Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние христианства на институт семьи и брака




В средневековой философии выделяют два основных исторических этапа:

1) патристика (I-V в.) — зарождение и развитие христианской философии в условиях античности, представленное работами «отцов церкви» — Августина Блаженного, Оригена, Тертулиана полное исключение характеристик женского из философского мышления и культуры.

2) схоластика (VI-XIV в.) – период философии зрелого средневековья (Пьер Абеляр, Фома Аквинский), основывающейся на
философской методологии Аристотеля, в которой функции женского в культуре допускаются при условии, что над ними осуществляется постоянный рациональный контроль.

Неполноценность женщины выводится из известного библейского сюжета («от мужчины взята, еси и тот тобою да обладает…»). Власть мужа над женой регламентируют древние тексты: Библия, Коран, «Домострой».

Социальное положение женщин в эпоху Средневековья было достаточно тяжелым. Известны случаи, когда открыто уничтожали новорожденных девочек, причем, чтобы избежать пролития крови, их живыми закапывали в землю. Жениться можно было без ограничения возраста девочки; за жену давался выкуп её отцу, то есть женщину просто продавали. В замужестве она не имела никаких юридических прав, то есть не могла иметь собственность, обращаться в суд, наследовать своему мужу, просить развод, овдовев – вторично выйти замуж и т.д.

Муж, наоборот, не имел по отношению к ней никаких обязанностей, мог даже не кормить и не одевать её; если у неё было какое-то собственное имущество или состояние – с момента вступления в брак оно безраздельно принадлежало мужу. Муж мог в любую минуту выгнать жену из дома, не обеспечив её ничем.

Западное христианство развивалось во многом под влияни­ем идей Блаженного Августина, который считал, что наличие пола и вообще физического тела не представляет собой результата грехопадения, так как грехопадение изменило человека внутренне, но не оказало влияния на его физическую природу. Представление о двойственности образа Божьего в человеке привело к высокой оценке христианского брака, целью которого, в от­личие от языческого, было не только рождение детей и ведение со­вместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека, что подтверждает и учение святого Иоанна Златоуста.

В произведении Иоанна Скотта Эригена «О разделении природы» (IX в.) автор обосновывает различие мужской и женской природы. Он считал пол результатом разделения изначально единой человеческой природы, что женщина (Ева) является эмоциональной частью природы Адама, отделившаяся от его духовно-разумной природы (мужчины). Таким образом, И.С. Эригена рассматривал мужа и жену как две стороны человеческой природы: разум (дух) и чувства.

Отцы христианской церкви осудили нерелигиозную чувственность христианской философии как греховную. Основным критерием, по которому осуждается чувственность, является ее связь с удовольствием, которое в христианской культуре ассоциируется с женским и является символом первородного греха и низменности плотского начала.

Фома Аквинский связал свои воззрения с патриархатными идеями Аристотеля. В XIII в. Ф. Аквинский осуществил переводческую деятельность, в ходе которой были переведены многие, малоизвестные до этого работы Аристотеля. В воззрениях Фомы Аквинского наиболее четко кристаллизировались дуальные оппозиции в отношении мужское и женское - женщины это воплощение греха, «путь к дьяволу». Привнеся зло в мир, женщины должны быть восприняты как опасные и иррациональные создания.

Апогеем средневекового женоненавистничества (мизогинии) считается трактат «Молот ведьм», написанный в 1487 г. монахами Шпренгером и Инсисторисом. Авторы представили систему доказательств, оправдывавших подавление и физическое уничтожение женщин. Якобы само латинское слово femina произошло от лат. fe (fides) minus - вера и менее. Эта работа подстегнула охоту на ведьм, широко распространившуюся в Западной Европе и Новом Свете в XVI-XVII в.

В раннехристианскую эпоху воздержа­ние от брака приняло большие масштабы в христианской среде, что было продиктовано не столько стремлением к монашеско­му идеалу, сколько особыми психологическими особенностями эпохи: со дня на день ожидали второго пришествия Спасителя и конца мира. В результате все земное и временное, в том числе семья и рождение детей, теряло смысл.

В дальнейшем напряженное ожидание конца мира смяг­чилось, но идеал безбрачия прочно закрепился в религиозной психологии христиан. В результате Церковь была вынуждена принять специальные постановления против гнушающихся браком. 51-е Апостольское правило гласило: «Если кто... уда­ляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв... что Бог, созидая человека, мужа и жену со­творил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, — или да исправится, или да будет извержен из священного чина и от­вержен от Церкви». Эту идею подтвердили правила Гангрского собора 340 года, который был специально созван по «брачному вопросу».

Раннехристианские отцы Церкви также опирались на рим­ские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к императору Марку Аврелию (II век) пишет, что каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам. Стремясь одухотворить брачный союз, христианство освятило его в Таинстве брака (одном из семи Таинств Церкви).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных