Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преподобный Тихон, Калужский чудотворец




(память 16 июня по старому стилю)

 

Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотво­рец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» — Киева.

В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через некото­рое время, по любви к уединению, он удалился в пустынное место в 17 верстах от города Калуги и в 15 верстах от города Медыни, названия которых позднее стали частью его имени. Место, выбранное святым, находилось на пра­вом берегу небольшой речки Вепрейки, которая пятью верстами южнее впадает в р. Угру.

В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое «стояние на Уг­ре» (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси.

Подвижник поселился в дремучем лесу, в дупле испо­линского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830-х годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранив-шимся могучим остовом часовню.

Пищей преподобному служили «былии саморосленныя» (дикорастущие), а питием — вода из целебного ко­лодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор именуемого «кладезем преподобного Тихона». Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему уче­ников. Вокруг него постепенно стали собираться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) во время охоты обнаружил жилище свято­го. Он приказал преподобному немедленно удалиться из его вотчин. Оскорбив отшельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвижной. Вразумленный наказанием Божиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молитве святого исцеление, он стал умолять пустынно­жителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь оби­тель для своих учеников, обещая неоскудно снабдевать ее всем необходимым.

Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Бо­городицы. Он стал первым игуменом монастыря и управ­лял братией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, при­нимал странных, заступался за обидимых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью.

По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения свято­го был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, со­ставленном при царе Феодоре Иоанновиче.

В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором ос­нователь обители назван «преподобным»: «Дано в сей мо­настырь, в доме Пречистыя Богородицы честнаго и славняго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона... Евангелие престольно письменное...» Всероссийское пра­зднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года.

До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревян­ном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пус­тынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613-1645) и Алексие Михайловиче (1645-1676) усерди­ем игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятитель­ский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом свя­тые мощи преподобного Тихона.

В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил Службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калу­жанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст служ­бы был напечатан для всероссийского употребления в Ми­нее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году.

В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника.

В продолжение XIX века в храме велась запись наибо­лее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравли­вали также многие, страдавшие глазными и детскими бо­лезнями.

На иконах преподобный Тихон Калужский, чудотво­рец, обычно изображается в схимническом одеянии молящимся перед иконами Спасителя и Божией Матери, ук­репленными в дупле большого дуба на фоне выстроенной трудами его учеников величественной обители.

О внешности преподобного Тихона в Иконописном Под­линнике сказано: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобническия и в схиме».

Память преподобного Тихона — 16 июня — благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей России.

 

 

ТИХОН МЕДЫНСКИЙ,

Калужский, преподобный (ск. 1492), принял иночество в юности в Москве и потом удалился в глухое место в пятнадцати верстах от Медыни, близ Калуги, где поселился в дупле громадного дуба. Остатки дерева сохранились и до наших дней. Там он ископал колодец, из которого пил воду; питался травой. Сначала у него было всего два ученика: Фотий и Герасим. Подаяний они не принимали, жили в страшной бедности, обрабатывая неплодородную почву. Лошади у них не было, и прп. Тихон сам впрягался в плуг, а ученики его им управляли. По просьбе приходивших к нему людей он основал для них Успенскую обитель и был в ней настоятелем. Скончался св. Тихон в глубокой старости, приняв схиму. Мощи его почивают под спудом. Оптинские старцы посылали больных искупаться в источнике святого, и те получали исцеление.

Память прп. Тихону отмечается 16/29 июня.

 

Икона Пресвятой Богородицы «Калужская»

Явление Калужской иконы произош­ло в 1748 году и сопровождалось многими чудотворениями.

В семи верстах от Калуги, В сельце Тинькове, проживало в то время семейство болярина Василия Кондратьевича Хитрово.

Однажды две дворовые девушки раз­бирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, Евдокия Григорьева, отличавша­яся дерзким и легкомысленным характером позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на замечания своей скромной подруги. Среди разного хлама бла­горазумная девушка нашла сверток сурового холста. Развернув его, она увидела ясное, от­четливое изображение Женщины в темном оде­янии, подобном монашескому, с благоговей­ным лицом читающей книгу. Приняв изображение за портрет игумении и желая обра­зумить Евдокию, она пригрозила ей гневом этой игумении. Легкомысленная Евдокия, плюнув на изображение, дерзко сказала: «Вот как я боюсь твою игумению!». Но лишь только несчастная произнесла эти слова, так тотчас была поражена невидимой силою: руки и ноги ее скорчились, язык онемел, глаза помутились и она упала без чувств. Испуганная ее под­руга сбежала вниз и рассказала о случившем­ся своему господину. По его приказанию бес­чувственную Евдокию отнесли в дом родите­лей и положили под святые иконы.

Однако Царица Небесная хотела не погибели, а спасения неблагоразумной девицы. В ту же ночь Пречистая явилась родителям Евдокии и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила не монахиню, но Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей». При этом Она повелела на следующее же утро совершить молебствие перед поруганной иконою, а больную окропить освященной на молебне водой. Ро­дители исполнили все, что повелела Владычица; дочь их, придя в себя, принесла искреннее покаяние и выздоровела (акафист Калужской иконе Божией Матери, икос 2).

Икона же немедленно была взята с чердака, вставлена в раму и поставлена на подобающем ей месте в доме болярина.

Вскоре чудотворная сила новоявленной иконы проявилась в новом чудесном исцеле­нии. В боярском доме был служитель Про­хор, который много лет страдал глухотой. Он троекратно видел во сне Божию Матерь, ко­торая повелевала ему молиться пред Ее но­воявленною иконою об исцелении от своего недуга. Прохор исполнил это повеление. После усердной молитвы он от усталости заснул крепким сном, который продолжался двое суток. Во время сна из его ушей вытекло много гноя. Пробудившись от сна, он почувствовал себя совершенно здоровым.

В это же время разболелась единствен­ная дочь болярина Евдокия. Болезнь была такой тяжелой, что приглашенные к ней врачи не оставили убитым горем родителям ника­кой надежды на исцеление больной. Ночью Евдокии явилась во сне Калужская икона Божией Матери, от которой исходил голос, ска­завший: «Молись пред этою иконою и полу­чишь исцеление». Евдокия рассказала родителям о своем сне, и они все вместе обрати­лись с горячей мольбой к Богоматери. Во время молитвы больная совершенно исцелилась.

После всего этого болярин уже не ре­шался оставлять у себя дома святую икону и с подобающей честью перенес ее в приходс­кой храм во имя Рождества Богородицы в селе Калужке, где она прославилась многими чудесами.

 

Случаи чудесной помощи, явленной через чудотворную икону отдельным лицам

«Хотящи возгрети в сердцах людей страны Калужския любовь к иконе Твоея, Заступнице наша, токи чудес изливаеши от Твоея иконы: молитвою бо к Тебе возносимою глухому внезапу слух даровася; ос­лепшему зрение открыся; разслабленному крепость возвратися; здравие душею страж­дущей и бесом одержимей дадеся; люте болящей и врачами оставленней житие во здравии на многая лета продолжися; темже и мы, с любовию к иконе Твоея при- падающе и прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа» (акафист Калужской иконе Божией Матери, кондак 7).

Неоскудевающую милость источает Пречистая Богородица от Своей чудотвор­ной Калужской иконы: скорбящим Она да­рует радость, обидимым — заступление, боль­ным — исцеление, сирым — утешение и всех осеняет своим честным омофором.

Собранные нами свидетельства не полны, но и они показывают, какая бла­годать и какая чудесная помощь даруется каждому, с верою прибегающему к этой дивной иконе.

По перенесении чудотворной иконы в храм села Калужка Богоматерь явилась в Калуге одному старцу, у которого сын был покрыт язвами и три года лежал без движения. Богоматерь повелела старцу пойти по­молиться в село Калужку, обещая исцеление его больному сыну. Старец не знал, где на­ходится село Калужка, поэтому, предпола­гая, что оно далеко, заготовил на дорогу большое количество сухарей. Вышедши за город, он узнал путь в Калужку и пришел в нее, ведомый Богородицей, в тот же день.

Вошедши в храм, он пал перед чудотворной иконою и со слезами просил обещанного. Молитва веры была услышана: возвратясь домой, он нашел сына своего здоровым.

Вскоре после этого Богоматерь яви­лась калужскому мещанину Ивану Дмитри­евичу Воробьеву, скорбевшему о том, что из многих рождавшихся у него детей никто не оставался в живых. Богоматерь повелела ему и жене его сходить для молитвы пред Ее чудотворной иконою, что на реке Калужке, обещая утешение в скорби. Воробьев с же­ною немедленно отправились в путь, но, обой­дя несколько церквей по реке Калужке, не нашли чудотворной иконы и со скорбью воз­вратились домой. Богоматерь вторично яви­лась Воробьеву и объявила, что эта икона находится в храме Рождества Богородицы. Воробьев и его жена немедленно отправи­лись в указанное место и успели придти в храм к Литургии. Вошедши в церковь, Во­робьев тотчас узнал на чудотворной иконе являвшуюся ему Богоматерь. Усердна была их молитва, и Господь услышал ее. Вскоре у них родилась дочь Анна. Памятуя чудеснее явление и милость Богоматери, Воробь­ев до самой своей кончины ежегодно ходил на Калужку и каждый год принимал чудот­ворную икону в свой дом (акафист Калуж­ской иконе Божией Матери, кондак 11).

Другой калужский житель, Петелин, мно­го лет лежал в совершенном расслаблении. Уз­нав о чудотворениях от новоявленной иконы Божией Матери, он пожелал вознести пред нею свою молитву. С трудом принесли его на одре в Калужку, к храму Рождества Богоро­дицы. Четыре человека на холстах внесли его в церковь. Во время молебна больной стал ук­репляться: сначала он получил возможность со­творить крестное знамение, потом сел, затем встал на ноги и, наконец, с помощью посоха смог выйти на своих ногах из церкви. Через некоторое время он совершенно выздоровел. В благодарность за это чудесное исцеление Пе­телин за свой счет украсил чудотворную икону серебряным окладом.

Слава о чудесах от иконы Богоматери стала привлекать все большее число людей. В 1753 году прибыл в Калужку некто Мясоедов с женою и пятилетним сыном Николаем (впоследствии генералом от инфантерии), который еще на втором году от рождения потерял зрение. Родители усердно молились пред чу­дотворной иконою, и Богоматерь услышала их молитву: по выходе из храма как бы чешуя спала с глаз отрока, и он увидел свет Божий.

Именитый помещик из города Новосильска, услышав о чудесах от новоявленной иконы, прибыл в село Калужку. Находясь там, он жил у приходского диакона Иакова Иванова, а уезжая, не расплатился с ним за припасы, которые брал для себя, своей при­слуги и лошадей. Возвратившись домой, он нашел своих домашних пораженными слепо­тою. В следующую же ночь ему явилась Бо­гоматерь и объявила, что это — наказание за его дерзость в отношении диакона Иванова. Помещик раскаялся, повинился перед диаконом, вернул ему долг, и пораженные слепотою прозрели.

Одному смоленскому помещику, семь лет бывшему в расслаблении, явилась во сне Богоматерь и сказала: «Если хочешь исцеления, ступай к чудотворной иконе в Калужку. Помещик немедленно отправился в путь, нашел Калужку и три дня неотступно молился пред чудотворною иконою. Еще во время молитвы он почувствовал, что силы его укрепляются; возвратившись же домой совершенно выздо­ровел.

Подобное чудо произошло и с граж­данином Калуги Петром Ивановичем Фурсо­вым.

В 1782 году помещика из Алексина Фе­дора Ивановича Исакова, лежавшего девять лет в расслаблении, без всякого движения, повезли для совета с врачами в Калугу. Пу­тешествие это было так тягостно для него, что он в два дня едва проехал 40 верст. На третий день, приближаясь к Калуге, он увидел с дороги главы Калуженской церкви. Бывший с Исаковым майор Колюбякин, слышавший прежде о чудесах от явленной ико­ны Божией Матери, предложил больному за­ехать в Калужку. Больной согласился, и лишь только приказал свернуть с большой дороги, как тотчас же почувствовал некоторое облег­чение. Чем ближе подъезжали они к Калужке, тем все более чувствовал Исаков восстановление своих сил. Когда же подъехали к храму, то он смог уже с помощью других вылезти из коляски, встать на ноги, войти в храм и стоять во все время молебна. После молебна сам вышел из храма и не поехал в Калугу, а отправился, славя Бога и Его Пречистую Матерь, обратно в Алексин, где вскоре совсем выздоровел.

Подобным же образом получил исцеление отправившийся на богомолье в Калужку бывший в расслаблении калужский гражданин Гавриил Акимович Бутнев.

В 1791 году Царица Небесная три раза являлась одной женщине по имени Христина, жившей при Лужецком монастыре близ Можайска, повелевая ей немедленно прекра­тить знакомство с женщиною неодобрительного поведения. Когда в последнее явление Христина спросила явившуюся, кто она, повелевающая ей, Богоматерь озарила келлию Христины небесным светом и назвала себя хранительницею города Калуги. Христина, прервав связь с недоброю подругой, постриглась в монашество в Московском Никит­ском монастыре под именем Магдалины, и затем из Москвы каждый год приходила и Калужку к иконе явившейся ей Богоматери (акафист Калужской иконе Божией Матери, кондак 10).

Некая помещица Мария Кар изнемо­гала от продолжительной болезни. Врачи не могли ее вылечить и не оставили никакой надежды. Она была обречена. Когда же в ее дом была принесена из села Калужки чудотворная икона и поставлена над главою больной, то она через некоторое время совершенно выздоровела.

В селе Згомонях Медынского уезда одна девица, Евдокия Федорова, целый год была одержима лихорадкой. Однажды в сонном видении явилась ей Богоматерь и сказала: «Отныне ты будешь здоровой». Пробудившись от сна и чувствуя себя здоровой, Евдокия поспе­шила в приходской храм, но, к прискорбию своему, не нашла там образа Явившейся ей. После этого Богоматерь второй раз явилась Федоровой во сне и повелела идти для принесения благодарения в село Калужку, что та и исполнила.

В 1810 году была привезена в Калужку к чудотворной иконе Богоматери быв­шая долгое время в болезни дочь тульского помещика Ивана Михайловича Желябовского, Наталья. Во время чтения Евангелия у больной, в присутствии многих, спала со всего языка кожа, и она сделалась совер­шенно здоровой.

Подобным же образом во время бо­гослужения в Калуженском храме получили исцеление от своих недугов притекавшие с порою к чудотворной иконе Богоматери де­вица Варвара Михайловна Данилова, дво­рянка из города Тулы, и крестьянка Туль­ской губернии Мария Афанасьева.

Жены калужских граждан, Матрона Ивановна Токарева и Анна Петровна Щег­лова, за сомнение в цельбоносности чудот­ворной иконы Богоматери были наказаны тяжкою болезнью. Когда же они раскаялись, то получили исцеление (акафист Калужской иконе Божией Матери, кондак 9).

Крестьянка деревни Анишиной Веневского уезда Мелания Иванова несколько лет была одержима злым духом. Однажды она увидела во сне Богоматерь, которая приказала ей идти в Калужку для поклонения чудотворной иконе. Расспросив, где находится село Калужка, Иванова немедленно отправилась в путь. Когда она приблизилась к Калуженс-кому храму, дух поверг ее на землю и, после страшного истязания, вышел. Войдя в храм, Иванова была уже здорова и благодарила Бога и его Пречистую Матерь за свое спа­сение.

Тульская помещица Вера Ивановна Данилова от продолжительной болезни так ослабела, что едва могла двигаться. Однажды ей явилась во сне Богоматерь и повелела идти пешком в село Калужку. Данилова, по сла­бости сил, сочла это для себя невозможным. Богоматерь второй раз явилась больной и повторила повеление. Домашние посоветовали ей принести икону Божией Матери из ближай­шей церкви и отслужить молебен. Так боль­ная и сделала. Но в следующую ночь Богоматерь в третий раз явилась ей и повелела неотложно идти в указанное место, обещай показать ей славу Божию еще в пути. Об­надеженная этим обетованием, больная от­правилась в путь и в первый день едва прошла три версты. На другой день, к своему удивлению, она почувствовала прилив сил, смогла идти быстрее, и чем дальше шла, тем более укреплялась. Когда через несколько дней она пришла в Калужку, ей оставалось только благодарить Богоматерь за исцеле­ние от болезни.

Некая жиздринская мещанка Устинья Федорова, предавшись пьянству, расточила все свое имение, и хотя сознавала гибельные по­следствия этой страсти, но преодолеть ее не могла. Однажды, будучи в Калуге, она во время крестного хода обратилась с молитвою о помощи к чудотворной иконе Божией Ма­тери. Богоматерь услышала ее, и Федорова укрепилась против пагубной страсти (акафист Калужской иконе Божией Матери, кондак 8).

Дочь калужского гражданина, девица Елизавета Ивановна Фалеева, пять лет быв­шая в совершенном расслаблении, была принесена в село Калужку и по молитве принесших ее получила полное исцеление. После этого Фалеева долгое время жила неотлучно в селе Калужке, пребывая в молитве пред чудотвор­ной иконою.

Алексинский помещик Александр Гав­рилович Павлов, будучи в тяжкой болезни, приехал в село Калужку. Здесь, по молитве пред чудотворной иконою, в первую же ночь почувствовал облегчение. Возвратившись до­мой, он совершенно выздоровел, и в память своего чудесного исцеления поставил у себя в доме список с чудотворной иконы.

28 августа 1868 года опасно заболел оптинский старец Амвросий. Игумен Исаакий по просьбе духовных чад старца послал в Калуженку монаха с просьбой к тамошнему священнику привезти в монастырь известную святыню — чудотворную Калужскую икону Божией Матери, чтобы всем вместе помолиться перед нею об исцелении Старца. Святую икону не замедлили привезти и в келлиях Старца отслужен был молебен с акафистом Царице Небесной, а затем и келейное бдение. После сего, хотя еще некоторое время и страдал Ста­рец, но уже оживилась надежда на милость и помощь Матери Божией, которая и не по­срамила уповавших на Нее.

В 1899 году жена коллежского асессо­ра Зинаида Александровна Чуфаровская в результате осложнения после перенесенной опе­рации была обречена на смерть. Никакой на­дежды на выздоровление не оставалось. Одно только упование не оставляло ее во все время болезни — небесная помощь. Зная о великих чудесах, источаемых от чудотворной иконы Ка­лужской Божией Матери, они с мужем по­слали на место явления этой святой иконы в село Калужку телеграмму с просьбой помо­литься о больной. И вот там, где уже не было места никакой человеческой помощи, Царица Небесная явила дивное чудо: больная тотчас почувствовала ослабление в своей болезни. Постепенно к ней стали возвращаться силы, орга­низм ее как бы обновился. В благодарность Царице Небесной за Ее чудесную помощь они с мужем ходатайствовали о принесении в го­род Боровск сей чудотворной иконы (акафист Калужской иконе Божией Матери, кондак 6).

Много, конечно, было и других слу­чаев чудесной помощи Пресвятой Богороди­цы, подаваемых Ею через Свою святую икону, которые пока остаются неизвестны­ми. О неисчислимых избавлениях от бед и исцелениях от болезней свидетельствует мно­жество людей, из разных мест ежегодно сте­кающихся к чудотворной иконе с мольбами н воздыханиями, и Заступница усердная не оставляет без утешения благоговейных и бо­гобоязненных чад своих.

Случаи чудесной помощи, явленной через чудотворную икону Калужской земле

Время показало, что Божественное про­видение даровало чудотворную Калужскую икону именно тогда, когда необходимо было укрепить ослабевшую веру граждан, воспла­менить их молитву и утешить их в скорбях и печали. Вскоре после явления иконы для Калужской земли наступили тяжелые вре­мена: то появлялись губительные болезни — чума, моровая язва, холера (последняя даже неоднократно), то было грозное нашествие иноплеменников. В эти трудные времена сбылось слово Богоматери, что Она будет ходатайствовать, по воле Сына Своего, за град и землю Калужскую. Находясь в тя­желых обстоятельствах, жители Калуги и ее окрестностей только в молитве пред этой ико­ной находили себе отраду и утешение, из­бавлялись от всех бед и зол. При каждом грозном событии они приносили святую чу­дотворную икону Богоматери в град свой, совершали пред нею усердные моления, обходили с нею стены и стогны града, возлагая все свое упование на Пречистую Влады­чицу, как на Взбранную Воеводу, и надежда их не оставалась тщетною: Пресвятая Богородица невидимо являлась им на помощь и избавляла в годину искушения от губительных болезней и от нашествия иноплеменников.

В 1771 году Богоматерь через Свою святую икону проявила благодатную силу в спасении города Калуги от моровой язвы. Жестокая чума опустошала Калугу и окрестные города. Смерть нещадно похищала свои жертвы, вымирали целые семейства, оставались пустыми целые дома, ежедневно умирали сотни людей. Эпидемия имела харак­тер ужасной внезапности: шел ли кто, стоял ли, сидел ли — вдруг падал и умирал в муках. Ни врачи своею заботливостью, ни правительство своими предостережениями, ни собственная осторожность — ничто не могло удержать развивающейся заразы, она тре­бовала все новых и новых жертв. Еще и сейчас сохранились курганы, где погребена масса умерших от чумы.

Ужас объял всех от мала до велика. Устрашенные эпидемией жители Калуги просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Божией Матери. Святую икону принесли, обошли с нею крестным ходом все улицы города и совершили пред нею всенародный молебен. В посте и плаче три дня носили граждане икону вокруг города, припадая к чудотворному образу со слезами и мольбами о помощи. Просьба их была исполнена: губительная язва заступленном Пречистой прекратилась.

В воспоминание этого чудесного избавления от жестокой чумы было установлено ежегодно 2/15 сентября совершать празднование Калужской иконе Божией Матери с крестным ходом вокруг города.

Милости Пресвятой Владычицы были неисчислимы, щедроты неоскудеваемы. В 1812 году опасность разрушения и пленения грозила Калуге во время нашествия полчищ Наполеона, которые уже были и пределах Калужской области. Святитель Евлампий, молившийся перед Калужской иконой об избавлении от нашествия врагов, принял весть, что вражеское войско потерпело поражение па реке Чернушке. Битва шла также на полях Тарутинских и под Малоярославцем. Поразив здесь нашу рать, враг вынудил ее отойти к Калуге. В посте и плаче жители города молились пред чудотворной иконою Калужскою об избавлении от предстоящей беды, с благоговением совершили крестный ход вокруг города с этой иконою. Заступлением Богородицы французы неожиданно свернули с Калужской дороги и пошли на Гжатск — по пути, который сами же разорили и опустошили, и тем погубили свое войско.

Пленные свидетельствовали, что на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе близ села Тару­тино Калужскую икону Пречистой Богороди­цы, окруженную светоносными мужами (они узнали ее, увидев в плену ее изображение) и услышали Ее повеление идти к Гжатску.

Так, без пролития крови, Матерь Божия даровала победу православным воинам (акафист Калужской иконе Божией Матери, кондак 4, икос 4, кондак 5).

Видеть эту икону па воздухе, окруженную небесными силами, удостоилась также крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева.

Об этих видениях доложено было императору Александру I. По его повелению и по благословению Святейшего Синода было установлено совершать ежегодно 12/25 октября празднование чудотворной Калужской иконе с крестным ходом вокруг города в память избавления города Калуги от нашествия французов.

По общему верованию в чудесную помощь Богоматери через посредство Ее чудот­ворной иконы, она ежегодно была износима из села Калужки в ближние пределы.

В Летописи Оптиной Пустыни говорит­ся о том, что Калужская икона ежегодно была приносима из Калуги в святую обитель. Торжественная встреча иконы происходила у реки Жиздры. При звоне Оптинских колоко­лов из соборного храма выходил крестный ход во главе с Настоятелем и монастырскою и скитскою братией. На пароме с противопо­ложного берега чудотворная икона как бы шествовала к насельникам обители. После краткого молитвословия крестный ход направ­лялся в собор монастыря, где тотчас начина­лась торжественная служба. В течение дня икона обносилась по келлиям монастырской братии, а затем, по обычаю, чудотворный образ Царицы Небесной на руках скитская братия торжественно, с пением молитвословий, приносила в скит, в Иоанно-Предтеченский храм. После молебна с акафистом пред святою иконой вся братия с благоговением принимала ее по своим келлиям. Перед поздней Литургией икону возвращали в мона­стырь, где после службы при колокольном звоне торжественно совершался крестный ход, в котором вместе с монастырскими святыня­ми участвовала и Калужская чудотворная ико­на. Большой чудотворный образ, несомый братией на носилках, высоко парил над го­ловами молящихся, будто этому торжествен­ному и победному шествию соприсутствовала Сама Высочайшая Виновница торжества. Пре­благая Заступница рода христианского — Ца­рица Небесная, любвеобильно зовя всех идти с Собою к Сыну Своему Сладчайшему, нетленному наследию блаженства нескончаемо­го, всех спасая и покрывая благодатию и Матерним Своим Покровом. После водосвятного молебна у Амвросиевского колодца, что у скитских врат, чудотворную икону провожали до границы монастырских владений, где пере­давали козельскому духовенству и многочисленным горожанам.

В 1892 году свирепствовала вокруг Ка­лужской губернии холера. По постановлению городской думы для избавления жителей от опасности этой эпидемии совершен был крестный ход вокруг всего города с иконой Ка­лужской Божией Матери. И в то время как в смежных губерниях была большая смертность, в Калужской были только единичные случаи заболевания.

18 июля 1893 года, как и год назад, совершалось принесение в Калугу чудотвор­ной иконы Калужской Божией Матери и об­щественное моление с крестным ходом вокруг города об ограждении жителей его от холе­ры. Во всех Калужских городских церквах совершалось тор-жественное богослужение со службой Пресвятой Богородице и присоеди­нением на ектениях прошения об избавлении от смертоносной заразы. 20 июля по оконча­нии поздней Литургии начался крестный ход с чудотворною иконой. В это время на восточной окраине города начался страшный по­жар, который истребил множество домов, при­надлежавших большей частью бедному люду. Яростная стихия огня, раздуваемого ветром, грозила опустошить и центральные части города. Видя это, городской голова и неко­торые из граждан просили Архипастыря направить крестный ход с чудотворною иконой к месту пожарища. Здесь Владыка лично отслужил молебен с водосвятием перед иконою Царицы Небесной и по окончании молебствия окропил дома святой водою. И Царица Не­бесная вняла слезным просьбам молившихся о прекращении случившегося бедствия. Про­явив великую милость, Она явилась необори­мою стеной, оградившей город от дальней­шего распространения страшного пожара. Ветер укротился и переменил направление; огненная сила стала угасать, и пожар был по­тушен. После молебствия на пожаре чудот­ворная икона была отнесена обратно в Калужку в сопровождении массы народа.

Эпидемия холеры в окружающих гу­берниях не прекращалась, и в 1894 году был совершен третий крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Калужской Божией Ма­тери. И снова Матерь Божия оградила Калужскую землю от этой страшной беды.

В 1895 году вся юго-западная часть Жиздринского уезда подверглась неурожаю. Кроме того, стали известны случаи заболевания холерой в соседнем Брянском уезде, где на заводах и в лесах работали жители села Овсорок. На общественном сходе крестьяне Овсорокской волости выразили единодушное желание помолиться пред чудотворным обра­зом Богоматери во всех селениях, составляю­щих приход села Овсорок. И вот ниспослано было всем прихожанам села небесное, святое утешение — встретить пречистый лик Богоматери. Ровно в четыре часа пополудни торжественный звон возвестил всем, что святая икона Царицы Небесной недалеко от села. Причт с крестным ходом вышел навстречу святыне. Местные священники, сделав зем­ной поклон, благоговейно стали вынимать свя­тую икону из экипажа, в котором она следовала. Все присутствующие также сделали глубокий земной поклон. После краткого молебна Богородице, при пении тропаря, крестный ход направился к храму, убранному и освещенному по этому случаю как в праздник Пасхи. В пять часов заблаговестили ко все- нощному бдению, которое местные священ­ники совершали соборне, в сослужении свя­щенников села Калужки и села Песочни. На другой день с такою же торжественностью совершена была и Божественная Литургия, на которой, по заамвонной молитве, священ­ником Михаилом Извековым было сказано приблизительно следующее краткое поучение: «Откуду Мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко Мне?» — Так некогда воскликнула снятая праведная Елисавета, встречая родствен­ницу свою, пречистую Богоматерь, которая пришла навестить ее. Так и мы, братие, в чувстве глубокого благоговения и искренней сердечной радости из глубины благодарного сердца должны взывать: откуда нам это, что Сама Царица Небесная пришла к нам? От­куда нам это, что Сама Матерь Божия в сем святом и чудотворном Ее образе пребывает теперь с нами и среди нас? Велико торжество ныне у нас, велика радость наша! О, как нужно это высоко ценить и как горячо бла­годарить Господа и Его Пречистую Матерь за Ее великую любовь к нам грешным! Имея вокруг себя такое множество свидетельств о чудесах и знамениях от иконы Богоматери Калужской, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. Пусть не страшит нас никакая напасть, никакое злое обстояние, ибо мы имеем за себя непостыдную пред Богом ходатаицу, Пресвятую Богороди­цу, источающую нам неоскудную благодать от своей чудотворной иконы. Но чтобы спо­добиться нам получить милость, помощь и заступление от сей святой иконы, для этого от каждого из нас требуется не только твер­дая и несомненная вера в помощь Богомате­ри и в Ее чудодейственную силу, но и край­нее смирение, ибо только на смиренных призирает Пречистая Богоматерь. К Ней же вси возопием: «Падшим возстание, скорбящим радование, заблудшим наставнице, болящим по­сещение и исцеление и всем христианом спа­сение, соблюди нас, Госпоже, вопиющих н чтущих Твоея святыя иконы явление, избави нас от всякаго злаго обстояния».

Священная Гостья пробыла в приходе села Овсорок целых десять дней. Это были дни великих празднеств. Все работы были оставлены; обычная деревенская жизнь с ее заботами и нуждами как бы прекратилась. Все жили одним желанием ближе находиться к святыне и чаще видеть лик Богоматери. Утром 19 ноября, после того, как Священная Гостья посетила все дома прихожан, с торжественным крестным ходом всем селом провожали Ее из своего храма и из пределов прихода. Долго с непокрытыми головами, устремив взоры в сторону удаляющейся кареты с иконой Богоматери, стояла толпа прихожан и долго руки их поднимались, творя крестное знамение, и уста творили последнюю молитву, пока не скрылась наконец из виду Великая Гостья.

Заступлением Богоматери чрез Ее явленную икону Калужская губерния была избавлена от страшного бича человечества - холеры, которая свирепствовала почти во всех губерниях Европейской части России. Только один город Боровск в пределах Калужс­кой области после явления чудотворной ико­ны Богоматери оставался долгое время без благодатного посещения этой святыни, что объяснялось влиянием преобладавшего там раскола, пустившего глубокие корни в этом городе. Известно, что по учению раскольников со времени патриарха Никона в греко-российской церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни явленных и чудотворных икон. Поэтому икона Калужской Божией Матери, явленная в 1748 году, не могла, по мнению расколь­ников, почитаться чудотворной.

10(23) сентября 1899 года, после чу­десного исцеления жены коллежского асессо­ра города Боровска Чуфаровской и, несом­ненно, не без воли Царицы Небесной святая икона Калужской Божией Матери с разре­шения епископа Калужского и Боровского Макария впервые была принесена в Боровск. Лишь только ступила святая икона на землю Боровскую, как огромные толпы народа, при­шедшего еще с вечера из окрестных селений, устремились к ней с молитвой и со слезами. Из ближайших сельских церквей подошли крестные ходы. Открылось воистину царское шествие. Со всех сторон на расстоянии 11 верст толпами сбегался к святой иконе народ, кри­ча и взывая: "Матушка наша! Заступница! Царица Небесная!» Множество было при пути различных недужных и одержимых от ду­хов нечистых, все они издавали стоны и крики, и многие исцелялись.

Когда шествие приблизилось к обители преподобного Пафнутия, там уже стояла несметная толпа народа, пришедшего из Боровска, и среди этой массы людей было множество раскольников, усердно возлагающих на себя крестное знамение и поклоняющихся святой иконе. После крат­кого молебствия у стен обители тронулись со святой иконой ко граду и вот — весь град изыде в сретение чудотворного обра­за Богоматери. Всех привела Матерь Бо­жия к своему чудотворному образу! По просьбе Боровской городской думы, цели­ком состоявшей из раскольников-старообрядцев, было совершено торжественное мо­лебствие перед иконой Пречистой на го­родской площади. Некоторые из видных купцов-раскольников пожелали принять свя­тую икону в свой дом и просили отслужить перед нею молебен. Так и раскольников-старообрядцев обратила на благой путь Пресвятая Богородица, посрамив прелесть рас­кола. Поистине это было несением Небесного света во тьму раскола! (акафист Калужской иконе Божией Матери, икос 6)

Все увидели и убедились, что подлинно с этим образом благодать и сила Божией Матери.

В 1900 году на Калужской земле более месяца продолжалось безведрие. Не прекращающиеся дожди не давали ни пожать посеянное, ни собрать пожатое, лишали возможности учинить посев и на год будущий. Безведрие угрожало великим бедствием — го­лодом. После всенародного молебствия перед чудотворным образом Богородицы Господь, по заступлению и ходатайству Владычицы, призрел с высоты небесной на смирение раб Своих и внял их молитвам: наступили ясные, безоблачные дни, засияло солнце и истом­ленные люди вновь ощутили его живитель­ную силу. Град и веси вновь были избавлены от угрожавшей им беды.

 

К Богородице прилежно ныне притецем...

Двести пятьдесят лет назад явилась чудотворная Калужская икона Божией Мате­ри, став неоскудеваемым источником чудес. О них необходимо возвещать миру, особен­но в наше сложное время, когда человек, из­немогая под тяжестью напастей и бед, всуе мятется, ищет утешения в развлечениях и удо­вольствиях, и забывает, что близ него есть истинный благодатный источник утешения — Пресвятая Богородица, непостыдная пред Богом ходатаица.

Всякую стрелу отразить, всякую рану ис­целить, всякую печаль утолить может Царица Небесная. Надо только с верою и усердием по­вергаться пред чудотворным Ее образом.

Ты приступаешь к совершению како­го-либо дела — не забывай, что аще не Господь созиждет дом, всуе трудиша­ся зиждущии (Пс. 126. 1); начинай же с молитвы к Преблагословенной Владычице, да благословит Она твой труд и увенчает успе­хом твои благие дела и предприятия.

У тебя дети достигли школьного возраста и начали поступать в учебные заведения — молись же Богоматери, чтобы Она просветила их ум и облегчила их учебные труды.

Ты отправляешься в дальний путь — молись Матери Божией, да будет Она твоею путеводительницею, да избавит от врагов видимых и невидимых и всяких несчастных приключений. Недаром святая Церковь величает Матерь Божию Наставницей и Путеводительницей. Помощницей обидимых и Надеждой ненадежных, заступницей убогих и утешением печальных, кормительницей алчущих и одеянием нагих, целительницей больных и спасением грешных, поможением и заступлением всех христиан.

Станем же молить Пресвятую Богородицу, чтобы Она не отказала нам в своей материнской помощи, чтобы каждому из нас ис­ходатайствовала у Бога дар коемуждо благопотре6ен. Вполне счастливых людей нет на зем­ле; все мы, по грехам нашим, живем не без скорбей, а многие и с великим горем. Когда скорби болезненно сжимают сердце, так что мы не можем ни приостановить, ни ослабить их, когда нет мира в костях наших от лица грех наших, тогда воззрим на лик Пресвятой Богородицы и скажем так: Пресвятая Владычица Богородице! Ты видишь мою немощь и беспомощность; зриши мою беду, зриши мою скорбь; буди мне Матерью и Покровительницей; не презри ищущего Твоей помощи и не отрини меня грешного. Сама поддержи, защити, вра­зуми и научи, что ми подобает творити. Потщися, погибаем, Владычице, от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы.

Пресвятая Богородица, явившая в оп­лот и ограждение земли Калужской Свою цельбоносную икону, дарует утешение от этой святыни в многоразличных нуждах и обстояниях.

Празднование в честь этого чудотвор­ного образа совершается четырежды в году. Первое празднование 18/31 июля — в па­мять избавления от холеры (1748 г). Второе празднования 2/15 сентября — в воспомина­ние избавления от чумы (1771 г). Третье празднование 12/25 октября — в вспоминание избавления Калужской земли от французов (1812 г). Четвертое — в первое воскресение Петрова поста.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных