Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система педагогического процесса




 

учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального развития и ближайшего развития. Результат процесса обучения находится в прямой зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся, применяемой технологии.

Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, условиями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педагогический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И. П. Подласый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педагогического процесса (схема 2).

Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно отсталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержательной наполняемости этой модели.

Под содержанием обучения необходимо понимать систему получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потребностей индивидуума.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

- качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей;

- первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

- низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

- гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию;

- особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность учащегося применяются специальные педагогические приемы, стимулирующие у них компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, называется коррекционным.

Однако важно, по словам Л.С. Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с позиций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика ученика как неразвитого в физическом и психическом развитии верна только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это особая личность со своими учебными, двигательными возможностями, характером и поступками.

При том что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, определяющие современное состояние обучения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.

Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

- определяет состав учебных предметов;

- устанавливает порядок и последовательность их прохождения;

- указывает количество времени на каждый предмет;

- является основанием для определения режима деятельности школы;

- помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя; - является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание;

- определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме.

Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебные планы специальной коррекционной школы представлены в едином региональном учебном плане. Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения.

В структуре школьного обучения выделяются:

- пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс;

- этап начального обучения — 1 —4-й классы;

- этап общего образования — 5 — 8-й (9-й) классы;

- завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки — 9—10-й (11-й) классы.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся.

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока — общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0 — 1 — 4-го классов (руководитель проекта В.В.Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учеб-

ный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажнокова). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов.

Таблица 2

Учебный план 0 —4-х классов

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
базисный РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Учебные предметы Часы Учебные предметы Часы
1. Родной язык и литература:   1. Русский язык  
чтение и развитие речи   2. Устная речь  
письмо и развитие речи   3. Чтение  
развитие разговорной речи   4. Математическая азбука  
2. Математика   5. Живой мир  
3. Изобразительное искусство   6. Занимательный ручной труд  
4. Физическая культура   7. Ритмика, музыка, пение  
5. Музыка и пение   8. Рисование  
6. Ручной труд   9. Физическая культура  
7. Коррекционные курсы развития речи на основе изучения предметов окружающей действительности      
ИТОГО   ИТОГО  
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия:   Коррекционные курсы:  
ритмика   логопедическая коррекция  
логопедические занятия   ЛФ  
ЛФ   игра и игротерапия  
развитие психомоторики и сенсорных процессов      
ВСЕГО   ВСЕГО  

Таблица 3

Учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

 

 

Учебные предметы Количество часов в неделю (по классам) Всего
                   
Родной язык и литература                      
Чтение и развитие речи                      
Письмо и развитие речи                      
Математика                      
Природоведение                      
Биология                      
География                      
История Отечества                      
Обществоведение                      
Этика и эстетика семейной жизни                      
ИЗО                      
Музыка и пение                      
Физкультура                      
Трудовое обучение (ручной труд)                      
Профессиональное трудовое обучение                      
Трудовая практика (в днях)                      
Коррекционная подготовка                      
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности                      
Социально-бытовая ориентация, ОБЖ                      
Ритмика                      
Итого: обязательная нагрузка                      
Обязательные индивидуальные занятия                      

Окончание табл. 3

Учебные предметы Количество часов в неделю (по классам) Всего
                     
Логопедические занятия                      
ЛФ                      
Развитие психомоторных и сенсорных процессов                      
ИТОГО                      
Общая нагрузка                      

 

Создание учебного плана отдельно для детей подготовительного класса имеет огромное значение в социально-правовом и педагогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбецилы.

В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащихся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим образом:

- подготовительный класс — 18 — 20 часов;

- 1-й класс — 20 часов;

- 2-й класс — 22 часа;

- 3-й класс — 23 часа;

- 4-й класс — 25 часов;

- 5-й класс — 28 часов;

- 6-й класс — 30 часов;

- 7-й класс — 30 часов;

- 8-й класс — 30 часов;

- 9-й класс — 30 часов;

- 10-й класс — 35 часов;

- 11-й (12-й) — 35 часов.

Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом факультативных занятий она увеличивается на 2 — 3 часа. Например, в 6 —9-х классах она составляет 32 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15 — 20 минут учебного времени на одного ученика.

В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10—11-й) и трехгодичные (10—12-й) профессиональные классы. Решение о создании таких классов принимается на региональном уровне.

Число учебных часов может регулироваться за счет распределения общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестидневная).

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразовательных учреждений.

Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, помогает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений.

Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса (табл. 2, 3).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных