Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные темы и понятия раздела




• Гипнотическое состояние сознания

• Феномены гипноза

• Измененные состояния сознания: психологический анализ

• Психотерапия в особых состояниях сознания

В. Л. Райков

ГИПНОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ КАК ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ [120]

<...> В наших предыдущих работах была выделена новая специфическая форма состояния сознания, которую мы клас­сифицируем как «гипнотическое сознание» (Райков, 1978; Райков, 1981). Анализ особенностей этого состояния созна­ния, диалектическое сопоставление его результатов с фило­софским пониманием проблемы сознания может расширить и дополнить наше представление о сознании в целом. Кроме того, этот анализ поможет систематизировать, определить и более конкретно разработать вопросы о некоторых особенно­стях гипнотических эффектов и проявлений психопатологии как в мельчайших деталях, так и в системно-научном обоб­щенном понимании в целом. <...>

Согласно нашей концепции, гипноз есть особая, резервная форма психического состояния и реагирования, потенциальная готовность к максимальной мобилизации психики, когда изме­ненная функция сознания и самосознания получает расширен­ные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессозна­тельного, а в какой-то степени и организмом в целом.

Гипнотические явления привыкли традиционно рассмат­ривать только в свете лечебных психотерапевтических проце­дур или эффектных номеров, осуществляемых в цирке. За этим, как правило, не замечались или сознательно игнориро­вались те беспрецедентные возможности, которые несет в себе гипнотическая феноменология для изучения явлений созна­ния, исследования эффектов бессознательного, искусственно­го сознания и изучения моделей психических состояний, а так­же исследования резервных возможностей психики, в том чис­ле возможностей более активного управления организмом в целом. Мы попробуем показать, что явления гипноза пред­ставляют собой естественный психологический феномен, воз­никающий при необходимости мобилизации резервных воз­можностей человеческой психики. Для этого углубимся в неко­торые частности теории гипноза, практической и теоретической гипнологии. Мы рассчитываем также проиллюстрировать, как можно использовать психологический и философский прин­ципы понимания сознания в методологических задачах изуче­ния гипнологии.

Первая из исторически сложившихся научных оценок гип­ноза принадлежит Д. Брэду (Braid) и И. П. Павлову, полагав­шим, что гипноз есть форма естественного сна (частичный сон), частичное торможение коры головного мозга. В этой свя­зи, однако, необходимо отметить, что естественный сон состо­ит из шести стадий — А, В, С, D, Е и КЕМ (парадоксальный сон). Согласно нашим данным, ЭЭГ гипноза может напоми­нать только первые две стадии сна — А и В. Однако эти стадии не считаются еще стадиями настоящего сна. Их ЭЭГ-характе-ристика может возникать и у совершенно бодрствующего че­ловека. Однако при попытке «внедриться», т. е. начать гипно­тическое внушение в стадии С (характеризующейся особым ритмом ЭЭГ: «фаза веретен» и вспышки сигма-ритма), проис­ходит немедленное электроэнцефалографическое пробужде­ние до появления альфа-ритма. Любопытно, что клинически испытуемый продолжает как бы спать, лежит с закрытыми глазами. На самом деле состояние сна в этом случае сменяется гипнотическим состоянием. Аналогичные результаты возни­кают и при внедрении в более глубокие стадии сна D, E или в стадию парадоксального сна, в которой, как правило, наблю­даются сновидения. Таким образом, электрофизиология не дает оснований приравнивать явления гипноза к естественно­му сну.

Наиболее распространенная в оценке гипноза ошибка, ви­димо, связана с тем, что некоторые ученые смешивают особое состояние, называемое гипнозом, с тем или иным феноменом, который в гипнозе можно внушить, т. е. сущность гипноза как состояния измененной психической активности приравнива­ется к явлениям и эффектам, получаемым в гипнозе. Само

проявление гипноза фантастически полиморфно, и для тако-: го рода ошибок есть, конечно, основания. Например, сама про-! цедура гипнотизирования включает слова «сон», «спите», «за­сыпайте». И здесь заключена психологическая ловушка для теоретической ошибки. Действительно, в гипнозе человек чем-то напоминает спящего, хотя, как мы показали выше, никакой электрофизиологической корреляции с естественным сном в гипнозе нет. Кроме того, мы разработали и начали применять метод гипнотизации, когда слова «сон», «спать» не употребля­ются и тем не менее испытуемые могут быть введены в самые глубокие стадии гипноза.

В некоторых случаях в состоянии гипноза можно внушить моделирование и воспроизведение, например, некоторых про­явлений невроза, хотя, естественно, гипнотическое состояние не может быть идентифицировано с ним. В гипнозе человеку можно внушить различные галлюцинации и тем не менее при этом гипнотическое состояние не будет формой душевного расстройства хотя бы потому, что галлюцинации можно и не внушать, а факт гипноза будет иметь место и в достаточной степени. В глубоком состоянии гипноза можно внушить чело­веку, что он заикается или находится на борту космического корабля, но пока еще никто не утверждал, что гипноз — это форма космического полета или особый вариант заикания. Од­нако в связи с этим проявляется важнейший аспект применения гипноза как метода моделирования сложнейших психологиче­ских состояний, имеющий большое значение для психологии.

Гипноз также не может быть и частичным торможением коры головного мозга, так как понятие «торможение» неприменимо к популяции нервных клеток и тем более по отношению к коре го­ловного мозга. Несмотря на недостаточность понимания гипно­за как частичного сна и частичного торможения, павловское тол­кование гипнотического процесса бытует, к сожалению, в отдель­ных случаях и до сих пор, чему в немалой степени способствуют некоторые научные и популярные публикации. Одна из послед­них теоретических позиций в этом вопросе связана с определени­ем гипноза как «искусственно вызванного приема психологиче­ской защиты» (Рожнов, Бурно, 1981).

По нашему мнению, гипноз является естественной реакцией психики, сформировавшейся филогенетически, естественной

формой особого состояния сознания. Кроме того, гипноз — осо­бое психическое состояние, вызываемое с помощью специаль­ных приемов, но не являющееся само приемом. И, наконец, с по­мощью гипноза можно усилить психологическую защиту при условии специально направленного внушения для лечебных це­лей. Таким образом, в вышеуказанной позиции авторов возника­ет логическая ошибка смешения причин и следствия. Шарко, на­пример, внушал своим пациентам истерические параличи рук и ног, а потом снимал их, т. е. тем самым использовал (или внушал) ослабление или снятие контроля сознания как психологической защиты. Затем он использовал в гипнозе управление неосознан­ными процессами с целью усиления психологической защиты, восстанавливая нормальную функцию конечностей. Однако ис­ходя из этого не следует рассматривать гипноз лишь как состоя­ние, искусственно вызывающее ослабление психологической за­щиты (хотя практически, с помощью особых внушений, это и имело здесь место). <...>

Особенности воздействия гипноза и его результатов сформировались, по нашему мнению, филогенетически при развитии человека как социального существа; они имеют свои социологические, психологические, поведенческие, а не толь­ко биологические характеристики. Очевидно, гипноз или гип-нозоподобные состояния могли развиваться как феномены, имеющие полиморфное значение, и смысл их сводился к воз­можности оптимизации эффективного общения людей в слу­чаях, когда возникали особые психические состояния. Здесь могла иметь значение, например, выработавшаяся необходи­мость вожаку племени или рода передать как можно больший объем информации членам своего клана, используя эффект повышенной восприимчивости в какой-то очень важный мо­мент жизни, связанный, допустим, с какой-либо опасностью или, наоборот, с ощущением большой радости. Необходимость для людей верить в излечение болезней, спасение от опасно­стей, преодоление жизненных трудностей способствовало раз­витию такого исторического явления, как шаманство, колдов­ство и т. п., эффекты которого были, как правило, связаны с особым состоянием психики людей.

Специфические элементы отношений могли, очевидно, складываться между родителями и детьми, а также между любящими супругами, где в связи с доброжелательным отно­шением друг к другу возникала ситуация повышенного дове­рия, снижающая критическое отношение друг к другу. Это вело к повышению внушаемости и восприимчивости инфор­мации друг о друге, что также вызывало особую реакцию пси­хики и сознания и повышенное воздействие подобной инфор­мации могло доходить в определенных случаях до «транса», т. е. почти до гипнотического уровня (случаи глубокой любви, преданности, почти фанатической самоотреченности).

Выработка определенных социальных установок по отно­шению к тем или иным людям вызывает у человека повышен­ную селективную восприимчивость, внушаемость по отноше­нию к словам и действиям этих людей, восприимчивость, ко­торая в процессе общения может значительно увеличиваться. Такое нарастание внушаемости (хотя и в несравненно более короткий период и в более глубоко выраженном варианте) всегда имеет место в состоянии гипноза. Таким образом, здесь улавливается определенное сходство механизмов указанных

явлений.

Вспомним, кстати, что, по Форелю (Forel), первая стадия гипноза — сонливость называется «очарованием». Этим еще раз подчеркивается тот факт, что увеличение внушаемости связано необязательно с отрицательными эмоциональными проявлениями психики, как, например страх или элементы невротической психопатологии, а, наоборот, может быть ре­зультатом влияния положительных эмоций и проявлением нормальной здоровой естественной психической функции, ес­тественной формой отражения на уровне сознания. Иными словами, появление гипнотического состояния чаще возника­ет не на уровне эмоции запугивания и страха, а, наоборот, на уровне «максимального благоприятствования», максимально­го доверия к гипнологу. И даже самая глубокая гипнотическая внушаемость является также нормальной естественной пси­хической реакцией, проявлением нормально повышенной в данный момент восприимчивости. В свою очередь такое повы­шение восприимчивости связано с действием определенных сознательно-бессознательных установок. Такая психическая реакция может управляемо фокусироваться в желаемом и заданном для субъекта направлении, а гипнотический эффект будет высшим ее проявлением. При этом огромное значение имеет готовность «поддаться» гипнозу или, наоборот, актив­ное сопротивление гипнотизации. Кроме того, функция созна­ния, его активность не является постоянно стабильной. Сте­пень активности отражения может варьироваться в зависимо­сти от внутренних сознательно-бессознательных установок, от воздействия окружающей среды, связанной с изменением той или иной ситуации, окружающей психологической атмосфе­ры. Степень активной акцепции будет, таким образом, связа­на с интегративным сознательно-бессознательным отношени­ем к воздействию, когда восприимчивость (внимание) выбо­рочно направляется на те или иные предметы, тех или иных людей. Восприимчивость по отношению к словам или дей­ствиям определенных людей, внушаемость также может есте­ственно и значительно меняться (вплоть до гипнотического воздействия в особых случаях).

Таким образом, внушаемость в гипнозе является функци­ей, адекватной пластичности нервной системы и одной из форм ее актуализации. Здесь внушаемость актуализируется лишь тогда, когда, повторяем, общая интегративная созна­тельно-бессознательная реакция психики как бы «считает это целесообразным». Нормальная пластичность психики являет­ся важнейшим средством адекватной реакции человека и его поведения. Она связана с ситуационно обусловленной адек­ватной реакцией на отрицательные и положительные стиму­лы, на их интенсивность и длительность. В процессе углубля­ющейся гипнотизации восприимчивость и внушаемость за­гипнотизированного постепенно увеличиваются и нарастают, а их воздействие становится настолько мощным, что можно говорить о качественном изменении сознания по типу «сверх­внушаемости». Возникает как бы переключение всей психи­ческой деятельности и особенно функций сознания на другой психический уровень, на другую степень психического реаги­рования.

Внушаемость может стать и патологической в результате разнообразных невротических срывов как следствие болез­ненных проявлений психики и нарушения нормальной функции отражения на уровне сознания. Очень важно, что в этом случае внушаемость повышается не в целом, как адекватная реакция психики, а локально, по отношению к «травмирующе­му агенту». Например, человек, ставший свидетелем смерти близкого, может быть патологически внушаемым по отноше­нию к любым разговорам о смерти. Иногда патологическая внушаемость является генерализованной по отношению к це­лому ряду эмоционально отрицательных переживаний, чем создается как бы общий фон негативной отрицательной вну­шаемости. Внушаемость же к различного рода позитивным явлениям, связанным с эмоционально положительными пере­живаниями, не только не возрастает, но, как правило, даже уменьшается по сравнению с периодом до заболевания (имен­но этот факт становится известным препятствием на пути ле­чения таких больных гипнозом!).

Таким образом, невроз способствует и вызывает появление патологической внушаемости, в то время как с помощью гип­нотического лечения, иногда достаточно длительного, возни­кает возможность нормализации внушаемости, т. е. коррекция патологической функции сознания в плане понижения «отри­цательной» внушаемости к патологическому агенту и повыше­ния общей внушаемости к позитивным эмоционально окра­шенным ощущениям и переживаниям.

В настоящее время существует законодательство, разреша­ющее проведение гипнотических сеансов только людям, име­ющим медицинское образование и знакомым с психиатрией. В некоторых случаях, когда гипнотизируются пациенты с глу­бокой психопатологией, могут, правда, сравнительно редко, иметь место патологические формы гипноза, т. е. может иметь место искажение и самой гипнотической реакции. Патологи­чески измененное и искаженное отражение вызывает ис­кажение отражения при гипнотических внушениях. Этот факт еще раз подчеркивает отсутствие связи гипноза с различными формами психопатологии, т. е. при патологии психики гипноз может протекать патологически, а при нормальной — обычно протекает нормально.

Отсюда также ясно, что нельзя объяснять гипноз только как результат просто повышенной внушаемости, так как сама внушаемость неоднородна и может быть патологической.

Гипноз же связан с повышением общей внушаемости, воз­никающей, однако, на короткое время, в нормальной, а не па­тологически функционирующей психике. Вопрос о психоло­гическом определении гипноза, как мы указали, очевидно, бо­лее целесообразно связывать с функцией сознания, которое трансформируется с помощью особого качества сверхвнушае­мости.

Продолжая теоретический анализ гипнотического состоя­ния, нужно отметить, что гипноз не может быть также формой истерического невроза (Шарко), потому что феноменологи­ческое многообразие гипнотических проявлений не укладыва­ется в сравнительно узкий диапазон невротических проявле­ний человека. Широкий спектр поведенческой активности людей в глубоком гипнозе, как правило, совершенно не со­впадает с поведением больных неврозом. За исключением си­туации, когда элементы невроза внушаются в состоянии гип­ноза или форма проведения гипнотического сеанса имеет «нервный», чересчур экспрессивный, «императивный» харак­тер, например при эмоционально-стрессовой терапии. Кроме того, именно с помощью гипноза зачастую и возможно излече­ние невротических проявлений.

Гипноз не может быть также и формой более глубокой психопатологии, так как его эффекты связаны всегда с продук­том нормальной активной психики. Общеизвестно, насколько трудно и порой невозможно загипнотизировать людей, боль­ных глубоким неврозом и шизофренией, у которых нарушена нормальная адекватность пластической функции психики.

Суггестивный метод, как показала практика многих деся­тилетий, может быть очень полезным и представляет собой весьма удобный вариант для психофизиологической трени­ровки, развивая управление рядом вегетативных, а в отдель­ных случаях и высших психических функций, включая спо­собность к эйдетизму, творчеству, активной саморегуляции эмоций и т. д. Это может происходить в условиях обеих степе­ней аутогенной тренировки, самогипноза, где имеет место уже самовнушение и саморегуляция, когда человек становится ве­дущим, лидером уже для самого себя. Аналогичные возможно­сти возникают и в условиях гетерогипноза, где способность к этому «лидерству» также проявляется после 10-15 сеансов.

При гетерогипнозе расширение именно управляющей функции состояния измененного сознания при повторных се­ансах вырабатывает способность уже самостоятельно созда­вать подобное состояние и регулировать необходимое воздей­ствие как на психическую сферу, так и на психосоматическую

и вегетативную.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать такие вы­воды. Рассматривая некоторые явления психопатологии, мы должны говорить об искажении или даже трансформации от­ражательной функции сознания. В то же время при гипноти­ческом сознании на фоне трансформированного и измененно­го сознания возникает очень своеобразное функционирование отражения: отражается не объективная реальность как тако­вая и не ее искажение, а субъективная форма отражения со­держания словесных внушений, связанных с определенной суммой знаний индивида, полученных им в онтогенезе.

При часто проводимых в наших исследованиях внушениях испытуемому в гипнозе образа, например, И. Е. Репина, транс­формация самосознания и его «гипнотическое формирование» осуществляется за счет конкретного знания испытуемого о Репи­не. Это знание в данной ситуации как бы становится на короткое время самосознанием загипнотизированного, и оно собственно будет обусловливать степень убедительности и яркости его пове­денческих реакций. При внушении, однако, образа человека, не­известного участнику эксперимента, например Ивана Иванови­ча Иванова или Навуходоносора, о которых испытуемый заведо­мо ничего не знает, загипнотизированный испытуемый будет соглашаться с внушенным именем, но ничего не сможет сооб­щить о нем или воплотить его в своих поведенческих реакциях. В связи с этим мы считаем нужным отметить, что отражение сознанием самого себя имеет двойную природу. С одной сторо­ны, сознание отражает и оценивает себя в самосознании отража­ющего субъекта, т. е. знания субъекта о самом себе, критическую оценку своей личности, своей деятельности, своих мыслей, сво­их поступков; с другой — сознание этого субъекта может отра­жать сознание другого человека или других людей посредством знаний об этих людях и оценивать себя посредством суждений этих других людей.

Таким образом, сознание идеально отражает не только ма­териальный мир, но и его условное отображение.

Анализируя с этой позиции состояние гипнотически изме­ненного сознания, можно проиллюстрировать указанные нами его особенности: возникают или могут возникнуть при опреде­ленных внушениях условия, когда отражение внешнего матери­ального мира в гипнозе практически приостанавливается (не ис­кажается, не трансформируется, а именно приостанавливается); в то же время рефлексивная функция сознания, базирующаяся на усиленном функционировании памяти и ассоциативных и, может быть, творческих процессов, не только продолжает оста­ваться неизменной, но и приобретает неожиданную силу, значи­тельно увеличивая свои возможности в гипнозе. Это можно объяснить тем, что энергетическая система, обслуживающая пси­хическую деятельность, переключается больше на внутреннее отражение, связанное с воздействием внушений гипнолога, трансформируя отражение широкого спектра внешней реально­сти. В этой связи возникает вопрос об обоснованности слишком жесткого разделения отражения внешней и внутренней реально­сти для субъекта, так как в конечном итоге все, что внушается субъекту, становится для него внешней реальностью.

Как уже указывалось, мы можем в гипнозе внушить испытуе­мому N, что он, например И. Е. Репин, великий художник, т. е. сформировать совершенно иное, новое самосознание. Испытуе­мый совершенно забудет на время, что он есть он, и будет чувствовать и вести себя именно так, как мог бы вести себя, по его представлению, Репин. Более того, в этом состоянии испытуемо­му можно внушить, что он может воспринимать некоторые ре­альные окружающие предметы как художник и будет их воспри­нимать; он будет их даже рисовать, и его творчество в гипнозе часто превосходит его способности в обычном состоянии; эти способности от сеанса к сеансу развиваются в гипнозе, как пока­зал опыт, заметно быстрее, чем в обычных условиях.

Таким образом, восприятие внешней реальности будет осу­ществляться и отражаться практически почти адекватно, однако оценка этого отражения в рефлексии будет происходить с пози­ции вновь «созданного самосознания Репина». Интересно, что в этом случае для испытуемого можно создать условия, когда от­ражение внешней реальности будет направленно связанным только в процессе творческой активности во время рисования. Это, естественно, еще больше мобилизует и фокусирует ориента­цию сознания только в заданном направлении, усиливая фокус активности внимания, что также является причиной больших

успехов в достижении творчества в гипнозе, чем в обычном со­стоянии.

Анализ экспериментальных результатов показывает, что основная закономерность гипнотического состояния связана с возможностью усиления (возможно, максимального) управ­ляемости функцией отражения в состоянии измененного со­знания по гипнотическому типу. Повышенная активность психики является адекватной состоянию измененного созна­ния. Это дает возможность говорить об определенной норме функционирующей системы (явление столь же нормальное, как, например, естественный сон).

Таким образом, гипноз является резервной формой психи­ческого управления, резко сфокусированного и четко направ­ленного, энергетически активизированного и связанного с особым уровнем сознания, по-видимому, с максимально воз­можной управляемостью организма как психическими, так и соматическими «бессознательными» и физиологическими функциями. Особенно важное значение для активации твор­ческого процесса имеет активация энергетических ресурсов на бессознательном уровне. Гипноз как психическое состояние — это форма повышенной готовности психики к приему инфор­мации, ее переработке и реализации в деятельности. Это — со­стояние измененной восприимчивости сознания, связанной с повышенной управляемостью почти всех функций организма. Степень глубины гипноза может быть различной, от первой стадии реакции, называемой Форелем «очарованием», когда в результате воздействия внушений повышается восприимчи­вость к словесным формулировкам, до глубинных воздей­ствий на психику при трансформации самосознания и моби­лизации всех резервов психики, и в частности памяти.

В этой связи целесообразно заметить, что оживление ней-рофизиологического уровня функции памяти проявляется не только в виде воспроизведения запомнившейся информации, но и сопровождается воспроизведением соответствующих психических состояний, включая, как мы уже упомянули, до-сознательный рефлекторный уровень (например, при внуше­нии испытуемому состояния новорожденного). Более того, воспроизведение этих психических состояний при внушении

возрастной регрессии сопровождается ярко выраженным про­явлением эмоциональных реакций соответствующего возрас­та. Таким образом, воспроизводится очень сложный комплекс памяти интегрированных сложных реакций на сознательном и бессознательном уровне. И в этом случае гипноз является по существу единственным механизмом, позволяющим доби­ваться такого воспроизведения. Именно в этом эксперименте подчеркивается психофизиологическая специфичность гип­нотического состояния по типу сверхвнушаемости, так как ни в каких других условиях и состояниях мы не можем модели­ровать и воспроизводить неврологические реакции у взросло­го здорового человека.

В первом приближении кажется, что нет разницы между гипнозом и внушением. Многие авторы сводят его только к внушению. Однако здесь возникает необходимость достаточ­но сложного анализа. Гипноз, гипнотическое состояние вы­зывается внушением, но сам гипноз есть состояние психики, связанное с повышенной внушаемостью. Таким образом, в про­цессе гипнотизации внушения гипнолога повышают внуша­емость пациента и в процессе сеанса приобретают все боль­шую и большую силу, способствуя углублению гипнотическо­го состояния. Следовательно, гипноз вызывается внушением, способствуя усилению внушаемости, но не является внушени­ем. В настоящее время это общепризнанный факт.

В гипнозе, очевидно, осуществляется более широкая воз­можность связи внушаемой информации с информационным блоком мозга, с памятью и управлением памяти на уровне трансформации сознания и даже самосознания. Отражение содержания словесного внушения в гипнозе может углублять­ся до галлюцинаторных эффектов и эйдетизма, опирающихся также на значительное усиление и мобилизацию памяти, вооб­ражения и внутренних ассоциативных и творческих процессов.

Мобилизация резервных возможностей человека может осуществляться и помимо гипноза, например при общеизвест­ных фактах увеличения физической силы в особо опасных для человека ситуациях.

Даже в случае, когда довольно сложно говорить о гипноти­ческом проявлении и практически полностью отсутствует внешнее сходство явлений, необходимо указать, что по суще­ству они не так уж далеки друг от друга. Ведь в момент пере­живания жизненно важной ситуации, когда грозит, допустим, смертельная опасность, сознание человека суживается, гос­подствует активнейший доминантный очаг — спасение, борь­ба, бегство. Все психофизиологические, физические и пове­денческие реакции функционируют в одном режиме макси­мальной мобилизации психики организма для спасения. Поэтому в известной мере здесь функционирует механизм та­кой же, как и при мобилизации психической активности при гипнозе. Отсюда само состояние в какой-то степени может считаться гипноидным, и это опять-таки позволяет лишний раз подчеркнуть мысль об определенном единстве психофизио­логических механизмов психической деятельности.

В связи с этим мы можем по-новому рассматривать и при­чинную сущность многих так называемых «пограничных» за­болеваний (неврозы и психосоматические болезни) как явле­ний, так или иначе связанных с нарушением нормального ба­ланса, нормальной корреляции сознательно-бессознательных процессов в нервно-психической деятельности (известно, на­пример, что такого рода нарушения могут вызвать язвенную болезнь или гипертонию и т. д.).

Отсюда выкристаллизовывается еще одна общая методо­логическая задача психотерапии как лечебного метода с помо­щью «расширенной» активной деятельности сознания доби­ваться восстановления нормального баланса «бессознатель­но» сознательных процессов, нормальной их взаимосвязи, а в связи с этим адекватной отражательной функции на уровне сознания, так как сознание является результатом общего ин-тегративного функционирования нервной системы. Кроме того, подчеркнем, что, рассматривая нашу позицию под углом психогигиены и психопрофилактики, мы можем полагать, что человек, овладевший системой саморегуляции психических процессов, регулирующих сознательное и «неосознанное» балансирование, несомненно будет самостоятельно способен «психопрофилактически» снимать, предотвращать появление дисфункции в результате каких-либо стрессовых ситуаций. Тем самым он будет предохранять себя от многих невротических и

психосоматических нарушений, а в дальнейшем даже развивать при этом способность мобилизации творческих ресурсов. Отсю­да, естественно, необходимо возникает вопрос о необычайно широких возможностях применения гипноза в задачах психо­логического характера, связанных с психофизиологической мобилизацией человека, развитием его памяти, внимания, спо­собности к творчеству и т. д. Однако это вопрос отдельной ста­тьи, тем более, что результатом этой психофизиологической мобилизации являются также лечебные успехи. Итак, гипноз — это:

1. Состояние измененного сознания, возникающее под воздействием особых ситуаций, особых воздействий, особых внушений.

2. Психическое состояние.

3. Форма человеческого общения.

4. Форма повышения психической управляемости орга­низма, иллюстрация максимальной активации возможностей пластичности психики.

5. Состояние повышенной и повышающейся внушаемости в количественном отношении вплоть до качественного скачка состояния измененного сознания.

6. Условие возможности расширения социального и психо­логического контакта в особых случаях и жизненных ситуациях. Гипноз имеет особые биологические, психологические, по­веденческие и социологические характеристики. Он является одной из форм адекватной реакции психики, сформировав­шейся эволюционно; особый настрой, особая установка на вос­приятие внушения на фоне измененного сознания.

8. Гипноз возникает в результате воздействия на сознание с целью его трансформирования и последующего целевого внушения.

9. Искусственным явлением гипноз может быть в очень глубоких своих вариантах, однако в неглубоких стадиях неко­торые его элементы могут проявляться в естественном обще­нии в виде повышения внушаемости.

10. Гипнотическое изменение сознания отличается от оней-роидного, истерического, сумеречного и прочих патологиче­ских форм измененного сознания тем, что гипнотическое со-

знание не связано с патологией, с искажением отражательной функции.

К гипнотическому состоянию могут быть близки пережи­вания глубокой внутренней сосредоточенности, задумчиво­сти, когда внешние раздражители почти полностью игнориру­ются за счет этой внутренней сосредоточенности. Однако это еще не гипноз, хотя, конечно, состояние гипноидное. От само-и гетерогипноза оно отличается отсутствием гипнотического раппорта.

11. Наконец, гипнотическое состояние в связи с достаточ­ной активностью психики и вместе с тем блокадой отражения элементов внешней среды не только оживляет внутренний мир ассоциативных представлений, но и «расцвечивает», «укра­шает» его творческим самоощущением.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что гипноз — эволюционно сформировавшаяся система резервного состоя­ния сознания, система специфического реагирования психики на особые формы человеческого общения, особые формы воспри­ятия информации и, как следствие, возможности психофизио­логической мобилизации.

Таким образом, утверждая сознание как детерминирующее начало в психической жизни человека и психотерапии, мы от­рицаем непреодолимость влияния стихийного бессознатель­ного и вместе с ним фрейдистское понимание взаимодействия психических функций. Тем самым мы делаем свой скромный вклад в утверждение необходимых принципов формирования не только здоровой, но и гармонически развитой личности, на основе методологически правильного понимания функци­онирования сознания при применении специфических мето­дов психотерапии и психопрофилактики.

Возвращаясь к началу статьи, можно заключить, что с по­зиций материалистического понимания сознания в состоянии гипноза возникают условия значительного повышения спо­собности управления отражательной функцией сознания на фоне его измененного, но нормального функционирования.

Это, по нашему мнению, является методологическим кри­терием как в теоретической и экспериментальной гипнологии, так и в, практической и теоретической психотерапии.

Гипноз — это важнейший резервный уровень организма. Состояние гипноза создает условия для более расширенного управления явлениями бессознательного, а также мобилиза­ции энергетической способности трансформированного (по типу сверхвнушаемости) сознания. Это позволяет более кон­центрированно фокусироваться в заданном состоянии, что при определенных обстоятельствах может вызвать мобилиза­цию физических, интеллектуальных и психофизиологических резервов личности.

 

О. В. Овчинникова, Е. Е. Насиновская, Н. Г. Иткин

ФЕНОМЕНЫ ГИПНОЗА [121]

 

Феноменология гипнотических проявлений отличается удивительным, необычайным полиморфизмом. В гипнотиче­ском состоянии репродуцируются практически любая дея­тельность, любые психологические состояния (как имевшие место в жизненном опыте субъекта, так и гипотетически воз­можные), моделируются самые разнообразные клинические проявления функционального и в ряде случаев органического характера, наблюдаемые во врачебной практике.

В связи с тем что именно специфичность гипнотических феноменов послужила основой для излагаемого далее цикла экспериментальных исследований с целью разработки новой методики изучения личности (с применением гипноза), опи­шем эти феномены. Преимущественное внимание будет уде­лено тем особенностям загипнотизированного, которые харак­теризуют стадию глубокого гипноза (сомнамбулизм).

Двигательная сфера. В гипнотическом состоянии рука ис­пытуемого, поднятая гипнологом, остается в приданном ей положении. Гипнолог изменяет позицию руки, предплечья, кисти, пальцев, тела и они удерживаются в самых причудли­вых положениях. Субъект «застывает» в странных и трудных

позах, в любой позиции, какую придаст ему гипнолог (ката­лепсия). Используя пластическую гибкость мышц, создаются разнообразные «скульптурные композиции» (восковая гиб­кость).

Гипнотическое внушение может вызвать любое произволь­ное движение. Так, посредством внушения осуществляются движения рук, ног, тела в любом направлении, автоматические вращательные движения рук, сближение рук, кивание головой и т. д., движения ускоряются или замедляются. В глубоком гипнотическом состоянии можно также и лишить возможно­сти движения: вызвать паралич рук, ног, языка, мышц голосо­вых связок, шеи и т. д. При соответствующих внушениях воз­никают кашель, смех, зевота, различные сложные действия (расхаживание, танцы, посвистывание, напевание песен и т. д.), но с таким же успехом можно и воспрепятствовать осуще­ствлению простых или сложных актов. Например, загипноти­зированного можно лишить возможности писать при сохран­ности остальных функций руки, говорить и т. п. (системный паралич). В глубоком гипнотическом состоянии вызывается машинальное записывание, когда испытуемый, разговаривая с гипнологом, автоматически, неосознанно пишет о своих лич-нозначимых переживаниях, воспоминания о которых ему бо­лезненны. При этом он не отдает себе отчета в том, что именно написала его рука, и смысл написанного будет осознан лишь при его прочтении после гипноза.

Сенсорная сфера. С помощью внушений в гипнотическом состоянии вызываются разнообразные изменения в деятель­ности любого органа чувств. В состоянии гипноза спонтанно и с помощью внушения происходит понижение чувствитель­ности к боли (анальгезия), прикосновению, температурным раздражителям вплоть до полной нечувствительности любого участка кожной поверхности или слизистых оболочек (анесте­зия). Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой на уко­лы иглой, прокалывание кожной складки и т. д. Важно отме­тить, что во время гипноза боль воспринимается (это регист­рируется с помощью электромиографических исследований), но пациент ее не «переживает». Таким образом, при гипноти­ческой анальгезии и анестезии отмечается функциональная диссоциация: информация о болевом воздействии сохра­няется, но его эмоциональный компонент исчезает.

Под гипнозом можно вызвать и увеличение чувствительно­сти (гиперестезия) к тем самым, раздражителям, которые ра­нее вызывали ее понижение. При этом гипнотик будет реаги­ровать гримасой дискомфорта на прикосновение, укол, незна­чительные изменения температуры и т. д. В гипнотическом состоянии путем внушения вызываются снижение и увеличе­ние остроты зрения, полная слепота или слепота на один глаз, сужение поля зрения, цветовая слепота (полная или на отдель­ные цвета), глухота на одно или оба уха или, напротив, обост­рение слуха. Подобно зрению, слуху, осязанию в гипнозе по­нижаются или обостряются обоняние, вкус.

В состоянии гипноза можно вызвать также изменения об­щего чувства (ощущения, соотносимые не с внешними объек­тами, а с собственным организмом) — чувство телесного бла­гополучия и неблагополучия, чувство слабости/утомления, ощущение силы, свежести, бодрости, отвращение к пище или, наоборот, повышенный аппетит, жажду, зуд, тошноту, чувство свободного или затрудненного дыхания, чувство тяжести, стеснения, давления в области сердца.

Психосоматические феномены. В состоянии гипноза воз­можно моделирование многих симптомов психосоматических расстройств. Ряд исследователей считают, что с помощью пря­мых словесных внушений в гипнозе можно спровоцировать тканевые, гуморальные и даже иммунологические измене­ния — ожог, ослабление кожных реакций на инъекции аллер­генов, остановку кровотечения и т. п.

Обманы чувств. В гипнотическом состоянии продуциру­ются самые разнообразные галлюцинации и иллюзии. Их можно вызвать как в сфере каждого из различных органов чувств, так и в любой их комбинации. Гипнотизируемый под влиянием внушения съеживается от мнимого холода с появле­нием гусиной кожи, «изнывает» от жары, обмахиваясь вооб­ражаемым веером; «обливается» водой, купается в мнимом море; «вдыхает» запах роз в цветущем саду, французских ду­хов (из пустого флакона), аромат соснового бора, на вершине горы «наслаждается» чистым горным воздухом; из соседней

комнаты он «слышит» игру на фортепьяно, оркестр, несуще­ствующий разговор; «ест» с аппетитом различные яства, «пьет» мнимое вино (при этом наблюдается покраснение ли­ца), соки, на лимон реагирует яркой соответствующей реакци­ей. Гипнотика можно отправить в «кинотеатр», где он будет «смотреть» кинокомедию и живо реагировать, смеяться, де­литься впечатлениями с «окружающими», проявляя индиви­дуальные адекватные реакции; тут же его можно перевести в «концертный зал», и он будет сосредоточенно «слушать» му­зыку. Гипнотизируемый посредством внушения оказывается в ресторане, магазине, общественном транспорте, на профсоюз­ном собрании и т. д. Можно создать любые жизненные колли­зии с эмоционально адекватными формами реагирования, с проявлением активной позиции в различных моделируемых ситуациях. Гипнотизируемый живо разговаривает с «другом», возвратившимся из заграничной командировки, обсуждает в «кругу семьи» общественно-политические проблемы совре­менности, высказывает свое отношение к происходящим со­бытиям. Причем человек, лишенный сценического дарования, начинает говорить и действовать в соответствии с внушением. Однако не все внушения реализуются, и в зависимости от индивидуальных особенностей гипнотизируемого отмечается различная степень их выраженности и коррекции. Процессы порождения сенсорных образов основываются на прежнем жизненном опыте испытуемого. Например, слюнотечение и соответствующая реакция в гипнозе на мнимый лимон воз­никнут лишь в том случае, если гипнотик знает его вкус.

Противоположность вышеописанным положительным галлюцинациям представляют отрицательные галлюцинации, когда не воспринимается какой-либо объект или его часть. Гипнотизируемому можно внушить, что он не видит и не слы­шит человека, находящегося непосредственно перед ним, и он не реагирует на любые действия этого человека и на то, что он ему говорит громким голосом. Все предметы, окружающие человека, гипнотик видит. Расхаживая по комнате, он не на­талкивается, как слепой, на человека, которого мы исключили из его поля зрения, он его обходит. Таким образом, он бессо­знательно воспринимает его. Гипнотизируемому можно внушить, что он видит этого человека без головы, без руки, без ноги и т. д. Интересно отметить, что соответствующим внуше­нием можно вызвать воспоминание обо всем том, что говорил и делал «человек-невидимка». Следовательно, действия и сло­ва этого человека все же воспринимались, регистрировались на бессознательном уровне, не достигая сознания.

Различные галлюцинации (позитивные и негативные) мо­гут быть вызваны соответствующим внушением и после гип­ноза. Испытуемый после пробуждения может видеть отсут­ствующего человека, слышать его «голос», отвечать на его «вопросы» и задавать их сам, прикасаться к несуществующим предметам и даже описывать их, ощущать несуществующий запах, есть мнимые фрукты и, наоборот, не видеть реального человека, быть глухим к произносимым словам, не ощущать вкус и запах реального апельсина, лимона и т. д. Причем пост­гипнотические галлюцинации настолько выражены, что их затруднительно отличить от реальных видений.

Память. В постгипнотическом состоянии большинство испытуемых могут вспомнить почти все, что происходило в гип­нозе, другие забывают лишь частично, избирательно, и, нако­нец, третьи не помнят абсолютно ничего (спонтанная постгип­нотическая амнезия). Спонтанная амнезия является показате­лем глубокой сомнамбулической стадии гипноза. Различают спонтанную и внушенную постгипнотическую амнезию. Ва­риантом внушенной амнезии является «амнезия источника», когда, например, человека чему-либо обучают и результат это­го обучения сохраняется в постгипнотическом периоде, но на­лицо амнезия того факта, что он научился этому под гипнозом. Путем внушения можно также вызвать эффект селективной, избирательной амнезии.

В гипнозе наблюдается повышенная способность к восста­новлению забытых воспоминаний различного возраста (ги-пермнезия). Особо важное значение это приобретает во вра­чебной практике при актуализации амнезированных травми­рующих переживаний далекого прошлого, послуживших основой для развития болезненных явлений. Таким образом выявляется причина расстройств, и далее в процессе гипноте­рапии происходит изживание вытесненных аффектов.

Путем внушения можно вызвать у гипнотика искусствен­ную амнезию разнообразного характера: «стереть» из памяти определенные периоды его жизни, и он, например, забывает, что недавно женился, переехал на другое место жительства, и т. д.; можно лишить гипнотика практических навыков и зна­ний и тем самым сделать его неспособным писать, читать, играть, рисовать, шить или производить даже самые простые действия при полной сохранности функционирования муску­латуры.

В гипнотическом состоянии вызываются представления, не соответствующие действительным событиям, носящие харак­тер ложных воспоминаний (парамнезии): гипнотик живо опи­сывает пожар, автомобильную аварию, конфликт в очереди и т. д., которых на самом деле не было. И наоборот, внушение мо­жет снять воспоминания о событиях, реально имевших место.

Диссоциация. Этот феномен проявляется в способности субъекта вычленить себя из текущей ситуации. Он подобен состоянию, когда мы впадаем в мечтательность, фантазируем, «смотрим» сновидения. Субъект «видит» себя выполняющим те или иные акты. Гипнотик может «выйти из себя», «оставить свою оболочку» и наблюдать себя со стороны, «находясь» в другом месте и в различных внушенных ситуациях. Феномен диссоциации часто используют для вызывания гипноанесте-зии. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле стоматолога, говорится:

«Вы не возражали бы выйти в парк? Такой прекрасный день. Не правда ли?» И субъект не ощущает боли, так как он, «отделенный от тела, прогуливается по парку». В результате он становится нечувствительным к манипуляциям стоматоло­га. Или другая ситуация. Рука испытуемого введена в каталеп­тическое состояние, гипнолог создает зрительные и тактиль­ные галлюцинации: «Ваши руки спокойно лежат на коленях. Вы их видите!» И субъект действительно видит обе руки, ле­жащие на коленях. В то же время конечность, находясь в ката­лепсии, становится автоматически безболезненной (без упо­минания об анестезии) и, следовательно, на ней можно прово­дить хирургическую операцию.

Превращения личности. В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются самые разнообразные превраще­ния личности. Легко осуществляются регрессия и прогрессия возраста с соответствующим поведением. Взрослый мужчина в «пятилетнем возрасте» шалит, играет детской саблей, стре­ляет из игрушечного пистолета, строит домик, залезает под стол; женщина забавляется куклой, моет ее, наряжает, шутит, смеется, плачет, говорит, как пятилетняя девочка. Можно так­же достичь глубокой трансформации психики, моделируя пе­риод новорожденности с-адекватными этому возрасту пове­денческими и неврологическими реакциями: характерный детский плач» спонтанные хаотические движения, «плавание» глаз, сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, рефлекс Ба-бинского и даже соответствующая детской ЭЭГ. В частности, рефлекс Бабинского рассматривается как психофизиологиче­ский показатель аутентичности состояния данного возраста.

При регрессии возраста субъект обнаруживает много лич­ностных черт, присущих воспроизводимому периоду жизни: детский интеллект, соответствующую артикуляцию, словар­ный состав, изменение почерка и другие объективные показа­тели регрессируемого возраста.

В случаях внушения прогрессии возраста искусственно вызывается дезориентация во времени с галлюцинаторными представлениями о том, что гипнотик живет в будущем, оста­ваясь в своем хронологическом возрасте. Например, человеку средних лет можно внушить, что он присутствует на юбилее по случаю своего 70-летия. Феномен прогрессии возраста помо­гает понять, как данный субъект мог бы реагировать в буду­щем на различные моделируемые в гипнозе значимые для него ситуации, в частности ситуации стресса.

В глубоком гипнотическом состоянии при соответствую­щем внушении гипнотик «превращается» в Цезаря, Наполео­на, бога, царя, оратора, в кого-либо из художественно одарен­ных людей (Репина, Ван Гога, Рахманинова и т. д.), атеист — в духовное лицо, городской житель — в крестьянина. Наблю­даемое поведение соответствует внушенному образу, происхо­дит глубокая трансформация самосознания. При внушении образа другой личности гипнотик не узнает себя в зеркале и его трудно переубедить, что он не является внушенной лично­стью.

В глубокой сомнамбулической стадии гипноза вызываются различные метаморфозы. Многие сомнамбулы соответствую­щим внушением превращаются в противоположный пол, в ка­ких-либо животных, в неодушевленные предметы. Поведение гипнотика при подобных внушениях резко меняется: как соба­ка, он ходит на четвереньках и лает, как кошка — мяукает и языком пьет мнимое молоко, как корова — мычит и пережевы­вает сено, как столб — замирает в оцепенении в вытянутом положении, как ковер — растягивается на полу и т. п. Гипно-тик при внушенных превращениях личности ведет себя соот­ветственно содержанию вторичного образа.

Постгипнотические внушения. Этот феномен находит свое выражение в различных актах, которые выполняются после выхода из гипноза в ответ на специфические внушения гипнолога. Запрограммированное во внушении действие реа­лизуется испытуемым в постгипнотическом периоде автома­тически, помимо его воли. При этом субъект объясняет это вдруг возникшим желанием выполнить тот или иной акт. Че­ловек что-то делает по причине, самому ему неизвестной. Для обоснования собственных действий он пытается найти рацио­нальное объяснение, не связанное с инструкцией гипнолога, которая им забыта по причине спонтанной или внушенной амнезии.

Таким образом, инструкция гипнолога является бессозна­тельной, но вполне реализуемой. Крогер сравнивает постгип­нотические внушения с теми автоматическими, импульсивны­ми действиями, которые человек иногда совершает вне гипно­за. «Мы знаем, что мы делаем в данный момент, но не знаем, почему»[122].

Сам факт постгипнотического внушения был известен в первой половине XIX в. Уже И. Бернгейм, Л. Левенфельд, А. Молль, А. Форель и другие авторы в сочинениях по гипно­тизму приводят множество примеров выполнения постгипно­тических внушений. Например, П. Жане так формулирует свое понимание этого явления: «Внушенная во время сомнам­булизма идея не теряется после пробуждения, хотя субъектом она, по-видимому, и забыта, и он ничего о ней не знает... Ино­гда она достигает полного развития, вызывая исполнение вну­шенного акта, не проникая обычно в сознание. Существенным здесь является факт подсознательной мысли, существование которой прекрасно подтверждается фактом постгипнотиче­ского внушения: иначе этот последний не может быть объяс­нен»[123].

В постгипнотическом внушении можно запрограммиро­вать самые разнообразные действия, ощущения, галлюцина­ции, иллюзии, равно как и время их осуществления. Время ослабляет тенденцию к проявлению постгипнотических вну­шений, хотя они могут быть действенными в течение несколь­ких лет. Принято считать, что обычно постгипнотические вну­шения эффективны по крайней мере в течение двух месяцев.

Выполнение разнообразных постгипнотических внушений находится в большой зависимости от степени внушаемости, от характера внушений (особенно бессмысленных и странных), трудностей в их осуществлении, а также от психологических особенностей личности, ее нравственной позиции, системы ценностей, привычек, целей, потребностей. Гипнотик выпол­няет внушения не как марионетка, а как личность. При пост­гипнотических внушениях, противоречащих базовым пред­ставлениям, нравственным основам, испытуемые прямо в гип­нозе могут отказаться от их исполнения либо реализуют их частично, избирательно. Если гипнолог настаивает в гипноти­ческом состоянии на выполнении внушения, вызывающего негативизм, то обычно испытуемых очень трудно разбудить. При введении конфликтных внушений (противоречащих лич­ностным установкам) у истероидных субъектов, например, может возникнуть истерический припадок. Тип взаимоотно­шений между гипнологом и субъектом также оказывает боль­шое влияние на выполнение постгипнотических внушений. Мягкая, эмоционально насыщенная атмосфера, непрямые внушения уменьшают сопротивление субъекта.

Искажение времени. Моделирование в гипнозе этого ин­тереснейшего феномена связано с исключительной способно­стью мозга предвосхищать время, «сжимать» его или «расши­рять». У каждого человека есть биологические часы, которые способны оценивать время с удивительной точностью. Многие люди обладают способностью просыпаться в определенное время. Гипнотическое состояние позволяет включать био­логические часы, и испытуемый пробуждается точно в наме­ченное программой время с тем, чтобы выполнить действия, указанные в постгипнотическом внушении.

В соответствии с содержанием постгипнотических внуше­ний каждая минута актуального времени может субъективно оцениваться как 10 минут или, например, каждые 5 минут со­стояния будут тянуться очень медленно и казаться такими долгими, как целый час («расширение» времени). В других случаях, наоборот, 10 минут объективного времени могут быть спрессованы до 1 минуты субъективного, так же как целый час до 5 минут («сжимание времени»).

Сомнамбулизм. Это одна из глубочайших стадий гипноза, имеющая две основные разновидности. При активном типе сом­намбулизма испытуемые обнаруживают значительную психи­ческую активность, быстро выполняют внушения гипнолога, совершают сложные действия, вступают в беседу и т. д. При пассивном типе субъекта трудно побудить даже к самым про­стым действиям, не говоря уже о сложных: на вопросы он либо вовсе не отвечает, либо реагирует с трудом, отдельными сло­вами, медленным движением губ. Оба типа сомнамбулизма, естественно, представляют собой крайности, между которыми наблюдаются разнообразные переходные степени.

Характерной особенностью сомнамбулической стадии явля­ется то, что в ней необходимы специальные указания гипноло­га с определенными внушениями, чтобы вывести испытуемого из состояния пассивности и побудить его к активному поведе­нию. Только гипнолог может воздействовать на загипнотизи­рованного (изолированный раппорт). Функция ответственно­сти в большой степени — охотно и с удовольствием — пере­дается гипнологу. Эта особенность гипноза определяется как спад функции планирования.

Многими исследователями отмечается, что в гипнотиче­ском состоянии происходит перераспределение внимания, проявляющееся в необычайной избирательности по отноше­нию к окружающей среде. Э. Хилгард, в частности, приводит описание эксперимента В. Джемса, который прекрасно иллю­стрирует данное положение: «...Проведите штрих на бумаге или на доске и скажите субъекту, что этого штриха там нет, и он не будет видеть ничего, кроме чистого листа бумаги или чистой доски. Затем, когда он не смотрит, окружите первый штрих другими точно такими же штрихами и спросите его, что он видит. Он будет указывать один за другим на все новые штрихи и пропускать первый каждый раз независимо от того, сколько будет добавлено новых штрихов и в каком порядке они будут расположены. Очевидно, что он не слеп ко всем штрихам как к виду. Он слеп только к одному конкретному штриху, занимающему определенное положение на доске или на бумаге, т. е. к структуре сложного объекта; и, как ни пара­доксально это может звучать, он должен с большой точностью отличать его от всех других ему подобных, чтобы оставаться слепым к нему, когда рядом с ним появились другие. Он "вос­принимает" его в качестве предварительного шага к тому, что­бы не видеть его вообще!»[124].

Таким образом, внимание субъекта полностью локализует­ся на словах гипнолога, к которым проявляется повышенное доверие. В гипнотическом состоянии устанавливается рап­порт — тесная связь и глубокая взаимозависимость гипнотика и гипнолога, нарастает внушаемость, вплоть до состояния осо­бой гипервнушаемости. Гипнотические внушения автомати­чески приобретают статус убежденности. В результате приме­няемые гипнологом внушения предохраняют входящую ин­формацию от критики, контроля сознания, наступает сен­сорная и логическая «слепота» на несоответствие реальности. Вводимая информация принимается за действительность, сливается с концепцией гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.

Отсутствие чувствительности к логическим противоречи­ям является одним из критериев глубокого гипнотического состояния. Например, субъекту можно, внушить, что человек, сидящий от него слева, одновременно находится и справа (удвоение людей). В большинстве случаев он испытывает зна­чительные трудности в дифференциации реального образа от галлюцинаторного и воспринимает наличную ситуацию без критической оценки. Сомнамбулы легко верят самым стран­ным и необычным внушениям: присутствие в одной комнате с ними галлюцинаторных разговаривающих животных, кото­рые вообще не водятся в этих местах (гремучая змея, скорпи­он и т. п.), отсутствие отдельных органов (головы, ног, рук) у ходящих по комнате людей, их удвоение и т. д. Таким образом, все виды и способы реалистических и нереалистических иска­жений в глубоком гипнотическом состоянии могут быть при­няты без критики. Этот факт послужил основой для утверж­дения М. Орна о наличии особой трансовой логики, которая означает своеобразное принятие того, что в нормальном состоянии считалось бы совершенно абсурдным.

В заключение подчеркнем, что у читателя при знакомстве с феноменами гипноза, поражающими своим многообразием, может возникнуть ложное впечатление об абсолютной власти гипнолога и его возможности неограниченного управления психикой гипнотика. Между тем, как отмечалось выше, гипно­тизируемый отнюдь не является каким-то автоматом, прояв­ляющим полную покорность. На самом деле загипнотизи­рованный в состоянии различным образом противодействовать требованиям гипнолога. Беспрепятственно выполняются толь­ко нейтральные для личности инструкции, так как они не про­тиворечат основным чертам его характера и доминирующим представлениям. Даже в случаях глубокого транса испытуемо­го невозможно заставить совершить действия, которые не со­гласуются с его мировоззрением, ценностями, личностными установками, что с очевидностью свидетельствует о сохранении контроля над гипнотической ситуацией.

В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Россохин






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных