Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида




Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические про-

цессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения.

Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом (см. 2.4). Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер.

Вопросыи задания

1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.

2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью.

4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта?

5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении.

6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последовательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Перечислите специфические дидактические принципы.

10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обучении.

11. Что вкладывается в понятие «образование»?

12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся школьников?

13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения.

15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от плана для подготовительного класса?

16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных планах?

17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам/

18. Какие направления составляют коррекционные технологии? 19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям.

20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида?

21. Какую функцию выполняют учебники и учебные пособия? Каковы педагогические требования к ним?

Рекомендуемая литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В.Воронковой. — М., 1994.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителей / Г. М. Дульнев; под ред. Г.М.Дульнева, Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000.

Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - Сб.1. - М., 2000.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный—1—4 классы. — М., 2004.

 

Глава 3

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных