![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация индийских письменностейИндийские письменности можно классифицировать по нескольким принципам. 1) Этнический принцип. Современный ареал распространения индийского письма можно разделить на «индоарийский костяк» (гурмукхи, гуджарати, деванагари, бенгали, ория, сингали) и «инородную периферию» (тибетское, бирманское, кхмерское, тайское и др. письмена). Отличные от индоариев письменные народы образуют языковые семьи: идийскую, малайскую, тибето-бирманскую, монкхмерскую. Однако, редко когда можно применить этнический принцип для характеристики группы письменностей. Наиболее далеки от общеиндийской модели периферийные письменности тамели, тибетская и кхмерская. Современная грамматологическая ситуация в Южной Азии такова, что ядром индийской системы является письмо деванагари — наиважнейший представитель индоарийских письмен. Многообразие разновидностей неиндоарийских письменностей наблюдается только на Востоке Индии (на Западе — жесткое соприкосновение с ареалом арабского письма). Малайские письменности, почти полностью вымершие, заменяются латиницей. Индоарийские письменности образуют пятичленную схему: слабые придатки письма деванагари, которое ввиду экономического, демографического и некоторых других факторов занимает центральное место в южноазиатском регионе и оказывает заметное давление на смежные письменности. Обособление многих индоарийских письменностей не в последнюю очередь вызвано религиозным фактором. Так, письмо гурмукхи используют в основном сикхи, деванагари — индуисты, сингали — буддисты Тхеравады. Формированию оригинальных письменностей буджарати и бенгали в немалой степени способствовали джайны и тантристы соответственно.
2) Географический принцип. Индийские письменности можно подразделить на северные (большей частью индоарийские), южные (дравидийские и малайские) и восточные, или индокитайские (большей частью аустроазиатские).
Зависимость формы букв от сторон света
Северные силлабарии за редким исключением (например, письмо ория) характеризуются угловатостью очертаний и наличием матрики. К северной ветви относятся: гупта, тибетское, деванагари, кашмири, невари, бенгальское, ория, буджарати, гурмукхи письмена. Южные силлабарии отличаются округлыми и размашистыми формами, а также атрофированной метрикой. К ним относятся: грантха, каннада, телугу, малаяли, тамили. Письменности, обслуживающие малайские языки (чамское, кави, чаракан, бугийское, батакское, реджанг, лампонг, а также филиппинские письмена) образуют особую подгруппу. Они характеризуются простотой буквенных форм, граничащей с примитивностью. Подавляющее большинство восточных силлабариев является многорегистровым. В частности, в кхмерском и тайских языках некоторые звуки с течением времени исчезли в произношении, что привело к избыточности букв силлабария. Это породило создание системы двух (в лао и тайской — трех) регистров, которая была использована для передачи более богатого, чем в санскрите вокализма. Здесь прямое соотношение между фонемой и графемой нарушено (дублетность одних графем и многозначность других). Кроме того, письменная система восточных силлабариев усложнена разросшейся системой диакритических знаков. Формы букв характеризуются ломаными очертаниями и отсутствием матрики. Некоторые кхмерские графемы с 8 в. утяжеляются специфическим верхним элементом: « 3) Хронологический принцип. Индийские письменности часто, делят на древние (грантха, брахми, кхароштхи, кадамба, маурья, кушанская, нагари, пали и др.) и новые (современные). Наиболее поздними являются письменности: бенгали — 15 в., гурмукхи — 16 в., ронг-ленча — 17 в. и мальдивская тана — 18 в. В свою очередь, на основе письма ронг король Лимбувана Теонгси (17 в., Восточный Непал) создает силлабарий лимбу(сириджонг). В 1925 это письмо было возрождено Иман Сингх Чемджонгом. В 2000-е годы Всеиндийским обществом Кхамбу Раи (All-India Khambu Rai Society, AKRS) разработана письменность для языка бантава (Непал, Сикким). В Бангладеш на базе бенгальского письма были созданы силлабарии силоти-нагр (используется в г. Силхет; рукописи датируют 1549–1774) и чакма. Силхети-нагри (Сilōţi-nagri) по легенде создан в 14 в. суфием Шахджалялем. В 1860 Моулви Абдул Карим изготавливает печатный шрифт для силоти-нагри, которым в 1970 печаталась исламская газета в Силхете. Позже до нач. 1970 этим же шрифтом печаталась пресса в Шиллонге, Сунамгондже и Калькутте. В окрестностях г. Читтагонг проживают эзотерические буддисты чакма, у которых собственный алфавит (Ajhā pāṭh или Ojhopath), близкий бирманскому. В XX веке в среде мунда в Индии расцвел целый букет оригинальных письменностей. Малиа и Мангей Гоманго изобрели в 1936 году оригинальный алфавит соранг-сомпенг для языка сантали. Подвижник из народа хо Лако Бодра изобрел письмо варанг кшити (правда, по легенде он всего лишь модифицировал «древнюю письменность», созданную якобы в XIII веке жрецом Дхауан Тури). Все эти письменности, как эфиопский силлабарий и разработанный Фрезером алфавит лису, являются дефектными (не различаются слоги с «-а» и нулевым гласным — «Va=Vø»). Письменность, которая получила наибольшее распространение среди мунда — Ol-Cemet (Ol-Ciki). Это — чистый алфавит, разработал его Рагхунат Мурму пандит в 1920 для языка сантали в индийском штате Орисса. Еще известна письменность нагпури, распространенная на плоскогорье Чхота-Нагпур, где существовало в колониальный период одноименное княжество. 4) Генетический принцип. Генетически все индийские письменности восходят к брахми, которое в свою очередь предположительно считается потомком одного из арамейских алфавитов персидских канцелярий. Есть, однако, силлабарии, структурно близкие индийским, но формы букв которых трудно возвести как к брахми, так и к какому-либо алфавиту мира вообще. Это письменности ваттелуту (Южная Индия), манипури (индийский штат Манипур) и кхароштхи.
Генеалогия индийских письменностей
Мальдивская тана представляет собой гибридное письмо – следствие сложного процесса взаимодействия и взаимопроникновения письменных культур арабских, малайских и индоарийских этносов. Графемы монгольского письма — галики особенно корейского алфавита генетически близки индийским (в частности тибетским акшарам). 5) Структурный принцип. Индийские письменности различаются по своей структуре. (Наиболее далеки от общеиндийской классической структуры кхмерское, тибетское и тамили письмена). По меньшей мере есть три отличия, по которым их можно классифицировать следующим образом: a) По передаче слога: наличие слогораздела (тибетское письмо), трансформация букв, или чрезмерное спряжение огласовок с буквами (кхароштхи, брахми, эфиопское письмо), наличие огласовок в виде диакритики (тана, буги, филиппинские письменности), классическая общеиндийская модель (деванагари, пали и др.). b) По передаче гласных начала слога: гласные начала слога как самостоятельные графемы (индоарийские и дравидийские письменности), гласные начала слога как несамостоятельные графемы, буква «а» плюс соответствующая огласовка (тибетские, корейские, малайские и аустроазиатские письмена). Близость структур при разных графических основах обнаруживают эфиопское письмо брахми. c) По передаче скоплений согласных в слоге: преобладание лигатур, причем элементы лигатур могут быть не связанными между собой и, как правило вертикальными (тибетское письмо) и связанными (деванагари, бенгали, гуджаратии др.), преобладание вирам (тамили, сингали, бирманское письмо), преобладание финалеграмм — специальных знаков в виде диакритик для передачи второго согласного в консонантной группе (телугу, каннада, ронг-лепча, кхмерская и яванская письменности). Индийское письмо оказалось очень гибкой системой, сумевшей приспособиться к различным языкам Азии. Индийское письмо довольно точно передает звуки этих языков. Оно экономично (компактно) ввиду буквенно-слогового характера и, что не менее важно, эстетично. Из всех индийских письменностей по неповторимости графических форм и своеобразию стиля выделяют — сингали, тамили, бангали, кхмерская и тибетская письменности.
Брахми Брахми одна из древнейших разновидностей индийского слогового письма; пишется слева направо. Самые ранние прочитанные памятники: медная пластинка из Сохгауры, округ Горахпур (4 в. до н.э.), эдикты императора Ашоки (3 в. до н.э.). На основе брахми сложились три ветви индийского письма: северная, южная и юго-восточная. Северная ветвь: гуптское, тибетское, нагари, его позднейшая форма — деванагари (наиболее употребительная в Северной Индии для хинди, маратхи и др. языков), шарада, невари (вытесняемое деванагари), бенгальское, орья, гуджаратское, гурмукхи и др. Южная ветвь: грантха, представленное четырьмя алфавитами современных литературных языков Южной Индии (канада, телугу, малаяльским и тамильским). Юго-восточная ветвь (письменности, развившиеся за пределами Индии, главным образом на основе древнего палийского письма): сингальское, бирманское, кхмерское, лаосское, тайское и старые письменности Индокитая и Индонезии. Существуют многочисленные гипотезы о происхождении письма брахми. Многие учёные, в том числе индийские, считают, что письмо брахм индийского происхождения. Некоторые учёные при этом ссылаются на открытые памятники протоиндийской письменности (3–2 тыс. до н. э.), обнаруженные при раскопках в долине Инда городов Хараппы (1921–34) и Мохенджо-Даро (1922–31). Но письменность долины Инда была, по-видимому, идеографической или смешанной — идеографическо-слоговой, а брахми — алфавитно-слоговое письмо и разрыв между ними более 1 тыс. лет. Есть историки письма, которые ищут и внешние источники происхождения письма брахми. Одни считают, что оно произошло от греческого, другие считают его производным от семитского (вероятнее всего — от арамейского). Время возникновения брахми точно неизвестно. Наиболее вероятная дата — 8 или 7 в. до н.э.
Содержание Введение. 3 История. 4 Основные характеристики. 5 Классификация индийских письменностей.............................. 13 Брахми. 19
Литературно-художественное издание Плюснин Валерий Индийская письменность
Редактор Плюснин Валерий Верстка Плюснин Валерий
Подписано в печать от 15.12.2012. Формат издания 60×84/16. Печать офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Тираж 30 экз. Учет. изд. л. 0,32. Усл. печ. л. 1,68. Изд. № 1.
Издательство «Кафедра полиграфии». 620072, Екатеринбург, а/я 192. www.tpp101.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|