Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в МПР, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоп­рименения — наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует сво­ими силами процессу удовлетворения интересов.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения не­обходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстри­ровать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без инди­видуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) — в произвол. Вот почему МПР должен выражать такую взаимосвязь различных пра­вовых средств, представляющих различные виды правового регулиро­вания, которая будет придавать управленческому процессу дополни­тельные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулирова­нии общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каж­дой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регули­рования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, невер­ный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта»[6].

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и право­порядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совер­шенствования элементов МПР, повышения их эффективности. Высту­пая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Итак, в заключении сегодняшнего занятия мы с вами сможем сде­лать вывод, что правовое регулирование - это процесс, осуществляе­мый с помощью определенных средств юридического воздействия на об­щественные отношения. Правовые нормы уже своим существованием оказы­вают влияние на поведение людей, они вводят человеческую дея­тельность в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Сред­ства юридического воздействия образуют системный юридический меха­низм, который обеспечивает регулирование всей совокупности общес­твенных отношений, являющихся предметом правового регулирования.

Итак, механизм правового регулирования - это система правовых средств, с помощью которой осуществляется упорядоченность (воздей­ствие) общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

 

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании методической секции №-2 кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин. Протокол №____ от «____»________________200__ года.

 


[1] См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М. 1984. С. 87. См. также: Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987. С. 64.

[2] См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классифи­кация // Сов. государство и право. 1987. № 6 С. 14.

[3] Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоцио­нальной психологии. СПб., 1909. С. 3.

[4] См.: Казимирчук В.П. Социальный механизм действия нрава // Сов. государство и право. 1970. № 10. С. 37—44; Право и социология. М., 1973. С. 69; Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987. С. 93—103.

[5] Матузов И.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. С. 13.

[6] Сапун В.А. Инструментальная теория права и юридической науке// Современное государство и право: Вопросы теории и истории, Владивосток, 1992. С. 18.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных