ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А) Литературно-художественный стиль.
Стиль художественной литературы (его называют также художественным стилем, языком художественной литературы) занимает особое место среди стилей русского литературного языка. Литературно-художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т. д. Писатель, «человек определенной среды и эпохи» (М. Горький), повествуя, стремится воздействовать на мысли и чувства читателей художественно убедительно, путем создания правдивых образов: характеров людей во всей их сложности, противоречивости взаимоотношений, картин человеческой жизни. Поэтому в стиле художественной литературы функция сообщения соединяется с функцией эстетического воздействия. Для успешного выполнения такой задачи в художественном произведении могут быть использованы самые различные средства языка. Так, в повести «Молох», действие которой происходит на чугунолитейном заводе, А. И. Куприн вводит специальную производственную лексику, например: «Четыре доменные печи господствовали над заводом своими чудовищными трубами. Рядом с ними возвышались восемь кауперов, предназначенных для циркуляции горячего воздуха...» В подобных же целях, для создания у читателей отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте, писатель может использовать устаревшие слова и слова местных говоров - диалектов. Примеры: «Прежде, нежели отправить Герасима в засеку [оборонительное сооружение из срубленных деревьев], князь Воротынский сдал его на обучение копейщикам... Стрелец прохаживался по лужайке вдоль шеренги молодых воинов»; «Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную жену-иноземку». Особенно же часто разнообразные средства языка используются для речевой характеристики героев. См., например, в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» реплики одного из персонажей, содержащие разговорные и внелитературные слова и формы: «Человек в галстуке и шляпе резонно и с достоинством разъяснил: - Да вон, энтот студентишка, не хочешь в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот Не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть - должен иттитъ. Мало бы чего...» В речи автора, повествователя, и в речи героев художественного произведения отдельные языковые средства могут служить не только для раскрытия индивидуальных черт, характеризующих тех или иных лиц и их поступки, но и для выражения авторских оценок. Ср. употребление одного и того же слова око (очи) в одном случае для выражения очевидного авторского восхищения, в другом - для иронии: «У Ули глаза были большие, темно-карие - не глаза, а очи, с длинными ресницами...»; «Одноглазый не сводил своего единственного ока с гроссмейстеровой обуви». Таким образом, состав языковых средств, используемых в стиле художественной литературы, очень емок. Говоря о емкости, «многоголосии» этого стиля, надо, однако, подчеркнуть, что основой его являются общелитературные языковые средства. Наконец, следует сказать, что в стиле художественной литературы широко используются изобразительно-выразительные средства языка как общеязыковые, так и индивидуально-авторские, несущие неповторимый отпечаток личности писателя, поэта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|