Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СПОР НОМИНАЛИСТОВ И РЕАЛИСТОВ О ПРИРОДЕ УНИВЕРСАЛИЙ. Одним из центральных сюжетов средневековой философии явился знаменитый спор между реалистами (от лат




Одним из центральных сюжетов средневековой философии явился знаменитый спор между реалистами (от лат. Realis «вещественный, действенный») и номиналистами (от лат. nomen — «имя, наименование»). Спор шел о природе, об онтологическом статусе универсалий (от лат. universalis — «общий»), т. е. о природе общих понятий — обладают ли они реальным существованием или нет. Важность этой проблемы была вызвана тем, что нельзя ответить на данный вопрос, не уяснив, что собой представляет реальность. И напротив: поскольку бытие для схоластов — это бытие, усматриваемое сквозь логические структуры, то и взаимоотношение сущностей, соответствующих единичным и общим понятиям, является важной онтологической проблемой.

НОМИНАЛИСТЫ, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050—1120 гг.), доводят идею отрицания объективного существования общего до логического конца: универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении.

Таким образом, номиналисты отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование до вещи. Универсалии, считал Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

В результате ожесточенных дискуссий католическая церковь принимает умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.

Между тем, выступивший против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр, по большей части склонявшийся к номинализму, выработал примирительную объединяющую форму — концептуализм: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных свойств вещей.

Достоверное знание, с точки зрения Абеляра, способно доставить только чувственное созерцание - только с ее помощью можно схватить единичное. Общим понятиям, таким как «дерево, «человек», также соответствует созерцание, но смутное. С познавательной точки зрения, универсалия лишь образ, извлекаемый мышлением из многих единичностей, сходных по природе. Абстрактным понятиям, таким как «человечность» в реальности ничто не соответствует; они — источник формирования мнения, а не знания, которое в конечном итоге всегда опирается на созерцание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных