Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ядгаров Джахонгир Б01-710-1

Имманула Канта называют родоначальником немецкой классической философии. Человек, живя в обществе, вынужден соизмерять свои поступки с ним, но так же и с внутренним ощущением моральности поступка. Руководствуясь таким утверждением, Кант явился основоположником теории морали, в которой с наибольшей полнотой и последовательностью выразил, что свобода и разум есть непременные предпосылки моральности личности. При этом Кант представил мораль как своеобразное средство принуждения к поступкам - через долженствование, специфическим выражением которого является нравственный закон в форме категорического императива. Поэтому этику Канта называют этикой долга или этикой умысла.

Чтобы вывести понятие императива, Кант обращается к определению понятий воли и максимы.

Воля по Канту: «…должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая и именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)…» - при этом воля подчиняется априорному понятию добродетели, как ее объективной составляющей.

Максима - правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках, ориентированный на моральность. Сообразно этому правилу Кант выводит формулу поведения:

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.»

И определение императива:

«Представление об объективном принципе, поскольку он принудителен для воли, называется велением (разума), а формула веления называется императивом.»

Все императивы повелевают гипотетичсеки или категоричсеки. Гипотетические императивы допускают свершение какого-либо поступка как средство в достижения желаемого, а:

«Категорическим императивом был бы такой, который представлял бы какой-нибудь поступок как объективно необходимый сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели.»

Противопоставление долга и склонности - одна из характерных черт кантовской этики в целом. Под склонностью Кант понимал любые влечения и порывы, которые отвечают потребностям, материальным интересам или душевному настрою человека. Долг же у Канта только тогда имеет нравственную ценность, когда его осуществление не зависит ни от чего извне и он сам по себе самодостаточен, как действие и как цель. В этическом учении Кант предпринял попытку создания абсолютного морального закона, исполнение которого будет являться его конечной целью и стимулироваться им же самим.

Учение И. Канта имеет гуманистическую направленность, в нем представлено глубокое этическое содержание. Выдвигая свои концепции Кант формулирует главные интересующие его вопросы: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я смею надеяться? Уже после, исходя из их сути, он подводит все три к вопросу о человеке: максима воли человека, практические законы его поведения, способность желания, его добрая воля, категорический императив, моральный закон в человеке и т.д. Пользуясь уже определенным понятием категорического императива, Кант заключает:

«Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество и в своем лице, и в лице всякого другого человека также как цель, но никогда - только как средство.»

Человек, согласно И. Канту, свободен, живет и действует из чувства долга, а не потому, что ищет удовольствия в жизни.

В своей работе я хочу дать общее положение части его учений, относящихся к выявлению сути и ведущего смысла категорического императива, и, на основе него и раскрывая немного глубже общих принципов, провести исследование моего понимания такого явления как «дружба». В своем исследовании я буду отталкиваться от методов мышления, рекомендованных Иммануилом Кантом, примерять на себя одежки его определений и тщательно осмысливать их, соглашаясь или не соглашаясь, но, во всяком случае, максимально основывая свою позицию, исходя, тем не менее из других положений философа. Таким образом, попытаюсь наиболее полно представить ход мышления Иммануила Канта, понятия, которыми он воспользовался и ввел, постоянно основываясь на созданных им теориях и приведенных в его трудах доказательствах и разъяснениях поставленных противоречий.

Основой для моей работы при изучении понятия «дружба» будут являться «Основы метафизики нравственности», начало и сегменты «Критики практического разума», а так же наиболее подходящие взгляды людей, уже исследовавших Канта, его теории и принципы их построения, отдельные его цитаты, показавшиеся мне целесообразными для включения их в данное исследование. Заранее желаю предупредить, что, тем не менее, в работе не исключена собственная позиция, зачастую может в каких-то местах еще необдуманная до конца или где-то содержащая очевидные пробелы, но здесь предлагаю сделать скидку на не такое уж большое или может, не очень проницательное мое умственное развитие касаемо философии и каких-то жизненных принципов в целом, а так же на неполное ознакомление с трудами Иммануила Канта.

2. 18 столетие в истории Европы известно под названием “века Просвещения”. В первую очередь, это был век Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, французских философов, развивавших цельную и достаточно стройную философскую концепцию - концепцию Просвещения. В философии Просвещения содержался целый ряд идей и положений, которые в своей совокупности определяли особенности воззрений просветителей на общество и об­щественное развитие. Важнейшим элементом, основной философии Просвещения было убеждение в том, что всё существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено на основе разума, т.е. рационалистически. Просветители являлись прямыми наследниками “научной революции 17 столетия”, связанной с открытиями Нью­тона, Декарта, Галилея. Смысл ее может быть прекрасно передан знаменитой фразой Галилея: “Природа, синьор, насмехается на решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения”. Деятелям “научной революции 17 в.” было введено понятие научного за­кона как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы. Просветители распространили это понятие и на общество. По мнению философов Просвещения, не только природа, но и обще­ство должно быть подвергнуто беспристрастному научному анализу, осмыслено рационалистически, с точки зрения действующих в обществе законов. Важнейшим законом развития общества философы - просветители считали то, что оно развивается от менее развитых форм к более развитым, т.е. по пути прогресса. Именно просветителями была введена в философский оборот идея общественно - исторического прогресса, * Рационализм в сочетании с идеей общественно - исторического прогресса служил в теориях просветителей обоснованием для критического анализа существующей общественной действительности. Критерием разумности существующих общественных институтов служило прежде всего их соответствие требованиям разума, естественным правам человека (к ним относились независимость личности и признание свободы человека), идее прогресса. Современный общественный порядок порицался просветителями. Они критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод, религиозные суеверия и невежество. Просветители сформулировали стройную кон­цепцию реформ, охватывающих все сферы общественной жизни, направленную на достижение так называемого “общественного блага”, общественного строя, при котором удовлетворяются потребности каждого члена общества, * Осуществление этой программы реформ они связывали главным условием: просвещением общества, распространение в различных его слоях научных знаний, норм морали, искоренение суеверий и невежества.

3. Одновременно с Кеплером на другом конце Европы, в Италии, трудился Галилео Галилей, оказавший двоякую поддержку гелиоцентрической теории. Во-первых, с помощью изобретённого им телескопа Галилей сделал ряд открытий, либо косвенно подтверждавших теорию Коперника, либо выбивавших почву из-под ног его противников — сторонников Аристотеля:

1. Поверхность Луны не гладкая, как подобало небесному телу в учении Аристотеля, а имеет горы и впадины, как Земля. Кроме того, Галилей объяснил пепельный свет Луны отражением солнечного света Землёй. Благодаря этому Земля стала телом, во всех отношениях подобным Луне. Устранялось противоречие между земным и небесным, постулировавшееся у Аристотеля.

2. Четыре спутника Юпитера (получивших впоследствии название галилеевых). Тем самым он опроверг утверждение, что Земля не может обращаться вокруг Солнца, поскольку вокруг неё самой обращается Луна (такой тезис часто выдвигали противники Коперника): Юпитер заведомо должен был вращаться либо вокруг Земли (как у Птолемея и Аристотеля), либо вокруг Солнца (как у Аристарха и Коперника).

3. Смена фаз Венеры, указывавшая, что Венера обращается вокруг Солнца.

4. Галилей установил, что Млечный Путь состоит из большого количества звёзд, неразличимых невооружённым взглядом. Это открытие совершенно не умещалось в космологию Аристотеля, но вполне было совместимо с теорией Коперника, из которой следовала огромная удалённость звёзд.

5. Одним из первых Галилей открыл солнечные пятна. Наблюдения над пятнами привели Галилея к выводу о вращении Солнца вокруг своей оси. Само существование пятен и их постоянная изменчивость опровергали тезис Аристотеля о «совершенстве» небес.

6. Галилей показал, что видимые размеры планет в различных конфигурациях (например, в противостоянии и соединении с Солнцем) меняются в таком соотношении, как это следует из теории Коперника.

7. Наоборот, при наблюдении звёзд в телескоп их видимые размеры не меняются. Этот вывод опровергал один из основных доводов Тихо Браге, заключавшийся в огромных размерах звёзд, которые следуют из ненаблюдаемости их годичных параллаксов. Галилей заключил, что при наблюдении звёзд в телескоп их видимый размер не меняется, следовательно, оценка Браге угловых размеров звёзд сильно преувеличена.

Вторым направлением деятельности Галилея было установление новых законов динамики. Им были сделаны важные шаги в установлении принципов инерции и относительности, что позволило устранить традиционные возражения противников гелиоцентризма: если Земля движется, почему мы этого не замечаем. В 1613 г. Галилей впервые в печатном виде высказал поддержку гелиоцентрической теории Н. Коперника. В 1615 г. он совершил поездку в Рим для защиты теории Коперника, но получил резкий отпор католической церкви, издавшей декрет о том, что доктрина Коперника является “ложной и абсурдной”. В 1632 г. в Италии был опубликован труд Галилея “Диалоги о двух главных системах мира” (на итальянском языке), который способствовал распространению теории Коперника. Вскоре церковь наложила на него запрет (снят лишь в 1822 г.). В 1633 г. Галилей предстал перед судом инквизиции и был обвинён в ереси. Он признал себя виновным и был приговорён к домашнему аресту до конца жизни. Галилей заложил основы современной механики. В 1638 г. он опубликовал трактат о законах движения и трения, в котором многократно опровергал учение Аристотеля.

Задание уровня «Вершины»:

Вопросы:

1. Что лежит в основе нравственности и религии, по Д. Юму?

2. Как связаны Просвещение и буржуазия?

3. Каковы цели «Общественного договора» Ж.-Ж. Руссо?

Ответы:

1. Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального или умеренного скептицизма.

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера. Однако на Юма повлияли также и рационалисты: Декарт, Лейбниц и др.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Однако Юм не отрицал возможности априорного (здесь — внеопытного) познания, примером которого является, с его точки зрения, математика, несмотря на то, что все идеи, по его мнению, имеют опытное происхождение — от впечатлений. Опыт состоит из впечатлений, впечатления делятся на внутренние (аффекты или эмоции) и внешние (восприятия или ощущения). Идеи (воспоминания памяти и образы воображения) суть «бледные копии» впечатлений. Всё состоит из впечатлений — то есть, впечатления (и идеи как их производные) суть то, что составляет содержание нашего внутреннего мира, если угодно — души или сознания (в рамках своей оригинальной теории познания Юм подвергнет сомнению существование двух последних в субстанциональном плане). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

1. Восприятия — это образы объективных предметов.

2. Мир — это комплекс ощущений восприятия.

3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом.

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 1876 году Томас Генри Хаксли ввёл термин агностицизм для обозначения такой позиции. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Иммануил Кант писал, что Юм не был понят. Существует точка зрения, что его идеи в сфере философии права только начинают осознаваться в полной мере в XXI столетии.

2. Выдвижение буржуазии, характерное уже в предыдущем столетии для значительной части наиболее цивилизованных европейских стран, в XVIII в. привело к заметному перераспределению богатства и накопления в ее руках значительных средств, росту торговли, новых предприятий; реорганизуется и усиливается эксплуатация колониальных народов. Новые предприниматели вошли в конфликт с силами, державшими монополию на власть во все предшествующие времена. Несмотря на то что в XVIII в. землевладение было важным источником богатства, кустарное ремесленничество постепенно, но решительно преобразуется в промышленность, а наука и технология, объединяясь, говорят об осуществлении мечты Бэкона о преобразовании мира. Вместе с промышленностью растет число коммерческих предприятий. Вот что пишет Вольтер в десятом из своих "Английских писем" по поводу значения британской торговли: "В Англии торговля обогатила граждан, помогла им стать свободными, а свобода, в свою очередь, расширила торговлю, от которой происходят величие и богатство государства. Именно торговля способствовала постепенному созданию сил, благодаря которым англичане стали хозяевами морей". Внутренняя стабильность и экспансия в другие страны, поддержанная политической изворотливостью, обеспечили английской буржуазии развитие, свободное от препятствий, стоявших на пути развития французской буржуазии. Во Франции абсолютистская политика Людовика XIV все больше увеличивала разрыв между политически господствующим классом и активно растущими силами нации. Последствия несостоятельности внешней политики Людовика XIV оказались тяжелыми и опасными: длительные войны серьезно истощили государственные финансы. В результате отмены Нантского эдикта 1685 г. королю удалось укрепить политическое единство страны, однако за это Франция заплатила потерей неоценимых ресурсов и, кроме того, третье сословие, (выходцами из которого были гугеноты), разочаровавшись в абсолютизме, решается на борьбу: постоянные волнения и восстания будоражат страну. Вот что пишет Дидро в "Энциклопедии" относительно крупных мастерских: "Высокое качество материалов - это вопрос внимания, тогда как скорость и совершенство работы зависят от числа занятых рабочих. Когда на фабрике большое число рабочих, каждым этапом обработки занимаются разные люди. Каждый рабочий выполняет и всю жизнь будет выполнять одну-единственную операцию; другой - иную; поэтому каждая из них выполняется хорошо и быстро, и лучшее выполнение совпадает с меньшей себестоимостью. Кроме того, вкус и профессиональная сноровка, несомненно, совершенствуются при большом числе рабочих, так как трудно предположить, чтобы не нашлось нескольких людей, способных размышлять, сочетать наблюдения и, наконец, находить тот единственный способ, который поможет им превзойти товарищей по работе: это может быть экономия материала, сокращение времени операции или даже рывок вперед всего предприятия благодаря какому-то новому способу работы". Энтузиазм Дидро по поводу промышленной революции, которая за несколько десятилетий перевернет жизнь большинства европейских стран, искренен, но на взгляд человека наших дней по меньшей мере наивен. "Социальные проблемы трудящегося класса в XVIII в. не вызывают большого интереса даже у самых прогрессивных мыслителей; в то время главной заботой была другая: оказать содействие инициативам новых предпринимателей.

3. В 1762 году Руссо написал трактат «Общественный договор». В основе его лежит мысль о том, что государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Целью ее должны стать свобода и равенство. Насилие не может быть источником права.

Руссо пытается решить в трактате проблему преодоления противоречия между общим и личным, найти такую форму государства, которая «охраняет и защищает личность и имущество каждого своего члена и в которой каждый, соединяясь со всеми, повинуется все-таки только себе самому и остается таким же свободным, как и раньше».

Для решения этой проблемы Руссо вводит понятия: «общая воля» и «воля для всех». «Общая воля» - то, в чем совпадают все частные воли. «Воля для всех» есть совокупность частных воль, каждая из которых преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей».

Выражение «общей воли» возможно только при условии, что каждый гражданин подает свой голос отдельно от других (плебисцит). Наличие партий противоречит «общей воле».

В своем «Общественном договоре» Руссо выдвигает требование единства политики и нравственности.

Через некоторое время, в 1762 году было опубликовано следующее сочинение Руссо «Эмиль, или О воспитании». Основой педагогики Руссо является философия чувств. Руссо настаивает на первичности чувств и вторичности разума. Поэтому сначала надо развивать чувства: «…наши первые учителя философии – наши ноги, наши руки, наши глаза». Ощущения безошибочны, заблуждение начинается с суждения.

Критерием отбора предметов познания и времени, когда их надо изучать, является по Руссо польза.

Руссо настаивает на том, что главное в человеке - не мысли и знания, а чувства и страсти. Чувства, которыми нас наделила природа, являются врожденными. Это чувства, содействующие нашему самосохранению: любовь к себе, боязнь страдания, отвращение к смерти, стремление к благополучию. Врожденным чувством, благодаря которому человек может стать существом общественным, является принцип справедливости и добродетели, который Руссо называет совестью. Совесть – «непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу».

«Все хорошо, выходя из рук творца вещей, все вырождается в руках человека». Эти слова могли бы быть поставлены в качестве эпиграфа ко всем сочинениям Руссо.

Провидения Руссо оказались пророческими. В ХХ веке они обрели характер глобальных проблем современности. Развитие противоречия между цивилизацией и природой достигло такого уровня, что может стать причиной гибели всего человечества. Единство науки и нравственности является проблемой выживания человечества. Противоречие искусства и нравственности проявилось в чудовищных формах. Противоречие между богатством и бедностью, роскошью и нищетой, господством и рабством не только не утратило своего значения, но обрело грандиозные масштабы. Холодная рассудочность заменяет теплоту непосредственных человеческих чувств. Завоевывает мир психология «потребительского» общества, в котором место нравственных отношений занял культ торговли, выгоды, денег и вещей.

Ядгаров Джахонгир Б01-710-1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ядгаров Джахонгир Б01-710-1. Галилео Галилей был итальянский физик, астроном, математик и философ | Задание №3. (5 баллов).


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных