![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СПОР НОМИНАЛИСТОВ И РЕАЛИСТОВ О ПРИРОДЕ УНИВЕРСАЛИЙ. Одним из центральных сюжетов средневековой философии явился знаменитый спор между реалистами (от латОдним из центральных сюжетов средневековой философии явился знаменитый спор между реалистами (от лат. Realis «вещественный, действенный») и номиналистами (от лат. nomen — «имя, наименование»). Спор шел о природе, об онтологическом статусе универсалий (от лат. universalis — «общий»), т. е. о природе общих понятий — обладают ли они реальным существованием или нет. Важность этой проблемы была вызвана тем, что нельзя ответить на данный вопрос, не уяснив, что собой представляет реальность. И напротив: поскольку бытие для схоластов — это бытие, усматриваемое сквозь логические структуры, то и взаимоотношение сущностей, соответствующих единичным и общим понятиям, является важной онтологической проблемой. НОМИНАЛИСТЫ, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050—1120 гг.), доводят идею отрицания объективного существования общего до логического конца: универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении. Таким образом, номиналисты отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование до вещи. Универсалии, считал Росцелин, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания. В результате ожесточенных дискуссий католическая церковь принимает умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г. Между тем, выступивший против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр, по большей части склонявшийся к номинализму, выработал примирительную объединяющую форму — концептуализм: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных свойств вещей. Достоверное знание, с точки зрения Абеляра, способно доставить только чувственное созерцание - только с ее помощью можно схватить единичное. Общим понятиям, таким как «дерево, «человек», также соответствует созерцание, но смутное. С познавательной точки зрения, универсалия лишь образ, извлекаемый мышлением из многих единичностей, сходных по природе. Абстрактным понятиям, таким как «человечность» в реальности ничто не соответствует; они — источник формирования мнения, а не знания, которое в конечном итоге всегда опирается на созерцание. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|