ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система педагогического процесса
учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального развития и ближайшего развития. Результат процесса обучения находится в прямой зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся, применяемой технологии. Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, условиями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педагогический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И. П. Подласый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педагогического процесса (схема 2). Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно отсталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержательной наполняемости этой модели. Под содержанием обучения необходимо понимать систему получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потребностей индивидуума. Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом. Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько: - качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей; - первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений; - низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса). - гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию; - особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта. В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность. Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность учащегося применяются специальные педагогические приемы, стимулирующие у них компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, называется коррекционным. Однако важно, по словам Л.С. Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с позиций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика ученика как неразвитого в физическом и психическом развитии верна только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это особая личность со своими учебными, двигательными возможностями, характером и поступками. При том что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, определяющие современное состояние обучения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план: - определяет состав учебных предметов; - устанавливает порядок и последовательность их прохождения; - указывает количество времени на каждый предмет; - является основанием для определения режима деятельности школы; - помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя; - является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание; - определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме. Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики. Учебные планы специальной коррекционной школы представлены в едином региональном учебном плане. Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения. В структуре школьного обучения выделяются: - пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс; - этап начального обучения — 1 —4-й классы; - этап общего образования — 5 — 8-й (9-й) классы; - завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки — 9—10-й (11-й) классы. Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов). Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Все учебные предметы группируются в два блока — общеобразовательный и коррекционно-развивающий. К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода. Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0 — 1 — 4-го классов (руководитель проекта В.В.Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учеб- ный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажнокова). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов. Таблица 2 Учебный план 0 —4-х классов
Таблица 3 Учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида
Окончание табл. 3
Создание учебного плана отдельно для детей подготовительного класса имеет огромное значение в социально-правовом и педагогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбецилы. В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащихся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим образом: - подготовительный класс — 18 — 20 часов; - 1-й класс — 20 часов; - 2-й класс — 22 часа; - 3-й класс — 23 часа; - 4-й класс — 25 часов; - 5-й класс — 28 часов; - 6-й класс — 30 часов; - 7-й класс — 30 часов; - 8-й класс — 30 часов; - 9-й класс — 30 часов; - 10-й класс — 35 часов; - 11-й (12-й) — 35 часов. Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом факультативных занятий она увеличивается на 2 — 3 часа. Например, в 6 —9-х классах она составляет 32 часа. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15 — 20 минут учебного времени на одного ученика. В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10—11-й) и трехгодичные (10—12-й) профессиональные классы. Решение о создании таких классов принимается на региональном уровне. Число учебных часов может регулироваться за счет распределения общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестидневная). Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразовательных учреждений. Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, помогает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений. Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса (табл. 2, 3).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|