Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Из автореферата диссертации Фокиной А.В «РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА

 

В СТРУКТУРЕ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАНТНОСТИ»

Девиантное поведение детей и подростков постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, криминалистов. В последнее десятилетие судебной статистикой зафиксирован стабильный рост показателей абсолютного числа несовершеннолетних осужденных и коэффициента судимости, что свидетельствует о криминализации подростковой среды. Статистика девиантности красноречива: в современной России около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем в СССР в начале 1930-х годов. Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают аналогичные показатели общей преступности. Только в Москве в суд ежегодно направляется более 20 тыс. материалов о совершении преступлений несовершеннолетними или с их участием. Около 1,5 млн. детей школьного возраста не посещают школу вообще; среди подростков, задержанных ми- лицией в 2000−2001 году, около 44 тыс. не имели даже начального образования. Дет- ское и подростковое «социальное дно» составляет не менее 4 млн. человек (для сравнения: в России 3 млн. студентов).

Проблематика девиантности чрезвычайно широка. Девиантное поведение– явление и персональное, и социальное. Реальность, обозначаемая данным по- нятием, охватывает множество индивидуально-психологических и социальных процессов. Рассмотрение компонентов девиантности и их взаимосвязей позво- ляет в каждом конкретном случае не только понять этиологию и «удельный вес» отдельных структурных элементов девиантного поведения, но и найти мишень воздействия для последующей коррекции. Изучение эгоцентризма как компонента девиантности обусловлено случаями специфического искажения понимания подростками-правонарушителями социальных отношений. Их сис- тема представлений оказывается узко субъективной, эгоцентрической, не соот- ветствующей социальным нормам. Обращение к специальной литературе [Баш- катов И.П., Гоголева А.В., Ениколопов С.Н., Кудрявцев И.А., Личко А.Е., Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Ратинов А.Р., Эйдемиллер Э.Г., Chambers J., Suls J., Erickson M., Adams G., Frith U., Vignemont F., Gulotta T., Cobb N., Еlkind D., En- right R. и др.] дает основания утверждать, что изучение места и роли эгоцен- трических компонентов в общей картине подростковой девиантности является новым направлением в психологии, позволяющим расширить понимание при- чин, механизмов и возможностей коррекции девиантного поведения. Исследо- вание соотношения девиантности и эгоцентризма связано как с задачей пони- мания внутренней картины мира современного девиантного подростка, так и с необходимостью коррекции его проявлений в социальном взаимодействии.

Распространенность подростковой девиантности и факторов, способствующих ее возникновению, недостаточная разработанность превентивных и коррекционных мер психологической и социальной реабилитации девиантных подростков подчеркивают актуальность темы исследования. Изучение детерминации, структуры и возможностей коррекции девиантного поведения − в частности, роли эгоцентрических компонентов в формировании и структуре подростковой девиантности − составляет стратегическую цель данной работы.

Значение феноменов аффективно-личностного эгоцентризма («сфокусированность на себе», «личный миф», «воображаемая аудитория», фокализм) у девиантных и нормотипических подростков различно. В норме феномены эгоцентризма служат этапом, необходимым для дальнейшего понимания себя, самоопределения, а в случае девиантности эгоцентризм превращается в устойчивое патологическое состояние, которое маскирует реальные трудности и создает «фасадную успешность», компенсирующую восприятие подростком-девиантом себя и окружающих.

Частные гипотезы исследования:

1. У девиантных подростков свойственный этому возрасту аффективно-личностный эгоцентризм усиливается и приобретает особые функции, которые состоят в «оправдывающем себя» и свое поведение искажении представлений о собственной личности, в парадоксальном восприятии просоциального и асоци- ального поведения, эгоцентрической оценке социальных норм и санкций. У нормально развивающихся подростков социальная зрелость проявляется в сни- жении аффективно-личностного эгоцентризма и достижении аллоцентризма, то есть умения и склонности ставить себя на место другого.

2. Преобладание тех или иных компонентов эгоцентризма в оценке собст- венной личности и в оценке социума позволяет высказать предположение о существовании различных типов проявлений аффективно-личностного эгоцен- тризма в структуре девиантности. Если эгоцентризм преобладает в области оценки социального мира, то подросток будет представлять собственное пове- дение как оправданное и нормальное, а социальное окружение как неадекватное и несправедливое, специфически неверно реагирующее на его действия («Меня никто не понимает»). Если эгоцентризм преобладает в представлениях о собственной личности, то подросток-девиант будет рассматривать свое пове- дение как показатель уникальной успешной социализации, более глубокого, чем у окружающих, понимания современного мира («Я все понимаю лучше дру- гих»). Независимо от типа, аффективно-личностный эгоцентризм является ком- понентом подростковой девиантности и играет роль «защитного механизма», снижающего у подростка переживание социального неуспеха.

3. Динамика аффективно-личностного эгоцентризма, независимо от того, являются ли подростки девиантными или нет, одинакова: младшим подросткам в большей степени характерно эгоцентрическое искажение представлений о значимости собственного поведения для окружающих («картины социального мира»); старшим − качеств собственной личности («картины себя»).

В работе впервые феномены личностного эгоцентризма рассмотрены в сравнительном исследовании девиантного и нормотипического поведения подростков. Адаптированы методики для выявления подросткового аффективно-личностного эгоцентризма, применимые, в том числе, в работе с девиантными подростками. Установлено, что система от ношений к социуму и представлений о себе у девиантных подростков носит устойчивый эгоцентрический характер и включает в себя два различных типа, характеризующихся преобладанием направленности: на себя и на окружающих. Представлены структурно-функциональные характеристики аффективно-личностного эгоцентризма девиантных подростков и установлена его основная функция – защитно-компенсаторная. Показано, что девиантность является фактором роста аффективно-личностного эгоцентризма. Предложены принципы организации психологической помощи асоциальным подросткам с учетом наличия эгоцентрических компонентов в структуре девиантности.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования расширяют представления о закономерностях и механизмах девиантного поведения подростков. В дополнение к имеющимся литературным источникам показано, что для девиантных подростков характерно эгоцентрическое нерефлексивное компенсаторное искажение самовосприятия и восприятия социального мира. Показан универсальный характер динамики аффективно-личностного эгоцентризма у нормотипических и у девиантных подростков. Исследование отношений девиантных подростков с социумом позволило показать компенса торно-защитную функцию аффективно-личностного эгоцентризма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Аффективно-личностный эгоцентризм входит в структуру девиантно- сти как существенный компонент отношения подростка к социальному окружению и к самому себе.

2. Девиантным подросткам присуще эгоцентрическое видение мира, про- являющееся в конкретных феноменах: «личный миф», «воображаемая аудито- рия», «сфокусированность на себе», феномен эгоцентрической оценки социаль- ных санкций и норм; фокализм. У девиантных подростков свойственный этому возрасту аффективно-личностный эгоцентризм усиливается и приобретает осо- бые функции, которые состоят в «оправдывающем себя» и свое поведение ис- кажении представлений о собственной личности, в парадоксальном восприятии просоциального и асоциального поведения, эгоцентрической оценке социаль- ных норм и санкций. Таким образом, эгоцентризм в структуре девиантности маскирует реальные трудности, создает у подростка «фасадную успешность», компенсаторную картину восприятия себя и окружающих. Он выполняет за- щитную функцию: его действие позволяет так исказить смысл событий и пере- живаний, чтобы не нанести ущерба представлениям подростка о самом себе.

3. Соотношение компонентов в структуре личностного эгоцентризма по- зволяет типологизировать стратегии эгоцентрического видения мира девиант- ным подростком: «Меня никто не понимает» и «Я все понимаю лучше других».

4. Динамика аффективно-личностного эгоцентризма, независимо от того, являются ли подростки девиантными или нет, одинакова: младшим подросткам в большей степени характерно эгоцентрическое искажение представлений о значимости собственного поведения для окружающих («картины социального мира»); старшим − качеств собственной личности («картины себя»).

5. Психологическая помощь девиантным подросткам должна ориентироваться на характеристики нормального онтогенеза и зону ближайшего развития, последовательное расширение возможностей включения подростка в социально приемлемые способы деятельности. Она должна опираться на сильные стороны в развитии подростков, учитывать значение личностного эгоцентризма и преодолевать асоциальные формы его проявления, развивать комплексное, «сте- реоскопическое» психологическое видение себя и окружающих.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования; определены объект, предмет, цель и задачи работы, сформулированы гипотезы, представлены ос- новные методологические основания и эмпирические методы исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе – «Подростковая девиантность» − приводится дифференциация понятий девиантность, социальная дезадаптация, делинквентность;

анализируются различные подходы к пониманию девиантности в области философии, социологии, юриспруденции и психологии.

Понятия нормы и девиации относятся к числу наиболее неопределенных в психологии. По словам Л.С. Выготского, в действительности не существует ни- какой нормы, но встречается бесчисленное множество уклонений от нее, и очень трудно сказать, где отклонение переходит те границы, за которыми уже начинается область ненормального. Поэтому девиантность определяется в со- временной психологии очень по-разному. В это понятие могут включаться все ненормальные формы поведения, включая нарушения психического здоровья. В большинстве исследований девиантность определяется как понятие, тождест- венное социальной дезадаптации. В ряде других работ девиантность понимается как нарушение принятых нравственно-правовых норм (правонарушения, ку- рение, употребление алкоголя, игровые зависимости). Как форму девиантного

поведения или как отдельное явление выделяют делинквентность. Это понятие имеет более узкое значение. Делинквентность − это нарушение принятых в об- ществе юридических норм (воровство, грабежи, драки с тяжелыми последст- виями и т.п.). При всем многообразии определений девиантности можно выде- лить существенные признаки этого понятия. Это сложный феномен, включаю- щий широкий круг внешних и внутренних процессов различной природы, объ- единенных отклонением от соблюдения социальных, нравственных и правовых норм, регулирующих взаимоотношения индивида и социума.

В современной науке можно выделить три области исследования девиантности. Первая область – философское осмысление свободы и преступления, права и морали. В разных философских учениях право выводилось из «самой природы человека» (теории естественного права), «идеи права» или других идеальных начал (неокантианская, неогегельянская школы, феноменология), «конкретной ситуации» (экзистенциализм). Преимущественно право рассматривалось в философии как фактор развития личности и ее нравственной сущности. Особенно ярко это показано в работах философов эпохи Просвещения [Вольтер, Монтескье, Юм]. Дореволюционная Россия внесла большой вклад в развитие либеральной теории права, понимая его как систему формализованных норм поведения для формально равных индивидов. Существенным влиянием на правосознание обладают мораль, политическое сознание, исторические традиции. В современной философии право понимается как фактор позитивного воздействия на формирование личности и как антиавторитарное явление [Соловьев Э.Ю., 1989]. Даже при самых неблагоприятных условиях у человека остается возможность автономии, ответственного личного выбора.

В классических естественнонаучных и философских исследованиях пока- зано, что существенное влияние на динамику преступности и агрессии в обществе оказывают глобальные процессы. Среди них перенаселенность земли, из- менение темпов жизни, смена ценностей, уничтожение индивидуальности, унификация взглядов, разрыв с традицией и отчуждение поколений [К. Ло-ренц. Другие источники преступности − тревога и скованность. Деструктив- ность, в том числе, преступность, проявляется в том, что человек преодолевает чувство неполноценности, унижая или покоряя других. Это средство избавле- ния от чувства собственного бессилия. Человек должен проявить себя, прожить собственную жизнь, иначе энергия, направленная к жизни, превращается в энергию, направленную на разрушение. По словам Э. Фромма, деструктивность− это результат непрожитой жизни.

Еще одна область изучения асоциального поведения – психологические концепции девиантности. Они наиболее разработаны в психоанализе, теории социального научения, деятельностном подходе, и конкретизированы в много- численных эмпирических исследованиях.

С точки зрения психоанализа, ребенок изначально асоциальное существо, так как требует удовлетворения собственных потребностей без учета социаль- ных норм. Это первая фаза асоциальности. Задача воспитания − социализация ребенка, что невыполнимо, если развитие либидо идет в неправильном русле. Вторая фаза асоциальности − «латентная делинквентность». Ребенок или не полностью отказывается от своих асоциальных желаний, или подавляет их. За ней может последовать явная делинквентность – третья фаза становления асоциальности. Терапия с делинквентным подростком успешна в том случае, когда происходит реальный отказ от инстинктивных желаний, а не их подавление.

В соответствии с теорией социального научения, для того, чтобы процесс социализации личности был успешным, необходимо соблюдение двух условий. Первое – это развитие мотивации зависимости. Ребенок научается добиваться одобрения окружающих и приспосабливаться к их правилам и запретам. Второе условие − соблюдение норм и требований со стороны общества. Недостатки социализации не обязательно проявятся в деструктивности. Факторами ее развития являются переживание фрустрации при недостатке родительской любви; несогласованность требований взрослых, делающая невозможным четкое понимание социальных норм; несоответствие поведения родителей культурным образцам; недостаток социализирующих факторов, неадекватное использова- ние дисциплинарных мер.

В деятельностном подходе девиантное поведение анализируется в сопос- тавлении с нормой. Подростковый возраст − этап стремительного развития, когда социальное и психологическое развитие запаздывает по сравнению с органическим. В этом возрасте происходит «второе рождение личности», изменяющее весь ход последующего развития [А.Н. Леонтьев]. Основные новообразования этого возраста − самосознание, самоопределение и чувство взрослости. Ведущая деятельность − интимно-личностное общение со сверстниками. Нравственные мотивы и мотивы самоопределения занимают ведущее место в структуре личности. Подростковый возраст − этап активных психологических преобразований, сопровождающихся развитием социальной рефлексии, нравственного мировоззрения и просоциальной мотивационной иерархии. С этих позиций подростковая асоциальность в полной мере предстает как глубокая девиация развития.

Во второй главе − «Психологические особенности асоциального подростка» − раскрыты конкретно-эмпирические исследования девиантности; описаны причины девиантного поведения; проанализированы личностные особен- ности девиантных подростков (агрессия, асоциальная направленность лично- сти, неразвитая нравственная сфера и др.); даны характеристики асоциальных групп.

Все подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и аномальными формами поведения. Для последних характерна генера- лизация и патологическая стереотипность поведенческих реакций; превышение «потолка» нарушений поведения, свойственных той когорте сверстников, к ко- торой принадлежит подросток; склонность к поступкам, ведущим к социальной дезадаптации [Личко А.Е., 1999].

Неравномерность психического развития, дисгармоничность формирования разных функций в период подросткового кризиса обуславливают особую подверженность подростков нервным и психическим нарушениям. Причины формирования девиантности − это психические и психофизиологические рас- стройства; влияние возрастного кризиса; социальные процессы; психологиче- ские факторы. Принципиальные особенности девиантной личности лежат в сфере ее социальных и ценностных установок.

Общим для всех исследований является описание выраженной агрессии у девиантного подростка. Она значительно превосходит агрессию взрослых [Ени- колопов С.Н.]. В структуру мотивации агрессивного поведения подростков входят мотивы, связанные с поиском возможностей демонстрации своего "Я"; мотивы, связанные с реализацией выбранной асоциальной роли; мотивы, обусловленные потребностью в самоутверждении при игнорировании возможностей просоциальной самореализации. Агрессивный стиль взаимодействия с окружающими воспринимается как предпочитаемый. Для девиантных подростков характерна асоциальная и антисоциальная личностная направленность, когда регулятивное влияние на поведение социальных норм, ценностей и правил снижено. Они либо вообще отвергаются, либо выступают как формально знаемые, но не способные влиять на поведение. Основную роль играют непосредственные желания.

Особенности эмоциональной сферы девиантных подростков − это низкая эмоциональная устойчивость, низкий порог фрустрации, тенденция к кумуля- ции аффекта [Башкатов И.П., 2002; Гоголева А.В., 2004; Кудрявцев И.А., 2000; Семенюк Л.М., 2005 и др.]. В качестве существенного компонента девиантности выделяется саморазрушающее поведение Эйдемиллер Э.Г., 1991. Несформированность механизмов самоконтроля, предрасположенность к подражанию, высокая конформность способствует проявлениям девиантности.

Существенное значение имеет принадлежность к асоциальной группе. Асоциальную группу отличает игнорирование нравственных и социальных норм, высокая эмоциональная вовлеченность каждого в групповые дела, выраженное у всех членов группы чувство принадлежности к ней («Мы») и противопоставление его чувству «Они». Четко выражено пренебрежительное и жестокое отношение к «отверженным», наличие особых привилегий для «авторитетов», автономность существования каждого иерархического слоя [Башкатов И.П.; Гоголева А.В.; Adams G., Gulotta T.; Nathan P., Harris S. и др.].

Для девиантных подростков типична социальная изоляция, разрушение приемлемых способов взаимодействия с обществом. Для достижения социальной зрелости подростка важно не только соответствие его поведения нравственно-правовым нормам, но и адекватное неэгоцентрическое понимание себя и собственного поведения, каким оно предстает в глазах окружающих.

В третьей главе − «Эгоцентризм как свойство мышления и личности подростка» − дан развернутый анализ классических и современных представ- лений об эгоцентризме. Эгоцентризм в широком смысле понимается как отно шение субъекта к миру, характеризующееся крайней сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я» во всех сферах жизнедеятельности (познании, этике, общении и др.). В психологии эгоцентризм преимущественно понимается как познавательная позиция личности, фиксация на собственных взглядах и состояниях с отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других. В патопсихологии показано, что эгоцентризм может сопутствовать шизофрении и истерии.

Религиозно-этический взгляд на природу эгоцентризма представлен в ра- ботах А.А. Ухтомского. Для эгоцентрика типично самоутверждение в обособлении от окружающих; склонность оценивать мир, исходя из того, что все критерии истины заданы в его собственной персоне. Эта «принципиальная одинокость эгоцентрика» влечет за собой постоянное «преследование своим собственным образом». Так проявляется «закон заслуженного собеседника»: эгоцентрик судит по аналогии с собой и приписывает окружающим качества, присущие ему самому. Это «Двойник»: собеседник в реальности скрыт, иллюзорен.

«Двойник» включает две стороны – Двойник себя, создаваемый в самом себе, и Двойник, создаваемый в каждом другом человеке по собственному образу.

Понятие эгоцентрической доминанты использовал Л.С. Выготский. Она состоит в том, что в системе интересов подростка центральное место занимает его формирующаяся личность.

В ряде исследований понятие эгоцентризма используется для характери- стики направленности личности. Это такая система отношений, в которой личность полагает основной ценностью себя, а других принимает постольку, поскольку они не противоречат ее взглядам и интересам [Егорычева И.Д., 1999].

Сходная позиция прослеживается в социально-психологических исследо- ваниях. Эгоцентрическую направленность личности характеризуют центрация на «Я», рассмотрение себя как особой ценности. Учет позиции другого снижен.Партнер по общению деперсонализируется, ему приписывается определенный узкий репертуар качеств. Если эти ожидания не подтверждаются, то против другого принимаются меры (убеждения, уговоры, требования), или контакт раз- рывается [Братусь Б.С., 1998; Магомед-Эминов М.Ш., 1998].

Т.И. Пашукова исследовала эгоцентрическую направленность личности через фиксацию поведенческих и речевых реакций – «единиц эгоцентризма». К ним относится неучет другого мнения; стремление говорить самому, а не вести диалог; невнимание к содержанию высказывания другого и истолкование его смысла в соответствии со своими ожиданиями; проекция своих состояний на других; выведение умозаключений на основании своего ограниченного опыта, не допускающего мысли о существовании других точек зрения. Эгоцентрическая направленность личности препятствует эффективному общению, так как эгоцентрик или невнимателен к другим (экстравертированный эгоцентрик), или не предоставляет возможности понять себя (интровертированный эгоцентрик).

Феномен эгоцентризма как особой умственной позиции наиболее развернуто описан в концепции Пиаже и неопиажистских исследованиях. Эгоцентризм – центральная особенность детского мышления, отсутствие понимания относительности познания мира; позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» другим людям и вещам. Эгоцентризм обусловлен недостаточной дифференциацией ребенком различных областей реальности. То, какие именно области плохо дифференцированы, зависит от стадии познавательного развития, от сформированности интеллектуальных структур.

В подростковом возрасте эгоцентризм приобретает форму «наивного идеализма». Подросток приписывает своей мысли неограниченную силу. Не- умение осознать разницу между собственными познавательными способностями и реальностью, к которой они прилагаются, ведет к тому, что мечты кажутся действием, уже изменяющим мир. Освобождение от эгоцентризма происходит не всегда: существуют взрослые, оставшиеся эгоцентричными в своей манере мыслить. Это люди, которые помещают между собой и реальностью воображаемый мир и сводят все к этой узко индивидуальной точке зрения. Такая манера жить в самом себе снижает верность самопонимания и понимания мира.

Современные исследования эгоцентризма направлены, преимущественно, на его изучение с точки зрения особенностей развития личности. Впервые аф- фективно-личностные компоненты эгоцентризма были описаны Д. Элкиндом. Это особые поведенческие феномены, характерные для подростков и связанные со спецификой формально-операционального мышления.

Первый феномен − «воображаемая аудитория». Подросток пытается предвосхитить реакции других на самого себя, но эти предполагаемые реакции зависят от того, как он сам относится к себе. Подросток постоянно конструирует «воображаемую аудиторию», центром внимания которой он сам и является. Вера подростка в собственную уникальность, недоступность его душевных переживаний пониманию других людей, убежденность в отличии этих переживаний от присущих окружающим, составляют второй феномен личностного эго- центризма − «личный миф». Это представление подростка о себе, которое не является правдой. Еще один феномен, получивший название «явное лицемерие», представляет собой несоответствие между реальными делами подростка и его словесными манифестациями. Р. Энрайт описал феномен «сфокусированности на себе», суть которого состоит в тенденции к сосредоточению внимания на собственных мыслях и чувствах. В последние годы описан феномен «фока- лизма», т.е. склонности оценивать себя как человека, заметно превосходящего «типичного» представителя своего класса, фаворитизация себя [Kruger J., Bur- rus J., 2004; Chambers J., Suls J., 2006]. Эгоцентризм противопоставляется «аллоцентризму» как умению поставить себя на место другого человека, чтобы лучше его понять [Frith U., F. de Vignemont, 2005].

Показано, что соматические нарушения (инвалидность) ведут к повы- шенному эгоцентризму в самовосприятии, преувеличению собственной исклю- чительности [Обухова Л.Ф., Рябова Т.В. и др., 2001]. Патопсихологические процессы (в частности, синдром Аспергера) усиливают ригидную сфокусированность на собственном внутреннем мире. Для таких больных характерно воспри- ятие себя как центра жизни остальных людей, а собственной точки зрения как безусловно важнейшей и первостепенно значимой [Frith U., F. de Vignemont,

2005]. Особенности, сходные с эгоцентрическими, демонстрируют воспитанники приюта. Это затруднения в осознании себя, своего жизненного плана, «фантазийность» представлений о себе − выдуманные истории жизни вживаются в сознание [Ерина Л.А., 2007].

Проведенный анализ показывает, что эгоцентризм проявляется в сфере рассуждений, в поведении, отношениях с окружающими, восприятии самого себя. Влияние эгоцентризма усиливается благодаря фокализму и «фаворитиза- ции» себя. Подобные явления в известной степени свойственны каждому человеку, но особенно заметны в сфере отклоняющегося поведения. Исходя из этого, можно предположить, что феномены личностного эгоцентризма, свойственные подростковому возрасту вообще, обостряются у девиантных подростков.

В четвертой главе − «Эмпирическое исследование аффективно- личностного эгоцентризма в структуре девиантности» − описаны принципы организации эмпирического исследования, обоснован выбор основного и до-

полнительных методов исследования, приведено описание 21 истории подростковой девиантности, дан качественный и количественный анализ аффективно-личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности, описаны его структурно-динамические особенности, функции, типология.

Девиантное поведение в качестве объекта изучения обладает рядом осо- бенностей, определяющих специфические требования к методологии исследования. Девиантный подросток не может быть описан как усредненный вариант определенного типа аномального развития. Девиантность в каждом случае − особая специфическая картина социальной жизни и личностных особенностей индивида. Применение методов статистического характера хотя и желательно, но недостаточно для исследования девиантности, поскольку деперсонализирует подростка. Поэтому требуется обращение к квазиэкспериментальному исследо- ванию, необходима смена исследовательской парадигмы [Корнилова Т.В.]. Основные причины этого – уникальность каждого случая девиантности; невозможность его моделирования; отсутствие условий экспериментального контроля (повторения значимых событий, влияния на них, уравнивания случаев). Когнитивные и личностные особенности девиантных подростков – бедность поня-тийного аппарата, нерефлексивность, плохие навыки работы с текстом, нестойкая мотивация экспертизы, страх наказания и т.п. – оказывают влияние на процедуру диагностики.

Все использованные методы позволили выявить следующие тенденции:

1. Эгоцентрические феномены присущи и благополучным в социальном отношении, и девиантным подросткам, однако степень выраженности эгоцентризма у них различна. У девиантных подростков, независимо от возраста, статистически достоверно уровень эгоцентризма выше, чем у их социально благополучных сверстников.

2. Аффективно-личностный эгоцентризм входит в структуру девиантности как существенный компонент отношения подростка к социальному окружению и к самому себе.

3. У девиантных подростков формируется особая, парадоксальная пози- ция в восприятии социума и себя. В картине себя у асоциального подростка часть качеств вытесняется или искажается, другие приобретают первостепенное значение, причем выбор таких предпочитаемых или отвергаемых характери- стик призван поддерживать «личный миф», фантазийное представление о себе, выставляющее себя в исключительном свете. Такая картина себя оправдывает и фаворитизирует девиантное поведение. Ни собственный опыт, ни суждения окружающих, ни противоречивость этого фантазийного образа себя не меняются под влиянием корректирующих воздействий. Стойкость феноменов аффективно-личностного эгоцентризма позволяет рассматривать его как особое «устойчивое патологическое состояние» [Бехтерева Н.П., 2007], свойственное девиантным подросткам.

В работе описаны две стратегии эгоцентрического видения мира деви- антным подростком. Первая – преобладание эгоцентризма в области оценки социума − позволяет подростку представить свое поведение как оправданное и нормальное в силу того, что окружение эгоцентрически описывается как неадекватное и несправедливое («Меня никто не понимает»); она сходна с внешним локусом контроля. Ее ключевые компоненты:

§ неумение встать на чужую точку зрения, центрация на себе, отсутствие корректирующего влияния опыта;

§ приписывание обществу «злой воли», мнимая несправедливость окружающих;

§ нарушение понимания всеобщего характера социальных норм и санкций;

§ «явное лицемерие»: разница моральных норм и требований к себе и другим;

§ непонимание или искажение своих психологических особенностей; «миф» о себе, фантазийность образа Я; оправдание собственного девиантного поведения в этом «мифе»;

§ парадоксальное восприятие асоциального и просоциального поведения.

Вторая стратегия связана в большей степени с искажениями представлений подростка о себе. Она позволяет представить собственные особенности и поведение в качестве показателей уникальной успешной социализации, глубокого понимания современного мира, особой личностной организации («Я все понимаю лучше других», эта стратегия сходна с внутренним локусом контроля). Ее ключевые компоненты:

§ непонимание или искажение своих психологических (в ряде случаев и физических) особенностей;

§ стойкий «миф» о себе, фантазийный образ Я; подчинение поведения «мифу»;

§ оправдание собственного девиантного поведения в этом «мифе»;

§ фокализм: преувеличение собственной исключительности;

§ представление о собственном «особом» жизненном пути;

§ вера, что асоциальная жизнь не будет иметь никаких последствий;

§ «явное лицемерие»: разница норм и требований к себе и другим;

§ чувство «я» в центре внимания, поведение для «воображаемой аудитории»;

§ центрация на себе; отсутствие корректирующего влияния опыта;

§ парадоксальное восприятие асоциального и просоциального поведения.

Факты показывают, что эгоцентрические искажения выполняют функцию

«заслонки» для проникновения определенной информации в сознание. Они начинают играть роль «защитного механизма» личности. Эгоцентризм для девиантного подростка становится «условно желательным» феноменом, явлением «двойничества». Это тенденция к созданию защитной, «второй» эгоцентрической реальности, специфика которой обусловлена биографией подростка. Эгоцентризм в структуре девиантности направлен на создание «двойника» себя самого (желаемого) и партнера по социальному взаимодействию, на которого перекладывается ответственность за негативные события жизни. Представления девиантных подростков о себе и о социуме ограничены субъективностью, сфокусированностью на себе, которые не только не способствуют лучшему пониманию себя и окружающих, но служат препятствием для этого.

Общие выводы исследования:

1. Аффективно-личностный эгоцентризм входит в структуру девиантности как существенный компонент отношения подростка к социальному окру- жению и к самому себе. Он представляет собой нерефлексивное компенсаторное искажение восприятия себя и социального мира. Девиантным подросткам присуще эгоцентрическое видение мира, проявляющееся в конкретных феноменах: «личный миф», «воображаемая аудитория», «сфокусированность на себе», эгоцентрическая оценка социальных санкций и норм; фокализм.

2. Значение феноменов аффективно-личностного эгоцентризма у девиантных и нормотипических подростков различно. У девиантных подростков свойственный этому возрасту аффективно-личностный эгоцентризм усиливается и приобретает особые функции, которые состоят в защитном, «оправдывающем себя» и свое поведение искажении представлений о собственной личности. Это фаворитизация себя, преувеличение своей исключительности, рассогласование представлений о собственных особенностях и месте в социуме и социальных представлений о них; парадоксальное восприятие просоциального и асоциального поведения, неспособность осознать собственную субъективность; эгоцентрическая оценка социальных норм и санкций. В норме эгоцентризм необходим для понимания себя, самоопределения, а в случае девиантности он превращается в устойчивое патологическое состояние, которое маскирует реальные трудности и создает «фасадную успешность», компенсирующую вос- приятие подростком-девиантом себя и окружающих.

3. Эгоцентрическое восприятие мира и себя субъективно переживается как правдоподобное и не требующее вмешательства, и позволяет видеть источ- ник разного рода проблем психологического и социального характера не в себе, а в окружающих. При этом у девиантного подростка сохраняется адекватное понимание тех аспектов социальной действительности, которые не связаны непосредственно с ним самим.

4. Соотношение различных компонентов в структуре аффективно- личностного эгоцентризма позволяет типологизировать стратегии эгоцентрического видения мира девиантным подростком: «Меня никто не понимает» и «Я все понимаю лучше других». Независимо от типа, эгоцентризм выполняет защитную функцию, поскольку его действие позволяет так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям подростка о самом себе.

5. Динамика аффективно-личностного эгоцентризма, независимо от того, являются ли подростки девиантными или нет, одинакова: младшим подросткам в большей степени характерно эгоцентрическое искажение представлений о значимости собственного поведения для окружающих («картины социального мира»), старшим − качеств собственной личности («картины себя»).

6. Эгоцентрические изменения видения социального мира и самого себя в нем позволяют девиантному подростку избегать осознания собственной социальной неуспешности, что должно быть учтено при организации психологической помощи девиантному подростку. Она должна ориентироваться на характеристики нормального онтогенеза и зону ближайшего развития, постепенное и последовательное расширение возможностей включения подростка в социально приемлемые способы деятельности, опираться на сильные стороны в развитии подростков, учитывать значение личностного эгоцентризма и преодолевать

асоциальные формы его проявления, развивать комплексное, «стереоскопическое» психологическое видение себя и окружающих.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Индивидуальное домашнее задание №2. Массивы. | Расчет трудоемкости по видам работ и исполнителя


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных