Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Твое положение будет зависеть от степени твоено усердия




 

Цель жизни моей в этом мире – лишь знанья,

Которые всюду я всем раздаю.

Я зову всех к Корану и сунне,

О которых не вспоминают

Люди, когда соберутся в кругу. [100]

Знай, искатель знания! Пыл для человека – как крылья для птицы: чем сильнее ее крылья, тем выше она парит в небе, и чем более горяч пыл человека, тем возвышеннее совершаемые им дела, к которым он стремится.

«По мере того, насколько горячим будет пыл ищущего, он достигнет искомого; по мере того, какие усилия приложит стремящийся на пути к своей цели, он добьется ее; по мере того, какими будут намерения человека, он получит желаемое».[101]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

إنَّ المَعونَةَ تأتي من اللَّهِ على قَدْرِ المؤونةِ

 

«Помощь от Аллаха Его рабу приходит по мере того, как он трудится». [102]

Искатель знания! Пусть пыл твой будет горячим, ведь горячий пыл «заставляет течь в твоих жилах кровь, наполненную энергией и желанием идти вперед по пути знания и совершать дела. И люди увидят тебя совершающим только благородные поступки и занимающимся только важными делами. Твой пыл поможет тебе избавиться от пустых надежд и бесполезных дел, искоренит в тебе низкопоклонство, унижение, лесть и потворство. Человек с горячим пылом непоколебим, и его не пугают никакие события, а человек, который его не имеет, труслив и малодушен, его слабость не дает ему сказать ни слова. Но не ошибись и не путай горячий пыл с гордыней, ведь между ними разница, как между небом, извергающим дожди, и землей, дающей нам растения».[103]

 

2. Как возобладать горячим пылом?

 

Ничто так не разогревает пыл искателя знания, как непрестанное изучение того, что сообщили нам наши предшественники, и размышления над их образом жизни.

Удивительно, как наши предшественники стремились к знанию, распространяли его, писали книги, как они умели использовать свое время, свою молодость и создали то, что потрясает ум, приводит в восхищение и разжигает пыл. Так давайте же изучать их образ жизни, руководствоваться их примером и следовать их пути!

Ты рассказал о них мне, Са‘д, и полюбить меня заставил еще больше,

Чем я любил их прежде. Так продолжай же, Са‘д, рассказывай подольше!

Ибн аль-Джаузи сказал: «Дорога ищущего совершенства в знании – это знакомство с сочинениями, которые дошли до нас, так пусть же он читает как можно больше. Ведь, познакомившись со знаниями, которыми обладали те люди, и увидев их горячий пыл, он отточит свой ум, у него появится стремление к величию, и не окажется книга без пользы… Вы должны изучать путь жизни наших предшественников, читать их произведения и то, что они сообщают, ведь непрестанное чтение их книг позволит вам увидеть их воочию, как было сказано:

Мне глазами увидеть те дома не случилось,

Но, быть может, увидеть смогу я, услышав о них?

Я расскажу о себе. Я не могу насытиться чтением книг. Если я обнаруживаю книгу, которую не видел прежде, то я как будто наткнулся на клад.

Я просмотрел список книг, хранящихся в медресе Низамия, и обнаружил, что он содержит 6000 томов. В списке были книги Абу Ханифы, аль-Хумайди, книги нашего учителя-шейха Абдульваххаба ибн Насира, книги Абу Мухаммада ибн аль-Хашшаба, представлявшие собой довольно тяжелую ношу, и другие книги, которые я мог осилить.

И если я скажу, что прочитал 20 000 книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать. Я познакомился с этими книгами и получил (огромную) пользу, увидев образ жизни людей, их горячий пыл, то, как они заучивали и поклонялись, увидев их удивительные знания. И это не дано познать тому, кто их не читал.

И хвала Аллаху, я стал презирать то положение, в котором (сегодня) находятся люди, и нашел, что пыл тех, кто ищет сегодня знание, жалок»[104].

Ибн аль-Джаузи также сказал: «Если кто-нибудь спросит: “Что мне делать, если я пылаю желанием, но (Аллах) не дал мне того, что я ищу?”, то скажи: «Если (Аллах) лишает (человека) какого-то удела, то Он дает (ему) другой. Но невероятно, чтобы (Аллах) вознаградил тебя горячим пылом и оставил без помощи. Посмотри на себя, быть может, Он дал тебе что-то, но ты не возблагодарил Его, а, быть может, Он испытал тебя, (подвергнув искушению) страстью, а ты не удержался?».[105]

 

3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни [106]

 

Повтори для меня их рассказ, о сказитель,

Их рассказ просветляет мой жаждущий ум.

Ибн Джарир ат-Табари на протяжении сорока лет писал по сорок листов ежедневно.

(Однажды) он спросил своих учеников: «Сможете ли вы осилить тафсир Корана?». Они спросили: «Каков его объем?». Ат-Табари ответил: «Тридцать тысяч листов». На что они воскликнули: «Жизнь прервется прежде, чем это осилишь!». Тогда он сократил его до трех тысяч листов.

Затем он спросил: «Сможете ли вы осилить историю мира со времени Адама до наших дней?». Они сказали: «Каков ее объем?». И он назвал такое же количество листов, как и в тафсире, на что ему ответили так же, как и в первый раз. Он воскликнул: «О Аллах! Утерян пыл!». Затем он продиктовал ее в объеме тафсира».

Абу Зар‘а сказал: «Я знаю наизусть 200 000 хадисов так же, как люди знают «Скажи: Аллах Един!»[107], а в тетради 300 000 хадисов».

Также он сказал: «Ахмад ибн Ханбаль знал наизусть миллион хадисов, и его спросили: «Как тебе удалось это знание?». Он ответил: «Я заучил (хадисы) и разделил их по главам».

Ар-Раби‘ сказал: «Аш-Шафи‘и здесь в Фустате жил четыре года и продиктовал 1050 листов. Вышла книга «аль-Умм» объемом в 2000 листов, книга «Сунан» и многие другие. И все это за четыре года, при этом он был очень сильно болен, и даже иногда, сидя верхом, он истекал кровью так, что она наполняла его штаны и обувь (т.е. он страдал от геморроя)».

Ибн ‘Акиль аль-Ханбали написал книгу «аль-Фунун», которая состояла более чем из 400 томов, согласно тому, что рассказал аз-Захаби. А Ибн Раджаб сказал: «Я слышал, как некоторые наши шейхи говорили: «Она состоит из 800 томов».

Ибн аль-Джаузи сказал: «Я собственной рукой написал эти 2000 томов книг, я стал причиной покаяния 100 000 человек, благодаря мне 20 000 иудеев и христиан приняли Ислам… и если я скажу, что прочитал 20 000 томов книг, то это не все, и я все еще продолжаю читать».[108]

Шейху-ль-ислам Ибн Таймийа, составляя книги, в день писал столько, сколько переписчик пишет за неделю и более.

Ознакомившись с биографиями ученых, особенно хафизов[109], узнаешь, что многие из них прочитывали огромные тома[110] (что, как правило, занимает очень долгое время) за несколько меджлисов[111] или дней.

В биографии[112] аль-Маджд аль-Файруз Абади, автора «Аль-Камус», говорится, что он прочитал «Сахих Муслим» за три дня, когда находился в Дамаске, и произнес следующие строки:

Хвалу воздаю я Аллаху за то, что в аш-Шаме, в Дамаске,

Что центром Ислама прослыл,

Рассказал я «Муслима» опоре Ислама имаму Бен Джахбалю,

И хафизам известным ученым мужам.

И с помощью Аллаха и с Его благодатью

Мне достаточно было трех дней.

Абу-ль-Фадль аль-‘Ираки в Дамаске прочитал Мухаммаду ибн Исма‘илу аль-Хаббазу сборник «Сахих Муслим» за шесть меджлисов подряд, а на последнем меджлисе прочитал более 1/3 книги. При этом присутствовал Зайнуддин ибн Раджаб, который сверялся со своим экземпляром книги.

В книге «Тарих аз-Захаби» в биографии Исма‘ила ибн Ахмада аль-Хири ан-Нисабури говорится: «Аль-Хатиб аль-Багдади в Мекке за три меджлиса прочитал ему «Сахих аль-Бухари», услышанный им от аль-Кашмихани: первые два из них состоялись ночью после вечерней молитвы (магриб) и до утренней молитвы, а третий – с утра и до рассвета (следующего дня)». Аз-Захаби сказал: «Я не знаю в наше время никого, кто бы мог сделать нечто подобное».

Ас-Сахави сказал: «Наш учитель-шейх Ибн Хаджар совершил еще более великое дело, чем его шейх аль-Маджд аль-Лугави. Он прочитал «Сахих аль-Бухари» за сорок песочных часов, «Сахих Муслим» – за четыре меджлиса, не считая заключительного, в течение двух с небольшим дней, «Сунан Ибн Маджа» – за четыре меджлиса, «Китаб ан-Насаи аль-кабир» – за десять меджлисов, каждый из которых продолжался около четырех часов, «Сахих аль-Бухари» – также за десять меджлисов по четыре часа каждый». Затем ас-Сахави сказал: «Самое быстрое, что ему удалось, произошло во время его поездки в аш-Шам, когда за один меджлис между полуденной и послеполуденной молитвами он прочитал книгу «Му‘джам ат-Табарани ас-сагир», в которой содержится около 1500 хадисов».

Они есть мужи, и быть названным мужем тому,

Кто с ними сравниться не в силах, не гоже.

 

Глава вторая

Абсолютная преданность (знанию)

 

1. Сведение всех своих забот в одну. 2. Предпочтение знания всему остальному. 3. Ненасытность и страсть к знанию. 4. Жертвование своим имуществом на пути знания. 5. Отрешенность и довольство малым.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных