Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учитель ИЗО - художник и педагог




Нередко задачи работы художника - педагога в школе понимается слишком упрощенно. При этом в качестве одного из главных элементов выдвигается такой: общеобразовательная школа не готовит художников, поэтому нет смысла заботиться о повышении уровня требований качества обучения школьников по изобразительному искусству. Вслед за этим неизбежно возникает другой вопрос: а нужны ли школе высококвалифицированные учителя изобразительного искусства, нет ли здесь неоправданного усложнения проблемы?
Такие суждения безусловно ошибочны.
Когда предлагается поднять на подлинную высоту дело эстетического воспитания и художественного образования школьников, то речь идет не о массовой подготовке, будущих художников в стенах общеобразовательных школах, а о массовой и эстетической грамотности выпускников такой школы.
Учитель изобразительного искусства должен сам уверенно работать и как художник, иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным.
Преподавательская работа по своей природе деятельности творческая, живая. Учитель должен творчески подходить к делу, т.к он имеет дело с живыми людьми, и работать по трафарету, по шаблону не может. Мало объяснить и показать тот или иной приём работы, надо добиться того, чтобы этот прием был хорошо усвоен. А это требует от учителя большого мастерства. Чтобы ученик тебя хорошо понял, недостаточно одного разъяснения и рассказа - нужно ещё суметь увидеть, почувствовать, как ученик воспринимает учебный материал, как он реагирует на твои слова и действия.
Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь или нет. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт.
Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. Взаимоотношение в художественной педагогике и практике искусства часто понимается неверно. Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными, по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога.
Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе преподавании.
Разлад между мастерством и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же о процессе развития.
Конечная цель обучения всегда понималась как подготовка и образование мастера - творца, автора и композитора своего произведения.
Вопрос? Что же является предметом обучения? Техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются? Возможно ли это сочетание и на какой основе?
Казалось бы, на поставленные вопросы может быть дан единственно возможный ответ? Школа должна в равной мере дать учащимся, и творческое развитие и технические знания и навыки. Поскольку в самом искусстве эти стороны неразрывно спаяны в одном образе воплощенном на полотне живописно - техническими средствами, чтобы овладеть средствами изображения, безусловно, требуется, творческое отношение, но и в значительно большей степени требуется упражнение, постепенно воспитывающие и образующее дарование учащегося, все начинается от простейших учебных задач в самом примитивном их требует воспитание: развитие глазомера, восприятие цвета, сам процесс рисования или письма, творческие способности учащегося развиваются в учебно-воспитательном процессе
Рисунок ученика (в равной мере любая другая работа) для проницательного педагога документ, свидетельствующий о состоянии мышления и восприятия учащегося на данном этапе. Каждая работа представляет собой относительную ценность относительно ребенка. Рост ученика определяется, прежде всего именно этой относительной мерой, относительно целей, предшествующих его работ и достигнутому уровню развития.

Тестирование

При разработке данной темы в практической части всей курсовой, я использовала анкету открытого типа с заданными вариантами ответов (См. приложение № 14).
В исследовании приняло участие 42 ученика, 23 человека - пятого класса и 19 человек - шестого класса. Как показали данные теста любят рисовать 52% пятиклассников и 37% шестиклассников, при этом самостоятельно занимаются изобразительной деятельностью, с проявлением фантазии 65% пятиклассников, и 73% - шестиклассников.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что 70% опрошенных занимают свое свободное время рисованием, 71% учащихся Проше рисовать, если учитель сам показывает способ рисования на доске.
Большая половина пятиклассников выбирают такую помощь учителя, как исправление рисунка в альбоме, 6 класс же (63%) выбирают устную подсказку учителя. Это объясняется более высоким уровнем сформированности мыслительной деятельности у учащихся шестого класса.
Ребята обоих возрастов (63%), для качественного изображения рисунка выбирают необходимость соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель.
Эти данные подтверждают, что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников.
Изобразительное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность.
Ценно, когда в пояснительном рисунке учителя есть своего рода изобразительная изюминка. Такой рисунок не оставит ребят равнодушными, привлечет их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции.
В деле обучения школьников рисунки учителей играют большую роль и являются творческим видом работы. Она так же нужна, как и творчество художников других специальностей.
Результат тестирования отображен в приложении № 15.

Разработка уроков

Тема: 1 урок Тип урока: Вид занятия: Цель: Задачи: Для учителя: Для учащихся: Отношение художника к миру вещей. Натюрморт. Изложение нового материала. Рисование с натуры выполнить линейный рисунок; развивать пространственное и образное мышление. учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строение формы; учить пользоваться изобразительными средствами рисунка; учить реалистично изображать натуру, правильно передавать в рисунке объём; развивать наблюдательность, зрительную память, внимание. познакомить с творчеством художника Оборудование урока Методические пособия (таблица геометрических тел, перспектива круга); таблица (последовательность выполнения натюрморта); постановка - кувшин, кружка, яблоко; репродукции: Герасимов "Полевые цветы", Машков "Фрукты на блюде", "Ананасы и бананы", Врубель "Шиповник", "подсвечник, графин и стакан"; мел. Альбом, карандаш, резинка

Оформление доски:

 

 

SHAPE \* MERGEFORMAT

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

1 репродукции 2 последова -тельность выполнения натюрморта 3 таблица 4 пед. рисунок

 

И.О.

   
 
 

 


д/з

План урока:

1. Организация урока 2. Объяснение нового материала Вводная беседа Педагогический рисунок 3. Самостоятельная работа 4. Итог урока 5. Домашнее задание 1-2 мин. 5-7 мин. 7 мин. 15-20 мин. 3-4 мин.

Ход урока
1. Организация урока
Приветствие! Проверить готовность к уроку.
2. Объяснение нового материала
Вводная беседа
Сегодня мы с вами поговорим о натюрморте и рассмотрим творчество художника Врубеля М.А.

Ребята, а вы знаете, что такое натюрморт? Это жанр изобразительного искусства.

В переводе с французского слово натюрморт означает мертвая натура.

Что можно изображать в натюрморте?

Возник жанр натюрморта в 17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. А потом в 17 веке натюрморт признали жанров сложным. Простой натюрморт содержит от одного до трёх предметов, а сложный содержит от четырех предметов и более.
Натюрморты бывают школьными, спортивными, из овощей, фруктов и т.д.

Ребята, обратите внимание она натюрморт, который стоит перед вами, и скажите какой это натюрморт простой или сложный? Правильно, натюрморт простой, т.к состоит из трех предметов.

Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние предметы жизни определенной исторической эпохи.
Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с прекрасными русским художником. Это Михаил Александрович Врубель.
Он родился в Омске. Отец у него был юристом. Вся семья часто меняла место жительства. Мать его умерла, когда он был ещё мал.
Он учился в академии художеств. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной иллюзионировать душу, будить её от мелочей будничного величавого образа.
Ребята, посмотрите на доску, какие Врубель писал и рисовал натюрморты.
Например, посмотрите, какой чудесный натюрморт. Называется "Шиповник" 1884 г. на фоне изображенной драпировки с цветочными мотивами художник разместил изящную округлую вазочку, расписанную восточными узорами. Отчетливо выделяется белый цветок шиповника, оттененный сине-зеленой тканью, а листья растения почти сливаются с тускло мерцающим черным горлышком вазы. Это композиция исполнена невыразимой прелести свежести, которой зритель просто не может поддаться.
Врубель восхищался нежной прелестью цветов и выразил свою любовь в поэтичных натюрмортах. С 1889 художник проживал в Москве. В это время он был увлечен иллюстрированием произведений. В 1902 г. началась новая роковая полоса в жизни художника. Врубель был неизлечимо болен. Через год умер 2-летний сын живописца. Врубель лежал в больнице и даже в больничной палате мастер не прекращал работать. В период болезни он больше стал писать с натуры. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдание и страсти.
Особенно примечателен в этом отношении его рисунок натюрморт "Подсвечник, графин, стакан". Это сокрушительный триумф яростной объективности.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Материал, из которого изготовлены вещи, будь то бронза подсвечника, стекло графина или матовый отблеск свечи, ощутимо дрожит от колоссального внутреннего напряжения.
Предметы имеют невероятную заостренность в которой заключается истинная суть вещей. Каждая вещь одушевлена, поскольку лишена внутренней устойчивости.
Интересно, что мастер "лепит" объемы таких образом, что штрихи представляются лучами, идущими прямо на зрителя. А линии как будто пронзают предметы на сквозь, преломляясь в них как будто показывает их структуру, оттеняя соразмерность друг к другу пространством и воздушной средой. Врубель провел в больнице 4 года. Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова 1906 г. в процессе работы над этой картиной мастер ослеп. В 1910 г. он скончался от воспаления лёгких. Вот такой замечательный художник был, который рисовал натюрморты.
Педагогический рисунок
Ребята, сегодня наша задача с вами нарисовать наш натюрморт в карандаше.
Учитель показывает на доске как построить натюрморт (прил.16).
1 этап. Прежде чем изобразить натюрморт в красках, нужно его построить.

Ребята, с чего мы начинаем построение натюрморта? А) расположение листа Б) определить плоскость В) найти общую форму и расположение предметов

Определим это методом визирования (объяснение)
2 этап. Ребята, рисование с натуры, это все то, что есть перед нами, т.е. если вы сидите на первом, втором или третье ряду, значит и расположение предметов вы видите по разному, плоскость на которой стоят предметы, тоже видна по своему. Определим высоту и ширину предметов, методом визирования. Измеряем высоту кружки, она входит в высоту кувшина в 2,5 раза.
Широкая часть кружки горлышко входит в широкую часть кувшина 2 раза.
3 этап. Делим на составные части кувшин (прил.18). Перечисляем, из каких геометрический тел он состоит.
Кружка - усеченный конус.
Кувшин - 2 усеченных конуса и шар.
Яблоко - имеет форму шара.
4 этап. Уточняем форму предметов.
Выстраиваем овалы (прил. 19).
Если мы будем смотреть на кувшин сверху - овалы будут более раскрыты.
Если мы смотрим на кувшин снизу - овалов мы почти не видим.
Если мы сморим на кувшин на уровне глаз, овал будет менее раскрыт.
3. Самостоятельная работа
Во время выполнения этапов работы учениками, учитель проводит индивидуальную работу.
4. Итог урока
Провожу анализ работ, тех учащихся, которые построили линейный рисунок.

1. Что такое натюрморт? Какие виды натюрморта вы знаете? Когда натюрморт стал жанром изобразительного искусства? Изображение различных предметов, вещей, объединённых в группы. Простой и сложный. В 17 веке в Голландии.

5. Домашнее задание
Альбом, краски, кисти, баночка.
Урок окончен, до свидания!

 

 

Тема: 2 урок Тип урока: Вид занятия: Цель: Задачи: Для учителя: Для учащихся: Отношение художника к миру вещей. Натюрморт. Смешанный. Рисование с натуры выполнить натюрморт в цвете; развивать интерес к искусству. научить реалистично изображать натюрморт с натуры в цвете; развивать навыки работы с кистью, умение смешивать краски; обогащать знание о натюрморте, как жанре изобразительного искусства. Оборудование урока Наглядности - натюрморт, выполненный учителем; постановка - кувшин, кружка, яблоко; альбомный лист, краски, кисти, палитра; репродукции: Герасимов "Полевые цветы", Машков "Фрукты на блюде", "Ананасы и бананы", Врубель "Шиповник", "подсвечник, графин и стакан"; мел. Альбом, кисти, краски, палитра, баночка.

План урока:

1. Организация класса 2. Повторение 3. Объяснение вводного материала а) Вводная беседа 4. Педагогический рисунок Самостоятельная работа учащихся 5. Итог урока 6. Домашнее задание 1-2 мин. 3-4 мин. 5-7 мин. 7 мин. 15-20 мин. 2-3 мин.

Ход урока:
1. Организация класса
Проверить готовность к уроку.
2. Повторение
Сегодня мы продолжаем работу над натюрмортом. На прошлом уроке мы с вами построили наш натюрморт в карандаше. Сегодня завершим его в цвете.
Для начала повторим.

1. Что такое натюрморт? 2. Какие виды натюрморта вы знаете? Это неживая натура, вещи окружающие человека, предметы быта, цветы, снедь, овощи, фрукты и т.д. Простой и сложный, спортивны, школьный и т.д.

Молодцы ребята
3. Объяснение вводного материала
а) Вводная беседа
Сегодня мы будем писать натюрморт в цвете.
Нам необходимо передать характерную форму и цвет. Посмотрите на репродукцию художника, как они передают красоту цветов, сочность плодов, объем предметов. Например, в натюрморте Ильи Машкова "Фрукты на блюде", "Ананасы и бананы" фрукты изображены так живописны и выразительны, что охотно дотянутся, попробовать их на вкус. На картине они изображении как живые, как только что сорванные с дерева. Вот как живо можно использовать цвет в своих произведениях, можно брать открытый или приглушенный тон.

Ребята, а вы знаете, что такое цвет? Цвет это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

Наука о цвете возникла очень давно. Ещё в 4 веке до нашей эры в Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В живопись цвет играет главную роль. Цвет может лепить форму предметов, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроение, определённое эмоциональное состояние.
Цвет может не только радовать, но и вызывать тревогу, чувство тоски или грусти.
Одни цвета успокаивают нервную систему, другие наоборот раздражают. Например, успокаивающее воздействие оказывает зеленый, голубой, синий. Раздражают пурпурный, красный, оранжевый. С давних пор люди придавали цветам особое значение.
Велика роль обрядов и празнедств. Так, например, красный - цвет означает торжественность, величие. Черный - смерть, горе, печаль. Белый - чистоту, невинность. Зеленый - надежду.
Интересно, что у разных народов одному и тому же цвету придавали разное значение. Например, в Китае и некоторых странах Азии и Африки - белый цвет является цветом траура. Так же важным цветом в передаче пространства в натюрморте является фон.
Фоном может быть стена, навесная полка, пространство интерьера, наружная стена избы, старый деревянный забор или глубокое пейзажное пространство.
Передача материальной сущности и красоты предметов их характерные качества - вот это главное живописное достоинство натюрморта. Поэтому особую выразительность натюрморту придает разнообразие предметов по материалу, цвету, тону и фактуре.
Ребята, прежде чем начинать рисовать красками, давайте разберем характер цветовых оттенков.

Что в нашем натюрморте самое светлое и темное? Ребята, как вы понимаете тёплый цвет? Ребята, как вы понимаете холодный цвет? Самое светлое яблоко, затем кувшин и самый темный предмет это кружка. Красный, оранжевый, желтый. Синий, голубой, фиолетовый.

4. Педагогический рисунок
Самостоятельная работа учащихся
Учитель работает вместе с детьми. Ребята, обратите внимание, какой у нас натюрморт: теплые предметы расположены на холодном фоне.
Начиная работу цвете нельзя забывать о том, что на предметах есть блик, цвет, светотень, тень, их необходимо показывать.
Итак, ребята, с чего мы начинаем работу?
1 этап: Работу можно начать с изображения плоскости. Для этого берем голубой цвет и разбавляем его водой, чтоб он получился светлым, так как вертикальная плоскость светлее, чем горизонтальная. Мазки наносим, учитывая плоскость.
Для горизонтальной плоскости берем краску на тон темнее, мазки наносим по горизонталь.
На эту работу отводится 3 минуты.
Пока учащиеся пишут красками, учитель контролирует, все ли подобрали цвет.
2 этап. Предметы мы начинаем писать с самого тёмного заканчивая самым светлым.

Какой предмет самый темный? Правильно кружка.

Смешиваем коричневый и синий цвет, отмечаем блик, плавный переход от светлого к темному.
3 этап. Далее идет кувшин.
Смешиваем краски - желтый и коричневый цвет в тени добавляем темно голубого цвета. Переход от светлого к темного делаем плавно.
4 этап. Самый светлый предмет нашего натюрморта - это яблоко. Берем желтый цвет, можно добавить немного красного, и добавить немного голубоватого цвета в тени.
Потому что, драпировка у нас холодная она отражается в предметах - это называется рефлекс.
И еще ребята не забывайте показать падающие тени от предметов, они будут темнее самого предмета.
5. Итог урока
За 4-5 минут до конца урока, учитель проводит анализ работ, тех учащихся, которые практически справились с работой.

Какие цвета теплые? Какие холодные вы знаете? Ребята, как вы поняли, что такое цвет и как его можно применять в живописи? Красный, оранжевый, желтый. Синий, голубой, фиолетовый. Цвет это осознанное зрительное ощущение видимых нами предметов. Цвет может лепить форму предметов, выражать чувства, настроение.

Домашнее задание
Альбом, кисти, краски, карандаш, резинка.
Урок окончен. До свидания!
Заключение

Школьные учителя… именно на них ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения.
Учитель в ответе за своего ученика, и значит, за будущее полноправного гражданина своей страны.
Учитель изобразительного искусства не исключение. Фигура учителя изобразительного искусства поистине уникальна. Он должен прекрасно рисовать иначе ребята не поверят в него.
Он должен быть прекрасным педагогом-художником.
Целью данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать значение педагогического рисования в условиях школьных уроков.
Данная работа раскрыла следующие вопросы:
педагогический рисунок является видом наглядного обучения;
назначение изобразительного средства для педагогического рисования;
рассмотрены особенности рисования мелом на классной доске;
проведено тестирование;
разработан урок с использованием личного показа учителем хода рисования.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод:
Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников. Тестирование, приведённое в данной работе, показывает: что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников.
Также при применении разных методов на уроке изобразительного искусства у детей развивается наблюдательность, формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, развиваются умственные способности.
В процессе индивидуальной работы на занятиях изобразительного искусства, учитель формирует у детей умение видеть в работе окружающих, своих одноклассников хорошие стороны и все замечания высказывать корректно и доброжелательно.
В работе с детьми учитель должен замечать самый незначительный успех ребёнка и словесно поощрять.
Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, разных технических средств, вызывают больший интерес детей к искусству.
Школа сегодня, как никогда, особенно остро нуждается в увлеченных высоко-профессиональных учителях изобразительного искусства.
Учителя, которые помимо изобразительной грамоты разбудят и воспитают душу ребенка, сформируют в нем творческие начала, которые будут раскрывать в нем человеческие качества и формировать целостную личность.

Список используемой литературы

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968
2. Беда Т.В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1969
3. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. - М., 1963
4. Волков Н.Н. мысли об искусстве. - М., 1972
5. Дейнека А.А. Из моей рабочей практики. - М., 1961
6. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М., 1970
7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М., 1977
8. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М., 2003
9. Милюков А.А. организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. - М., 1978
10. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975
11. Орловский Т.И. О художественном образовании учителя рисования. - СПб., 1961
12. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М., 1973
13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980
14. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. - М., 1981
15. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. - М., 1975

Вы любите рисовать?
  а) Да
  б) Нет
  в) Иногда
2. Если рисуете дома, то:
  а) Рисую дома с натуры
  б) Срисовываю с картинок
  в) Рисую сам, при этом фантазирую
3. Сложные задания по рисованию вы выполняете:
  а) С трудом
  б) С лёгкостью
  в) Нуждаюсь в помощи учителя
4. Оказывает ли вам помощь учитель?
  а) Да
  б) Нет
  в) Иногда
5. Как часто вы пользуетесь помощью учителя на уроке?
  а) Всегда
  б) Редко
  в) Рисую сам
6. Вам проще рисовать если, при объяснении учитель:
  а) Устно объясняет, как рисовать
  б) Объясняет по таблице
  в) Или показывает сам на доске
7. Какую помощь при рисовании вы выбираете?
  а) Исправление рисунка в альбоме
  б) Устную подсказку
8. Для качества вашего рисунка надо:
  а) Иметь хорошие принадлежности
  б) Срисовать с картинки
  в) Соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель

Протокол диагностики учащихся

Вопросы 5 кл. 6 кл.
  Вы любите рисовать А Б В 52% 48% 37% 63%
  Если рисуете дома, то А Б В 19% 26% 65% 11% 16% 73%
  Сложные задания по рисованию вы выполняете: А Б В 30% 48% 22% 37% 47% 16%
  Оказывает ли вам помощь учитель? А Б В 52% 22% 26% 21% 26% 53%
  Как часто вы пользуетесь помощью учителя на уроке? А Б В 78% 22% 58% 42%
  Вам проще рисовать если, при объяснении учитель: А Б В 22% 78% 21% 16% 63%
  Какую помощь при рисовании вы выбираете? А Б 52% 46% 9% 14%
  Для качества вашего рисунка надо: А Б В    

 

 

22.Фронтальная, коллективная и индивидуальная формы организации обучения на уроках ИЗО в школе.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (массовые, коллективные,

групповые, индивидуальные): по месту учебы (школьные - уроки, занятия в школьных кружках, студиях и т. п.; внешкольные - домашняя

самостоятельная работа, экскурсия и др.); по продолжительности занятий. В современной дидактике организационные формы обучения

подразделяют на фронтальные, групповые, и индивидуальные виды.

^ При фронтальных формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой

задачей, определяет единый для: всех темп работы.

^ При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью отдельных групп учащихся класса. (Дети

учатся работать друг с другом.) Групповые формы можно подразделить на звеньевую, бригадную, кооперировано-групповую и

дифференцированно-групповую. Звеньевая форма обучения предполагает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

При бригадной форме организуется деятельность временных групп учащихся, специально сформированных для выполнения определенных

заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как

правило объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные

группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и с одинаковым уровнем сформированное™ учебных умений и

навыков. К групповым формам относят также парную работу учащихся.

Групповые занятия в рамках урока являются определенной формой индивидуализации обучения наряду с индивидуальными заданиями,

предоставлением учащимся свободного темпа для усвоения материала, программированием действий отдельных учащихся. Особый подход

требуется при определении коллективного вида обучения. Не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути

коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.

«Коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно

участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе» В.К.Дьяченко

^ Индивидуальные формы обучения учащихся не предполагают непосредственного контакта с другими учениками. Если ученик

самостоятельно выполняет задание, данное учителем, то это индивидуальная форма обучения. Если учитель на уроке уделяет внимание

сразу нескольким ученикам, в то время как другие ученики работают самостоятельно, то это индивидуально-групповая форма обучения.

Индивидуальная форма обучения в школе существует как дополнение к фронтальной и коллективной. Совокупность форм, объединенных

по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала, - это организационная система обучения.

Известны три основные организационные системы обучения: классно-урочная, индивидуальная и лекционно-семинарская.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных