живописных средств, - А. А. Мурашко, ученик Репина.

В 1902-1903 годах Мурашко в качестве пансионера Академии едет за границу. Там, в Париже, он испытывает влияние европейской живописи, ее новых цветовых решений ("В кафе", "Девушка в красной шляпе" и другие)

В портретах и жанровых картинах художника 1910-х годов органически сочетается декоративная звучность колорита и психологическая выразительность образов, свойственная ему в ранние годы. Примером этому может служить картина "Крестьянская семья" (1914 г.). Средствами живописного обобщения Мурашко лепит сочные и выразительные крестьянские типы и народные характеры.

Художник работал и в области графики. В портретах, выполненных углем, сангиной*254 или пастелью*255, проявляются строгость рисунка, крепость формы.

*254: {Сангина — 1) карандаш без оправы красно-коричневых тонов (из каолина и оксидов железа); 2) техника рисунка с помощью сангины.}

*255: {Пастель — цветные карандаши без оправы, сформированные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими.}

Наряду с Л. Л. Мурашко заметное место в искусстве начала XX века занял Ф. Г. Кричевский. Его сильная и яркая индивидуальность раскрылась в произведениях на народные темы. Она проявилась уже в программной академической картине "Невеста" (1910 г.).

В начале XX века укрепляются связи западноукраинских художников с Левобережной Украиной. Среди тех, кто способствовал этому сближению, был видный живописец и активный художественный деятель И. И. Труш. Уже в конце XIX века, как было отмечено ранее, он проявил себя как пейзажист и портретист. Его пейзажи - "Днепр", "Могила Шевченко"; "Закат солнца в лесу", "Крымские скалы" и другие. Если в ранних работах природу Труш изображает в лирическом аспекте, то в более поздних появляется стремление к символическим обобщениям.

В жанровых картинах И. Труш многогранно воплотил своеобразный быт гуцульского села ("Процессия на Гуцульщине", "Гуцулка с ребенком" и т. д.). Наиболее ярко и глубоко дарование художника раскрылось в портретах И. Франко, II. Лысенко и других, в которых он мастерски раскрыл богатый духовный мир этих выдающихся деятелей украинской культуры. Но самым значительным творческим достижением художника следует признать прекрасный одухотворенный портрет Леси Украинки, написанный с натуры в 1900 году.

 

Архитектура 20 века

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель)(зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения(также их комплексы), создающиематериально организованную среду,необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии сназначением, современными техническими возможностями и эстетическимивоззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферудуховной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражаетобщественные идеи в художественных образах. Историческое развитие обществаопределяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутреннимпространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамблисооружений), технические конструктивные системы, художественный стройархитектурных сооружений. Архитектурнаяорганизация пространстванаселенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование системрасселения выделились в особую область - градостроительство. В архитектуревзаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза,прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооруженияопределяют егоплан и объемно-пространственную структуру, строительнаятехника - возможность, экономическую целесообразность и конкретныесредства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано сее социальной функцией и проявляется в формированииобъемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.Выразительные средства архитектуры - композиция, тектоника, масштаб,пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтезискусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-техническиесдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем,художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

Типичное украинское село начале ХХ в.

В начале ХХ века в Европе возникает новое направление в искусстве, и, в частности, в архитектуре - модерн. Архитектура модерна в каждой стране приобретала национальные черты, и таким образом появляется архитектура украинским модерна. Как известно, в начале ХХ века части территории Украины находились под влиянием Российской и Австро-Венгерской империй, поэтому на этих территориях модерн, и в том числе украинский модерн имел характерные особенности. Архитектура Западной Украины в начале ХХ в. находится под влиянием Венского сецессиона, и приобретает названия "сецессия". Сочетание народного искусства и сецессии стало следствием возникновения украинского сецессии, имеющая черты гуцульского и закопанскому народного искусства. На территории Центральной, Южной и Восточной Украины, которая находилась в составе Российской империи, существует национальный разновидность модерна: "Украинский модерн", возникший в Полтаве. Наиболее известные сооружения этого стиля были построены в Харькове, Полтаве, Киеве, но руководство империи противодействовало развитию украинской культуры и, в частности, национальной архитектуры. Это было одной из причин, которые не способствовали украинского модерна. Таким образом наиболее широко на российской части Украины было представлено русский вариант модерна, также в Украине существуют образцы северной разновидности модерна (скандинавской). Другие народы, конечно, привнесли в архитектуру Украины свои национальные особенности, например модернизированные неоготический (Народы Европы) или неомавританском стиле (Восточные народы).

На территории Украины во времена модерна творили такие фигуры как академик Алексей Бекетов, Викентий Прохаска, Григорий Артынов, Адам Генрих, Василий Кричевский, Тадеуш Обминський, Иван Левинский. Выделяется фигура Владислава Городецкого. Особенно благодарен Городецкому Киев, украшенный неповторимыми зданиями в стиле модерн (дом с химерами), неоклассицизма (музей древностей и искусства, ныне Национальный художественный музей), неоготики (Николаевский костел, ныне Национальный дом органной музыки), мавританской архитектуры (караимская кенаса, ныне Дом актера).

В 1910-1920 гг. получил распространение стиль необарокко - попытка соединить традиции высокого «мазепинского барокко» с достижениями европейского модерна.

После Социалистической революции в степени на смену эпохи модерна приходит эпоха модернизма, которая в Советской Украине представлена стиле конструктивизма. Наиболее поражая сооружения этой эпохи были построены в первой столице Украинской республики - Харькове (дом Госпрома), Киеве (Жилые здания партаппарата в районе "Липки", Первый дом Доктора).

Дом Кабинета министров Украины, 1936-38 г., арх. И. Фомин

В 1932 г., с организацией единой Союза архитекторов, был провозглашен единственный творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Конструктивизм подвергли жестокой критике, многие архитекторов-конструктивистов был репрессирован или казнен. Начинается активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры режима с его порывами к гигантомании и бутафорской помпезности форм, но архитектура сталинского историзма приобрела национальных украинских рис.

В 1936-1939 гг были построены: здание ЦК КП (б) У, сейчас Министерство иностранных дел Украины (проект П. Лангбарда); дом НКВД, ныне Кабинет министров Украины (проект И. Фомина); дом Верховного Совета УССР (проект В. Заболотного); штаб Киевского особого военного округа, ныне Администрация Президента Украины (проект С. Григорьева).

Коммунистический режим разрушил немало выдающихся зданий, которые позже были внесены в официальные списки памятников архитектуры (Михайловский и Никольский военный соборы в Киеве, Троицкий собор в Глухове и т.п.). Сегодня некоторые из них, например, Михайловский или Успенский собор Киеве, отстроены.

После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это имело огромное влияние на грандиозное восстановление Крещатика (архитекторы А. Власов, А. Добровольский и др.).. Богатые традиции украинского барокко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично сочетаются с городским рельефом. В архитектуре домов была активно использована украинская орнаментальная пластика и колорит.

В 1960-70-е годы появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы Михаил Гречина, О. Заваров); наземные станции Киевского метрополитена «Крещатик» (архитекторы: А. Добровольский, В. Елизаров и др.).; «Университет» (архитекторы Г. Головко, М. Сыркин и др..) гостиница «Тарасова гора» в г. Каневе (архитекторы Н. Чмутина, Е. Гусева, В. Штолько и проч.) Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы Авраам Милецкий, Эдуард Бельский); киноконцертный дворец «Украина» (архитекторы Е. Маринченко и др.)..Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко (архитекторы В. Ладный, А. Будиловский, Л. Коломиец и др.)..

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мицелий состоящей из нескольких клеток, называетсясептированный | Etiology of pneumonia


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных