Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разрешение конфликтов




 

Конфликтология как наука берет начало во глубине веков. Из дошедших до нас источников отметим великого китайского ученого и философа Конфуция (551-479 гг до н.э.). Он говорил: "Не делай другим то, чего не желаешь себе и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды". Источником конфликтов он считал деление людей на благородных мужей и простолюдинов или малых людей. Для первой категории основой взаимоотношений он считал порядок, а для второй - выгоду.

 

В XVII-XVIII веках господствующее положение заняли 2 подхода к анализу причин возникновения социальных конфликтов. Апологетом "пессимистического" подхода стал англичанин Томас Гоббс (1588-1679). Второй подход, носящий название "оптимистического" исповедовал выдающийся французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778).

Основу современной науки конфликтологии заложили Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс. В России вопросами конфликтологии занимались Лавров, Бакунин, Кропоткин, Ткачев.

В середине XX века теория конфликта стала самостоятельной областью социологии.

 

Исследовательские методы конфликтологии включают в свой состав наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование.

Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликта.

Процессуально-динамический метод позволяет углубить исследование конфликта.

Типологизация - эффективный метод социально-психологического анализа.

Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств.

 

Важную роль в вопросе разрешения конфликтов играют методики и средства разрешения конфликтных ситуаций.

 

Конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать. Они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки оппонента.

К типичным искажениям восприятия относятся:

"Иллюзии собственного благородства". Мы часто полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет.

"Поиск соломинки в глазу другого".

"Двойная этика". Собственные действия воспринимаются каждым как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные.

«Все ясно». Каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот.

Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов.

Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Для объяснение природы конфликта используют 2 теории: ресурсную и ценностную. Существуют возможности конструктивного решения конфликта.

 

К методам разрешения конфликта относят:

- избегание конфликтов;

- использование переговоров;

- использование авторитетного посредничества;

- откладывание.

 

Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения конфликтных проблем. Например, метод творческой визуализации. Он может быть использован для анализа причин конфликта. Метод мозгового штурма может быть полезен при поиске альтернатив. Метод автоматической записи может быть использован для выяснения собственных реакций на те или иные возможности. Метод мысленного представления может помочь спросить самого себя и получить от внутреннего голоса совет в отношении выбора. Наконец, метод мысленного контроля или техника волевого мышления может быть использована для выработки достаточной внутренней мотивации или контроля с целью реализации новых решений.

 

В разрешении конфликта имеют значение:

1) оценка ситуации, предшествовавшей конфликту;

2) степень осознания и важности собственных интересов;

3) способность учитывать интересы оппонента.

 

Интерес представляет разработанная американскими учеными рационально- интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией.

 

При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуациях потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с цель получения наилучшего итога.

 

Идеальным с этой точки зрения представляется рационально - интуитивный метод разрешения конфликтов, разработанный американским ученым Джини Грехем Скотт. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Данный подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей и интересов.

 

В Гарвардском университете американскими учеными разработан метод переговоров, который предназначен для эффективного и дружественного достижения разумного результата. Этот метод назван принципиальными переговорами или переговорами по существу.

 

Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основан какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Он дает возможность быть справедливым, предохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностью другой стороны.

 

Метод принципиальных переговоров можно свести к четырем пунктам:

 

Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Постарайтесь убрать эмоции с обеих сторон.

 

Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

 

Когда многое поставлено на карту, способность к созиданию ограничена.

 

Разработайте взаимовыгодные варианты

 

Настаивайте на использование объективных критериев

 

Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

 

адекватность отражения конфликта;

 

открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

 

создание климата взаимного доверия и сотрудничества;

 

определение существа конфликта.

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

 

1. Какие виды деятельности Вы знаете?

2. Какие типы коллективов Вы знаете?

3. Что относится к типичным искажениям восприятия?

4. Что такое общение?

5. На почве чего рождаются конфликты?

 

Литература

Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Вишняков Я.Д., Овчинников В.В., Вагин В.И.

Основы безопасности жизнедеятельности. Алексеев В.С., Иванюков М.И.

Безопасность жизнедеятельности. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н.

Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Коротков Б.П., Черепанов И.Г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных