ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Важность этих аспектов в том, что именно они раскрывают фронт работы для режиссера театрализованных представлений в подготовке представления.Социальная польза данного проекта: 1. Занятость учащихся во внеурочное время; 2. Изучение и закрепление знаний в сфере бизнеса; 3. Социальный эффект – учащиеся данного класса выиграли Конкурс социальных проектов и получили сертификат на 2.000 рублей, для постановки эстрадного спектакля «Волк и семеро козлят».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В словаре «Эстетика» замысел трактуется как исходное представление художника о своем будущем произведении, о его осознанном прообразе. Внешние формы фиксирования дальнейшего творческого процесса — это планы, наброски, этюды, эскизы. Непосредственным импульсом к зарождению замысла могут послужить самые неожиданные факторы, все зависит от индивидуальности художника, случайное наблюдение или встреча с поразившим воображение явлением, эмоциональное потрясение, беседа, чтение и тому подобное. Но иногда замысел может возникнуть и без внешних раздражителей, а как бы спонтанно, не всегда на первый взгляд осознаваемое. В конечном счете же замысел всегда обусловлен внешними обстоятельствами, взаимодействием художника со средой, с общественными связями, мировоззрением и пониманием художника. Замысел в ходе его разработки уточняется, видоизменяется. С замысла начинается поиск художника его выполнения, определяется круг вопросов по реализации его в эмоциональной идейно-образной форме. Профессиональное мастерство художника проверяется глубиной разработки возникшего прообраза. А.Д. Попов видел процесс вызревания художественного целостного спектакля с зарождения четкого режиссерского замысла. “А замысел строен, конкретен и верен и в то же время безгранично свободен тогда, когда он возникает и покоится на глубоко и верно познанной сверхзадаче писателя-драматурга, на проникновении в авторское лицо, природу его темперамента, характер его видения и, наконец, художественную манеру драматургического выражения”. Процесс зарождения и формирования творческого замысла не имеет особенностей у режиссера любительского или профессионального театров, кроме индивидуально-личностных характеристик. Специфика формирования замысла выявляется на том этапе, когда режиссер включает актеров в сферу реализации концепции. Наиболее вещественный и осязаемый результат творческого замысла – это образ. Известно, что процесс протекания режиссерской мысли не всегда фиксируем, а если фиксируется, то уже после понятийно-логического осмысления и чаще не самого процесса, а результата поиска решения, и в частности - зрительного образа представления. Во - первых, необходимо сказать, что режиссерский замысел постановки представления является основополагающим компонентом в работе режиссера театрализованных представлений. Интересный замысел позволяет обучать участников определенного коллектива основам профессионализма и воспитывает идейно, нравственно, эстетически. Режиссерский замысел - это идеальный проект постановки, рационально-образный сценический эквивалент драматургического материала, эмоциональное “зерно” будущей постановки. Режиссерский замысел вбирает в себя целевую направленность постановщика, материализовавшуюся в конкретной форме. Режиссеру так или иначе известно “что” ставить, “Во имя чего” ставить, и “как” ставить, известно, если не в целом, то в отдельных ключевых эпизодах. Если у режиссера есть решение, то значит, у него имеется и замысел. “Проект” в переводе на русский дословно означает “брошенный вперед”. Бросок вперед возможен лишь при наличии конструктивной идеи художественного решения. Во-вторых, режиссерское творчество сроится на сочетании отвлеченногопонятия и чувственного мышления, иначе, на создании образного эквивалента идеи, основной, главной мысли постановщика. Режиссер должен иметь конкретный замысел, замысел, образное видение изучаемого материала. Задача режиссера — увлечь всех участников, весь коллектив своим видением общего контура представления, более или менее ярким, осязаемым видением отдельных эпизодов, образов, отдельных деталей, направить фантазию участников по линии своей идейно-художественной устремленности. Чтобы избежать метафизического толкования природы случайности в творческом процессе и упрощенного так сказать, механического подхода, исключающего случайность в творчестве, необходимо помнить, что за игрой случая стоит необходимость. Все случайности, возникающие в репетиционном процессе, режиссеру необходимо пропускать через фильтр постановочной концепции, чтобы с большей пользой “снять урожай”. В нечетко проработанном режиссерском замысле случайность, как правило, действует нe только решающим, но и определяющим образом. Для понимания природы случайности и принятии решения режиссером, мы обращаемся к гипотезе предвосхищения результата как опережающей приспособленной реакции организма. Небольшое теоретическое отступление нам необходимо для выяснения сути интересующего вопроса и без теоретического обоснования трудно понять практическую режиссуру. Опережающий характер творческого мышления исследовался в философском и психологическом аспектах. П.Н. Анохин, опираясь на учение И.П. Павлова и его школы об условных временных связях, выдвинул гипотезу “опережающего отражения действительности”. В общих чертах суть вопроса в следующем. Принятию решения у человека предшествует обработка многообразной информации, в результате которой возникают различные возможные результаты. И в конце концов принимается то решение, которое соответствует требованиям сложившейся ситуации, то есть соответствует преобладающей в данный момент господствующей мотивации. И главным условием предсказания результата того или иного решения является алгоритм прошлого опыта. Указанный поведенческий механизм психики объясняет то положение, что каждый человек в одной и той же ситуации принимает различные решения. Конкретно механизм реакции человека таков (и не только человека, а всех живых систем): любая живая система взаимодействуя со средой, запечатляет ряд ее воздействий таким образом, что стоит наступить только одному “исходному” событию, воздействующему на организм, как тотчас срабатывает в свернутом виде весь алгоритм прошлого опыта. Иначе, реакция организма опережает соответствующие им изменения среды. Явление опережающего отражения проявляет себя как на биологическом, так и на социальном уровнях в принципиально разных формах, в зависимости от степени совершенства аппарата отражения. Если в растительном мире адаптация носит характер непосредственного контакта с раздражителем, то у животных и человека предвосхищение, предугадывание будущих событий происходит на уровне идеального. При этом процесс предугадывания будущих событий у животных происходит стихийно, а у человека предвосхищение является сознательным, целенаправленным актом. То есть, формы опережающею отражения могут носить не только ретроспективный характер (на биологическом уровне), но и характер предвидения, “того, чего не было в прошлом, не существует в настоящем, но может появиться в будущем”. Более того, опережение на уровне человеческого сознания может принять форму ретроспекции как восстановительного процесса, имевшего место в прошлом. Эта проблема опережающей способности творческого мышления у режиссеров, у актеров в процессе их художественного творчества не нашла еще своей разработки и в особенности применительно к психолого-педагогическому аспекту изучения. Каким же образом принцип “опережающего отражение действительности” проявляется в формировании творческого замысла? Когда говорится о том, что режиссер начинает постановку нового представления с повторения представления ранее им осуществленного, то имеется в виду мышление режиссера в рамках привычного и прежде всего “прокат” определенных постановочных средств, а то и штампов. Последние в режиссерском творчестве менее всего уловимы и нередко, как заметил А.Д. Попов, принимаются за известное мастерство. Принцип предвосхищения результата срабатывает сразу же после прочтения отобранной информации и является тормозом в творческом поиске, связывая фантазию в рамках избитых представлений. Сошлемся на мнение Г.А. Товстоногова, который считает, что первоначальное видение спектакля, в нашем случае представления, “содержит в себе банальность, которая мешает проникновению в глубину содержания данного произведения [39]. Вот почему я думаю, что самое главное на первом этапе работы — суметь мужественно отказаться от того результата, к которому так настойчиво рвется ваше воображение“. Итак, режиссер читает отобранный материал, и как правило, первая же реакция ее прочтение устанавливает поверхностные образно-логические связи, и режиссеру необходимо от них “уйти“, и, как говорит опыт практиков, надо, чтобы материал “отстоялся”. Отказаться же от первоначального видения можно только через произвольное переключение внимания, чтобы глубже проникнуть в замысел. В этом случае происходит следующие: режиссер, произвольно меняя объекты размышления (в русле творчества заказчика, эпохи и так далее) по сути вводит новые, дополнительные, питающие фантазию, факторы. То есть, заменяет одну мотивацию другой и последняя актуализирует все его дальнейшее поведение, что практически выражается в обостренной реакции, направленной нa поиски соответствующего решения во вновь сложившейся творческой ситуации. Отметим, что появление факторов, высекающих творческие «озарения», часто происходит при знакомстве с литературными источниками, казалось бы, не лежащих непосредственно в русле поисков, то есть не в работах драматурга, а с материалами по эпохе, быту, нравам, отраженным в данной пьесе. Так, при постановке спектакля «Воспитанница» по пьесе А.Н. Островского Анапским народным театром режиссер увлек коллектив своим видением будущего спектакля, раскрыл решение отдельных сцен, раскрыл взаимоотношения героев и так далее. Усадьба помещицы Уланбековой автору, виделась как монастырь, с затворами. с подслушиванием, с доносами Перегриновны, с мертвящей настороженной тишиной гостиной… Великолепное убранство интерьера, с настоящей, а не бутафорской старинной резной мебелью (специально приобретенной для этого спектакля), с огромной, давящей люстрой, с живописными потемневшими от времени полотнами... Внешне, казалось бы, в этом деле все добротно, прочно и благополучно — этакая помещичья идиллия. Но как уже внешне, через вещественное решение выразить мертвящую жизнь, невыносимую для домочадцев в этом холодном великолепии? Окончательное оформление замысла, то есть его решение родилось от фактуры материала. Был поднят исторический материал, шло изучение, проникновение в эпоху. Случайно было подмечено, что иногда в дворянских гостиных люстры, картины подвешивались цепями... Тщеславие помещицы, ее фарисейство, показная добродетель, сумасбродство цепями ложится на всех окружающих! Ее боятся, от нее прячутся и прячут все — детей, мысли, чувства… Основная выразительная деталь в решении — это цепь, много цепей. Цепи в пролетах ограды сада, цепи в рисунках обоев, в орнаменте костюма воспитанницы. Все в этом доме держится на цепях в буквальном и переносном смысле, от цепей держащих люстру и картины до цепей сдерживающих чувства, мысли поступки окружающих. И смысл найденного решения не него визуально-прямолинейном восприятии мысли, не в «опубликовании» образа спектакля, как сказал бы Н.П. Охлопков, а в «напитании» всего строя спектакля, всей его атмосферы — от вещественного оформления и через актера — ощущением этой мысли, что гораздо глубже и значительнее буквального. Как видим, случайность — основная осознанная выразительная деталь — явилась необходимостью оформления замысла. Другой вопрос, насколько такое решение было верным, но это было то, что эмоционально «грело» исполнителей этой драмы. В художественном процессе наблюдается два вида актуализирующих поисковую деятельность художника факторов: непроизвольные, непреднамеренные и произвольные, преднамеренные. О непреднамеренности поиска по существу можно говорить только в первоначальном периоде, допустим, психологически воспринимающего (перцептивного) акта, хотя последним и не исчерпывается процесс формирования замысла. Во втором случае, при произвольном внимании, режиссер сознательно, путем логического поиска в порядке перебора различных объектов, и в первую очередь в результате анализа драматургического произведения отыскивает необходимую «пружину», деталь, частность, которые бы всеобъемлюще выражали его устремленность, его образное ощущение целого. Таким образом, случайность мы рассматриваем как фактор предвосхищения действительности, и переход случайности в необходимость есть процесс выбора решения творческой задачи в его свернутом виде. Далее необходимо отметить следующее. Природа зрительного восприятия такова, что в долговременной памяти человека хранятся эталоны, слепки объектов. Например, способность художника в изобразительном творчестве составляет способность задерживать проявление стандартных зрительных эталонов, моделей. Задерживать установившиеся эталоны означает практически произвольно фиксировать внимание на предмете, объекте. И только в этом случае предмет познается и осознается все более конкретно-сущностно. Формирование режиссерского замысла в его «вещественном» сценическом решении возможно при наличии творческой доминанты, с наличием «что» по поводу пьесы. Но это ни в коем случае не значит, что ясно осознанная, выношенная идея «выбирает» себе подходящую «оболочку» из массы случайностей.
РЕЗЮМЕ: Как же можно говорить о полноте замысла, который представляет собой живое, движущее образование, зависящее от бесконечного числа факторов в процессе своего формирования. Богатство и глубина замысла проверяется и обогащается богатством и глубиной практики. Идея — практика— идея — вот диалектический процесс творческого замысла. Иная точка зрения ведет к разрыву теории с практикой и потому не выдерживает критики. Прямолинейное понимание творческого процесса — воплощение должно быть равнозначно первоначальному замыслу, «непоколебимое» отставание «чистоты» режиссерского замысла — ничто иное, как анахронизм в режиссуре. Только практика дает возможность первоначальному плану обрести вещественность, обогатиться и, тем более, - быть причисленному к произведениям искусства. Режиссерский замысел — это не первичные ассоциативные связи, а глубоко продуманное, динамичное, выношенное образование, при котором природа проявления случайности, не меняя своего характера, выступает на более оригинальной, неожиданно-парадоксальной ступени. Режиссеры часто заблуждаются, принимая рационально-логический анализ (первый этап формирования замысла) за подлинно режиссерский замысел. Творческие просчеты приводят к размышлению об особой впечатлительности к авторскому тексту, о более глубоком проникновении в замысел, когда должна начаться «разведка умом», приводящая режиссера к плодотворному развитию замысла. В условиях современной режиссуры эмоциональное погашение формирования замысла наступает очень часто, как от наличия технических средств, так и от наличия конкретного исполнительского состава. Режиссеры немало сетуют на отставание технических выразительных средств от общего научно-технического прогресса. А также просто от финансирования, зачастую мы привязаны не к качеству представления, а количеству денег выделенных для проведения того или иного театрализованного представления. «Режиссер театрализованного представления, справедливо понимающий, что паузы между эпизодами, вызванные перестановкой декораций, способны нарушить ритм представления и тем погубить его, начинает всячески упрощать изобразительные средства, сводить информацию о месте действия до минимума. Такой метод начисто исключает образную выразительность, воздействия на зрителя средствами изобразительного искусства» [49]. Второй момент в эмоциональном спаде формирования замысла связан с наличием конкретных исполнителей. В.И. Немирович-Данченко считал, что нужно увидеть человека в спектакле, а не актера, назначенного на роль. Увидеть человека — это значит открыть непознанные потенциалы возможности исполнителя, увидеть же актера — это увидеть прошлую наработанные им технические приемы в прошлых спектаклях. Увидеть человека — это значит режиссеру необходимо знать воспитуемого, знать его жизнь, знать его заботы, мысли. «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями — писал К.Д. Ушинский. — Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью...» Именно без такого всестороннего знания режиссеру трудно видеть исполнителя в новом качестве, в новой роли, а без движения вперед невозможен полноценный учебно-воспитательный процесс. Из контекста вышеизложенного ясно видно, что механизм, так называемого, двойного опережения в формировании замысла мы рассматриваем в технологическом плане его действия с обязательным выходом на важные проблемы творческого метода, связанного с вопросами воспитания творческой личности в условиях режиссуры. Таким образом, все ранее изложенное позволяет сделать определенные выводы: - творческий замысел режиссера или исполнителя (а в целом и все другие компоненты их творческой деятельности, то есть и сама творческая деятельность) имеет опережающую природу, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия в сценической практике; - материализация режиссерского замысла строится на диалектическом единстве чувственно-образного и логико-понятийного мышления; - формирование режиссерского замысла связано с внезапностью решения зависит от случайных факторов, которые пройдя через художественное осмысление теряют характер случайного и переходят в необходимость его дальнейшего развития; - ввод того или иного случайного фактора в сферу художественного осмысления связано с опережающей природой творческого мышления режиссера, с его идейно-художественной концепцией; - оригинальность творческого замысла прямо пропорциональна мере индивидуально-творческой самобытности режиссера и участников, их профессионально-сценической подготовленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учебное пособие для студентов института культуры. Л., 1988. – 65с. 2. А.М. Горький об искусстве. Сборник статей. М., 1940. – 92с. 3. Беседы о Вахтангове. М; Л.: ВТО, 1940. – 153с. 4. Брехт Б. Театр. М., 1965. – 74с. 5. Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. – 219с. 6. Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений. Л.: ЛГИК, 1981. – 243с. 7. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 240с. 8. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие для студентов институтов культуры. М., «Просвещение», 1975. – 140с. 9. Гиппиус С. Гимнастика чувств. М.: «Искусство», 1967. – 86с. 10. Глан Б.Д. В годы великих юбилеев/Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972. Авт. предисл. М.И. Царев. Ред.-сост. Б.Н. Глан. М.: «Искуство», 1976. – 42с. 11. Горчаков Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М., 1980. – 359с. 12. Дикий А. О режиссерском замысле. – В кн.: Мастерство режиссера. М., 1956. – 24с. 13. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. – 76с. 14. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., «Искусство», 1969. – 112с. 15. Казаринов В.С. Введение в технологию режиссуры. Рязань, 2001. – 89с. 16. Кокорин А.К. Вам привет от Станиславского: Учебное пособие. М., 2001. – 136с. 17. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч. – попул. М.: Высш. шк., 1990. – 208с. 18. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. Ред. и предисл. Вл. Прокофьева: Учебное пособие для театральных институтов и училищ. Издание 2-е. М., «Искусство», 1978. – 430с. 19. Леви В. Искусство быть собой. М., 1977. – 177с. 20. Мастерство режиссера/Под общей редакцией Н.А. Зверевой. М.: ГИТИС. (ГИТИС – студентам. Учебника. Учебное пособие), 2002. – 427с. 21. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., «Искусство», 1968. – 378с. 22. Микалко М. Тренинг интуиции. СПб.: Питер, 2001 (Серия «Сам себе психолог»). – 192с. 23. Н.В. Гоголь и театр. М., 1952. – 67с. 24. Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. т.1. М., 1963. – 324с. 25. Паустовский К.Г. Золотая роза: Художественная литература. М., 1977. – 368с. 26. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики). М.: «Физкультура, образование и наука», 1998. – 450с. 27. Покровский Б.А. Об оперной режиссуре. М., 1973. – 256с. 28. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля – творческое наследие. М.: ВТО, 1979. – 503с. 29. Режиссура театрализованных представлений и праздников: Методические материалы и рекомендации для самостоятельной работы студентов дневного отделения. Составитель Л.А. Дронов. Л., 1991. – 365с. 30. Ремез О.Я. Введение в режиссуру: Учебное пособие. М.: ГИТИС, 1987. – 86с. 31. Рехельс М.Л. Режиссер – автор спектакля. М., «Искусство», 1969. – 176с. 32. Саруханов ВА. Режиссура клубных массовых мероприятий: Учебное пособие. Л., 1978. – 124с. 33. Силин А.Д. Площади – наши палитры: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и нетрадиционных сценических площадках. М.: Сов. Россия, 1989. – 186с. 34. Станиславский К.С. Работа актера над собой. ч. 1 и 2. М.: «Искусство», 1954, 1955. – 438с. 35. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1958. – 314с. 36. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений М., 1977. – 214с. 37. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений. Учебное пособие. М.: МГИК, 1985. – 74с. 38. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. М., 1976. – 48с. 39. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М., изд. ВТО, 1967. – 114с. 40. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М., 1976. – 28с. 41. Фунтусов В.П. Мастерство режиссера: режиссерское перевоплощение: Учебное пособие. Санкт-Петербургский государственный университет культуры. СПб., 1999. – 112с. 42. Футлик Л.И., Козлова Р.П. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь. – ПГИИК, 1999. – 114с. 43. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ: Учебное пособие/Ю.М. Черняк. Мн.: ТеатраСистемс, 2004. – 224с. 44. Чечётин А.И. Драматургия театрализованных представлений. М., 1979. – 176с. 45. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов институтов культуры. М.: «Просвещение», 1981. – 192с. 46. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов высших театральных учебных заведений. М.: «Просвещение», 1986. – 463с. 47. Щепкин М.С. Записки, письма. Воспоминания современников. М., 1952. – 356с. 48. Эйзенштейн С.М. Гранит кинонауки. О методе преподавания предмета режиссуры. – Советское кино. 1933, №5-6, – 63с. 49. Эфрос А.В. Профессия режиссер., М., 1933. - 244с. 50. Явчуновский Я.И. Документальные жанры. Саратов, 1974. – 108с.
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|