ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАКТИКУМ Москва ИНФРА-М 2003 УДК (075.8)330 ББК 65.01я73 Г93 Рецензенты: проф. К.Х. НИНЦИЕВ проф. А.И. ЛЕУССКИЙ ISBN 5-16-000814-4 ББК 65.01я73 СОДЕРЖАНИЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 1 ЗАДАНИЕ № 1. 1 ЗАДАНИЕ № 2. 9 ЗАДАНИЕ № 3. 14 ЗАДАНИЕ № 4. 20 ЗАДАНИЕ № 5. 26 ЗАДАНИЕ № 6. 35 ЗАДАНИЕ № 7. 43 ЗАДАНИЕ № 8. 49 ЗАДАНИЕ№ 9. 56 ЗАДАНИЕ № 10. 63 ЗАДАНИЕ № 11. 68 ЗАДАНИЕ № 12. 74 ЗАДАНИЕ № 13. 82 ЗАДАНИЕ № 14. 86 ЗАДАНИЕ № 15. 91 ЗАДАНИЕ № 16. 97 ЗАДАНИЕ № 17. 104 ЗАДАНИЕ №18. 114 КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ... 120 ИСТОЧНИКИ.. 122
НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Международный стандарт экономического образования предусматривает необходимость создания такой учебно-методической литературы, в которой оптимально сочеталась бы как теоретическая, так и практическая информация. Именно этим принципом пользовались авторы при написании данного сборника, предназначенного для практических занятий студентов. Чтобы пользоваться сборником, необходимо знать его концепцию. Она такова: из курса экономической теории авторы выделили 60 ключевых вопросов, список которых приведен в конце книги. Они сгруппированы в 18 заданий, в каждое из которых вошло по 3-4 ключевых вопроса. Каждое из 18 заданий состоит из четырех блоков. В ПЕРВОМ БЛОКЕ предлагается обширный набор тестов и проблемных ситуаций. Раздумывая над контрольными тестами, студенты смогут сами оценить уровень своей подготовленности и восполнить недостающие знания. Разбор же кейсов (проблемных ситуаций из хозяйственной практики России) направлен на формирование навыков самостоятельного принятия ответственный решений. ВТОРОЙ БЛОК содержит формулы, графики, логические схемы и другие методические приемы, без знания которых не представляется возможным решать экономические задачи. В ТРЕТЬЕМ БЛОКЕ предлагается набор типовых задач по каждому из ключевых вопросов, включенных в данное Задание. В ЧЕТВЕРТОМ БЛОКЕ содержатся ответы на все имеющиеся в Задании вопросы и задачи. В целом учебное пособие направлено на стимулирование познавательной активности всех студентов, изучающих экономическую теорию. ISBN 5-16-000814-4 Г.М. Гукасьян, Т.С. Бородина, 1999 ЗАДАНИЕ № 1 (Вопрос 1. Этапы становления и развития экономической теории Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории) ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ 1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается: а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну; б) изучение сферы производства, в которой создается богатство; в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена; г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.. 2. Заполните графу «Представители» в табл. 1: Таблица 1
3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группеБ: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. 4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к: а) меркантилизму; б) теории физиократов; в) взглядам классиков английской политической экономии. 5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это: а) меркантилизм; б) теория физиократов; в) маржинализм; г) марксизм. 6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись: а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли; б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности; в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению; г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие «разобщинивание» крестьян; д) «военный коммунизм» большевиков 1919-1921 гг.; е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы); ж) «Великий перелом» И.В. Сталина; з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.; и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.; к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг. 7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию: а) кейнсианства; б) монетаризма; в) марксизма. 8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике: а) правительство осуществляет политику либерализации цен; б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых; в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции; г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране; д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента. 9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает: а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов; б) экономическое поведение отдельных фирм; в) отношения между отдельными представителями разных классов. 10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая: а) роль государства в экономике; б) глобальные тенденции экономического развития человечества; в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом. 11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения: а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина; б) цены на хлеб должны быть низкими; в) бедные не должны платить налоги; г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно; д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности; е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета; ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок. 12. Верны ли следующие утверждения: а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет); б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)? 13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории: а) расчленение исследуемого явления на составные части; б) переход мышления от конкретного к абстрактному; в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого; г) переход от абстрактного к конкретному. 14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы: а) носят объективный характер; б) не зависят от воли людей; в) имеют значительную продолжительность существования; г) имеют ограниченное время существования; д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|