Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технологии медиаобразования в Канаде. Как уже отмечалось, канадская медиаобразовательная модель основана на восьми ключевых положениях медиаобразования:




Как уже отмечалось, канадская медиаобразовательная модель основана на восьми ключевых положениях медиаобразования:

1) Все медиа являются результатом целенаправленного конструирования. Медиа - это не простые отражения внешней реальности; они являются продуктами, созданными с определенными целями.

2) Медиа конструируют реальность. В средствах массовой информации уже вмонтированы взгляды, точки зрения и интерпретации, которые в свою очередь влияют на наш эмпирический опыт.

3) Аудитории по-разному понимают медиа. Каждый из нас взаимодействует с медиа по-разному, в зависимости от таких факторов как пол, раса, возраст, класс и личный жизненный опыт. Каждый из нас по-разному воспринимает значение медиатекста.

4) Медиа имеют коммерческое значение (импликацию). Медиаграмотность включает понимание экономической основы производства массмедиа… Вопрос собственности и контроля стал чрезвычайно злободневным в то время, когда при всем богатстве выбора, спектр мнений узок (90% всех газет, журналов, телевизионных каналов, киностудий, компьютерного обеспечения находятся в руках у дюжины корпоративных конгломератов).

5) Медиа содержат идеологические и ценностные послания. Медиаграмотность подразумевает осознание идеологических импликаций и системы ценностей в любом медиатексте. Идеология порой незаметна и часто связана с нашим представлением о доминирующих и второстепенных группах в обществе. Нужно уметь декодировать медиапослания о консюмеризме, гендерных репрезентациях, восприятии власти, безусловном патриотизме и т.п.

6) Медиа содержат социальные и политические импликации. Изменяющиеся модели семейной жизни, проведения досуга, телевизионные кампании политиков- вот несколько примеров социальных и политических преобразований, исходящих от медиа. Медиа легитимируют общественные ценности и мнение.

7) Каждое средство массовой информации и коммуникации имеет собственную «грамматику», законы, форму, и кодирует реальность своим уникальным способом. Таким образом, различные медиа могут освещать одно и то же событие, но произведут при этом разное впечатление и окажут различное воздействие.

8) Каждый медиатекст имеет уникальную эстетическую форму. Учащиеся должны иметь возможность развить навыки медиаграмотности не только для того, чтобы декодировать и понимать медиатексты, но и для того, чтобы получать эстетическое удовольствие [Andersen, Duncan, Pungente, 1999, pp.142-143].

Задачи, которые ставят перед собой канадские медиапедагоги выглядят следующим образом:

-развивать способности к восприятию, «декодированию», оценке, пониманию, интерпретации, анализу медиатекстов; к критическому анализу социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

-развивать коммуникативные способности личности;

-обучать самовыражаться с помощью медиа, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать собственные медиатексты;

-давать знания по теории медиа и медиакультуры [Duncan, 1989].

Для эффективной реализации медиаобразовательной модели Б.Дункан и его коллеги написали учебное пособие, составленное исходя из убеждения авторов, что учителя могут обучать ключевым концепциям медиаграмотности в определенной форме на любом этапе школьного образования. Поэтому задания в пособии не разделены по классам или возрасту школьников, подчеркивается важность сочетания аналитического, практического и творческого подходов к медиаобразованию, позволяющее учителям, даже если сами они обладают лишь минимальными знаниями о медиа, эффективно развивать медиаграмотность учащихся, основываясь на их опыте взаимодействия со средствами массовой коммуникации.

Основной метод изучения медиа - «спиральный» (термин Дж.Брунера). Фундаментальный принцип этого метода в том, что ключевые положения любой дисциплины могут изучаться в той или иной форме школьниками на любом уровне. Так, те или иные понятия на младших ступенях обучения изучаются в простой форме, а вместе с ростом, взрослением учащихся усложняется и углубляется материал по тем же самым аспектам. Для канадских медиапедагогов важно акцентировать положительный характер медиа, а не только отрицательный. Подчеркивается, что безграничная вера в реальность медийных образов и репрезентаций так же опасна, как и недифференцированный скептицизм по отношению к медиа. Необходимо предоставить учащимся критическую автономию, т.е. не навязывать «элитные» ценности, априори дискриминируя или уничижительно отзываться о музыкальных клипах, передачах, и т.п., популярных среди молодежи. «Учителя должны использовать эмпирический подход к изучению особого языка телевидения для того, чтобы способствовать развитию умений школьников декодировать аудиовизуальную информацию, таким образом, обогащая их восприятие телевизионного языка…» [Duncan, 1989, p.42].

Основные методические подходы канадских медиапедагогов:

1) исследовательский подход: помогает стимулировать проблемные вопросы и способствует развитию познавательного интереса у школьников. Исследовательская модель, например, может использоваться для изучения вопроса, почему канадцы предпочитают американские СМИ;

2) онтологический подход, помогающий разобраться с отношением учащихся к вымыслу, реальности, друг к другу и миру (частью работы является также обсуждение ценностей - как учащихся, так и медиатекстов. С помощью идентификации и изучения ценностных подтекстов в медиатекстах, учащиеся учатся расставлять приоритеты в своих ценностях);

3) ценностный подход, т.к. медиа - идеальный ресурс для обсуждения моральных дилемм, «за» и «против» масс-медиа, правительственного контроля СМИ, цензуры, рекламы, моральных ценностей, отражаемых в популярных телепередачах или фильмах;

4) подход с опорой на теорию медиаобразования как развития критического мышления на материале средств массовой коммуникации. При этом критическое мышление - это набор интеллектуальных умений, которые позволяют человеку рационально решать, во что ему верить и что делать. Оно также включает в себя набор следующих ценностей: поиск правды, справедливость и эмпатия, автономия и самокритика, открытость интеллекта для новых идей [Ennis, 1962, p.38];

5) семиотический подход;

6) культурологический и социокультурный подходы (рассматривая вопросы канадской индивидуальности и американской индивидуальности, учащиеся приходят к пониманию себя и своего места в локальном и глобальном сообществе);

7) подход «потребительской грамотности» (вместе с пониманием маркетинговых понятий, таких, например, как демография и сектор рынка, школьники приходят к пониманию роли, которую играют масс-медиа в их жизни и социоэкономической системе);

8) подход «граждановедения», особенно в сравнении с консюмеризмом (учащиеся обсуждают различные связи индивида и государства и то, как понимание медиатекстов может помочь им стать более полезными, активными гражданами);

9) творческий подход (носит синтетический характер, присутствует практически во всех подходах);

10) чтение/анализ медиатекстов с учетом альтернативных точек зрения (носит синтетический характер, присутствует практически во всех подходах);

11) междисциплинарный подход (например, обсуждение темы насилия в медиа может включать примеры из истории, литературы, мнения социологов, психологов, лингвистов).

Однако какой бы подход не использовался, ключом к обучению является аутентичность. Аутентичность означает, что изучаемые медиатексты интересны учащимся и имеют непосредственную связь с их жизнью [Andersen, Duncan, Pungente, 1999, pp.146-147].

С точки зрения практической реализации медиаобразование в Канаде осуществляется по следующим основным направлениям:

1) изучение определенного средства массовой информации. Внимание фокусируется на характеристиках, сильных и слабых сторонах определенного вида медиа. Курс начинается определением составных частей, к примеру, газеты, изучением терминологии, типов газет, и т.п. Также рассматриваются такие вопросы как маркетинг и политические роли, которые играют газеты. Широкий спектр печатных изданий позволяет учащимся сравнить их по лингвистическим и социоэкономическим параметрам;

2) изучение конкретной медийной тематики предусматривает работу с несколькими медиа. В данном случае выбираются проблема, тема и анализируется то, как она освещается различными средствами массовой информации. Для школьников средних классов наиболее важен вопрос гендерной репрезентации (роли и отношения к мужчинам и женщинам, особенно через моду). Подростки особенно чувствительны к моде, потому что внешний образ может стать знаком принятия или отвержения группой сверстников. Мода проникает в газеты, журналы, телевидение, комедии положений, выпуски новостей и видеоклипы, таким образом, может стать объединяющей темой для изучения медиаформы и содержания. Так же как любовь и война могут быть темой изучения в нескольких литературных жанрах, гендерная репрезентация может быть объединяющей темой для изучения нескольких видов медиа;

3) а втономный ракурс для многих преподавателей - наиболее приемлемый способ интеграции медиакурса в курс родного языка и литературы. Это означает, что они могут выбрать жанр или тему и изучать исключительно ее до двух недель. Такой подход позволяет им сфокусироваться на изучении медиа, преподаватели могут быть более уверены в том, что оценка результатов отражает понимание медиа школьниками.

4) и нтеграция полезна для создания наиболее аутентичного процесса обучения, а также для связи новых медиа (телевидение, Интернет) с более старыми формами коммуникации (печать, речь). Например, вместо того, что объявить, что класс собирается приступить к изучению Шекспира, учитель девятого класса вводит блок уроков, посвященных гендерной репрезентации. Обсуждаются факторы, влияющие на самоидентификацию молодых людей, самооценку и сексуальную идентичность. Затем анализируются ситкомы, игровые фильмы, комиксы, видеоклипы, рассказы и, наконец, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира… Школьники с удовольствием изучают пьесу в искренней атмосфере дискуссий, делятся своим мнением, сравнивают, сопоставляют различные культурные ценности рассмотренных работ. Интеграция - самое действенное и удобное направление медиаобразования [Andersen, Duncan, Pungente, 1999, pp.149-150].

Б.Дункан считает, что интегрирование медиаобразования в курсы родного языка и литературы особенно эффективно, т.к. эти предметы уже содержат многие компоненты медиаобразования: выразительные средства, жанры, критический анализ текста (примеры заданий: сравнение фильма и книги (попытаться понять причины изменений и их воздействие на тему, характеристику героев и впечатление от произведения); написание сценария (для экранизации стихотворения или рассказа); мультимедийные тематические блоки (отвага, героизм и комедия: не только обсуждение содержания и тематики, но и уникальные способы кодирования реальности каждым отдельным видом медиа).

Б.Дункан и его канадские коллеги убеждены, что на медиаобразовательных занятиях следует изучать проблемы медийных воздействий. К примеру, возможность телевидения транслировать репортажи в прямом эфире создают эффект присутствия и доверия: люди склоняются к вере, что они видят реальность, а не ее конструкцию. Природные катаклизмы или захват заложников часто представляются как драма в реальном времени. Когда по ТВ информация повторяется снова и снова (как часто происходит в новостных выпусках), создается впечатление, что весь мир взят в заложники или оказался в эпицентре катастрофы. «Исследования показывают, что многие зрители считают весь мир, включая район непосредственного места жительства, опасным, даже если нет фактов, подтверждающих это. Даже в маленьких городках люди воспринимают проблему преступности и насилия на улицах, более актуальную для больших городов, как свою собственную» [Duncan, 1989, p.30].

Начинать блок занятий, посвященных телевидению, канадские медиапедагоги рекомендуют с опроса телевизионных предпочтений школьников, составления списка наиболее популярных программ и мотивов, побуждающих учащихся смотреть их. В дальнейшем ученики ведут журнал, в который они записывают свои впечатления от просмотренных программ [Duncan, 1989, p.32]. Первые упражнения демонстрируют различия между телевизионным миром и реальным жизненным опытом школьников. Начиная с образов семьи, учащиеся могут изучить проблему стереотипизации и различные модели медийныъх образов, характерные для телевидения.

Примеры характерных заданий, выполняя которые школьники:

-выбирают одного из своих любимых телевизионных персонажей и отвечают на следующие вопросы: «Вы когда-либо встречали человека, похожего на данного персонажа?», «Бывают ли такие люди в реальной жизни? Объясните, почему»;

-участвуют в ролевых играх в роли любимых телегероев;

-пишут рассказ или пьесу о визите своего любимого персонажа домой или в школу;

-составляют список названий телевизионных программ, в которых изображается семья. Затем учитель предлагает им сравнить поведение разных членов «телесемьи» с поведением людей в реальной жизни (например, в конфликтных и некризисных ситуациях, поведение родителей по отношению к детям, черты характера, вызывающие восхищение/уважение). После того, как класс заканчивает обсуждение, школьники суммируют свои наблюдения;

-представляют ситуацию, что их семья в течение 24 часов должна будет играть определенную телевизионную семью. Учитель задает следующие вопросы: «Какие действия будет выполнять ваша семья? Чем новая жизнь будет отличаться от старой? Чем поступки и поведение ваших семей будут похожи?»;

-в группах по 5-6 человек разыгрывают небольшой фрагмент телешоу, который демонстрирует неправдоподобную картину из семейной жизни. Затем они могут сделать реалистичную инсценировку этой же ситуации;

-в малых группах придумывают новое телешоу о семье, описывая возраст, пол, имена, профессии, внешность членов семьи, продолжительность сериала, дни и время показа, спонсоров, рекламный ролик, сюжет для пилотной серии, актеров;

-выбирают одно или несколько популярных телевизионных шоу и смотрят их с позиции инопланетянина, который верит всему, что видит на телеэкране, а затем записывают впечатления о культуре людей. Сюда входят и образ типичного мужчины, или типичной женщины, образы детей и подростков, то, как люди проводят свободное время. Учитель задает вопрос, насколько верно эти впечатления отражают нашу культуру и какую реакцию, по мнению школьников, они вызовут - желание поселиться на Земле или вернуться обратно на свою планету [Duncan, 1989, p.34-35].

Педагог дает задание составить список людей, или групп, которые в настоящее время часто фигурируют в качестве персонажей телепрограмм (полицейские, частные детективы, учителя, врачи, подростки, вдовы, мать или отец, одни воспитывающие детей и т.п.). Класс делится на группы, каждая из которых выбирает свою категорию людей для дальнейшего изучения. Пользуясь следующей таблицей, школьники сравнивают телевизионные образы с их собственным жизненным опытом и пытаются найти объяснение различиям между ними.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных