ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
психологических исследований
Общие сведения о методах проведения психологических исследований
Изучаются особенности разных видов трудовой деятельности в зависимости от конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения, требований к психологическим качествам работников. Объектами изучения психологии труда является не столько сама трудовая деятельность, сколько личность работника, в частности, его адаптационные возможности, межличностные отношения, профессиональные способности, производственная среда, методы производственного обучения и профессиональной ориентации. Психология труда включает: - личностные особенности работника (экстра-, интровертность; развитость мышления; интеллект, внимание, память и др.); - психологическую трудовую экспертизу (в целях профориентации и профессионального отбора); - психологию профессионального обучения, объединяющую проблемы изучения и формирования трудовых навыков, обучения и трудового воспитания, формирование навыков психогигиены; - инженерную психологию, разрабатывающую требования к рабочим местам с учетом их соответствия психологическим закономерностям; - психологические рационализацию, организацию и нормирование трудового процесса. Условия трудовой деятельности требуют максимального учета личностных особенностей работника. Они влияют на интеллектуальные и физиологические функции, увеличивают или уменьшают утомляемость. Выявление этих черт и ранних признаков изменений в организме человека позволяет оптимизировать режим труда и отдыха и разрабатывать профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний. Для изучения личностных особенностей проводят психофизиологические обследования. Одновременно выявляют и деловые качества: способность ориентироваться в сложной ситуации, оперативность принимаемых решений, уверенность в себе, компетентность, зависящие, в свою очередь, от интеллекта и других личностных качеств. Задание 4.1. Изучить экспресс-методы определения психодинамических состояний человека. Методические указания к выполнению задания 4.1 На основании сопоставления диагнозов астенического, тревожного и депрессивного синдромов, полученных по итогам тестов, разработан комплекс экспресс-методов для их выявления.
Задание 4.1.1. Выполнить тест в табл. 4.1, указав степень проявления каждого признака в баллах.
Таблица 4.1 Оценка в баллах депрессивности состояния (по Готланду)
Продолжение табл. 4.1
Оценка результатов тестирования в задании 4.1.1 Используя табл. 4.1, определите, изменилось ли, по Вашему мнению или мнению окружающих, Ваше поведение за последний месяц, и если да, то как. Интерпретация результатов. 0 - 13 баллов: депрессии нет, 14 - 26 баллов: начальные симптомы депрессии, 27 - 39 баллов: явная депрессия, следует обратиться к врачу. Задание 4.1.2. Выполнить тест, позволяющий выявить наличие у Вас астении. Астения ("astheneia" (греч.) - истощение, отсутствие сил) - это защитная реакция организма на чрезмерные как внутренние, так и внешние провоцирующие факторы, состояние, характеризуемое снижением физической активности, ухудшением интеллектуальной функции, психологическими расстройствами, нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушениями сна и т. п. Астения отличается от усталости тем, что усиливается после незначительных нагрузок, не проходит после отдыха. 20 пунктов теста сгруппированы в пять шкал. Каждое утверждение ранжируется по пятибалльной системе в четырех пунктах. Наивысший балл отражает самую высокую степень астении. Сумма баллов более 12 свидетельствует о неблагополучии. Оцениваются: общая астения (ОА) - пункты 1, 5, 12, 16; физическая астения (ФА) - пункты 2, 8, 14, 20; пониженная активность (НА) - пункты 3, 6, 10, 17; снижение мотивации (СМ) - пункты 4, 9, 15, 18; психическая астения (ПА) - пункты 7, 11, 13, 19. По окончании выполнения теста сведите результаты в следующую таблицу. Таблица 4.2 Результаты выполнения теста на наличие 5 видов астении
Тест на наличие астении
Вы должны оценить самочувствие, обводя кружком степень соответствия того или иного утверждения. Итак, пункты теста: 1 (ОА). Я чувствую себя здоровым Да, это правда | 1| 2| 3| 4| 5| Нет, это неправда 2 (ФА). Физически я способен на немногое Да, это правда | 5| 4| 3½ 2| 1| Нет, это неправда 3 (НА). Я чувствую себя очень активным Да, это правда | 1 ½ 2 | 3 | 4 | 5 | Нет, это неправда 4 (СМ). Все, что я делаю, доставляет мне удовольствие Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4 | 5½ Нет, это неправда 5 (ОА). Я чувствую себя усталым Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда 6 (НА). Мне кажется, я многое успеваю за день Да, это правда | 1| 2| 3| 4| 5| Нет, это неправда 7 (ПА). Когда я занимаюсь чем-либо, я могу сконцентрироваться на этом Да, это правда | 1½ 2| 3| 4 | 5| Нет, это неправда 8 (ФА). Физически я способен на многое Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4 | 5½ Нет, это неправда 9 (СМ). Я боюсь дел, которые мне необходимо сделать Да, это правда | 5| 4 | 3| 2 | 1½ Нет, это неправда 10 (НА). Я думаю, что за день выполняю мало дел Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда 11 (ПА). Я могу хорошо концентрировать внимание Да, это правда | 1 ½ 2 | 3 | 4 | 5 | Нет, это неправда 12 (ОА). Я чувствую себя отдохнувшим Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4 | 5| Нет, это неправда 13 (ПА). Мне требуется много усилий для концентрации внимания Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда 14 (ФА). Физически я чувствую себя в плохом состоянии Да, это правда | 5 | 4 | 3 ½ 2 | 1½ Нет, это неправда 15 (СМ). У меня много планов Да, это правда | 1½2 | 3 | 4 | 5 | Нет, это неправда 16 (ОА). Я быстро устаю Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда 17 (НА). Я очень мало успеваю сделать Да, это правда | 5 | 4 | 3| 2 | 11 Нет, это неправда 18 (СМ). Мне кажется, что я ничего не делаю Да, это правда | 5| 4| 3| 2| 1| Нет, это неправда 19 (ПА). Мои мысли легко рассеиваются Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1| Нет, это неправда 20 (ФА). Физически я чувствую себя в прекрасном состоянии Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4½5½ Нет, это неправда Задание 4.1.3. Оценить степень проявления у Вас тревоги и депрессии по указанной ниже шкале, ответив на вопросы теста. Шкала тревоги и депрессии
Шкала составлена из 14 утверждений, сгруппированных в две подшкалы: Т - «тревога» и Д - «депрессия». Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа (в баллах) по нарастанию тяжести симптома от 0 (отсутствие) до 3 (максимальная выраженность). Эти тесты разработаны для оценки самочувствия. Прочитайте внимательно каждое утверждение и в пустой графе слева отметьте вариант, который в наибольшей степени соответствует вашему самочувствию на прошлой неделе. Не раздумывайте над каждым утверждением: первая реакция всегда будет более верной. При интерпретации данных учитывается суммарный показатель по каждой подшкале, подпадающий под одну из трех оценок: 0 - 7 баллов - “норма”, 8 - 10 баллов - “частично выраженная тревога / депрессия)”, 11 баллов и более - “выраженная тревога/депрессия”.
Т. Я испытываю напряжение, мне не по себе: 3 - все время, 2 - часто, 1 - время от времени, иногда, 0 - совсем не испытываю. Д. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство: 0 - определенно, это так, 1 - наверное, это так, 2 - лишь в очень малой степени это так, 3 - это совсем не так. Т. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться: 3 - определенно это так, и страх очень сильный, 2 - да, это так, но страх не очень сильный, 1 - иногда, но это меня не беспокоит, 0 - совсем не испытываю. Д. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное: 0 - определенно, это так, 1 - наверное, это так, 2 - лишь в очень малой степени это так, 3 - совсем не способен. Т. Беспокойные мысли тревожат: 3 - постоянно, 2 - большую часть времени, 1 - время от времени, нечасто, 0 - только иногда. Д. Я бодр: 3 - вовсе нет, 2 - очень редко, 1 - иногда, 0 - практически всегда. Т. Я легко могу расслабиться: 0 - да, 1 - наверное, 2 - лишь изредка, 3 - нет. Д. Кажется, я стал все делать очень медленно: 3 - практически все время, 2 - часто, 1 - иногда, 0 - это не так. Т. Я испытываю внутреннее напряжение: 0 - вовсе нет, 1 - иногда, 2 - часто, 3 - очень часто. Д. Я не слежу за своей внешностью: 3 - это так, 2 - я не уделяю этому достаточно времени, 1 - возможно, я стал меньше уделять этому внимания, 0 - напротив, я слежу за собой так же, как и раньше. Т. Я неусидчив, постоянно хочу двигаться: 3 - да, 2 - наверное, 1 - лишь в некоторой степени, 0 - нет. Д. Считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения: 0 - разумеется, 1 - да, но не в той степени, как раньше, 2 - значительно меньше, чем обычно, 3 - вовсе так не считаю. Т. Меня внезапно охватывает чувство паники: 3 - очень часто, 2 - довольно часто, 1 - не так уж часто, 0 - никогда. Д. Могу получить удовольствие от хорошей книги, радио- или телепрограммы: 0 - часто, 1 - иногда, 2 - редко, 3 - очень редко. Содержание отчета по выполнению заданий по теме 4 Отчет должен содержать: - результаты оценки депрессивных состояний по Готланду (задание 4.1.1) в виде таблицы (табл. 4.1); - результаты выполнения теста задания 4.1.2 на наличие пяти видов астении в виде таблицы (табл. 4.2); - результаты оценки степени проявления у Вас тревоги и депрессии по шкале в задании 4.1.2;. - выводы по результатам выполнения тестов в заданиях 4.1.1 – 4.1.3.
Контрольные вопросы по теме 4
1. Какие методы применяют для определения психофизиологических состояний человека и какие синдромы выявляют в ходе исследований? 2. Дайте определение понятию “астения”. 3. Назовите виды астении. 4. В чем заключается опасность возникновения астенического, депрессивного и тревожного синдромов для здоровья человека?
& БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Занько, Н.Г. Физиология человека. Методы исследования функций организма: Лабораторный практикум / Н.Г. Занько. – СПб.: ЛТА, 2003. – 36 с. 2. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 256 с. 3. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 288 с. 4. Измеров, Н. Ф. Медицина труда. Введение в специальность: Учеб. пособие / Н.Ф. Измеров, А.А. Каспаров. – М.: Медицина, 2002. – 392 с. 5. Макаров, В.А. Физиология. Основные законы, формулы, уравнения / В.А. Макаров. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица П1 Данные Гарриса - Бенедикта для определения основного обмена за сутки ДО = А + Б ккал/сут у мужчин
Таблица П2 Данные Гарриса-Бенедикта для определения должного основного обмена за сутки ДО = А + Б у женщин
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|