Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Заочная форма обучения. СРС – 48; Лек. – 4; ПР. - 4 № Название темы Количество часов Лек Сем ЛПЗ C/Р Всего 1. Предмет




2.3 Всего – 56;

СРС – 48; Лек. – 4; ПР. - 4

Название темы Количество часов
Лек Сем   ЛПЗ C/Р Всего
1.   Предмет, задачи и методы олигофренопедагогики. Умственно отсталые дети как объект изучения, воспитания и обучения Классификация умственной тсталости.Система помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс                
2. Специфика работы специальной школы VIIIвида. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII типа. Содержание образования. Методы обучения. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной школы VIII типа          
ИТОГО:          

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы олигофренопедагогики»

Дисциплина «Основы олигофренопедагогики» обеспечивает повышение уровня профессиональной подготовки студентов, решает задачи обучения, воспитания и коррекции психофизического развития учащихся с интеллектуальными нарушениями с целью их максимальной социальной адаптации.

Содержание и структура дисциплины отражают модель подготовки специального психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии).

Курс включает в себя три раздела. В них представлен теоретический (лекционный) материал по основным разделам олигофренопедагогики:

Раздел I. Введение в олигофренопедагогику

Раздел II Особенности обучения детей-олигофренов

Раздел III. Сущность процесса обучения и воспитания в коррекционной школе VIII типа.

В лекционном курсе особое внимание уделяется вопросам, имеющим принципиальное значение для понимания методологических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед коррекционной школой.

Наряду с лекционным курсом, учебным планом предусмотрены семинарские занятия, в ходе которых рассматриваются как теоретические вопросы, так и базовые характеристики для изучения субъектных качеств участников образовательного процесса: учеников, учителя, студентов.

 

Занятие № 1 (2 часа) Основные дидактические принципы обучения детей с умственной отсталостью. Методы обучения в специальной школе. Характеристика отдельных методов обучения.

 

Занятие № 2 (2 часа) Урок в специальной школе. Методические требования к уроку. Типы и структура уроков и особенности их построения. Подготовка учителя к уроку.

 

К каждому занятию предлагаются вопросы, список литературы, по обсуждаемым проблемам, позволяющие раскрыть содержание занятия.

Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы педагогических характеристик процесса обучения, воспитания детей-олигофренов, где проявятся его личностные профессионально значимые качества.

В учебно-методическом комплексе представлена необходимая для изучения курса литература, как основная, так и дополнительная.

 

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы олигофренопедагогики»

 

Изучение курса олигофренопедагогики предполагает усвоение студентами как теоретического, так и практического материалов. Значительное количество часов отводится согласно ГОС ВПО II поколения от 2005 года на самостоятельное изучение учебного материала студентами.

Курс олигофренопедагогики имеет своей главной целью и задачей раскрытие научно-методических основ построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, привитие студентам практических навыков дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, обусловленных тяжелой речевой патологией в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности специальных психологов и учителей-логопедов; формирование у студентов навыков анализа передового педагогического опыта,умение работать со специальной литературой,знание специальных методов и приемов, используемых в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие и тяжелую речевую патологию как фактор; изучение и последующую апробацию основных методоло­гических принципов в обучении и воспитании детей и подростков с интеллектуальными нарушениями.

Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический и коррекционно-развивающий виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

работа по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии;

в области диагностико-аналитической деятельности:

дифференциальная диагностика для определения типа нарушений

 

Для решения указанной проблемы следует обратить внимание на варианты соотношения обучения и развития психики, что детально изучается в настоящее время, как в отечественной, так и в зарубеж­ной педагогике.

В исследованиях Л.С. Выготского, представлены основные зако­номерности развития высших психических функций, которые полу­чили дальнейшее развитие в работах выдающихся отечественных психологов и педагогов (М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Г.М. Дульнева, В.Г. Петровой и др.).

Наиболее значимой в курсе "Основы олигофренопедагогики" яв­ляется проблема особенностей обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью, коррекция дефектов развития в процессе обучения, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся.

Особенности воспитательного процесса в специальной школе VIII типа – это наиболее интересный и проблемный раздел олигофренопедагогики (многофакторность, ступенчатый характер, концентризм в работе, длительность процесса и т.д.).

Главные задачи воспитания на современном этапе развития общества – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, т.е. социально-трудовая адаптация и лечебно-оздоровительная работа, направленная на укрепление и исправление общего физического состояния учащихся.

Не менее интересным и нужным для студентов является изуче­ние психологических особенностей педагогической деятельности и личности педагога, имеющей свои специфические профессиональ­ные особенности, а также структуру коррекционного учреждения. Деятельность педагога-дефектолога предполагает не только высо­кий уровень компетентности, знаний, умений и навыков, но и особый склад характера, интеллекта, а главное - эмпатии, альтруизма и об­щительности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных