ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Заочная форма обучения. СРС – 48; Лек. – 4; ПР. - 4 № Название темы Количество часов Лек Сем ЛПЗ C/Р Всего 1. Предмет2.3 Всего – 56; СРС – 48; Лек. – 4; ПР. - 4
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы олигофренопедагогики» Дисциплина «Основы олигофренопедагогики» обеспечивает повышение уровня профессиональной подготовки студентов, решает задачи обучения, воспитания и коррекции психофизического развития учащихся с интеллектуальными нарушениями с целью их максимальной социальной адаптации. Содержание и структура дисциплины отражают модель подготовки специального психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психолого-педагогического цикла и цикла дисциплин, раскрывающих анатомо-физиологические основы коррекционной педагогики (дефектологии). Курс включает в себя три раздела. В них представлен теоретический (лекционный) материал по основным разделам олигофренопедагогики: Раздел I. Введение в олигофренопедагогику Раздел II Особенности обучения детей-олигофренов Раздел III. Сущность процесса обучения и воспитания в коррекционной школе VIII типа. В лекционном курсе особое внимание уделяется вопросам, имеющим принципиальное значение для понимания методологических основ предмета и творческого подхода к решению задач, стоящих перед коррекционной школой. Наряду с лекционным курсом, учебным планом предусмотрены семинарские занятия, в ходе которых рассматриваются как теоретические вопросы, так и базовые характеристики для изучения субъектных качеств участников образовательного процесса: учеников, учителя, студентов.
Занятие № 1 (2 часа) Основные дидактические принципы обучения детей с умственной отсталостью. Методы обучения в специальной школе. Характеристика отдельных методов обучения.
Занятие № 2 (2 часа) Урок в специальной школе. Методические требования к уроку. Типы и структура уроков и особенности их построения. Подготовка учителя к уроку.
К каждому занятию предлагаются вопросы, список литературы, по обсуждаемым проблемам, позволяющие раскрыть содержание занятия. Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы педагогических характеристик процесса обучения, воспитания детей-олигофренов, где проявятся его личностные профессионально значимые качества. В учебно-методическом комплексе представлена необходимая для изучения курса литература, как основная, так и дополнительная.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы олигофренопедагогики»
Изучение курса олигофренопедагогики предполагает усвоение студентами как теоретического, так и практического материалов. Значительное количество часов отводится согласно ГОС ВПО II поколения от 2005 года на самостоятельное изучение учебного материала студентами. Курс олигофренопедагогики имеет своей главной целью и задачей раскрытие научно-методических основ построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, привитие студентам практических навыков дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, обусловленных тяжелой речевой патологией в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности специальных психологов и учителей-логопедов; формирование у студентов навыков анализа передового педагогического опыта,умение работать со специальной литературой,знание специальных методов и приемов, используемых в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие и тяжелую речевую патологию как фактор; изучение и последующую апробацию основных методологических принципов в обучении и воспитании детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический и коррекционно-развивающий виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области коррекционно-развивающей деятельности: реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей; работа по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии; в области диагностико-аналитической деятельности: дифференциальная диагностика для определения типа нарушений
Для решения указанной проблемы следует обратить внимание на варианты соотношения обучения и развития психики, что детально изучается в настоящее время, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. В исследованиях Л.С. Выготского, представлены основные закономерности развития высших психических функций, которые получили дальнейшее развитие в работах выдающихся отечественных психологов и педагогов (М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Г.М. Дульнева, В.Г. Петровой и др.). Наиболее значимой в курсе "Основы олигофренопедагогики" является проблема особенностей обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью, коррекция дефектов развития в процессе обучения, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся. Особенности воспитательного процесса в специальной школе VIII типа – это наиболее интересный и проблемный раздел олигофренопедагогики (многофакторность, ступенчатый характер, концентризм в работе, длительность процесса и т.д.). Главные задачи воспитания на современном этапе развития общества – это подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, т.е. социально-трудовая адаптация и лечебно-оздоровительная работа, направленная на укрепление и исправление общего физического состояния учащихся. Не менее интересным и нужным для студентов является изучение психологических особенностей педагогической деятельности и личности педагога, имеющей свои специфические профессиональные особенности, а также структуру коррекционного учреждения. Деятельность педагога-дефектолога предполагает не только высокий уровень компетентности, знаний, умений и навыков, но и особый склад характера, интеллекта, а главное - эмпатии, альтруизма и общительности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|