ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Душевный отдых и покой. В сущности искатель знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых
В сущности искатель знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы (впоследствии он не был вынужден) прервать все (свои занятия). Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес». «Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение и устает так же, как устает тело. ‘Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».[179] В хадисе говорится:
إِنَّ هَذَا الدِّين مَتِين فَأَوْغِلْ فِيهِ بِرِفْقٍ ، فَإِنَّ الْمُنْبَتّ لا أَرْضًا قَطَعَ ، وَلا ظَهْرًا أَبْقَى
«Поистине, эта религия прочна, так проникай же в (глубины) ее постепенно. Поистине, отставший (от каравана все равно) не проедет необходимого расстояния, (чтобы догнать его), хотя и не щадит спины верблюда».[180] Автор книги «Тазкират ас-сами‘…» говорит: «Вместе с тем пусть он не возлагает на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувства усталости и отвращения (к этому делу). И, быть может, он возненавидит его и уже не сможет побороть в себе это. Но пусть он будет умерен в подобных делах, да и каждый человек знает себя лучше».[181] Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа[182], да смилуется над ним Аллах, сказал о мудрости запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени: «В этом запрете заключено и другое благо, связанное с отдыхом в это время от тяжести поклонения подобно тому, как человек отдыхает во сне и т.п. Поэтому Му‘аз сказал: «Поистине, я рассчитываю на награду от Аллаха за свой сон так же, как за время, проведенное на ногах…». Ибн Таймиййа также сказал: «Но говорят, что одной из мудростей запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени является отдых в течение запретного времени с тем, чтобы набраться сил для молитв после него. Аллах лучше знает». Однако отдых искателя знания отличается от отдыха других людей, поскольку даже в это время или во время прогулки он старается приобрести какую-нибудь пользу: а) некоторые предшественники использовали перерывы во время меджлисов (уроков), на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса[183], сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников». Затем аль-Багдади рассказывает о том, что, когда аль-Хасан прерывался (на время) и переставал рассказывать хадисы, он обычно произносил следующие слова: “Субхана Ллахи ва бихамдихи, субхана Ллахи-ль-‘Азым” (“Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому”). Мухаммад ибн Сирин в это время обычно говорил: “Аллахумма ляка-ш-шукр…” (“О Аллах! Тебя я благодарю…”)».[184] б) Если ты устал от изучения одного предмета, займись изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятие. Перейди от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности. Душа, что устала, ни на что не способна, И ты состояние ее поменяй одно на другое. в) Каждый раз, когда ты чувствуешь прилив энергии, займись заучиванием Корана, изучением хадисов и фикха. А изучение историй жизнеописаний и рассказов (из жизни предшественников), чтение мудрых изречений и стихов отложи на другое время, когда почувствуешь в себе усталость, причем тебе следует выбирать полезные стихи, как, например, диван аш-Шафи‘и, диван Абу аль-‘Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд). Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, когда утомлялся от речей, говорил: «Дайте мне диван (какого-нибудь) поэта». ‘Али сказал: «Дайте себе отдохнуть и отвлекитесь чтением занимательных мудрых изречений». Аз-Зухри говорил: «Давайте ваши стихи, давайте ваши рассказы! Ведь уши (больше) не способны воспринимать (знание), хотя душа и стремится к нему». Когда Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж уставал диктовать хадисы, он декламировал стихи. Глава шестая Терпение и стойкость
Введение. 1. Что поможет тебе быть терпеливым? 2. Терпение, проявляемое в непрерывных занятиях. 3. (Необходимость) терпеть унижение на пути знания. 4. (Необходимость) терпеть бедность. 5. (Необходимость) терпеть голод. 6. Терпение, проявляемое в бодрствовании. 7. (Необходимость) терпеть трудности, встречающиеся во время пути и в поездках.
Введение Дни показали мне, что за терпение Награда славная вас ждет. Но нет уж тех, кто ради цели Усердие проявит и возьмет Себе в друзья терпение И добьется цели (и успеха в этом деле). Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа сказал: «Благодаря тер-пению и глубокому убеждению достигается руководство в религии (имамат)». Терпение, еще раз терпение, искатель знания! И пусть твоим девизом станет «с чернильницей до самой могилы». Ибн аль-Мубарака спросили: «Сколько же ты еще будешь записывать хадисы?». Он ответил: «,Быть может, я все еще не написал то слово, которое бы принесло мне благо». ‘Амра ибн аль-А‘ла спросили: «До какого времени человеку следует учиться?». Он ответил: «Пока он жив». Суфьян ас-Саури сказал: «Мы будем продолжать учиться до тех пор, пока есть кому нас учить». И тебе, искатель знания, не следует обращать внимания на упреки, укоры порицающих и слова невежественных людей, которые осуждают тебя за твое терпение на пути к знанию, ведь невежда не может по достоинству оценить знание. Ибн аль-Мукри’ сказал: «Чтобы получить экземпляр[185] Муфаддала ибн Фадаля, я прошел (огромное расстояние, сделав по пути) семьдесят остановок. Но если бы я предложил его пекарю взамен на лепешку, то он не взял бы его». Душа! Терпение прояви, Не долго длятся эти дни, Словно несвязанные сны. Душа! От жизни этой отрекись, Оставь ее, (не суетись), Ведь жизнь реальная начнется впереди.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|