Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса




(фамилия, имя, возраст, пол)

Дата записи Состояние здоровья Успеваемость Личностные проявления Культура поведения Трудовая активность
положи- тельные отрицательные увлечения
17.11 Основная группа Удовлетворительная Активен, контактен, любит участвовать в художественной самодеятельности и соревнованиях Прогуливает уроки Любит рисовать Вежлив Хорошая

того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, социального положения созданного коллектива, участия его в реальных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ воспитания носит условный характер и выполняется всем педагогическим коллективом при участии детей конкретного возраста.

В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа правильно выбирает не только направления, но и заполняет ее содержанием.

Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления Содержание

воспитательной работы воспитательной работы

Закаливание организма, 1. Использование различных средств

охрана здоровья, физи- закаливания.

ческое совершенство 2. Профилактика заболеваний, лечение.

3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред.

4. Женское поведение, его положительные и отрицательные

моменты.

5. Использование различных видов спортивных занятий с

целью физического совершенства.

Интеллектуальное и лично- 1. Это мне интересно.

стное совершенствование 2. Деятельность как средство личного совершенствования.

3. Успех, неудача. Как правильно реагировать на их результат.

4. Мои друзья, у них многому можно поучиться.

Трудовая деятельность как 1. Трудовое воспитание как средство

средство развития и профес- жизнедеятельности,

сиональной зрелости 2. Профессиональное образование.

3. Выбор профессии, мои возможности.

4. Трудовая деятельность человека.

5. Законы трудовой чести.

Нравственные категории 1. Основные показатели нравственно-

и понятия. Нравственная го совершенствования,

зрелость 2. Основы правового воспитания.

3. Совесть как регулятор нравственных отношений, поведения.

4. Мир человека и его нравственные чувства.

5. Личностные проявления: любовь, забота, дружба.

Формирование гражданского 1. Понятия и общественные нормы,

долга, сознательной 2. Общество, страна, государство,

дисциплины 3. Отношения людей в процессе жизни и деятельности.

4. Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека.

«Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает.

Н. Г.Чернышевский 2. Король вальса (И. Штраус).

3. «Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания).

4. Великий живописец (Левитан).

5. В труде счастлив человек.

6. Природа — берегите ее!

7. Умей слушать, видеть и создавать.

Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца.

Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А. Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др.

У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей).

Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики.

Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни.

Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверстнику.

Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отдают предпочтение тому учебному предмету, где они могут проявить себя как личности, — трудового обучения, физической культуры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учите-

ля, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном результате.

Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость — добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.

Вопросы и задания

1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса.

2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания?

3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах.

4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания.

5. Перечислите общие принципы воспитания.

6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания?

7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании?

8. Охарактеризуйте коррекционные принципы.

9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании?

10. Почему метод приучения имеет особое значение?

11. Перечислите основные подходы к классификации методов в общей теории воспитания.

12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике?

13. Почему наказание как метод стимулирования используется осторожно?

14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к наказанию?

15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных ниже ситуациях?

1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс):

а) без дневника;

б) небрежно одетый;

в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к участию в мероприятии.

2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за неправильное поведение в столовой:

а) будете обсуждать поведение;

б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям;

в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. Как называется избранный вами метод?

3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной

ситуации:

а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу;

б) плохо написал, разорвал тетрадь;

в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в

него.

16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы использовали в приведенных выше ситуациях и почему?

17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей?

18. Какова роль учителя, воспитателя?

19. Какие основные направления воспитательной работы можно практиковать в начальной, средней и старшей школе?

20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе работы специальной (коррекционной) школы VIII вида?

21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, отразите его личностные характеристики в диагностической карте.

Рекомендуемая литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994.

Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М., 1992.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе / С.В.Кульневич, Т. П.Лакоценина. — М.; Ростов н/Д, 2000.

Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.

 

 

Глава 8

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных