ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.Схоластика (греч. школа) с 11-15вв. С 11по 12 вв. – ранний период схоластики, с 13- расцвет, 14-15 – упадок схоластики. Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Основная идея схоластики – «рациональное» обоснование религиозных догм логическими методами доказательства. Центральной проблемой был спор об универсалиях, в результате которого схоластики разделились на два направления: 1) Номиналисты утверждали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально не существуют, а возникает после вещей и поэтому является лишь простыми названиями или именами. У этого направления был приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидул. особенностей отдельных людей оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди одушевленные существа, обладающие разумом, то стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. 2) Реалисты признавали реальное существование только универсалии, единичные вещи рассматривали как несовершенное отражение этих понятий. Средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно среднев. реалистам, универсалии существуют до вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Противоречивость номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотеля, различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других. Главные представители схоластики: Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики. Одним из выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский. Аквинский был учеником знаменитого теолога и, философа и естествоиспытателя Альберта Великого. Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Он был признан князем философии. Фома – систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель учений томизма. Характеристики: единство веры, науки, религии и знания. Основные работы: «сумма против язычников», «сумма теологии». Аквинский признан официальной религиозной католической философией, который связал христианское вероучение и учеников Аристотеля. Первый провел четкую границу между верой и знанием, разум, по его мнению, дает обоснование непротиворечивости откровения и веры. По его мнению, во всякой вещи столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделял четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма. Разделял идею творения мира из ничего и бессмертие души, которая как чистая форма, безликая субстанция не может быть разрушена. Душа не существует до земной жизни, а создается богом и становится вечной. В отличие от Платона Фома считал, что душа приобретает знание не в результате воспоминаний, а благодаря чувственному восприятию и интеллекту, который в свою очередь подчинен воле. Последователи-неотомисты учения Фомы проповедуют подчинение воли разуму и идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога, но только по результатам его действий в видимом мире. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|