Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ_____

ЗАНЯТИЕ 12-13

Дата _________

ТЕМА: Сенсорные функции коры больших полушарий.

Интегративные механизмы мозга. Ноцицепция

 

ЦЕЛЬ: Освоить основные закономерности функционирования сенсорных систем. Знать механизмы обработки информации на уровне коры больших полушарий. Ознакомиться с методом электроэнцефалографии.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:

1. Особенности нейронного строения коры больших полушарий.

2. Таламо-кортикальные взаимоотношения.

3. Механизмы возникновения электрических потенциалов в возбудимых тканях

4. Структурная организация чувствительных ядер спинного мозга.

5. Взаимодействие вегетативных и соматических нервных путей.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ_____

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

1. Характеристика сенсорных зон коры больших полушарий.

2. Характеристика ассоциативных зон коры больших полушарий.

3. Роль функциональных колонок коры больших полушарий в обработке сенсорной информации.

4. Значение ретикулярной формации мозгового ствола в обработке сенсорной информации. Восходящая и нисходящая системы ретикулярной формации.

5. Аминоспецифические системы мозга.

6. Электрические явления в коре больших полушарий. Метод электро­энцефалографии, его значение для клиники.

7. Вызванные потенциалы, основные ритмы ЭЭГ.

8. Кожная чувствительность и ее виды.

9. Болевая рецепция. Биологическое значение боли.

10. Виды боли.

11. Нейрофизиологические механизмы боли (рецепторные аппараты, воспринимающие боль, болевые рефлексы, проводящие пути болевой чувс­твительности).

12. Центральные звенья переработки ноцицептивной информации. Ворот­ный механизм.

13. Адаптация болевых рецепторов.

14. Антиноцицептивные системы.

15. Физиологические основы обезболивания.

16. Висцерорецепция.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Электроэнцефалография. Знакомство с методом и прибором для регистрации коле­баний электрической активности коры больших полушарий.

Ход работы: преподавателть демонстрирует прибор для регистрации коле­баний электрической активности коры больших полушарий. Регистрацию ЭЭГ проводят в специальной экранированной камере. Электрические потенциалы мозга отводят с помощью специального устройства, которое состоит из отводящих электродов и держателя электродов в виде шлема. Схема расположения электродов на голове испытуемого может быть различной. Чаще используют лобные, теменные, височные и затылочные отведения. Испытуемого усадить в кресло, на коже головы в местах наложения электродов расправить волосы, протереть кожу смесью спирта с эфиром для обезжиривания. Накладки электродов смочить 3,0% раствором NaCl и фиксировать на голове шлемом. Индифферентный электрод разместить на мочке уха. После наложения электродов испытуемого просят сидеть спокойно, гасят свет, закрывают дверь в камеру. Включают энцефаллограф и в течение 30 с. регистрируют активность коры большого мозга. Затем на 10с. включают яркий свет, регистрируют реакцию десинхронизации, особенно выраженную в затылочных отведениях. Через 3-5 мин. после выключения света включают звук частотой 100 Гц и отмечают характер изменения активности мозга.

В тетрадь вклеить фрагмент записи ЭЭГ.

Результат: описать основные блоки электроэнцефалографа, описать варианты электродов и способы их подключения, преимущества компьютерной ЭЭГ.

 

 

Вывод:

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Анализ ЭЭГ.

Ход работы: провести обработку полученной электроэнцефалограммы

Результат:

 

Вывод:

 

ЗАДАНИЕ 3 Анализ болевой рецепции.

Ход работы. Остриём иглы или колючей щетинкой многократно прикасаться к различным участкам предплечья. Отметить разными цветами и подсчитать число точек, прикосновение к которым вызывает ощущение боли, давления или прикосновения.

Результат:

 

Вывод:

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Решение ситуационных задач.

1. У больного кровоизлияние в области нижней трети задней цент­ральной извилины. Какие симптомы возможны у больного?

 

 

2. Во время наркоза у больного на ЭЭГ возникли потенциалы ампли­тудой 280 мВ и частотой около 0,6 гц. Достаточна ли глубина наркоза?

 

 

3. Где локализовано повреждение, если у человека нарушены зрение и слух, отсутствует поворот головы и глаз в сторону звука и света?

 

4. Как изменится ЭЭГ кошки при разрушении у нее верхних отделов ретикулярной формации мозгового ствола? Почему?

 

5. На человека действует болевой раздражитель. Можно ли, не спра­шивая отчета об ощущениях, узнать, как он чувствует боль?

 

 

6. Какими явлениями сопровождаются болевые рефлексы?

 

7. Что такое гиперестезия, анальгезия, парестезия?

 

8. Какие существуют висцеро-рецепторные рефлексы?

 

 

9. Перечислить способы местного обезболивания.

 

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ_____

КРОК тесты

1. В результате травмы у мужчины 40 лет разрушены задние корешки спинного мозга. Какие нарушения будут наблюдаться в области иннервации этих корешков?

А. Нарушения функции исчерченных скелетных мышц

В. Потеря всех видов чувствительности

С. Нарушение функции гладкой мускулатуры

D. Потеря температурной и вибрационной чувствительности

E. Потеря болевой чувствительности

 

2. Во время операции на головном мозге отмечено, что раздражение определенных зон коры больших полушарий вызвало у больного тактильные и температурные ощущения. Какую зону раздражали'?

A. Парагипокамповую извилину

B. Прецентральную извилину

C. Верхнюю латеральную извилину

D. Поясную извилину

E. Постцентральную извилину

 

3. У пациента после травмы появился паралич, изменения болевой чувствительности справа: слева - паралич отсутствует, но нарушена болевая и температурная чувствительность. Какова причина этого состояния?

A. Повреждение ствола мозга

B. Односторонее поражение спинного мозга с правой стороны

C. Повреждение среднего мозга

D. Повреждение двигательной зоны коры головного мозга

E. Повреждение мозжечка

 

4. У больного возникла полная демиелинизация волокон ведущих восходящих путей.

Формирование каких ощущений при этом ухудшится меньше?

A. Температурных.

B. Проприоцептивных

C. Зрительных

D. Осязательных

E. Слуховых

 

5. При обследовании больного с травматическим повреждением головного мозга обнаружено, что он перестал различать перемещение предмета по коже. Какой отдел коры мозга поврежден?

A. Задняя центральная извилина

B. Затылочная доля коры

C. Теменная доля коры

D. Лобная доля коры

E. Передняя центральная извилина

 

6. У пациента после травмы возникли параличи, расстройства болевой чувствительности справа; слева -параличи отсутствуют, но нарушена болевая и температурная чувствительность. В чем причина такого явления?

A. одностороннее поражение спинного мозга с правой стороны

B. повреждения ствола мозга

C. повреждение среднего мозга

D. повреждения двигательной зоны коры головного мозга

E. повреждения мозжечка

 

7. Неузнаваемость больным предметов при их ощупывании возникло после черепно-мозговой травмы. Какой отдел мозга поврежден?

A. Постцентральная извилина

B. Лобная доля

C. Височная доля

D. Прецентральной извилина

E. Мозжечок

 

             
B E B A A A A

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка выведения аскорбиновой кислоты с мочой | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных