Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности торгового капитала




 

Еще в эпоху классического капитализма возникли два вида предпринимательства: бизнес в производстве и бизнес в сфере торговли. Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между мас­совым изготовлением благ, с одной стороны, и продажей оптовых партий изделий в розницу населению - с другой.

Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Они не содержат сеть розничных магазинов, а быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширять производство. В свою очередь, торговый бизнес сосредоточивается на продаже товаров, создавая сеть уни­версальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.

Рассмотрим подробнее, как действуют торговые посредники. Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются оп­товая и розничная торговля.

Оптовые закупки могут осуществляться в двух вариантах: а) в форме прямых поставок товаров из фирмы-изготовителя в тор­говое предприятие; б) в виде заключения сделок о поставке продукции на товарной бирже.

Товарная биржа - оптовый рынок, где продаются массовые заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага называются “заменяемыми”, поскольку речь идет не о каких-то совершенно определенных, точно и конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.

Товарная биржа - такое учреждение, где не реализуются сами блага, а лишь заключатся контракты (соглашения со вза­имными обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку. При этом продукты продаются: а) по стандартам, в которых дан перечень необходимых признаков (качество, сорт­ность и т. п.) и б) по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).

Биржевые сделки заключаются на куплю-продажу изделий двух видов: а) реального блага (имеющегося в продаже); после заключения контракта продукт поставляется покупателю в обус­ловленный срок; б) товара, который еще будет произведен (на­пример, пшеница будущего урожая); это так называемые фью­черсные (англ. future - будущее) торговые операции.

Товарные биржи выявляют реальные цены с учетом скла­дывающегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупаю­щие товары оптом (не только торговые, но и промышленные предприятия), всегда следят за биржевыми ценами, которые складываются на национальных и мировых оптовых рынках. Из­вестны, например, биржи в Нью-Йорке (специализируются по хлопку, кофе, сахару, какао и др.), в Чикаго (зерновая биржа).

Торговый капитал доводит изготовленную продукцию до по­требителей через розничные магазины. На начальном этапе раз­вития этого капитала в рознице преобладали сравнительно мелкие лавки, магазины и торговые кооперативы (которые закупали изделия у производителей и продавали их членам кооператива или же сбывали на рынке продукцию крестьян и ремесленников). В интересах потребителей получили распространение разные формы торговых операций и предприятий: специализированные и универсальные магазины, посылочная торговля, продажа вещей в кредит. Наряду с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, имеются магазины, где продаются сверхмодные и престижные товары для самых богатых людей. Например, в штате Техас (США) прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок за 500 долл., здесь можно заказать подарок, ска­жем, слона, и его доставят в нужный срок...

В последние десятилетия в сфере торговли наблюдаются но­вые процессы, связанные с укрупнением капитала, централи­зацией предприятий, интеграцией крупного торгового и про­мышленного бизнеса.

Во-первых, широко развивается франчайзинг - объединение крупной фирмы с множеством мелких торговых предприятий. Последние сбывают продукцию фирмы на определенной тер­ритории. Так повсеместно возникают, например, бензоколонки, рестораны и закусочные быстрого обслуживания.

Во-вторых, между торговым и промышленным капиталами устанавливаются тесные связи в форме контрактных соглашений, которые охватывают огромное число участников и формируют целые системы. Контактные системы объединяют крупный, средний и мелкий бизнес. Для последних вхождение в такую систему служит единственным способом выживания в условиях острой конкуренции. В свою очередь, мелкие магазины служат для крупных производителей своеобразными “датчиками” ин­формации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъ­юнктуры.

В-третьих, образуются крупнейшие торговые монополии, ко­торые обслуживают сбыт продукции многих промышленных фирм. Скажем, американская торговая компания “Сирд, Робак” продает изделия нескольких тысяч поставщиков по самому ши­рокому ассортименту товаров. Такое обслуживание производст­венных фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсальными, создать разнообразие благ на рынке и улучшить удовлетворение потребительского спроса.

В итоге возросшая концентрация и централизация торгового капитала усиливает реальное обобществление сферы торговли. Экономическим последствием этого процесса является ускорение оборота капитала и возрастание промышленной прибыли. Од­новременно повышается выгодность торгового бизнеса.

Норма прибыли

 

Торговый бизнес осуществляется по известной нам формуле:

Д – Т – Д',

 

где Д - денежные затраты на торговлю;

Т - товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);

Д' - денежная выручка от реализации благ по розничным ценам.

Из данной схемы мы можем составить первоначальное пред­ставление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль (Пт) - разница между денежной выручкой и первоначально аван­сированной суммой

Пт = Д' – Д.

 

Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли (Пт’)

Пт‘=

Норма прибыли торгового капитала - это отношение прибыли к авансированному капиталу, выраженное в процентах.

Теперь детально проанализируем прибыль, чтобы затем лучше представить себе, от каких факторов зависит ее величина. Начнем с выяснения первоначальных затрат на торговый бизнес (Д). Эти затраты складываются из двух основных элементов:

расходов на закупку товаров по оптовым ценам (Цо);

торговых издержек (затрат по организации торгового пред­приятия - Ит).

Стало быть, авансированный капитал будет представлять со­бой сумму, во-первых, затрат на покупку всех благ (Т) по их оптовым ценам (Цр) и, во-вторых, величины торговых издержек

Д = Т ´ Цо + Ит.

В свою очередь, денежная выручка - это произведение ко­личества проданных товаров (Т) на их розничную цену (Цр):

 

Д' = Т ´ Цр.

 

Сейчас мы можем расшифровать формулу прибыли следую­щим образом:

 

Пт = Т ´ Цр – (Т ´ Цо + Ит).

 

Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит: а) от количества реализованных продуктов;

б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;

в) издержек торговли. Столь же понятно, что и величина нормы торговой прибыли определяется этими же факторами.

Не все указанные величины подконтрольны торговому биз­несу. От его деятельности в большей мере зависят издержки.

Издержки по организации розничной торговли (Ит) подраз­деляются на два вида.

Первый вид - прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж товаров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят:

а) затраты на покупку продуктов по оптовым ценам и б) транс­портные расходы.

Второй вид расходов - косвенные (или условно-постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются затраты по содержанию торгового предприя­тия: вознаграждение за труд сотрудников, плата за аренду по­мещения, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, элект­ричество и др.).

Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, то в расчете на 1 продукт прямые (пере­менные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) затраты сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесменов в увеличении количества проданных благ, поскольку косвенные расходы в расчете на один продукт сокращаются, а прибыль увеличивается.

Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене вещи приплюсовывается торговая надбавка (в нашей стране эта прибавляемая величина была названа “торговая накидка”). Эта надбавка (Т„) покрывает издержки и включает прибыль:

 

Тн = Ит + Пт

 

Розничная цена, включающая надбавку, не может устанав­ливаться чисто произвольно, если иметь в виду нормальные условия рыночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при определении розничных цен:

цену продавца, ниже которой он не может продавать товары (цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);

цену покупателя, выше которой он не будет платить за вещь.

Могут быть, по всей видимости, четыре варианта соотно­шений данных видов цен.

1-й вариант: цены продавцов и покупателей равны. Тогда блага будут реализованы по равновесной цене.

2-й вариант: цены продавцов и покупателей совсем не сов­падают. Товары не будут проданы.

3-й вариант: высокие цены продавцов совпадают только час­тично с ценами некоторых потребителей, имеющих большие доходы. В этом случае продукты будет покупать привилегиро­ванная часть населения.

4-й вариант: цены продавцов соответствуют ценам основной части покупателей. Тогда откроется массовая реализация товаров.

Пожалуй, ясно, что в 1-м и 4-м вариантах торговая прибыль может быть получена полностью, в 3-м - частично, а во 2-м случае никакой прибыли не будет.

После того как рассмотрены все основные условия образо­вания торговой прибыли, выясним вопрос: в каком соотношении находятся нормы прибыли в промышленности и в сфере обращения?

Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если промышленная фирма станет непосредственно заниматься ре­ализацией своей продукции, то ей потребуются дополнительные денежные средства для организации сложной сети розничной торговли. Однако по мере роста размера авансированного ка­питала предприятия норма прибыли будет снижаться. В силу этого организаторы промышленного бизнеса выбрали альтерна­тивный вариант. Они поступились частью прибыли, чтобы умень­шить оптовую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная выгода. Во-первых, торговые посредники получили воз­можность получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и продавая их по большей розничной цене. При этом последняя могла и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную реализацию своих изделий. К тому же ускорился оборот капитальной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю сумму от продаж продукции по оптовым ценам. А такое ускорение, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.

После разделения бизнеса на его специализированные ви­ды - промышленный и торговый - между ними развернулось острое соперничество за получение большей величины прибыли на равновеликий капитал. Однако еще в период классического капитализма свободная конкуренция вызвала тенденцию к вы­равниванию нормы прибыли и промышленных, и торговых пред­принимателей. Когда, допустим, более высокой доходности до­стигал промышленный бизнес, то в индустриальную сферу уст­ремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к сни­жению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля, то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конечном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли.

Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле усилилось при монополизации в современной экономике. Эта тенденция особенно укрепилась вследствие интеграции крупного промышленного и торгового капитала.

Совершенно иначе сложилось соотношение между нормой прибыли в промышленности и нормой прибыли в торговле в России в 1990-х годах. Из-за длительного спада производства многие промышленные предприятия перестали получать при­быль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х годов достигла 500%. И это не случайно. Про­цветанию многих торговых предприятий способствовали в осо­бенности следующие условия:

либерализация цен (по существу ценовой “беспредел”) и силь­ная инфляция;

монополизация рынка;

ликвидация государственной монополии внешней торговли и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти, металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;

закупка за границей многих видов дешевых товаров недо­статочно высокого качества и перепродажа их в России по вы­соким ценам.

Неестественно прибыльное развитие бизнеса во внутренней и внешней торговле на фоне общего хозяйственного упадка породило ряд социально-экономических противоречий. Одно из острейших среди них состоит в том, что необычайно широкий импорт зарубежных товаров, благоприятствующий иностранному капиталу, наносит серьезный ущерб отечественным товаропро­изводителям. Другое не менее острое противоречие заключается в том, что огромная нажива торговых посредников на продаже дорогих товаров наносит удар по благосостоянию широких масс, снижает жизненный уровень значительной части населения стра­ны, порождая тем самым социальную нестабильность.

В российской экономике возникли тупиковые ситуации. Пер­вая из них такова. Поскольку более доходным стало вложение капитала не в промышленность, а в торговлю, то это стало тормозить развитие отечественного товарного производства. Тем самым подрывается экономическая база прогрессивного роста национальной экономики, наносится все больший ущерб рас­ширению внутреннего рынка за счет собственных товарных ре­сурсов.

Вторая тупиковая ситуация заключается в том, что выгодный для торгового бизнеса инфляционный рост цен вызывает сни­жение покупательной способности населения. Последнее, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии самой торговли. Не случайно, что в 1990-х годах в нашей стране значительно уменьшились объемы продажи, например, продуктов питания (табл.11.2).

Таблица 11.2

 

Как мы видим, потребление населением наиболее ценных продуктов, содержащих белки животного происхождения, сни­зилось вдвое. В целом физический объем розничного товаро­оборота (продажа всех товаров в их натуральном виде) с 1990 по 1998г. сократилась на 15%. Это означает, что розничная торговля уменьшила закупки продукции на предприятиях про­мышленности и сельского хозяйства. Свертывание же произ­водства влечет за собой, как естественное следствие, уменьшение суммарной величины новой стоимости - источника доходов всех групп населения, то есть его покупательной способности. Так замыкается порочный круг обнищания.

Вполне очевидно, что нынешнее положение торгового бизнеса в нашей стране может в корне измениться в результате значи­тельного снижения инфляционного роста цен, при стабилизации экономики и последующем подъеме производства и благосос­тояния населения, а также вследствие усиления государственного регулирования внутренней и внешней торговли.

Как свидетельствует мировой опыт, нормализации экономи­ческих отношений между производством и торговлей и повы­шению нормы прибыли в немалой степени способствует мар­кетинг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных