ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Указатели и массивы. 1. Напишите программу, которая принимает группу чисел от пользователя и помещает их в массив типа floatЛабораторная работа №9 Указатели и массивы Указатели и массивы 1. Напишите программу, которая принимает группу чисел от пользователя и помещает их в массив типа float. После того как числа будут помещены в массив, программа должна подсчитать их среднее арифметическое и вывести результат на дисплей. Используйте указатели везде, где только возможно. // lab9_1.cpp // finds average of numbers typed by user #include <iostream> using namespace std;
int main() { float flarr[100]; //array for numbers char ch; //user decision int num = 0; //counts numbers input do { cout << "Enter number: "; //get numbers from user cin >> *(flarr+num++); //until user answers 'n' cout << " Enter another (y/n)? "; cin >> ch; } while(ch!= 'n');
float total = 0.0; //total starts at 0 for(int k=0; k<num; k++) //add numbers to total total += *(flarr+k); float average = total / num; //find and display average cout << "Average is " << average << endl; return 0; }
2. Используйте класс String, который приведён ниже. Добавьте к нему метод upit(), который будет переводить символы строки в верхний регистр. Вы можете использовать библиотечную функцию toupper(), которая принимает отдельный символ в качестве аргумента и возвращает символ, переведенный в верхний регистр (если это необходимо). Эта функция использует заголовочный файл Cctype. Добавьте в функцию main() необходимые строки для тестирования метода upit(). // lab9_2.cpp // member function converts String objects to upper case #include <iostream> #include <cstring> //for strcpy(), etc #include <cctype> //for toupper() using namespace std; //////////////////////////////////////////////////////////////// class String //user-defined string type { private: char* str; //pointer to string public: String(char* s) //constructor, one arg { int length = strlen(s); //length of string argument str = new char[length+1]; //get memory strcpy(str, s); //copy argument to it } ~String() //destructor { delete str; } void display() //display the String { cout << str; } void upit(); //uppercase the String }; //-------------------------------------------------------------- void String::upit() //uppercase each character { char* ptrch = str; //pointer to this string while(*ptrch) //until null, { *ptrch = toupper(*ptrch); //uppercase each character ptrch++; //move to next character } } //////////////////////////////////////////////////////////////// int main() { String s1 = "He who laughs last laughs best.";
cout << "\ns1="; //display string s1.display(); s1.upit(); //uppercase string cout << "\ns1="; //display string s1.display(); cout << endl; return 0; } 3. Используйте массив указателей на строки, представляющие собой названия дней недели, из примера ниже. Напишите функции для сортировки этих строк в алфавитном порядке, используя в качестве основы функции bsort() и order() из программы сортировки, представленной ниже. Сортировать необходимо указатели на строки, а не сами строки. // lab9_3.cpp // sort an array of pointers to strings #include <iostream> #include <cstring> //for strcmp(), etc. using namespace std; const int DAYS = 7; //number of pointers in array
int main() { void bsort(char**, int); //prototype //array of pointers to char char* arrptrs[DAYS] = { "Sunday", "Monday", "Tuesday", "Wednesday", "Thursday", "Friday", "Saturday" };
cout << "\nUnsorted:\n"; for(int j=0; j<DAYS; j++) //display unsorted strings cout << *(arrptrs+j) << endl;
bsort(arrptrs, DAYS); //sort the strings
cout << "\nSorted:\n"; for(j=0; j<DAYS; j++) //display sorted strings cout << *(arrptrs+j) << endl; return 0; } //-------------------------------------------------------------- void bsort(char** pp, int n) //sort pointers to strings { void order(char**, char**); //prototype int j, k; //indexes to array
for(j=0; j<n-1; j++) //outer loop for(k=j+1; k<n; k++) //inner loop starts at outer order(pp+j, pp+k); //order the pointer contents } //-------------------------------------------------------------- void order(char** pp1, char** pp2) //orders two pointers { //if string in 1st is if(strcmp(*pp1, *pp2) > 0) //larger than in 2nd, { char* tempptr = *pp1; //swap the pointers *pp1 = *pp2; *pp2 = tempptr; } } 4. Добавьте деструктор в программу связного списка. Он должен удалять все элементы списка при удалении объекта класса linklist. Элементы должны удаляться по очереди, в соответствии с их расположением в списке. Протестируйте деструктор путем вывода сообщения об удалении каждого из элементов списка; удалено должно быть также количество элементов, какое было положено в список (деструктор вызывается автоматически для каждого существующего объекта). // lab9_4.cpp // linked list includes destructor #include <iostream> using namespace std; //////////////////////////////////////////////////////////////// struct link //one element of list { int data; //data item link* next; //pointer to next link }; //////////////////////////////////////////////////////////////// class linklist //a list of links { private: link* first; //pointer to first link public: linklist() //no-argument constructor { first = NULL; } //no first link ~linklist(); //destructor void additem(int d); //add data item (one link) void display(); //display all links }; //-------------------------------------------------------------- void linklist::additem(int d) //add data item { link* newlink = new link; //make a new link newlink->data = d; //give it data newlink->next = first; //it points to next link first = newlink; //now first points to this } //-------------------------------------------------------------- void linklist::display() //display all links { link* current = first; //set ptr to first link while(current!= NULL) //quit on last link { cout << endl << current->data; //print data current = current->next; //move to next link } } //-------------------------------------------------------------- linklist::~linklist() //destructor { link* current = first; //set ptr to first link while(current!= NULL) //quit on last link { link* temp = current; //save ptr to this link current = current->next; //get ptr to next link delete temp; //delete this link } } //////////////////////////////////////////////////////////////// int main() { linklist li; //make linked list
li.additem(25); //add four items to list li.additem(36); li.additem(49); li.additem(64);
li.display(); //display entire list cout << endl; return 0; } 5. Предположим, что в функции main() определены три локальных массива одинакового размера и типа (скажем, float). Первые два уже инициализированы значениями. Напишите функцию addarrays(), которая принимает в качестве аргументов адреса грех массивов, складывает соответствующие элементы двух массивов и помещает результат в третий массив. Четвертым аргументом этой функции может быть размерность массивов. На всем протяжении программы используйте указатели. 6. Создайте свою версию библиотечной функции strcmp(s1, s2), которая сравнивает две строки и возвращает -1, если s1 идет первой по алфавиту, О, если в s1 и s2 одинаковые значения, и 1, если s2 идет первой по алфавиту. Назовите вашу функцию compstr(). Она должна принимать в качестве аргументов два указателя на строки char *, сравнивать эти строки посимвольно и возвращать число int. Напишите функцию main() для проверки работы вашей функции с разными строками. Используйте указатели во всех возможных ситуациях. 7. Модифицируйте класс person из программы, представленной ниже, чтобы он включал в себя не только имя человека, но и сведения о его зарплате в виде поля salary типа float. Вам будет необходимо изменить методы setName() и printName() на setData() и printData(), включив в них возможность ввода и вывода значения salary, как это можно сделать с именем. Вам также понадобится метод getSalary(). Используя указатели, напишите функцию salsortQ, которая сортирует указатели массива persPtr по значениям зарплаты. Попробуйте вместить всю сортировку в функцию salsort(), не вызывая других функций, как это сделано в программе PERS0RT. При этом не забывайте, что операция -> имеет больший приоритет, чем операция *, и вам нужно будет написать if ((*(pp+j))->getSalary() > (*(pp+k))->getSalary()) { /* меняем указатели местами */ // persort.cpp // sorts person objects using array of pointers #include <iostream> #include <string> //for string class using namespace std; //////////////////////////////////////////////////////////////// class person //class of persons { protected: string name; //person's name public: void setName() //set the name { cout << "Enter name: "; cin >> name; } void printName() //display the name { cout << endl << name; } string getName() //return the name { return name; } }; //////////////////////////////////////////////////////////////// int main() { void bsort(person**, int); //prototype person* persPtr[100]; //array of pointers to persons int n = 0; //number of persons in array char choice; //input char
do { //put persons in array persPtr[n] = new person; //make new object persPtr[n]->setName(); //set person's name n++; //count new person cout << "Enter another (y/n)? "; //enter another cin >> choice; // person? } while(choice=='y'); //quit on 'n'
cout << "\nUnsorted list:"; for(int j=0; j<n; j++) //print unsorted list { persPtr[j]->printName(); }
bsort(persPtr, n); //sort pointers
cout << "\nSorted list:"; for(j=0; j<n; j++) //print sorted list { persPtr[j]->printName(); } cout << endl; return 0; } //end main() //-------------------------------------------------------------- void bsort(person** pp, int n) //sort pointers to persons { void order(person**, person**); //prototype int j, k; //indexes to array
for(j=0; j<n-1; j++) //outer loop for(k=j+1; k<n; k++) //inner loop starts at outer order(pp+j, pp+k); //order the pointer contents } //-------------------------------------------------------------- void order(person** pp1, person** pp2) //orders two pointers { //if 1st larger than 2nd, if((*pp1)->getName() > (*pp2)->getName()) { person* tempptr = *pp1; //swap the pointers *pp1 = *pp2; *pp2 = tempptr; } } 8. Исправьте функцию additem() из программы связного списка так, чтобы она добавляла новый элемент в конец списка, а не в начало. Это будет означать, что первый вставленный элемент будет выведен первым и результат работы программы будет следующим:
Для того чтобы добавить элемент, вам необходимо будет пройти по цепи до конца списка, а затем изменить указатель последнего элемента так, чтобы он указывал на новый элемент. // linklist.cpp // linked list #include <iostream> using namespace std; //////////////////////////////////////////////////////////////// struct link //one element of list { int data; //data item link* next; //pointer to next link }; //////////////////////////////////////////////////////////////// class linklist //a list of links { private: link* first; //pointer to first link public: linklist() //no-argument constructor { first = NULL; } //no first link void additem(int d); //add data item (one link) void display(); //display all links }; //-------------------------------------------------------------- void linklist::additem(int d) //add data item { link* newlink = new link; //make a new link newlink->data = d; //give it data newlink->next = first; //it points to next link first = newlink; //now first points to this } //-------------------------------------------------------------- void linklist::display() //display all links { link* current = first; //set ptr to first link while(current!= NULL) //quit on last link { cout << current->data << endl; //print data current = current->next; //move to next link } } //////////////////////////////////////////////////////////////// int main() { linklist li; //make linked list
li.additem(25); //add four items to list li.additem(36); li.additem(49); li.additem(64);
li.display(); //display entire list return 0; } 9. Допустим, что нам нужно сохранить 100 целых чисел так, чтобы иметь к ним легкий доступ. Допустим, что при этом у нас есть проблема: память нашего компьютера так фрагментирована, что может хранить массив, наибольшее количество элементов в котором равно десяти (такие проблемы действительно появляются, хотя обычно это происходит с объектами, занимающими большое количество памяти). Вы можете решить эту проблему, определив 10 разных массивов по 10 элементов в каждом и массив из 10 указателей на эти массивы. Массивы будут иметь имена а0, a1, а2 и т. д. Адрес каждого массива будет сохранен в массиве указателей типа int*, который называется ар. Вы сможете получить доступ к отдельному целому используя выражение ap[j] [к], где j является номером элемента массива указателей, а к — номером элемента в массиве, на который этот указатель указывает. Это похоже на двумерный массив, но в действительности является группой одномерных массивов. Заполните группу массивов тестовыми данными (скажем, номерами 0, 10, 20 и т. д.), а затем выведите их, чтобы убедиться, что все работает правильно.
10. Описанный в упражнении 9 подход нерационален, так как каждый из 10 массивов объявляется отдельно, с использованием отдельного имени, и каждый адрес получают отдельно. Вы можете упростить программу, используя операцию new, которая позволит вам выделить память для массивов в цикле и одновременно связать с ними указатели: for (j = 0: j < NUMARRAYS; j++) // создаем NUMARRAYS массивов *(ар + j) = new int [ MAXSIZE ]: //no MAXSIZE целых чисел в каждом Перепишите программу упражнения 9, используя этот подход. Доступ к отдельному элементу массивов вы сможете получить, используя то же выражение, что и в упражнении 9, или аналогичное выражение с указателями: *(*(ap+j)+k). 11. Создайте класс, который позволит вам использовать 10 отдельных массивов из упражнения 10 как один одномерный массив, допуская применение операций массива. То есть мы можем получить доступ к элементам массива, записав в функции main() выражение типа a[j], а методы класса могут получить доступ к полям класса, используя двухшаговый подход. Перегрузим операцию [ ], чтобы получить нужный нам результат. Заполним массив данными и выведем их. Хотя для интерфейса класса использованы операции индексации массива, вам следует использовать указатели внутри методов класса. 12. Указатели сложны, поэтому давайте посмотрим, сможем ли мы сделать работу с ними более понятной (или, возможно, более непонятной), используя их симуляцию в классе. Для разъяснения действия наших доморощенных указателей мы смоделируем память компьютера с помощью массивов. Так как доступ к массивам всем понятен, то вы сможете увидеть, что реально происходит, когда мы используем для доступа к памяти указатели. Мы будем использовать один массив типа char для хранения всех типов переменных. Именно так устроена память компьютера: массив байтов (тип char имеет тот же размер), каждый из которых имеет адрес (или, в терминах массива, индекс). Однако C++ не позволит нам хранить данные типа float или int в массиве типа char обычным путем (мы можем использовать объединения, но это другая история). Поэтому мы создадим симулятор памяти, используя отдельный массив для каждого типа данных, которые мы хотим сохранить. В этом упражнении мы ограничимся одним типом float, и нам понадобится массив для него. Назовем этот массив fmemory. Однако значения указателей (адреса) тоже хранятся в памяти, и нам понадобится еще один массив для их хранения. Так как в качестве модели адресов мы используем индексы массива, то нам потребуется массив типа int, назовем его pmemory, для хранения этих индексов. Индекс массива fmemory (назовем его fmem_top) показывает на следующее по очереди доступное место, где можно сохранить значение типа float. У нас есть еще похожий индекс массива pmemory (назовем его pmem_ top). Не волнуйтесь о том, что наша «память» может закончиться. Мы предполагаем, что эти массивы достаточно большие, чтобы хранить все, что мы захотим, и нам не надо заботиться об управлении памятью. Создадим класс Float, который мы будем использовать для моделирования чисел типа float, которые будет храниться в fmemory вместо настоящей памяти. Класс Float содержит поле, значением которого является индекс массива fmemory, хранящего значения типа float. Назовем это поле addr. В классе также должны быть два метода. Первый — это конструктор, имеющий один аргумент типа float для инициализации значения. Конструктор помещает значение аргумента в элемент массива fmemory, на который указывает указатель fmem_top, а затем записывает значение fmem_top в массив addr. Это похоже на то, как компоновщик и компилятор хранят обычные переменные в памяти. Второй метод является перегружаемой операцией &. Он просто возвращает значение указателя (индекса типа int) в addr. Создадим второй класс ptrFloat. Объект этого класса содержит адрес (индекс) в pmemory. Метод класса инициализирует этот «указатель» значением типа int. Второй метод перегружает операцию * (операция разыменования). Его действия более сложны. Он получает адрес из массива pmemory, в котором хранятся адреса. Затем полученный адрес используется как индекс массива fmemory для получения значения типа float, которое располагалось по нужному нам адресу, floats ptrFloat: operator () { return fmemory [ pmemory [ addr ] ]; } Таким образом мы моделируем действия операции разыменования (*). Заметим, что вам нужно возвращаться из этой функции по ссылке, чтобы можно было использовать операцию * слева от знака равно. Классы Float и ptrFloat похожи, но класс Float хранит данные типа float в массиве, представляющем собой память, а класс ptrFloat хранит поля типа int (являющиеся у нас указателями, но на самом деле индексами массива) в другом массиве, который тоже представляет собой память. Это типичное использование этих классов в функции main():
Float varl - 1.234: // определяем и инициализируем Float var2 = 5.678; // две вещественные переменные ptrFloat ptrl = &varl: // определяем и инициализируем ptrFloat ptr2 = &var2; // два указателя cout «” *ptrl = " «*ptrl: // получаем значения переменных cout «" *ptr2 = “ «*ptr2: // и выводим на экран *ptrl - 7.123: // присваиваем новые значения *ptr2 = 8.456: // переменным, адресованным через указатели cout «" *ptrl = " «*ptrl: // снова получаем значения cout «" *ptr2 = " «*ptr2: // и выводим на экран
Заметим, что за исключением других имен типов переменных, это выглядит так же, как действия с настоящими переменными. Далее результат работы программы: *ptr1 -1.234 *ptr2 = 5.678
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|