Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние религиозных традиций ислама и иудаизма на роль женщин в обществе




Каноничес­кий образ женшины-мусульманки предписывал ей скромность и послушание. В послушании женщины мужчине нет ничего для нее оскорбительного, поскольку, как считают мусульмане, это ее естественная, можно сказать, природная обязанность. Другое дело, что мужчина должен соответствовать своему высокому предназначению, искренне соблюдать все предписания рели­гии и бережно обращаться со своей женой (или женами). Ислам видит ценность женщины в том, чтобы она была любящей ма­терью, верной женой и хорошей хозяйкой дома. В этих сферах ей должно реализоваться в первую очередь, хотя общественная жизнь также не противопоказана. Как известно, Хадиджа, жена Мухаммеда, успешно вела торговое дело. Так же, как и в других монотеистических религиях, историческая традиция довольно далеко отстояла от высоких идеалов священных текстов. Это от­носится и к реальному положению женщин в исламе, которое вряд ли можно назвать полноправным.

Более того, по сравнению с христианской традицией в ис­ламе требования, предъявляемые к поведению женщины, были более жесткими. Согласно Корану, женщина не имела права без сопровождения родителей или мужа выходить на улицу, впускать в дом посторонних. Она должна была повиноваться мужу и его настроениям, в случае его смерти носить траур ус­тановленный срок, подчиняться воле оставшегося старшего мужчины в семье. Вне дома лицо женщины должно было быть закрытым.

Девочек с детства воспитывали в понимании своей вторич-ности, полной подчиненности воле будущего супруга. Предан­ная жена и многодетная мать — идеальный канонический образ в исламе. Вот слова Низам-аль-Мулька (XI век), признанного авторитета в мусульманском мире: «...Женщины являются «людьми покрывала», у них совершенно нет разума, и чем скром­нее, тем более заслуживают похвалы». Основываясь на хадисах, Низам-аль-Мульк советует мужчинам поступать вопреки предложениям женщины.

Женщины знатных мужей, по традициям ислама, должны были жить в гареме (буквальный перевод с турецкого — «запрет­ное место»). В гареме могли жить только женщины и дети под присмотром евнухов. Обитательницы гаремов резко различались по своему статусу: они делились на любимых жен, просто жен, наложниц и невольниц.

Иудаизм. Это наиболее древняя из монотеистических ре­лигий. В целом, иудаизм отличается сравнительно «лояльным» отношением к женшине. В некоторых древнеиудейских толкова­ниях можно встретить мнение о том, что человек был изначально сотворен андрогином, мужчиной и женщиной одновременно. Он имеет два лика, которые смотрят в противоположные сто­роны и не могут видеть друг друга. Разделение изначально еди­ной сущности на мужчину и женщину воспринимается в этом случае как падение. Духовное возрождение здесь связывается с восстановлением «совершенного» андрогина, состоящего из «идеальной» пары, находяшейся в любви и взаимопонимании. Мужчина и женщина обращены друг к другу лицами и видят все свойства и качества.

Опираясь на библейские слова, евреи возвеличивали семей­ные узы. Согласно Талмуду, вопрос: «Выполнил ли ты свой долг в отношении создания семьи?». — будет задан одним из первых в Судный День. Человек не может быть уважаемым раввином, если он не женат, а женатый раввин не может состоять членом высшего еврейского суда, если у него нет детей. Многие право­верные евреи до сих пор считают, что браки буквально совер­шаются на небесах, так как в Талмуде говорится, что за 40 дней до рождения ребенка голос с неба объявляет о предназначенной ему жене или муже. Так или иначе, но согласно Талмуду: «Муж­чина должен всегда почитать свою жену». Ему следует «любить свою жену как самого себя и чтить ее больше себя» (Вавилонский Талмуд, Йевамот, 626). Иудаизм выступал против аскетического воздержания и не связывал святость с подавлением сексуального желания. При этом Талмуд стоял на страже плотских интересов Женщины, специально оговаривая ее права. Это. впрочем, не мешало в ряде случаев относиться к женщине с брезгливостью и снисходительно говорить о ней как существе, по природе своей подчиненном мужчине.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных