ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса(фамилия, имя, возраст, пол)
того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, социального положения созданного коллектива, участия его в реальных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ воспитания носит условный характер и выполняется всем педагогическим коллективом при участии детей конкретного возраста. В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа правильно выбирает не только направления, но и заполняет ее содержанием. Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Направления Содержание воспитательной работы воспитательной работы Закаливание организма, 1. Использование различных средств охрана здоровья, физи- закаливания. ческое совершенство 2. Профилактика заболеваний, лечение. 3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред. 4. Женское поведение, его положительные и отрицательные моменты. 5. Использование различных видов спортивных занятий с целью физического совершенства. Интеллектуальное и лично- 1. Это мне интересно. стное совершенствование 2. Деятельность как средство личного совершенствования. 3. Успех, неудача. Как правильно реагировать на их результат. 4. Мои друзья, у них многому можно поучиться. Трудовая деятельность как 1. Трудовое воспитание как средство средство развития и профес- жизнедеятельности, сиональной зрелости 2. Профессиональное образование. 3. Выбор профессии, мои возможности. 4. Трудовая деятельность человека. 5. Законы трудовой чести. Нравственные категории 1. Основные показатели нравственно- и понятия. Нравственная го совершенствования, зрелость 2. Основы правового воспитания. 3. Совесть как регулятор нравственных отношений, поведения. 4. Мир человека и его нравственные чувства. 5. Личностные проявления: любовь, забота, дружба. Формирование гражданского 1. Понятия и общественные нормы, долга, сознательной 2. Общество, страна, государство, дисциплины 3. Отношения людей в процессе жизни и деятельности. 4. Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека. «Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает. Н. Г.Чернышевский 2. Король вальса (И. Штраус). 3. «Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания). 4. Великий живописец (Левитан). 5. В труде счастлив человек. 6. Природа — берегите ее! 7. Умей слушать, видеть и создавать. Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца. Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А. Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др. У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей). Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики. Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни. Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверстнику. Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отдают предпочтение тому учебному предмету, где они могут проявить себя как личности, — трудового обучения, физической культуры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учите- ля, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном результате. Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость — добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому. Вопросы и задания 1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса. 2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания? 3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах. 4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания. 5. Перечислите общие принципы воспитания. 6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания? 7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании? 8. Охарактеризуйте коррекционные принципы. 9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании? 10. Почему метод приучения имеет особое значение? 11. Перечислите основные подходы к классификации методов в общей теории воспитания. 12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике? 13. Почему наказание как метод стимулирования используется осторожно? 14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к наказанию? 15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных ниже ситуациях? 1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс): а) без дневника; б) небрежно одетый; в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к участию в мероприятии. 2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за неправильное поведение в столовой: а) будете обсуждать поведение; б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям; в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. Как называется избранный вами метод? 3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации: а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу; б) плохо написал, разорвал тетрадь; в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в него. 16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы использовали в приведенных выше ситуациях и почему? 17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей? 18. Какова роль учителя, воспитателя? 19. Какие основные направления воспитательной работы можно практиковать в начальной, средней и старшей школе? 20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе работы специальной (коррекционной) школы VIII вида? 21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, отразите его личностные характеристики в диагностической карте. Рекомендуемая литература Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М., 1992. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе / С.В.Кульневич, Т. П.Лакоценина. — М.; Ростов н/Д, 2000. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.
Глава 8 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|