Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние налогов, субсидий и ценовых ограничений на рыночное равновесие.

Контрольная работа по экономической теории

(вопросы 1, 10, 13, 21)

Выполнила студентка

Группы ГМУс-15ТД

Саватнеева Ирина

Влияние налогов, субсидий и ценовых ограничений на рыночное равновесие.

 

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

• налоги;

• дотации;

• фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Вмешательство внешних сил в действие закона спроса и предложения может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или косвенный, непременно включается в цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рьшке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2.

Последствия введения налога.

Несмотря на то что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G, что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.

Последствия введения субсидий.

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже Р1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле.

 

10. Ценовая дискриминация: понятие, типы, условия проведения.

Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

Допустим, проживающий в труднодоступной местности фермер может получить минеральные удобрения только от одного поставщика. Затраты поставщика на приобретение и доставку 1 ц удобрений постоянны и равны 120 руб. Поставщик знает, что каждый последующий центнер удобрений, внесенный в почву, увеличивает урожайность в соответствии с законом снижающейся предельной производительности переменного фактора; поэтому фермер готов заплатить за 1-й центнер 200 руб., за 2-й - 190 руб., за 3-й - 175 руб., за 4-й - 155 руб., и за 5-й - 120 руб. В этом случае поставщик удобрений может осуществить ценовую дискриминацию первой степени, т.е. продать фермеру каждый центнер удобрений по цене спроса. При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции покупатели не получают потребительских излишков.

Ценовая дискриминация представляет собой ситуацию, в которой одна из фирм продает одинаковые товары по различным ценам различным покупателям, в зависимости от их платежеспособности или степени доверия к ним. При этом установление той или иной цены никак не связано с разницей в издержках или качестве поставляемой продукции. Но позволить себе такое может только фирма-монополист. Ценовая дискриминация – это один из способов ведения бизнеса, при котором товары, одинаковые по уровню издержек для фирмы, продаются по разным ценам различным покупателям. Это приводит к тому, что монополист получает дополнительную прибыль, а часть покупателей больше не могут позволить себе покупать предлагаемый товар. Перераспределение потребительского выигрыша в свою пользу и является целью дискриминационной политики. Также она может проводиться для расширения собственного рынка сбыта. Поэтому можно утверждать, что использование ценовой дискриминации в условиях чистой монополии позволяет сделать ценообразование более эффективным и в некотором роде увеличивает благосостояние и фирмы, и потребителя.

Условия:

1) Для того чтобы фирме было выгодно проводить рассматриваемую политику, она должна обладать монопольной властью. Если это условие не выполняется и она работает на конкурентном рынке с равным другим компаниям успехом, то ценовая дискриминация только уменьшит ее прибыль, ведь ее клиенты просто перейдут к конкурентам.

2) Возможность разделения всех покупателей на группы по уровню их доходов или готовности заплатить за данный товар, т.е. сегментировать рынок по эластичности спроса. 3) Ценовая дискриминация связана с невозможностью перепродажи продукта между различными потребителями.

Типы:

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) — практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д — которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Ценовая дискриминация второго рода — изменение цены в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

Ценовая дискриминация третьего рода-это дискриминация по уровню доходов. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам.

Ценовая дискриминация первой и второй степеней увеличивает общественное благосостояние, так как она сопровождается увеличением выпуска продукции и более полным удовлетворением рыночного спроса. Воздействие ценовой дискриминации третьей степени на общественное благосостояние неоднозначно.

Если в результате ее осуществления отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степеней.

 

 

13. Ценовая дискриминация второй степени, классическая модель (продажа товара партиями): понятие, условие равновесия, примеры реализации.

Ценовая дискриминация второй степени – продажа различных объемов товаров (услуг) по разным ценам, так что цена единицы товара (услуги) дифференцируется в зависимости от величины партии. К ценовой дискриминации второй степени относится также применение кумулятивных скидок или скидок в зависимости от времени реализации товара (услуги).

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок).

Например:

скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене); кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);ьценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

По видам барьеров, с помощью которых фирма разделяет сегменты рынка, можно выделить несколько разновидностей ценовой дискриминации второй степени:

- ценовая дискриминация по объему потребления;

- ценовая дискриминация по категориям товаров и условиям покупки;

- ценовая дискриминация по времени.

Ценовая дискриминация второй степени предоставляет потребителю свободу выбора цены и соответствующих ей условий продажи. Важное ограничение при проведении ценовой дискриминации второй степени: сочетания «цена - условия продажи» должны быть такими, чтобы обеспечивать покупателям с более высоким и менее эластичным спросом избыток потребителей при покупке по высоким ценам по крайней мере не меньший, чем при покупке по низким ценам.

 

 

21. Предложение труда: модель выбора между досугом и потреблением: предпосылки модели, условие равновесия, графический анализ предложения труда.

Свобода выбора – ключевое условие успеха, экономического процветания любого экономического агента и эффективности функционирования экономики в целом.

Как правило, результатом выбора является некий компромиссный вариант. Иллюстрацией таких ситуаций являются компромисс индивида между потреблением и досугом (микроэкономический уровень) и компромисс общества между эффективностью и равенством (макроэкономический аспект).

Компромисс индивида между потреблением и досугом может рассматриваться как ситуация, характерная при принятии решения о выходе на рынок труда. Индивид делает выбор между досугом (как нормальным благом) и трудом (потреблением). Антиблагом в данном случае выступает труд. Человек готов трудиться с целью заработать доход, чтобы затем израсходовать его на полезные (нужные) ему потребительские блага. Чем больше у индивида предпочтения в отношении потребления, тем он более склонен к работе по найму.

Объективно ограниченный фонд времени, которым располагает человек, распределяется им между различными видами деятельности. Все виды неоплачиваемой деятельности, важнейшими из которых являются потребление благ, работа по дому, получение образования, отдых, объединяются термином «досуг». Под термином «труд» понимается наемный труд, осуществляемый по соглашению, заключенному на рынке труда (между работником и работодателем).

Ситуация выбора индивида между потреблением и досугом имеет графическую интерпретацию. Для ее иллюстрации используется микроэкономический аппарат.

Оптимальное распределение индивидуального времени между трудом и досугом определяется двумя факторами:

· структурой предпочтений данного индивида;

· бюджетным ограничением.

·

Структуру предпочтений отражает множество кривых безразличия (см. рис. 2.2). Кривая безразличия отражает все комбинации дохода и досуга, соответствующие одному уровню полезности. Индивиду безразлично, какую из комбинаций выбрать, отсюда и название кривой. Таких кривых безразличия может быть бесконечно много. Каждой из них соответствует тот или иной уровень полезности. Чем больше смещение кривой от начала координат, тем выше этот уровень. Поэтому человек будет выбирать из доступных ему комбинаций дохода и досуга такую, которая лежит на наиболее удаленной от начала координат кривой.

Бюджетное ограничение описывает множество комбинаций дохода и досуга, доступных индивиду при данной фиксированной оплате часа его труда (см. рис. 2.3). Наклон линии бюджетного ограничения отражает объективную рыночную пропорцию замещения дохода досугом для труда данного качества.

Например, при заработной плате 4 долл. в час пропорция составит 4 : 1 (т.е. 4 долл. дохода в обмен на один час досуга). При заработной плате 16 долл. в час пропорция составит 16 : 1. Таким образом, чем выше оплачиваются труд, тем круче становится наклон линии бюджетного ограничения.

Каждый человек выбирает из доступных ему альтернативных комбинаций дохода и досуга, отражаемых кривыми безразличия, ту, которая приносит максимальный уровень полезности. Эта альтернатива легко выясняется путем совмещения множества субъективных предпочтений, отраженных кривыми безразличия, и объективной рыночной информации, носителем которой является линия бюджетного ограничения (см. рис. 2.4).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
5 страница. Чтобы быть устойчивым среди такой конкуренции, необходимо идти в ногу со временем | Обмен веществ и энергии

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных