Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.




Средневековая философия оформилась в странах Западной Европы и ближнего востока в эпоху феодализма V – XIV вв. В этот период утвердилась христианская религия, основанная на вере в единого Бога и давшая возможность осознать разным народам, населяющих Западную Европу, свою единую духовную общность. Зависимое положение философии от религии хорошо выражало средневековое представление о философии как служанки богословия, подчеркивая то место в определенной мере второстепенной, которое отводилось в иерархии знания. Самую высшую ступень занимала теология.

Идеи философии Средневековья: 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли. Такая точка зрения креоционизм. Творящее начало сверхъестественно. Природа пассивна.

Философия оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в том что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать толькоразумом.

Задача философии Средневековья - логически доказать истинность веры. Поскольку требовалось рационально объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского - считал все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутри бытия, порядок установленный богом. Философия Аквинского - попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви. Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не только не сущ. независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Философия эпохи средневековья отмечена следующими чертами:

1) приоритетом веры над знанием;

2) главенствующей формой познания считалось откровение;

3) неоспоримым авторитетом являются священные тексты;

4) философский рационализм подавлялся религиозным мистицизмом;

5) античное наследие было объявлено вне закона;

6) принципы монотеизма, т.е. признание единого Бога.

В средневековой философии выделяют 3 основных периода:

1) с которого начинается средневековая философия получил название апологетики (от греч. слова - защита) I – III вв. Представители Апологеты – Тертулеан (ему принадлежит изречение: верю, потому что абсурдно). Выступали с обоснованием возникшего христианства, защищая ее от античной философии, но в тоже время пытались найти в античном интеллектуальном наследие идеи, которые можно было бы приспособить к новому христианскому мировозрению;

2) патристика (от греч. отец), III - VIII вв. В это время происходило формирование исходных принципов средневеково-христианско-философской мысли “отцами церкви” (Аврелий Августин, Боэций);

3) рассвет средневековой философии – схоластика (от греч. школа) XI – XV.

20. Патристика как историческая форма философствования.

Патристика представляет собой теологизацию философии в соответствии с которой библия – единственный свод всех истин. Филос. познание стало толкованием иносказательного смысла библейского писания, где зашифрованы все истины. Крупнейшим представитель патристики был Аврелий Августин (Блаженный).

Патристика (от греч. pathr, или лат. pater, «отец»), термин, актуальна до 7в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. 1 — 8 вв., т.н. «отцов церкви». К концe 5 в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен четвертый — одобрение Церкви). Этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с точки зрения современной науки составной частью патристики являются и те учения, которые христианская традиция не считает вполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства.

В широком смысле патристика — доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Особенностью патристики как историко-философского феномена (во многом разделяемой со схоластикой) является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии, патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании, и является достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма. Диаметрально противоположные оценки специфики культурной конвергенции («эллинизация» христианства — Гарнак; «христианизация» эллинизма — Жильсон, Квестен) сходятся в одном: религиозный элемент патристики заметно превалирует над рационально-рефлексивным. Авторитет, основополагающая константа патристики, иерархически структурируется (в порядке убывания): Откровение (абсолютный авторитет) — господствующая церковная норма (корпоративный авторитет) — личный авторитет отдельного «отца».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных